Проект Что такое Новый год
проект (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проект "Что такое Новый год"
во 2-м классе
Классный руководитель:
Анфалова Ольга Владимировна
Актуальность темы:
Всем известно, что одним из любимых праздников для детей и взрослых является Новый год. Дети верят в чудеса, которые происходят в этот день. Они знают, как отмечают этот праздник в нашей стране, знают любимых персонажей, любят получать подарки в новогоднюю ночь. В процессе обучения ученики знакомятся с другими странами, с древней историей и им хочется узнать новую информацию о том, как возник этот праздник, о традициях других народов. Дети готовы к усвоению новых знаний и с удовольствием их воспринимают.
Цели проекта:
- Познакомить детей со старинными названиями зимних месяцев, с новогодними традициями разных народов, расширить кругозор учащихся, развивать творческие способности, чувство ответственности за порученное дело.
- Учить детей самостоятельно искать информацию с использованием разных источников, делать выводы по теме, способствовать формированию коммуникативной культуры.
Вид проекта: коллективный.
Участники проекта: учащиеся 2 класса, родители, педагоги.
Межпредметный (развитие речи, ИКТ, изодеятельность, музыка, этикет, ручной труд, окружающий мир.)
По характеру деятельности: творческий.
Краткосрочный (декабрь)
Оборудование: интерактивная доска с проектором и колонками, маски, атрибутика для колядок, стенгазеты.
Этапы работы над проектом.
Этап 1. Разработка проектного задания.
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач.
Класс делится на 4 группы, которые получают задания:
группа 1 – собрать теоретический материал об этимологии названий зимних месяцев, подобрать про них загадки.
группа 2 – собрать пословицы и поговорки, связанные с зимой.
группа 3 – подобрать теоретический материал об истории празднования Нового года в древности.
группа 4 – узнать новогодние традиции разных народов и нарисовать рисунки.
Этап 2. Разработка проекта.
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно и совместно с учителем работают с информацией индивидуально и в группах, анализируют материал.
Этап 3. Представление мини – проектов.
Задачи этапа: ученики представляют классу собранный материал по теме на уроке – презентации.
Этап 4. Изготовление наглядного материала.
Задачи этапа: сбор наглядного материала (рисунки, елочные игрушки из бумаги, маски), изготовление стенгазет,подбор картинок, музыки, инсценировок.
Этап 5. Оценка результатов.
Задачи этапа: анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке – презентации.
Этап 6. Защита проекта.
Задачи этапа: коллективная защита проекта.
Защита проекта.
(слайд 2)
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Мы побываем в разных странах мира и узнаем историю новогодних вещей, познакомимся с обычаями разных народов, узнаем, как сделать праздник веселым и радостным.
(слайд 3)
Васильченко Ксюша:
“Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди – кто ближе к огню, кто дальше. Сидят и тихо беседуют.
Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников вроде не похожи, на дровосеков и того меньше: вон они какие нарядные – кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.
Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое – совсем мальчики. Молодые у самого костра сидят, а старики поодаль”.
- Из какой сказки вы услышали отрывок?
(На экране картинка из сказки С. Маршака “Двенадцать месяцев”)
Учитель
-- Наступила зима, а с ней и праздник не за горами, мы с вами поговорим только о зимних месяцах…
ГРУППА ЛЕБЕДЕВОЙ КСЕНИИ
(месяцы зимы)
(слайд 4)
Дудко Настя
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Устина:
Название декабрь родственно слову дециметр. Дециметр – десятая часть метра, а декабрь был у римлян десятым месяцем. Название сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым.
На Руси декабрь называли “студень”. В этом месяце приходила зима, и становилось студено, холодно. Стужа, стынуть, застывать и древнее название “студень” - однокоренные слова.
ЛЕНА: В народе о нем говорят, что декабрь – хвостик года.
ЛЕНА: Пословица говорит: В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
Лера
У декабря есть родные братья. Послушайте загадку и отгадайте, о каком месяце я говорю?
