Программа кружка "Друзья природы"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лопатинская основная общеобразовательная школа»
Принята Утверждена
на педагогическом совете приказом директора
Протокол № 1 от 28.08.2019 № 87 от 28.08.2019
Дополнительная
общеобразовательная (общеразвивающая ) программа естественнонаучной направленности
«Друзья природы»
Возраст обучающихся: с 7 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
Быкова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
с. Лопатино,2019
2.Содержание программы:
1. Титульный лист…………………………………………………1
2. Содержание …………………………………………………….2
3. Пояснительная записка ………………………………………..3
4. Учебный план…………………………………………………..9
5. Содержание учебного плана…………………………………18
6. Календарный учебный график………………………………25
7. Формы аттестации……………………………………………37
8. Оценочные материалы……………………………………….38
9. Методические материалы……………………………………43
10. Условия реализации программы…………………………..48
11. Список литературы………………………………………….49
3. Пояснительная записка
В утвержденных ФГОС 2-го поколения, определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные и метапредметные. К ним, в частности, относятся: осознание себя как гражданина России, формирование основы экологической культуры, бережного отношения к природе, установка на здоровый образ жизни.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Одной из приоритетной целей экологического образования должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Направленность программы: естественнонаучная.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи программы :
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека, о природных богатствах края;
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности, личной ответственности за сохранность природных богатств Нижегородской области;
3.Формирование навыков самостоятельной работы, имеющий исследовательский характер;
4. Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий;
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
6. Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды родного края;
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природы родного края;
9.Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Для успешного решения поставленных в программе задач необходимо:
обеспечить обучающимся комфортную образовательную среду;
необходимо учитывать их индивидуальные особенности в развитии,
адаптацию в обществе.
На уроках «Окружающего мира» дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа направлена на реализацию требований ФГОС НОО, расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему селу, Родине. Программа нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы. Человек, природа рассматриваются в неразрывном единстве. Дети узнают о реальных экологических проблемах в Нижегородской области, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы от загрязнения, сохранение видов животных и растений, охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.
Программа способствует формированию у детей убеждений в необходимости охраны природы, приобретению умений в практической деятельности, проектной деятельности.
Программа кружка отражает все аспекты содержания экологического образования:
научно-познавательного;
ценностного;
нормативного;
практически-деятельностного.
Проблема формирования исследовательских умений, проектной деятельности у младших школьников становится ещё более актуальной в современных условиях.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Отличительной особенностью данной программы можно считать
комплексный подход к обучению. Он заключается в том, что в процессе её освоения чётко прослеживаются межпредметные связи.
Срок реализации программы 4 года. Программа является среднесрочной В кружок привлекаются дети с 7 -11 лет. Форма обучения очная. Основные формы занятий – фронтальная, групповая и индивидуальная.
Основные формы проведения занятий: рассказ, беседа, экскурсия, урок-
путешествие, видео- просмотры материалов, лекция, практическая работа, проект, исследовательская работа, игра, викторина, выставка.
В процессе обучения важную роль играют практические занятия: выполнение заданий, рисунков о животных и растениях. В течение занятия происходит смена деятельности. На занятиях используются игровые моменты.
Режим занятий:
Первый год обучения: 1 ч в неделю, 37 часов в год.
Второй год –четвёртый год обучения: 1ч в неделю, 38 часов в год.
Продолжительность учебного часа – 45 минут.
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Друзья природы» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводится аттестация учащихся (выявляется определенный объем знаний, умений и навыков), в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей.
Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели окружающего мира, традиционные экологические праздники: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», защита проектов, выставки работ, участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского), участие в социальных акциях.
Планируемые результаты
В ходе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Друзья природы» учащимися достигаются:
Личностные результаты:
- формирование положительной мотивации к учебно-познавательной и практической деятельности по изучению и охране окружающей среды;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- формирование уважительного отношения к чужому мнению, истории и культуре народов Нижегородской области;
- формирование у учащихся ценностных установок на здоровый образ жизни, норм поведения в природной и социальной среде.
- любовь и уважение к своей малой родине.
- развитие морально-этического сознания;
Метапредметные результаты:
- формирование целостной научной картины мира, потребности к расширению и углублению знаний и опыта;
- овладение простыми логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
- развитие коммуникативных навыков, способности к диалогу, умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- начальные умения работы с информацией, различных способов ее поиска.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях живых организмов и окружающей среды;
- обогащение знаний детей о флоре и фауне России и Нижегородской области;
- осознание себя как части природы;
- привитие основ экологической грамотности;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- участие в экологических акциях, эколого-просветительской деятельности.
- овладение начальными формами исследовательской деятельности.
По окончании 1 –го года обучения обучающиеся будут знать:
1. Правила поведения в природе.
2. Животный мир Нижегородской области.
По окончании 1 –го года обучения обучающиеся будут уметь:
1. Называть по рисункам, таблицам, гербариям и натуральным объектам
основные виды животных Нижегородской области.
2. Работать с учебной и художественной литературой.
По окончании 2 –го года обучения обучающиеся будут знать:
1. Растительный мир Нижегородской области.
2.Комнатные растения .
3.Правила гигиены в доме и классе.
4.Значение воды, воздуха, солнца в жизни человека.
По окончании 2 –го года обучения обучающиеся будут уметь:
1.Называть по рисункам, таблицам, гербариям и натуральным объектам
растения Нижегородской области.
2. Ухаживать за комнатными растениями.
3.Соблюдать правила гигиены в доме и классе.
4. Готовить почву к посеву и сажать и ухаживать за культурными растениями.
По окончании 3 –го года обучения обучающиеся будут знать:
1. Связь человека с живой и неживой природой.
2.Связь между неживой природой и живой.
3. Съедобные и несъедобные грибы Нижегородской области.
4.Сельскохозяйственные машины и орудия.
По окончании 3 –го года обучения обучающиеся будут уметь:
1. Различать виды почв в Сергачском районе.
2. Предсказывать погоду по народным приметам.
3. Размножать комнатные растения.
4. Различать съедобные и несъедобные грибы Нижегородской области.
5. Готовить почву к посеву и сажать и ухаживать за культурными растениями.
По окончании 4 –го года обучения обучающиеся будут знать:
1.Изменения окружающей среды.
2.Редкие виды растений и животных Нижегородского края.
3.Реки и озёра Нижегородской области.
4.Животный и растительный мир около рек и озёр.
5.Овощные и декоративные культуры школьного участка.
6.Родники своей местности.
По окончании 4 –го года обучения обучающиеся будут уметь:
1. Называть по рисункам, таблицам, гербариям и натуральным объектам
редкие виды растений и животных Нижегородского края.
