«Культура приветствия, обращения и знакомства»
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Внеклассное занятие для начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kultura_obshcheniya.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Культура приветствия, обращения и знакомства»
Цель: обратить внимание учащихся на культуру речи, на общепринятые нормы произношения и формы речи, приветствия.
Эпиграф: «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ).
Ход мероприятия
Ребята! Сегодня мы поговорим о самых распространенных формах речи, потому что выбранные вами обороты речи должны вызывать нужное впечатление у собеседника.
— Как мы приветствуем друг друга, взрослых людей, знакомых? (Здравствуйте! Рад вас видеть! Приветствую вас! Добрый день!)
Приветствие может быть дополнено улыбкой, небольшим поклоном или кивком.
Если расстояние между здоровающимися большое, имеет смысл обменяться поклонами.
— Что такое поклон?
Поклон — это фиксация головы в наклонном положении 1-2 с.
(Дети отрабатывают умение выполнять поклон.)
При приветствии лучше пользоваться традиционным выражением «здравствуйте!». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», т. е. «быть здравым», здоровым. Впервые приветствие встречается в Письменах и бумагах Петра Великого.
В деловом мире распространено приветствие, указывающее на время встречи.
• Доброе утро! (до 12 часов).
• Добрый день! (до 18 часов).
• Добрый вечер! (после 18 часов).
• Доброй ночи! (после 24 часов).
Согласно правилам этикета первым приветствует:
• мужчина — женщину;
• младший по возрасту — старшего.
Обращение к собеседнику - важный момент речевого этикета.
— Какие формы обращения вы знаете?
(Дети называют, например, «по имени и отчеству», «товарищ полковник», «дамы и господа», «ваша честь», «господин» и т. д.)
В западных компаниях, как правило, принято обращение на «ты» и по имени. Помните, что если вам не предложили другой способ обращения, то к старшим по возрасту всегда следует обращаться на «вы».
• «Ты» мы говорим наиболее близким, родным, друзьям, знакомым.
• «Вы» — официальное обращение к кому-либо.
Этикет, или культура знакомства, тоже имеет свои речевые формы.
— Какие речевые формы мы используем?
(Дети перечисляют, при необходимости учитель дополняет.)
• Разрешите с вами познакомиться...
• Меня зовут... Ответная форма:
• Очень приятно...
• Меня зовут...
• Хочу вам представить...
Ситуация 1. Вы едете в транспорте, вам нужно передать деньги на билет.
— Как вы поступите? Как вы обратитесь к соседу по транспорту?
• Прошу вас...
• Будьте добры...
• Будьте любезны...
Ситуация 2. При выходе из кинотеатра, вам наступили на ногу и сразу же извинились.
— Как нужно ответить на извинение?
• Пожалуйста.
• Ничего страшного.
• Не стоит извинения.
Ситуация 3. Ваш одноклассник высказывает мнение, с которым вы не согласны.
— Как вы выразите свое несогласие?
• Я не согласен с тобой, потому что...
• Прости, но ты не совсем прав.
• Вынужден с тобой не согласиться, потому что...
— Как можно выразить словами свое согласие с тем, что вы услышали?
• Вы правы.
• Несомненно.
• У меня нет возражений.
• Я не возражаю...
«Умеем ли мы общаться? Культура спора»
Цели: дать возможность учащимся посмотреть на себя со стороны; научить быть корректными в споре.
Ход мероприятия
Наше занятие мы начнем с тест. И подумаем, требует ли корректировки ваше умение общаться. Что нужно сделать, чтобы быть приятным в общении? Какие правила необходимо знать, чтобы, спокойно общаясь, можно было решить свои проблемы?
Тест. Отвечайте «да» или «нет».
1. Часто ли я бываю хмурым?
2. Внимательно ли я слушаю своих собеседников?
3. Перебиваю ли я своего собеседника, если мне в голову приходит важная мысль?