(слайд 5)
Даже птице не летится.
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
(слайд 6)
Настя Г : Много у него народных названий: январь – носик года, первенец года. На Руси январь называли “сечень”, так как он рассекает, делит зиму на две половины. Древние римляне назвали его январем в честь Януса – бога солнца и света. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое - молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки было начертано число 300, на пальцах левой – 65. 365 – это количество дней в году. (картинка)
Лена: пословица гласит: Январь - году начало, зиме – середина.
(слайд 7)
Учитель: А вот у третьего брата хоть и капризный характер, но он добрее, мягче своих братьев.
Тимофей
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (февраль)
Ксюша Лебедева : Февраль в древнем Риме заканчивал год, и римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название месяца – февраль.
Древнерусское название февраля – “лютый”. В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.
ЛЕНА: Февраль зиму замыкает – весне дорогу показывает, говорят в народе.
Учитель : Давайте поиграем в игру: “Угадай, где пословица, где примета”
(слайд 8)
- Крепкие морозы в феврале бывают только по утрам. примета
- Декабрь год кончает, а зиму начинает. пословица
- В январе снегу надует – хлеба прибудет. примета
- Мухи проснулись среди зимы – к продолжительной оттепели. примета
- Если на Новый год небо звездное ягоды будут. примета
ГРУППА КАЗАНЦЕВОЙ ВЕРОНИКИ
(история праздника)
(слайд 9)
Иванова Ксюша: Продолжаем наше путешествие. Во все времена, у всех народов Новый год считался праздником, но не всегда и везде его праздновали 1 января.
В Древнем Египте Новый год праздновали в начале лета, во время разлива Нила.
(слайд 10)
Руслан : В Древней Греции начало года приходилось на самый длинный день в году – 22 июня. А летоисчисление греки вели от Олимпийских игр, которые устраивались в честь известного мифологического героя Геракла.
Вася В средние века в Англии новый год начинался с приходом весны – 1 марта.
(слайд 11)
(слайд 12)
Семен Орлов Календарь, в котором год начинается с 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь.
(слайд 13)
Вероника Казанцева: На Руси Новый год начинался 1марта, с наступлением весны. Потом стали праздновать 1сентября. В этот день в Кремле совершался торжественный выход царя.
(слайд 14)
Аня В 1700 году царь Петр 1 своим указом повелел отмечать Новый год 1 января, как в Европе. Каждый дом нужно было украсить сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками. Впервые в Москве был устроен фейерверк. Неотъемлемой частью государственных праздников стали фейерверки, называемые во времена Петра I “огненными потехами”.
(слайд 15)
Ваня: Праздники – неотъемлемая часть нашей жизни. А где праздники, там и песни, и танцы, и игры, и определенные традиции. Народные игры характерны для рождественских праздников. Самым шумным и веселым праздником на Руси после рождественского поста были Святки.
Учитель:
Святки – это двухнедельные новогодние празднества, которые издавна отмечали наши предки.
Новый год во все времена и для всех народов значил обновление мира. Это пора взаимных угощений, веселья, радости.
На Руси говорили: В святки дня прибыло на куриную ногу.
Зима за морозы, а мужик за праздники.
Федорова Вероника:
Самым веселым на святках было колядование. А начинались они в рождественский сочельник, т. е. в ночь с 24-го на 25-е декабря. Дети и взрослые наряжались в маски и шкуры животных, ходили по домам, пели поздравительные песни-колядки, танцевали, посыпали пол зерном, желая богатого урожая и получая от хозяев угощение. Девушки колядовали отдельно от парней. С собой у них были звенящие, стучащие старинные музыкальные инструменты – колотушка, бубенцы, колокольчики, трещотки. Наряжали смешно одного человека – коляду - Мехоношу. Вы лучше все это посмотрите.
(слайд 16)
ВСЕ
Коляда, Коляда
Приходила Коляда
Накануне Рождества
Детей собирать,
С Новым Годом поздравлять
Колядки “Авсень” (дети ходят по кругу и поют колядки)
Тима и Семен
Тетенька добренька,
Дай кулички сдобненькой.
Коляда, моляда,
Накануне Рождества.
Подавай, не ломай,
Все по целой подавай.
Если крошечку уронишь,
То и бога не замолишь.
Не подашь лепешки —
Разобьем окошки.
Не подашь пирога —
Уведем корову за рога.
Авсень*, Авсень!
Ходи по всем!
По заулочкам,
По проулочкам!
Открывай двери!
В гости нас хотели.
Открывай окно!
Запускай весело!
Открывай сундучки!
Доставай пятачки!
А не дашь пятака –
Мы корову за рога!
А не дашь денег –
Мы утащим веник!
А не дашь пышку –
В лоб тебе шишку!
А не дашь блинка –
Мы хозяину пинка!
А не дашь лепешку –
Завалим окошко!
Если хозяйка была жадной, то пели другие песни.
(слайд 17)
Учитель
Кто пришел?
Что принес?
Знаем мы:
(Дед Мороз),
Дед седой, с бородой
Он нам гость дорогой.
Он нам елку зажжет,
С нами песни споет.
Конечно же – (Дед Мороз).
(слайд 18)
ГРУППА ГОЛУБЕВОЙ ЕЛЕНЫ
Лена : - А знаете ли Вы, что у Мороза есть жена и зовут её Метелица. Разные детки у них и разные повадки.
Сыновья: Холод, Лёд, Снег и Сугроб, Иней.
Федорова Вероника - Холод – старший. Суровый и непреклонный. Одного отца слушается.
(слайд 19)
Лёд – парень весёлый, насквозь виден. (слайд 20)
Снег и Сугроб – близнецы-братья. (слайд 21)
Федоров Леша - Иней – вечный юноша. Художник. Картины Инея бесценны, но их невозможно сохранить, разве что скопировать. Этим и занимаются художники-земляне. (слайд 22)
Катынский В. - Старшие дочери Мороза и Метелицы: Стужа, Вьюга, Пурга. (слайд 23)
У Стужи суровый характер. С Холодом они - два сапога пара.
(слайд 24)
Кузьма - Вьюга и Пурга – сёстры-близнецы. В Метелицу уродились. Любят с ветром гулять в поле.
Младшие дочери: Оттепель и Капель. (слайд 25)
С детских лет не сидится дома Оттепели, хотя родители не любят, чтобы она убегала из дома.
Давидянц Д. Звонкая Капель – худенькая, бледненькая, тоненькая. Певица уже не зимняя, но ещё не весенняя. (слайд 26)
(слайд 27)
Учитель: Замечательная семья у Деда Мороза. Но он очень старый. Дед Мороз родился более 2000 лет назад. С давних времен на Новый год он приходит в гости к людям и приносит подарки, но каждая страна имеет свои новогодние традиции и разное имя Деда Мороза.
- В России - Дед Мороз.
- В Италии – Баббо Натале.
- В Чехии – Микулаш.
- На Кипре – Святой Василий.
- В Австралии – Святой Сильвестр.
- В Финляндии – Йолопукки.
- В Америке – Санта Клаус.
(слайд 28)
Марина Российский Дед Мороз ходит в длинной шубе, в валенках и с посохом. Его постоянная спутница – Снегурочка. Он играет с детьми в игру “Заморожу!” и прячет в новогоднюю ночь подарки под елку.
(слайд 29)
Учитель: В Италии Новый год начинается 6 января. Все дети ожидают добрую фею Бефану, которая прилетает ночью на волшебной метле, наполняет подарками детские чулки и башмачки. Тому, кто плохо учился или шалил, она оставляет щепотку золы или уголек. В новогоднюю ночь там принято выбрасывать на улицу все ненужное. Итальянский Дед Мороз - Баббо Натале ставит возле елки деревянные или глиняные фигурки.
(слайд 30)
Дальский Даня - Во Франции Пер Ноэль (так зовут Деда Мороза) приходит в Новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмачках и кому достанется боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул “бобовый король” и в праздничную ночь все должны подчиняться его приказам.