2.Различать овощные и декоративные культуры школьного участка.
3.Очищать и благоустраивать родники.
Учебный план
1-й год обучения
№ раздела и темы | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 1. Дикие животные Нижегородской области | 21 ч | |||
2 | Заяц - «Длинное ухо» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Серый хищник - волк | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Хозяин леса - медведь | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Любознательный зверёк -белка | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Куница - охотник на белок | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Лесной красавец - лось | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Праздник осени | 1 | 1 | |
10 | Сердитый недотрога- ёж | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Подземный житель - крот | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Всеядное животное — барсук | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Бобр-строитель | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Запасливый бурундук | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Мышка-норушка | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Жизнь животных зимой | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Рысь - родственник кошки | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Соболь - «дорогой» зверёк | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Хомяк - житель наших лесов | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Обобщающее занятие о диких животных | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Мини-проекты «Животные нашего края» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел2. Пернатые жители Нижегородской области | 15 ч | |||
23 | Воробей - самая распространённая птица | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Ворона - «интеллектуальная» птица | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Ворон - красивая, умная птица | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Сорока-белобока - «лесная сплетница» | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | «Лесной доктор» - дятел | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Соловей - «великий маэстро» | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Загадочная птица - кукушка | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | «Пернатая кошка» - сова | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | День птиц | 1 | 1 | |
32 | Любимая птица - снегирь | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Наш добрый сосед - скворец | 1 | 0,5 | 0,5 |
35 | «Золотая птица» — иволга. | 1 | 0,5 | 0,5 |
36 | Промежуточная аттестация (анкетирование) | 1 | 1 | |
37 | Мини-проекты « Птицы нашего края» | 1 | 1 | |
Итого: | 37 | 16,5 | 20,5 |
2-й год обучения
№ раздела и темы | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел1. Мой дом за окном. | 6 | |||
2 | Мой дом | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Дом, где мы живем. Акция «Чистое утро» | 1 | 1 | |
4 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 1 | 1 | |
5 | Деревья твоего двора | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Птицы нашего двора. Проект «Помоги птицам» | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». Акция «Кормушка». | 1 | 1 | |
Раздел 2. Я и мое окружение | 11 | |||
8 | Моя семья | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Праздник осени | 1 | 1 | |
10 | Соседи-жильцы | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Мой класс | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» | 1 | 1 | |
13 | Дом моей мечты | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Рассказы, стихи о семье | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Комнатные растения в квартире, в классе | 1 | 1 | |
16 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 1 | 1 | |
17 | Поход на лыжах в зимний лес | 1 | 1 | |
18 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | 1 | 1 | |
Раздел 3. Гигиена моего дома. | 7 | |||
19 | Гигиена класса | 1 | 1 | |
20 | Практическое занятие «Гигиена класса» | 1 | 1 | |
21 | Бытовые приборы в квартире | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Экскурсия в школьную кухню | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Наша одежда и обувь | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Русская народная одежда. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Практическое занятие «Русская национальная одежда» | 1 | 1 | |
Раздел 4. Вода - источник жизни | 4 | |||
26 | Вода в моем доме и в природе. Проект «Охрана воды» | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Стихи, рассказы о воде в природе. Озеро и река Пьяна. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Вода в жизни растений и животных. | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 5. Солнце и свет в нашей жизни. | 4 | |||
30 | Солнце, Луна, звезды – источники света | 1 | 1 | |
31 | День птиц | 1 | 1 | |
32 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света | 1 | 1 | |
Раздел 6. Весенние работы. | 2 | |||
34 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | 1 | 1 | |
35 | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними | 1 | 1 | |
Раздел 7. Воздух и здоровье . | 3 | |||
36 | Воздух и здоровье человека. Основные источники загрязнения воздуха. | 1 | 0,5 | 0,5 |
37 | Промежуточная аттестация (анкетирование) | 1 | 1 | |
38 | Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 | 1 | |
Итого: | 38 | 12,5 | 25,5 |
3-й год обучения
№ раздела и темы | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение | 2 | |||
1 | Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Мир вокруг. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 1. Человек и природа | 5 | |||
3 | Экология и мы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Осенние работы в поле. Экскурсия на поля агрофирмы «Золотой колос». | 1 | 1 | |
5 | Практическое занятие «Пришкольный участок» | 1 | 1 | |
6 | Место человека в мире природы. Источники загрязнения природы в Сергачском районе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Экскурсия «Осень в лесу» | 1 | 1 | |
Раздел 2. Неживое в природе | 14 | |||
8 | Неживая природа. Экскурсия на пришкольный участок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Праздник осени | 1 | 1 | |
10 | Неживая природа. Экскурсия на пришкольный участок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Солнце – источник тепла и света | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Вода, её признаки и свойства. Практическая работа «Свойства воды». | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Берегите воду! Проект « Сбережем капельку!» | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Почва – святыня наша. | 1 | 1 | |
15 | Состав и свойства почвы. Виды почв в Сергачском районе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Погода . Времена года в Нижегородской области. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Поход на лыжах в зимний лес | 1 | 1 | |
18 | Погода. Времена года в Нижегородской области. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Предсказание погоды по народным приметам | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Почему нельзя? | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Диалоги с неживой природой. Акция «Из отходов в доходы». | 1 | 1 | |
Раздел 3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой | 9 | |||
22 | Акция «Хлебные крошки» | 1 | 1 | |
23 | Кто улетает, а кто остаётся | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Экологические связи неживой и живой природы | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Вода и жизнь | 1 | 1 | |
26 | Растения рядом | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Комнатные растения | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Размножение комнатных растений. Проект «Значение растений» | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Дикорастущие растения луга, водоема и леса в Нижегородской области. | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Практическое занятие «Растения луга и леса» | 1 | 1 | |
Раздел 4. Царство грибов | 4 | |||
31 | День птиц | 1 | 1 | |
32 | Съедобные грибы Нижегородского края | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Несъедобные грибы Нижегородского края | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Микроскопические грибы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 5. Сельскохозяйственный труд весной | 4 | |||
35 | Сельскохозяйственные машины и орудия. Экскурсия в мастерскую агрофирмы «Золотой колос» | 1 | 1 | |
36 | Промежуточная аттестация (анкетирование) | 1 | 1 | |
37-38 | Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке | 2 | 2 | |
Итого: | 38 | 13,5 | 24,5 |
4-й год обучения
№ раздела и темы | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 1. Среда обитания | 6 | |||
2 | Времена года на Земле | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 1 | 1 | |
4 | Изменения окружающей среды | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | 1 | 1 | |
6 | Условия жизни растений | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Разнообразие животных, условия их жизни Проект «Природа Нижегородского края» (по выбору ученика) | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 2. Жизнь животных | 5 | |||
8 | Динозавры – вымерший вид животных | 1 | 1 | |
9 | Праздник осени | 1 | 1 | |
10 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | 1 | |
12 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений .Проект «Красная книга Нижегородского края» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 3. Реки и озера | 9 | |||
13 | Реки и озера Нижегородской области | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Получение кислорода под водой | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Пресноводные животные и растения Нижегородских водоёмов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Жизнь у рек и озер | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Зимний поход в лес | 1 | 1 | |
18 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 1 | 1 | |
19 | Околоводные птицы | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Акция « Сохраним первоцвет!» | 1 | 1 | |
Раздел 4. Человек и животные | 8 | |||
22 | Жизнь среди людей | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Ролевая игра «Это все кошки» | 1 | 1 | |
24 | Домашние животные | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Викторина «Собаки – наши друзья» | 1 | 1 | |
26 | Уход за домашними животными | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 1 | 1 | |
28 | Люди и паразиты | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 5. Сельскохозяйственный труд | 9 | |||
30 | Почва | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Праздник птиц | 1 | 1 | |
32 | Семена овощных и декоративных культур | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Заботы хлебороба весной. Экскурсия в агрофирму «Золотой колос» | 1 | 1 | |
34 | Акция «Родничок» | 1 | 1 | |
35 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений .Подготовка почвы на пришкольном участке | 1 | 1 | |
36 | Промежуточная аттестация (анкетирование) | 1 | 1 | |
37 | Высадка рассады на участке. Составление графика полива | 1 | 1 | |
38 | Декоративные растения пришкольного участка | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 38 | 11,5 | 26,5 |
Содержание учебного плана
1 год обучения
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»
Вводное занятие.
Теория: Инструкция по ТБ. Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год.
Игра «Поле чудес»
Раздел 1. «Дикие животные»
Теория: Заяц - «Длинное ухо». Лисица. Серый хищник – волк. Хозяин леса – медведь. Любознательный зверёк – белка. Куница - охотник на белок. Лесной красавец – лось. Сердитый недотрога – ёж. Подземный житель – крот. Всеядное животное — барсук. Бобр-строитель. Запасливый бурундук. Кабан - дикий родственник домашней свиньи. Мышка-норушка. Жизнь животных зимой. Рысь - родственник кошки. Соболь - «дорогой». Хомяк – житель наших лесов.
Практическая работа: Знакомство с народными приметами и пословицами. Работа в группах - «Раскрась», «Собери мозаику», «Придумай загадку», «Изготовь панно», «Вылепи животное», «Нарисуй животное». Праздник осени. «Чтение стихов, исполнение песен о осени ».Работа над скороговорками и народными приметами. Чтение рассказов В.Зотова.
Викторина «Эти забавные животные»
Мини-проект «Животные нашего края»
Раздел 2. «Пернатые жители»
Теория: Воробей - самая распространённая птица на Земле. Ворона - «интеллектуальная» птица. Ворон - красивая, умная птица. Сорока - белобока - «лесная сплетница». «Лесной доктор» - дятел. Соловей - «великий маэстро». Загадочная птица - кукушка. «Пернатая кошка» - сова. Любимая птица – снегирь. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России. Наш добрый сосед - скворец. «Золотая птица» — иволга.
Практическая работа: Работа с загадками, пословицами, народными приметами. Чтение и анализ стихотворений. День птиц. Работа в группах - «Раскрась», «Собери мозаику», «Придумай загадку», «Изготовь панно», «Вылепи птицу», «Нарисуй птицу». Изготовление кормушек для птиц.
Конкурс «Знатоки птиц» Викторина «Птицы нашего края»
Промежуточная аттестация обучающихся:
- «Выявление уровня экологических знаний»
- «Выявление уровня сформированной экологической культуры».
2 год обучения
«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА»
Вводное занятие.
Теория: Инструкция по ТБ. Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Обсуждение плана работы на год. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.
Раздел 1. «Мой дом за окном»
Теория: Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме. Многообразие птиц, выделение их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы и зимующие птицы Нижегородской области.
Практическая работа: Акция «Чистое утро, уборка школьного двора, посадка деревьев во дворе школы, изготовление кормушек для птиц.
Проект «Помоги птицам».
Раздел 2. «Я и моё окружение»
Теория: Моя семья. Роль семьи в жизни человека. Соседи-жильцы. Мой класс. Дом моей мечты. Комнатные растения в квартире, в классе.
Практическая работа: Праздник осени (чтение стихов, исполнение песен, приметы осени). Дежурство по классу. Создание уюта в классной комнате. Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Уход за комнатными растениями. Маленький огород на подоконнике (посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени)
Викторина «Узнай комнатное растение»
Раздел 3. «Гигиена моего дома»
Теория: Гигиена класса. Бытовые приборы в квартире. Наша одежда и обувь. Русская народная одежда.
Практическая работа: Гигиена класса. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации. Экскурсия в школьную кухню. Русская национальная одежда. Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду?
Игра «Собери мозаику»
Раздел 4. «Вода- источник жизни»
Теория: Вода в моем доме и в природе. Вода в жизни растений и животных. Вода и здоровье человека. Личная гигиена.
Практическая работа: Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана, рек Волга и Пьяна. Измеряем температуру воды. Как правильно чистить зубы.
Проект «Охрана воды».
Раздел 5. «Солнце и свет в нашей жизни»
Теория: Солнце, Луна, звезды – источники света. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.
Практическая работа: Размещение комнатных растений с учетом потребности тепла и света. Выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.
Конкурс рисунков «Источники света»
Раздел 6. «Весенние работы»
Теория: Инструкция по ТБ. Влияние сроков посева на цветение декоративных растений.
Практическая работа: Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке (перекопка). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений». Разбивка грядок. Посадка растений. Наблюдение за всходами.
Раздел 7. «Воздух и здоровье»
Теория: Воздух и здоровье человека. Основные источники загрязнения воздуха. Свойства воздуха. Основные источники загрязнения воздуха. Загрязнители воздуха в Сергачском районе.
Практическая работа Влажная уборка класса. Проветривание.
Игра «Загрязнители воздуха»
Промежуточная аттестация :
- «Выявление уровня экологических знаний»
- «Выявление уровня сформированной экологической культуры»
3 год обучения
«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ»
Вводное занятие.
Инструкция по ТБ. Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Обсуждение плана работы на год. Мы жители планеты Земля. Мир вокруг.
Раздел 1. «Человек и природа»
Теория: Экология и мы. Осенние работы в поле. Место человека в мире природы. Осень в лесу.
Практическая работа: Экскурсия на поля агрофирмы «Золотой колос». Работа на пришкольном участке. Экскурсия в осенний лес. Сбор природного материала.
Конкурс рисунков по экологии.
Раздел 2. «Неживое в природе»
Теория: Неживая природа. Солнце – источник тепла и света. Вода, её признаки и свойства. Берегите воду! Почва – святыня наша. Погода. Предсказание погоды по народным приметам. Почему нельзя?
Практическая работа: Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня». Чтение стихов, исполнение песен, приметы осени. Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Знакомство с коллекцией «Виды почвы». Обработка почвы комнатных растений. Наблюдение за погодой. Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы». Поход на лыжах в зимний лес. Наблюдение за живой и неживой природой зимой. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Предсказание погоды по народным приметам.
Проект « Сбережем капельку!»
Акция «Из отходов в доходы»
Раздел 3. «Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой»
Теория: Кто улетает, а кто остаётся. Экологические связи неживой и живой природы. Вода и жизнь. Растения рядом. Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса.
Практическая работа: Акция «Хлебные крошки». Определение птиц Нижегородского края. Экскурсия, практикум «Выявление повреждений деревьев. Помощь деревьям» Работа по размещению комнатных растений дома, в классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка. Работа с гербариями.
Проект «Природа Нижегородского края»
Игра «Угадай растения по описанию»
Раздел 4. «Царство грибов»
Теория: Съедобные грибы Нижегородского края. Несъедобные грибы Нижегородского края. Микроскопические организмы.
Практическая работа: Определение съедобных и несъедобных грибов Нижегородского края.
Викторина «С корзинкой за грибами»
Раздел 5. «Сельскохозяйственный труд весной»
Теория: Сельскохозяйственные машины и орудия. Влияние органических удобрений на рост и развитие высаженных растений.
Практическая работа: Экскурсия в мастерскую агрофирмы «Золотой колос». Посадка декоративных растений. Изготовление колышков и этикеток.
Игра «Угадай сельскохозяйственные машины и орудия »
Промежуточная аттестация:
- «Выявление уровня экологических знаний»
- «Выявление уровня сформированной экологической культуры»
4 год обучения
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Вводное занятие.
Инструкция по ТБ. Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Обсуждение плана работы на год.
Раздел 1. «Среда обитания »
Теория: Времена года на Земле. Изменения окружающей среды. Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни.
Практическая работа: Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Осень на пришкольном участке.
Проект «Растения и животные Нижегородского края»
Раздел 2. «Жизнь животных »
Теория: Динозавры – вымерший вид животных. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.
Практическая работа: Чтение стихов, исполнение песен, приметы осени. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Знакомство с Красной книгой Нижегородского края. Разгадывание загадок
Экологический проект «Почему нужно защищать природу»
Раздел 3. «Реки и озера»
Теория: Реки и озера Нижегородского края. Получение кислорода под водой. Пресноводные животные и растения Нижегородского края. Жизнь у рек и озер. Околоводные птицы.
Практическая работа: Поход на лыжах в зимний лес (наблюдение за живой и неживой природой зимой). Акция «Сохраним первоцвет!» Определение пресноводных животных и растений Нижегородского края.
Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» в Сергачском районе.
Раздел 4. «Человек и животные»
Теория: Жизнь среди людей. Домашние животные. Уход за домашними животными. Люди и паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.
Практическая работа: Изготовление кормушек. Ролевая игра «Это все кошки». Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил»
Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 5. «Сельскохозяйственный труд»
Теория: Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Семена овощных и декоративных культур. Заботы хлебороба весной. Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём.
Практическая работа: «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). Определение семян овощных и декоративных культур по внешнему виду. Экскурсия в агрофирму «Золотой колос». Акция «Родничок». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Игра «Угадай семена растений »
Промежуточная аттестация:
- «Выявление уровня экологических знаний»
- «Выявление уровня сформированной экологической культуры»
Календарный учебный график
1 год обучения
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Введение | 1 | Беседа | Устный опрос | |
Раздел1. Дикие животные Нижегородской области | 21 ч | ||||
2 | Заяц - «Длинное ухо» | 1 | Презентация | Практическая работа | |
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 1 | Рассказ | Устный опрос | |
4 | Серый хищник - волк | 1 | Урок-путешествие | Самостоятельная работа | |
5 | Хозяин леса - медведь | 1 | Беседа | Устный опрос | |
6 | Любознательный зверёк -белка | 1 | Презентация | Устный опрос | |
7 | Куница - охотник на белок | 1 | Рассказ | Конкурс загадок | |
8 | Лесной красавец - лось | 1 | Урок-путешествие | Конкурс рисунков | |
9 | Праздник осени | 1 | Игра | Конкурс | |
10 | Сердитый недотрога- ёж | 1 | Беседа | Конкурс творческих работ | |
11 | Подземный житель - крот | 1 | Презентация | Игровая программа | |
12 | Всеядное животное — барсук | 1 | Рассказ | Конкурс «Собери мозаику» | |
13 | Бобр-строитель | 1 | Презентация | Конкурс загадок | |
14 | Запасливый бурундук | 1 | Рассказ | Мини-сочинение | |
15 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | 1 | Презентация | Конкурс«Что? Где? Когда» | |
16 | Мышка-норушка | 1 | Беседа | Устный опрос | |
17 | Жизнь животных зимой | 1 | Беседа | Конкурс рисунков | |
18 | Рысь - родственник кошки | 1 | Презентация | Конкурс рисунков | |
19 | Соболь - «дорогой» зверёк | 1 | Видеофильм | Самостоятельная работа | |
20 | Хомяк - житель наших лесов | 1 | Беседа | Устный опрос | |
21 | Обобщающее занятие о диких животных | 1 | Игра | Викторина | |
22 | Викторина «Животные нашего края» | 1 | Беседа | Викторина | |
Раздел2. Пернатые жители Нижегородской области | 15 ч | ||||
23 | Воробей - самая распространённая птица | 1 | Рассказ | Конкурс | |
24 | Ворона - «интеллектуальная» птица | 1 | Беседа | Устный опрос | |
25 | Ворон - красивая, умная птица | 1 | Презентация | Самостоятельная работа | |
26 | Сорока-белобока - «лесная сплетница» | 1 | Презентация | Конкурс | |
27 | «Лесной доктор» - дятел | 1 | Рассказ | Устный опрос | |
28 | Соловей - «великий маэстро» | 1 | Беседа | Самостоятельная работа | |
29 | Загадочная птица - кукушка | 1 | Урок-путешествие | Устный опрос | |
30 | «Пернатая кошка» - сова | 1 | Викторина | ||
31 | День птиц | 1 | Игра | Конкурс | |
32 | Любимая птица - снегирь | 1 | Презентация | Конкурс рисунков | |
33 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички | 1 | Рассказ | Самостоятельная работа | |
34 | Наш добрый сосед - скворец | 1 | Беседа | Устный опрос | |
35 | «Золотая птица» — иволга. Викторина «Птицы нашего края» | 1 | Презентация | Викторина | |
36 | Промежуточная аттестация(анкетирование) | 1 | Анкеты | ||
37 | . Викторина «Птицы нашего края» |
2 год обучения
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Введение | 1 | Беседа | Устный опрос | |
Раздел1. Мой дом за окном. | 6 | ||||
2 | Мой дом | 1 | Беседа | Устный опрос | |
3 | Дом, где мы живем. Акция «Чистое утро» | 1 | Беседа | Акция | |
4 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 1 | Беседа | Практическая работа | |
5 | Деревья твоего двора | 1 | Беседа | Практическая работа | |
6 | Птицы нашего двора. Проект «Помоги птицам» | 1 | Презентация | Проект | |
7 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». Акция «Кормушка». | 1 | Презентация | Практическая работа | |
Раздел 2. Я и мое окружение | 11 | ||||
8 | Моя семья | 1 | Урок-путешествие | Устный опрос | |
9 | Праздник осени | 1 | Игра | Конкурс | |
10 | Соседи-жильцы | 1 | Беседа | Устный опрос | |
11 | Мой класс | 1 | Беседа | Практическая работа | |
12 | Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» | 1 | Беседа | Практическая работа | |
13 | Дом моей мечты | 1 | Беседа | Устный опрос | |
14 | Рассказы, стихи о семье | 1 | Рассказ | Устный опрос | |
15 | Комнатные растения в квартире, в классе | 1 | Беседа | Практическая работа | |
16 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 1 | Беседа | Практическая работа | |
17 | Поход на лыжах в зимний лес | 1 | Наблюдение | Устный опрос | |
18 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | 1 | Практическая работа | ||
Раздел 3. Гигиена моего дома. | 7 | ||||
19 | Гигиена класса | 1 | Беседа | Устный опрос | |
20 | Практическое занятие «Гигиена класса» | 1 | Беседа | Практическая работа | |
21 | Бытовые приборы в квартире | 1 | Беседа | Устный опрос | |
22 | Экскурсия в школьную кухню | 1 | Экскурсия | Устный опрос | |
23 | Наша одежда и обувь | 1 | Рассказ | Устный опрос | |
24 | Русская народная одежда. | 1 | Рассказ | Устный опрос | |
25 | Практическое занятие «Русская национальная одежда» Конкурс «Нарисуй одежду» | 1 | Беседа | Практическая работа | |
Раздел 4. Вода - источник жизни | 4 | ||||
26 | Вода в моем доме и в природе. Проект «Охрана воды» | 1 | Презентация | Проект | |
27 | Стихи, рассказы о воде в природе. Озеро и река Пьяна. | 1 | Рассказ | Устный опрос | |
28 | Вода в жизни растений и животных. | 1 | Рассказ | Устный опрос | |
29 | Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» | 1 | Беседа | Практическая работа | |
Раздел 5. Солнце и свет в нашей жизни. | 4 | ||||
30 | Солнце, Луна, звезды – источники света | 1 | Презентация | Конкурс рисунков | |
31 | День птиц | 1 | Игра | Конкурс | |
32 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 | Рассказ | Устный опрос | |
33 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света | 1 | Беседа | Практическая работа | |
Раздел 6. Весенние работы. | 2 | ||||
34 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | 1 | Беседа | Практическая работа | |
35 | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними | 1 | Беседа | Практическая работа | |
Раздел 7. Воздух и здоровье . | 3 | ||||
36 | Воздух и здоровье человека. Основные источники загрязнения воздуха. | 1 | Беседа | Игра | |
37 | Промежуточная аттестация(анкетирование) | 1 | Беседа | Анкета | |
38 | Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 | Беседа | Практическая работа |
3 год обучения
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
Введение | 2 | ||||
1 | Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля. | 1 | Беседа | Устный опрос | |
2 | Мир вокруг. | 1 | Беседа | Устный опрос | |
Раздел 1. Человек и природа | 5 | ||||
3 | Экология и мы. | 1 | Беседа | Устный опрос | |
4 | Осенние работы в поле. Экскурсия на поля агрофирмы «Золотой колос». | 1 | Экскурсия | Устный опрос | |
5 | Практическое занятие «Пришкольный участок» | 1 | Беседа | Практическая работа | |
6 | Место человека в мире природы. Источники загрязнения природы в Сергачском районе. | 1 | Рассказ | Устный опрос | |
7 | Экскурсия «Осень в лесу» | 1 | Экскурсия | Конкурс рисунков | |
Раздел 2. Неживое в природе | 14 | ||||
8 | Неживая природа. Экскурсия на пришкольный участок. | 1 | Экскурсия | Устный опрос | |
9 | Праздник осени | 1 | Игра | Конкурс | |
10 | Неживая природа. Экскурсия на пришкольный участок. | 1 | Экскурсия | Устный опрос | |
11 | Солнце – источник тепла и света | 1 | Презентация | Игра | |
12 | Вода, её признаки и свойства. Практическая работа «Свойства воды». | 1 | Презентация | Практическая работа | |
13 | Берегите воду! Проект « Сбережем капельку!» | 1 | Рассказ | Проект | |
14 | Почва – святыня наша. | 1 | Презентация | Викторина | |
15 | Состав и свойства почвы. Виды почв в Сергачском районе. | 1 | Рассказ | Практическая работа | |
16 | Погода . Времена года в Нижегородской области. | 1 | Рассказ | Практическая работа | |
17 | Поход на лыжах в зимний лес | 1 | Наблюдение | Устный опрос | |
18 | Погода. Времена года в Нижегородской области. | 1 | Наблюдение | Практическая работа | |
19 | Предсказание погоды по народным приметам | 1 | Наблюдение | Устный опрос | |
20 | Почему нельзя? | 1 | Рассказ | Акция | |
21 | Диалоги с неживой природой. Акция «Из отходов в доходы». | 1 | Игра | Акция | |
Раздел 3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой | 9 | ||||
22 | Акция «Хлебные крошки» | 1 | Рассказ | Акция | |
23 | Кто улетает, а кто остаётся | 1 | Презентация | Викторина | |
24 | Экологические связи неживой и живой природы | 1 | Беседа | Проект | |
25 | Вода и жизнь | 1 | Практическая работа | Устный опрос | |
26 | Растения рядом | 1 | Практическая работа | Игра | |
27 | Комнатные растения | 1 | Практическая работа | Устный опрос | |
28 | Размножение комнатных растений. Проект «Значение растений» | 1 | Практическая работа | Проект | |
29 | Дикорастущие растения луга, водоема и леса в Нижегородской области. | 1 | Презентация | Викторина | |
30 | Практическое занятие «Растения луга и леса» | 1 | Практическая работа | Устный опрос | |
Раздел 4. Царство грибов | 4 | ||||
31 | День птиц | 1 | Игра | Конкурс | |
32 | Съедобные грибы Нижегородского края | 1 | Презентация | Викторина | |
33 | Несъедобные грибы Нижегородского края | 1 | Презентация | Викторина | |
34 | Микроскопические грибы. | 1 | Презентация | Викторина | |
Раздел 5. Сельскохозяйственный труд весной | 4 | ||||
35 | Сельскохозяйственные машины и орудия. Экскурсия в мастерскую агрофирмы «Золотой колос» | 1 | Экскурсия | Устный опрос | |
36 | Промежуточная аттестация(анкетирование) | 1 | Беседа | Анкета | |
37-38 | Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке | 2 | Практическая работа | Устный опрос |
4 год обучения
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Введение | 1 | Беседа | Устный опрос | |
Раздел 1. Среда обитания | 6 | ||||
2 | Времена года на Земле | 1 | Беседа | Устный опрос | |
3 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 1 | Наблюдение | Устный опрос | |
4 | Изменения окружающей среды | 1 | Презентация | Устный опрос | |
5 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | 1 | Практическая работа | Устный опрос | |
6 | Условия жизни растений | 1 | Презентация | Конкурс рисунков | |
7 | Разнообразие животных, условия их жизни Проект «Природа Нижегородского края» (по выбору ученика) | 1 | Беседа | Проект | |
Раздел 2. Жизнь животных | 5 | ||||
8 | Динозавры – вымерший вид животных | 1 | Фильм | Устный опрос | |
9 | Праздник осени | 1 | Игра | Конкурс | |
10 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 1 | Фильм | Устный опрос | |
11 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | Беседа | Проект | |
12 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений .Проект «Красная книга Нижегородского края» | 1 | Рассказ | Проект | |
Раздел 3. Реки и озера | 9 | ||||
13 | Реки и озера Нижегородской области | 1 | Рассказ | Самостоятельная работа | |
14 | Получение кислорода под водой | 1 | Рассказ | Конкурс | |
15 | Пресноводные животные и растения Нижегородских водоёмов. | 1 | Беседа | Устный опрос | |
16 | Жизнь у рек и озер | 1 | Презентация | Конкурс рисунков | |
17 | Зимний поход в лес | 1 | Наблюдение | Устный опрос | |
18 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 1 | Рассказ | Проект | |
19 | Околоводные птицы | 1 | Рассказ | Самостоятельная работа | |
20 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | 1 | Рассказ | Самостоятельная работа | |
21 | Акция « Сохраним первоцвет!» | 1 | Рассказ | Акция | |
Раздел 4. Человек и животные | 8 | ||||
22 | Жизнь среди людей | 1 | Беседа | Практическая работа | |
23 | Ролевая игра «Это все кошки» | 1 | Беседа | Игра | |
24 | Домашние животные | 1 | Презентация | Конкурс | |
25 | Викторина «Собаки – наши друзья» | 1 | Презентация | Викторина | |
26 | Уход за домашними животными | 1 | Беседа | Практическая работа | |
27 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 1 | Беседа | Проект | |
28 | Люди и паразиты | 1 | Рассказ | Конкурс | |
29 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | 1 | Рассказ | Конкурс | |
Раздел 5. Сельскохозяйственный труд | 9 | ||||
30 | Почва | 1 | Рассказ | Практическая работа | |
31 | Праздник птиц | 1 | Игра | Конкурс | |
32 | Семена овощных и декоративных культур | 1 | Рассказ | Игра | |
33 | Заботы хлебороба весной. Экскурсия в агрофирму «Золотой колос» | 1 | Экскурсия | Устный опрос | |
34 | Акция «Родничок» | 1 | Рассказ | Акция | |
35 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений .Подготовка почвы на пришкольном участке | 1 | Рассказ | Практическая работа | |
36 | Промежуточная аттестация(анкетирование) | 1 | Беседа | Анкета | |
37 | Высадка рассады на участке. Составление графика полива | 1 | Рассказ | Практическая работа | |
38 | Декоративные растения пришкольного участка | 1 | Рассказ | Практическая работа |
Формы аттестации
Текущий контроль осуществляется по итогам проведения учебных занятий. Основными способами отслеживания результатов обучения являются:
- наблюдение;
- устный опрос;
- творческие задания, проекты;
- викторины;
- конкурсы;
- игры;
- практическая работа.
Промежуточная аттестация проводится по итогам второго полугодия – каждый год. Форма контроля: анкетирование.
Формы отслеживания и фиксации результатов представляются в виде
протоколов промежуточной аттестации обучающихся.
Оценочная система связана с уровнями освоения содержания программы – высоким, средним и низким.
Результаты фиксируются в виде таблицы, согласно оценочным уровням.
Оценочные уровни
1. Низкий уровень обучения – уровень не усвоения основных понятий –
заниженный уровень самостоятельности и активности.
2. Средний уровень обучения – уровень полного усвоения понятий
(с незначительными недочетами) – уровень незначительной самостоятельности
и активности.
3. Высокий уровень обучения – уровень полного усвоения понятий – высокий
уровень самостоятельности и активности.
Формы контроля позволяют определить эффективность обучения обучающих по программе , выявить определенные результаты и по необходимости внести изменения в учебный процесс.
Оценочные материалы
1 год обучения
Анкета № 1
«Выявление уровня экологических знаний»
1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)
2. Какие животные домашние, какие дикие, назови.
3. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)
4. Чем покрыто тело птицы? Что общего у всех
птиц?
5. Назови и покажи домашних птиц
6. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)
7. Назови, какое сейчас время года, какое время года было?
Анкета № 2
«Выявление уровня сформированности экологической культуры»
1.Нравится ли тебе бывать в природе?
2.Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?
3. Принимал ли ты и твои друзья участие в делах по охране природы?
4.Читали ли тебе книги о природе?
5.Знаешь ли ты что такое «фотоохота»?
6. Разрушает ли человек природу?
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос,
путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с
помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов:
13-20 баллов– низкий уровень
21– 30 баллов– средний уровень
31 – 39 баллов – высокий уровень
2 год обучения
Анкета № 1
«Выявление уровня экологических знаний»
1. Расскажи о том, кто живёт в аквариуме? Что необходимо, чтобы рыбки себя хорошо чувствовали?