4. Внимателен ли я к памятным датам моих родственников, друзей?
5. Всегда ли я стараюсь понять, о чем говорит мой собеседник?
6. Повышаю ли я голос в споре?
7. Обдуманно ли я говорю о других?
8. Приятно ли мне, когда в моем присутствии обсуждают кого-либо?
9. Не оскорбляю ли я своих друзей в споре?
10. Всегда ли я возражаю, когда мне делают замечания?
Подсчитайте количество ответов «да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 10.
1—2 «да» — коррекции не требуется, 3 «да» — требуется коррекция отдельных сторон общения, 4—5 «да» — требуется существенная коррекция, «да» — общение неудовлетворительное.
Продолжим наше занятие. Предлагаю вашему вниманию игру-дискуссию. Обсудим тему «Нужна ли школьная форма?».
(Учащиеся делятся на две команды и обсуждают проблему. После игры анализируется поведение учащихся.)
Людям свойственно стремление выговориться, поведать, что на душе накопилось. Но не забывайте о других. Умение слушать их или, если хотите, культура диалога, культура спора всегда пригодится в вашей жизни. Ведь мастерство беседы, по словам Фридриха Шиллера, в том, о чем собеседник «мудро сумел умолчать».
Запомните некоторые правила.
• Умейте слушать собеседника.
• Будьте терпимы к иной точке зрения. (Нетерпимостью отличаются лишь крайне вспыльчивые либо некультурные люди.)
• Избегайте выводов, которые могут обидеть вашего собеседника. Важно следить за тем, как он воспринимает вас. Обиду можно нанести, не повышая голоса, интонацией, которая будет носить для него оскорбительный характер.
• Не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми. Употребляйте такие фразы, как «извините за беспокойство», «пожалуйста», и вы увидите, как меняется климат вокруг вас.
• Не хвастайтесь! Хвастовством не приобрести новых друзей, зато легко потерять старых.
• Великие мудрецы давно заметили: каждый лентяй труслив и безволен, безвольный же человек всегда хвастлив, хвастливый, кроме трусости, еще и глуп, а глупый всегда невежествен и бесчестен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с английским языком. Приветствие. Имя. Урок 1, 2 класс
Урок1 Знакомство с английским языком. Приветствие. ИмяОсновныезадачи:Научить детей приветствовать друг друга, знакомиться и прощаться на английском языке с использованием следующих фраз: Hel...
Культура добрососедства (4 класс) "Принимаем гостей, приветствуя их на родном языке" ( раздел программы «Язык соседа»).
Цели и задачи урока:патриотическое и национальное воспитание подрастающего поколения;формирование нравственных ценностей;развитие коммуникативных, творческих, индивидуальных способностей ;пополнение с...
Урок ИЗО 4 класс УМК «Школа России» Тема «Древняя Эллада» Тип урока: Комбинированный Цель: Формирование образа художественной культуры Древней Греции через знакомство с особенностями ландшафта и произведений искусства греческих мастеров.
Урок ИЗО 4 классУМК «Школа России»Тема «Древняя Эллада»Тип урока: Комбинированный Цель: Формирование образа художественной культуры Древней ...
Урок по теме: "Ознакомление фразам приветствия по теме «Знакомство» ( Let’s Go!)", 2 класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Форма урока: комбинированный.Формы работы: фронтальная работа.Цель урока: Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действи...
4 класс. Проверочная работа (тест) по теме: "Речевая культура. Текст. Обращение"
Проверочная работа (тест) по теме Речевая культура. Текст. Обращение...
4 класс. Проверочная работа (тест) по теме Речевая культура. Текст. Обращение.
Работа в двух вариантах....
Конспект открытого занятия по курсу внеурочной деятельности «Азбука добра» по теме «Приветствия и знакомства»
Мастер-класс "Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на занятиях по курсу внеурочной деятельности "Азбука добра" по теме "Приветс...