(слайд 31)
Соколов Семен -- В Испании…
(слайд 32)
Денис Лобач - В Китае...
(слайд 33)
Васильченко Ксения .- Финляндия
(слайд 34)
Захарченко Рома Английского Деда Мороза называют Санта- Клаус. В новогодние дни в театрах разыгрываются представления на сюжеты сказок. Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта- Клаус, а в башмаки кладут сено для ослика Санта-Клауса.
(слайд 35)
Наташа Курнышева Японского Деда Мороза зовут Сегацу-Сан – Господин Новый Год. В Японии в новогоднюю ночь дети под подушку прячут картинку с изображением парусника, на котором плывут 7 сказочных волшебников. Принято встречать праздник в новой одежде, потому что считается, что это принесет удачу и здоровье. 108 ударов колокола возвещают о наступлении Нового года. На праздничном столе обязательно присутствуют колобки, лепешки, булки из рисовой муки. По обычаю запускают воздушного змея. Двери домов украшают ветками бамбука, сливы, сосны.
(слайд 36)
Ученик:
По округе славится
Зеленая красавица:
Сарафан – как колокол,
По земле, да волоком,
Шапочка – с опушечкой,
С острою макушечкой.
Ученик: Обычай встречать Новый год и Рождество с елкой пришла к нам из Германии. С давних времен передавалась легенда о деревьях, что пышно расцветают среди зимы. В честь этой легенды в Германии и стали устраивать зимой праздник. Считалось, что зеленые деревья приносят здоровье и счастье в дом. Но так как зимой не теряли свое зеленое убранство одни лишь елки-ели, выбрали именно это дерево. Ветки елки украшали фонариками, игрушками, блестками, чтобы всем казалось, будто она и на самом деле расцвела. На верхушку прикрепляли звезду – символ Вифлеемской звезды, под которой был рожден Иисус Христос.
(слайд 37)
В других странах, где нет елок, Новый год встречают с другим деревом. В Австралии – с метросидерсом, на Кубе – с пальмой. В Никарагуа – с ветвями кофейного дерева, во Вьетнаме – с ветвями расцветающего персика.
Ученик: Надежду каждому человеку на счастье дарит Новый год. (слайд 39)
А мы хотим подарить Вам на счастье игрушки, сделанные своими руками и сказку.
Инсценировка сказки «НЕСМЕЯНА»
ЛЕНА: В народе о нем говорят, что декабрь – хвостик года.
Пословица говорит: В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
Лена: пословица гласит: Январь - году начало, зиме – середина.
ЛЕНА: Февраль зиму замыкает – весне дорогу показывает, говорят в народе.
Крепкие морозы в феврале бывают только по утрам.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
В январе снегу надует – хлеба прибудет.
Мухи проснулись среди зимы – к продолжительной оттепели.
Если на Новый год небо звездное - ягоды будут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Что такое Новый год?"
Внеурочная деятельность....
Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"
ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта Я – горожанин!О...
Журнал к проекту "Что такое НОВЫЙ ГОД?"
Усачёв Андрей Новый год слетает с неба? Или из лесу идёт? Или из сугроба снега К нам приходит новый год? Он, наверно, жил снежинкой...
Социальный проект «Новогодняя мозаика» в рамках долгосрочной коллективной проектной деятельности по теме «Что такое Новый год? »
Долгосрочный проект учащихся начальной школы о традициях празднования Нового года. Содержит Цель, задачи в соответствии с ФГОС, матрицу проекта, план взаимодействия с обучающимися, информационные карт...
ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ГОД? (Эстетическая викторина о новогоднем празднике с элементами театрализации).
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1948 ...
Что такое Новый год ?
Разработка мероприятия для начальной школы....
Сценарий викторины "Что такое Новый год?"
Цель: закрепить знания, полученные при работе над проектом «Что такое Новый год». Задачи: закрепить знания детей о истории празднования Нового года в России, а так же о традиционных осо...