2. Какие условия необходимы для комнатных растений?
3. Расскажи о птицах, которые летают зимой? Как этих птиц назвать одним словом? (5 и более видов)
4. А ещё каких птиц ты знаешь кроме зимующих? Почему они улетают в тёплые края? (5 и более видов)
5. Расскажи, что делают в зимнее время ёж, лиса, лось, белка.
6. Предложить детям картинки с осознанно допущенными ошибками (например, лесные растения помещены в воду и т.д.) расскажи, что напутал художник?
7. Назови и покажи животных на картинке (более 8 диких и домашних).
Критерии оценки ответов:
1 балл - если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.
2 балла - у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.
3 балла - ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
Анкета № 2
«Выявление уровня сформированности экологической культуры»
1. Для нашего аквариума ты бы хотел завести новых рыбок:
А) с красивой окраской?
Б) С интересным поведением?
2. Гуляя в лесу с родителями ты пойдешь:
А) Проложишь новую дорожку, зато нарвешь красивый букет?
Б) По хорошей тропинке, не вредя растениям?
3. После отдыха с родными в лесу ты:
А) Оставишь мусор там, ведь и так его много вокруг?
Б) Попытаешься собрать мусор и вместе с родителями выбросишь его потом в урну?
4. Какие цветы ты выбрал бы для посадки на клумбу:
А) Яркие красивые растения, которые не требуют особого ухода?
Б) Растения, за которыми необходимо постоянно следить и ухаживать?
5. Как ты думаешь, что ты можешь сделать для охраны природы:
А) Ничего, я еще маленький.
Б) Не сорить, не обижать животных, вешать кормушки, собирать мусор в лесу.
Критерии оценки ответов: за каждый ответ А – 1 балл, за ответ Б – 2 балла.
Подсчёт результатов:
12 -16 баллов - низкий уровень
17 - 22 баллов- средний уровень
23 -31 баллов - высокий уровень
3 год обучения
Анкета № 1
«Выявление уровня экологических знаний»
1.Назови свойства воды.
2.Какие виды почв в Сергачском районе.
3.Назови народные приметы для предсказания погоды.
4. Назови съедобные грибы Нижегородского края.
5. Назови несъедобные грибы Нижегородского края. 6. Назови и покажи комнатные растения.
7.Назови сельскохозяйственные машины и орудия.
Критерии оценки ответов:
1 балл - если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.
2 балла - у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.
3 балла - ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Анкета № 2
«Выявление уровня сформированности экологической культуры»
1.Если я выхожу на улицу и вижу, что ребята ломают недавно посаженное деревце, то я:
а) помогу им ломать ветки;
б) пройду мимо - ничего особенного не происходит;
в) пожалею деревце, но вмешиваться не буду;
г) постараюсь защитить деревце, позову на помощь взрослых.
2. Если я вижу, что кто-то обижает бездомную кошку, то я:
а) ничего не сделаю - я сам так часто поступаю;
б) не обращу на это внимания - мне все равно;
в) конечно, кошку жалко, но вмешиваться не буду - вдруг мне тоже достанется?
г) постараюсь освободить животное, при необходимости позову взрослых.
3. Если я увижу, что в речке, в которой мы купаемся, кто-то моет машину, то я:
а) предложу родителям помыть там и нашу машину;
б) пусть моют — мне все равно. Вся грязь уплывет вниз по течению;
в) жаль, что река станет грязной! И купаться будет неприятно. Но что тут поделаешь;
г) попробую сам или с помощью взрослых объяснить, что этого делать нельзя.
4. Если мы с ребятами увидим, что на опушке нашего леса кто-то устроил свалку, то я:
а) тоже буду приносить туда мусор;
б) не обращу на это внимания - сейчас везде свалки;
в) конечно, неприятно, такой красивый был лес! Но сделать я все равно ничего не смогу;
г) попробую привлечь внимание взрослых - может, вместе мы сможем прекратить это безобразие?
5. Если я увижу в лесу тлеющий костер, то я:
а) подброшу в него еще дров - жечь костры так интересно!;
б) просто пройду мимо - сам погаснет;
в) надо, чтобы кто-нибудь его погасил, а то начнется пожар;
г) обязательно погашу костер.
6. Если мы с ребятами увидим, что кто-то разоряет птичьи гнезда, то мы:
а) тоже присоединимся, чтобы достать яйца из гнезда. Это так весело!
б) не обратим на это внимания - пускай развлекаются, как хотят;
в) пожалеем птичек и пройдем мимо;
г) постараемся сами спугнуть хулиганов или позвать взрослых.
7. Если я увижу, что на рынке продают цветы, занесенные в Красную книгу, то я:
а) в следующий раз в лесу тоже обязательно нарву целый букет ландышей - все так делают;
б) я цветы не рву. А что делают другие - мне все равно. Цветов много;
в) жаль цветочки. Но их уже все равно сорвали. Ничего не поделаешь;
г) обязательно скажу об этом взрослым. Если все будут молчать, скоро ни одного цветка в лесу не останется!
8. Если в холодный зимний день синички стучат клювиками в стекло, то я:
а) какой удобный случай пострелять в них из рогатки;
б) прогоню птиц;
в) пожалею птичек, наверное, холодно на улице;
г) повешу за окном кормушку и буду подкармливать птиц.
9. Учитель объясняет, как правильно вести себя во время экскурсии в парк, чтобы не навредить природе. Мое отношение:
а) пусть говорит, что хочет - я ни за что никакие правила соблюдать не буду;
б) в присутствии учителя буду придерживаться правил - чтобы плохую оценку не поставил. А вообще природа мне безразлична;
в) постараюсь эти правила выполнять, хотя мало кто это делает;
г) не только сам буду выполнять, но и прослежу, чтобы другие ребята их не нарушали.
Критерии оценки ответов:
1 балл - если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.
2 балла - у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.
3 балла - ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
Подсчёт результатов:
16 -20 баллов - низкий уровень
21- 38 баллов- средний уровень
39 -48 баллов - высокий уровень
4 год обучения
Анкета № 1
«Выявление уровня экологических знаний»
1. Назови животных нашей местности.
2. Назови растения Нижегородской области.
3.Назови редкие виды растений и животных Нижегородской области.
4.Какие знаешь реки и озёра Нижегородской области.
5.Назови правила ухода за домашними животными.
6.Назови культурные и декоративные растения пришкольного участка.
Анкета № 2
«Выявление уровня сформированности экологической культуры»
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
согласен не согласен
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
согласен не согласен
3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
согласен не согласен
4. Если увидишь пчелу, убей её, она может укусить.
согласен не согласен
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнёздах, вспугнёшь животных.
согласен не согласен
6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
согласен не согласен
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
согласен не согласен
8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
согласен не согласен
Критерии оценки ответов:
1 балл - если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.
2 балла - у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.
3 балла - ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов:
14 -20 баллов - низкий уровень
21- 35 баллов- средний уровень
36 -42 баллов - высокий уровень
9. Методические материалы
Название раздела | Форма проведения занятия | Приемы и методы | Дидакти-ческий материал | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1 год обучения | |||||
1.Дикие животные Нижегородской области | Беседа рассказ презентация путешествие игра | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | В.Зотов «Лесная азбука» Иллюст-рации из книги «Большая энцикло педия о животных», презентации | Интерактивная доска, компьютер | Викторина «Животные нашего края» |
2.Пернатые жители Нижегородской области | Беседа рассказ презентация путешествие игра | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | В.Зотов «Лесная азбука» Иллюст-рации из книги «Большая энцикло педия о животных», презентации | Интерактивная доска, компьютер | Викторина «Птицы нашего края» |
2 год обучения | |||||
1.Мой дом за окном | Беседа рассказ презентация путешествие игра практическая работа акция викторина конкурс | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | Иллюстрации из книги А.А.Плешакова «Окружающий мир», презентации, раздаточный материал | Интерактивная доска, компьютер | Акция «Кормуш ка». |
2.Я и мое окружение | Беседа рассказ презентация практическая работа | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | Иллюстрации из книги А.А.Плешакова «Окружающий мир», книги о семье | Интерактивная доска, компьютер | Кон курс рисун ков «Моя семья» |
3.Гигиена моего дома | Беседа рассказ презентация практическая работа экскурсия | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | Иллюстрации из книги А.А.Плешакова «Окружающий мир» презентации | Интерактивная доска, компьютер | Конкурс «Нарисуй одежду» |
4.Вода - источник жизни | Беседа рассказ презентация практическая работа | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | Иллюстрации из книги А.А.Плешакова «Окружающий мир» презентации | Интерактивная доска, компьютер | Викторина о воде |
5.Солнце и свет в нашей жизни | Беседа рассказ презентация практическая работа | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | А.А. Плешаков Атлас-определитель «От земли до неба» | Интерактивная доска, компьютер | Конкурс рисунков |
6.Весенние работы | практическая работа | Объяснитель но – иллюстра-тивный, | Практическая работа | ||
7.Воздух и здоровье | Беседа рассказ презентация | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | Иллюстрации из книги А.А.Плешакова «Окружающий мир» презентации | Интерактивная доска, компьютер | Практическая работа |
3 год обучения | |||||
1.Человек и природа | Беседа рассказ презентация практическая работа экскурсия | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | Иллюстрации из книги А.А.Плешакова «Окружающий мир» презентации | Интерактивная доска, компьютер | Конкурс рисунков |
2.Неживое в природе | Беседа рассказ презентация практическая работа экскурсия акция | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | Книги А.А. Плешакова | Интерактивная доска, компьютер | Акция |
3.Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой | Беседа рассказ презентация практическая работа | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | Книги А.А. Плешакова | Интерактивная доска, компьютер | Проект |
4.Царство грибов | Беседа рассказ презентация | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | Книги А.А. Плешакова | Интерактивная доска, компьютер | Викторина |
5.Сельскохозяйственный труд весной | практическая работа экскурсия | Объяснитель но – иллюстра-тивный | Практическая работа | ||
4 год обучения | |||||
1.Среда обитания | Беседа рассказ презентация практическая работа | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | Книги А.А. Плешакова презентации | Интерактивная доска, компьютер | Проект «Природа Нижегородского края» |
2.Жизнь животных | Беседа рассказ презентация | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | Книги А.А. Плешакова презентации | Интерактивная доска, компьютер | Проект «Красная книга Нижегородского края» |
3.Реки и озера | Беседа рассказ презентация | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | Книги А.А. Плешакова презентации | Интерактивная доска, компьютер | Акция « Сохраним первоцвет!» |
4.Человек и животные | Беседа рассказ презентация | Объяснитель но – иллюстра-тивный, частично-поисковый | Книги А.А. Плешакова презентации | Интерактивная доска, компьютер | Конкурс проектов |
5.Сельскохозяйственный труд | практическая работа экскурсия | Объяснитель но – иллюстра-тивный | Практическая работа |
10. Условия реализации программы
Для проведения занятий используется:
- дидактический материал (д./игры, таблицы, рисунки и иллюстрации из
книг и журналов с изображением изучаемых видов животных и растений,
набор карточек);
-методический материал (методические разработки, конспекты занятий,
карточки-задания);
- художественные книги, журналы.
Материально-техническое обеспечение
1. Учебный класс
2. Компьютер
3. Мультимедийный проектор
4. Доска, магниты
5. Записи аудио, видео, презентации
11. Список литературы
Нормативно-методические документы
1. Методическое письмо о структуре дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» г. Нижний Новгород, 2017 г.
Литература для учителя
1.Красная книга Нижегородской области. Том 1. Животные. – Нижний Новгород. 2003 г
2. Педагогика. Учебное пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей. М. «Просвещение», 2010 г.
3. Журнал «Начальная школа»
4. Журнал «Свирелька»
5. Постникова Е.А. Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний. М.2012 г.
6. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание. И. Д. Зверев Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
7. Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия»
8.Сайты и порталы:
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
Список литературы для детей
- Зорина Т.Т. Школьникам о лесе. М. «Лесная промышленность»,2006 г.
- Коньков В.В. Путешествие на ферму. М. «Дет.литература» 2000г.
- Школьный путеводитель. Бабочки. Балтийская книжная компания.2007 г.
- Школьный путеводитель. Насекомые. Балтийская книжная компания.2007 г.
- Школьный путеводитель. Пауки. Балтийская книжная компания.2007 г.
- Школьный путеводитель. Млекопитающие. Балтийская книжная компания.2007 г.
- Журнал «Свирелька»
- Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия»
- Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва: Просвещение, 2013 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка "Природа и мы" 2 класс
Программа кружка "Природа и мы" предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 68 занятий (2 часа в неделю). Преподавание кружка "Природа и мы" основано на получении учащимися зн...
рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ
пояснительная запискатематическое планирование...
Экологическая конкурсно-игровая программа "Будь природе другом!"
Игровая программа по экологическому воспитанию для начальных классов...
Рабочая программа "Друзья природы"
Рабочая программа кружка "Друзья природы". Общеинтеллектуальное направление....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет
Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...
Рабочая программа "Мир природы и человека"
Рпбочая программа...
КТП к программе "Изучаем природу родного края"
КТП к программе "Изучаем природу родного края"...