Диагностика для изучения классного коллектива
методическая разработка на тему

Вавилова Наталья Николаевна

Методики для изучения классного коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика коллектива 

I этап – диагностика исследования личности учащихся

(1 класс)

II этап – диагностика развития коллектива

(2 – 3 классы)

III этап – диагностика сформированности коллектива

(4 класс)

 I этап

    На первом этапе -  методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе.

 

Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником”.

   Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме:

Желания

Ф.И.

 

 

для себя

для близких людей

для других людей

 

1.

 

 

 

 

 

Диагностическая методика “Космическое путешествие”.

   Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.

 

Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”.

    Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

  В классе мне

  С друзьями мне

  Дома мне

 

Диагностическая методика “Золотая рыбка”.

    Дети выступают в роли заказчика, а не исполнителя желаний. И от рыбки, а не от них самих зависит, исполнить или нет желание. “Представь себе: приплыла к тебе рыбка, спросила: “Чего тебе надобно?”

Для создания особого настроя можно ввести игровые элементы-символы: волшебную палочку, разыгрывание сценки с появлением золотой рыбки.

 

Методика незаконченных предложений.

   Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения.

 

Графический тест “Я – позиция”.

   На листе бумаги чертится круг. Ученик ставит точку – своё “я” относительно круга (она может быть поставлена в круге, центре круга, за кругом). Целью данного теста является выявление характера самооценки детей, места каждого ребёнка в коллективе. Результаты данного теста можно применять для формирования классного самоуправления.

 

Тест “Пьедестал”.

    Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?”

II этап

 

    На втором этапе целью диагностики является выявление направленности интересов младших школьников, характера самооценки, изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.

 

Методика “Цветик-семицветик”   (составлена И.М.Витковской)

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

    Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует семь желаний.

 

Обработка результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив таблицу:

Ф.И.

 

Желания

для себя

для близких людей

для класса и школы

для других людей

1.

 

 

 

 

 

         Методика “Приглашение в гости”.

 

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей.

    Ход проведения. Детям предлагается ситуация: “Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?”

Предложить детям записать фамилии 5 человек.

 

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

    Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки:

  Дружелюбие

  Согласие

  Удовлетворённость

  Увлечённость

  Теплота взаимоотношений

  Взаимная поддержка

  Занимательность

  Скука

  Успешность

 

Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.

 III этап

 

  На третьем этапе целью диагностических исследований является определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом.

 

Методика: “Какой у нас коллектив”.

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

   Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

  1. Наш класс очень дружный и сплочённый.
  2. Наш класс дружный.
  3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
  4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
  5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
  6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

 

Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.

 

Диагностическая методика “Анкетирование”

 

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

 

 

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошёл бы в школу

4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

- мало

- много

- нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

- нравится

- не очень

- не нравится

 


 

 

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

Вопросы        Оценка за 1ответ        Оценка за 2 ответ        Оценка за 3 ответ

1        1        3        0

2        0        1        3

3        1        0        3

4        3        1        0

5        0        3        1

6        1        3        0

7        3        1        0

8        1        0        3

9        1        3        0

10        3        1        0

 

 

Анализ анкетирования:

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.

 

20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

 

19-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.

 

10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

 

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

 

Диагностика уровня развития классного коллектива

 

1.Уровень развития ученического самоуправления                                

5         4           3           2            1

1.1Мы являемся организаторами своей жизни в классе

1.2В классе есть органы самоуправления

1.3Я знаю, как выполнить своё поручение

1.4Мы сами планируем свои дела

1.5Мы отвечаем за состояние своего класса (чистота, уют, порядок)

1.6Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами

2.Взаимоотношения в классном коллективе

 

2.1Мы доброжелательны друг к другу

2.2Мы помогаем друг другу в сложных ситуациях

2.3У нас доброжелательные отношения с учителем

2.4Классный руководитель участник всех наших дел, но не диктатор

2.5Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются

2.6Мы не боимся высказать своё мнение учителю

3.Мотивированность классного коллектива

 

3.1Мы стремимся получить хорошие знания

3.2Мы настроены на активную трудовую деятельность

3.3Мы стремимся улучшить окружающую жизнь

3.4Мы настроены на положительное поведение в школе и обществе

3.5Мы заботимся о сохранении собственного здоровья

4.Степень удовлетворённости деятельностью классного коллектива

 

4.1Наш класс живёт интересной ,насыщенной жизнью

4.2Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения

4.3В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители

4.4Проводимые дела носят творческий характер

4.5Деятельность класса готовит меня к будущей взрослой жизни

Уровень развития коллектива определяется суммой баллов

Суммарное число баллов

Уровень развития коллектива

24-48 очень низкий

49-72 низкий

73-96 средний

97-120 высокий

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в 1-м классе

Проблема изучения направленности интересов учащихся

Методика  «Цветик - семицветик»

Цель: определить направленность потребностей, устремления ребёнка, его желаний.

Ребятам напоминают сказку В. Катаева «Цветик - семицветик». Каждому малышу вручают сделанный из бумаги цветик – семицветик и предлагают «встать на место  девочки Жени», проговорить желания на лепестках цветка (желания для себя, для своих родных и близких, для друзей, для всех людей).

п/п

Фамилия, имя

Желания

для себя

для других

материаль

ные

Духов

Ные

раз

руши

тель

ные

для близких (семья)

для людей вообще

для това

рищей

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в 1-м классе

Проблема изучения направленности интересов учащихся

Проблема изучения уровня учебного сотрудничества школьников в классе

Методика «Рукавичка»

Цель диагностики: изучить уровень учебного сотрудничества первоклассников.

                Время выполнения: 15 минут.

                Форма проведения: парная.

                Оборудование: каждому ученику нужно дать шаблон варежки из белой бумаги, цветные карандаши (3-4 цвета).

Организация занятия.

Дети садятся парами, между ними ширма. Предлагается раскрасить варежки так, чтобы они получились одинаковыми. Подсматривать нельзя, а разговаривать можно.

Вопросы для обсуждения:

  • Получилась ли у вас совместная работа?
  • Почему получилась?
  • Почему не получилась?
  • Что помогло?
  • Что мешало?
  • А как ты объяснял?
  • А кто был главный в паре?

Так же использованы методика «Узелок», «Рисование одним карандашом».

Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что большинство первоклассников:

       не владеют умениями совместной деятельности;

       не готовы сотрудничать в больших группах:

       плохо знают друг друга;

       не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.

                Работа в парах формирует у первоклассников умения принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Объединение в парах дает возможность детям осуществить выбор по симпатии, что обеспечивает положительно-эмоциональный фон совместной деятельности.

Таким образом, работа в парах позволяет учителю оценивать степень развития навыков сотрудничества у первоклассников и целенаправленно организовывать их совместную деятельность на уроке.

 Время проведения: октябрь-декабрь 2007.

Проблема изучения детского коллектива

Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик».

Цель диагностики: определить самочувствие учащихся в классе, дома, с друзьями.

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их  самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

В классе мне –

 

С друзьями мне –

Дома мне -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики изучения классного коллектива

В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 - го класса до 4 -го....

Диагностика для изучения детского коллектива

Диагностика для изучения детского коллектива...

Презентация диагностик для изучения детского коллектива

Диагностики изучения детского коллектива в 1-2 классе....

Диагностика изучения классного коллектива

В данном материале даны примерные методики проведения диагностики в начальных классах по изучению классного коллектива, мотивационной сферы учащихся....

Диагностики для изучения детского коллектива

Данный перечень диагностик направлен на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитатель...