Проект Что такое Новый год
проект (2 класс) на тему

Анфалова Ольга Владимировна

Презентация проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_god_shagaet_po_planete_2.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Что такое Новый год"

 во 2-м классе

Классный руководитель:

 Анфалова Ольга Владимировна

Актуальность темы:

Всем известно, что одним из любимых праздников для детей и взрослых является Новый год. Дети верят в чудеса, которые происходят в этот день. Они знают, как отмечают этот  праздник в нашей стране, знают любимых персонажей, любят получать подарки в новогоднюю ночь. В процессе обучения ученики знакомятся с другими странами, с древней историей и им хочется узнать новую информацию о том, как возник этот праздник, о традициях других народов. Дети готовы к усвоению новых знаний и с удовольствием их воспринимают.

Цели проекта:

  • Познакомить детей со старинными названиями зимних месяцев, с новогодними традициями разных народов, расширить кругозор учащихся, развивать творческие способности, чувство ответственности за порученное дело.
  • Учить детей самостоятельно искать информацию с использованием разных источников, делать выводы по теме, способствовать формированию коммуникативной культуры.

Вид проекта: коллективный.

Участники проекта: учащиеся 2 класса, родители, педагоги.

Межпредметный (развитие речи, ИКТ, изодеятельность, музыка, этикет, ручной труд, окружающий мир.)

По характеру деятельности: творческий.

Краткосрочный (декабрь)

Оборудование: интерактивная доска с проектором и колонками,  маски, атрибутика для колядок, стенгазеты.

Этапы работы над проектом.

Этап 1. Разработка проектного задания.

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач.

Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

группа 1 – собрать теоретический материал об этимологии названий зимних месяцев, подобрать про них загадки.

группа 2 – собрать пословицы и поговорки, связанные с зимой.

группа 3 – подобрать теоретический материал об истории празднования Нового года в древности.

группа 4 – узнать новогодние традиции разных народов и нарисовать рисунки.

Этап 2. Разработка проекта.

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно и совместно с учителем работают с информацией индивидуально и в группах, анализируют материал.

Этап 3. Представление мини – проектов.

Задачи этапа: ученики представляют классу собранный материал по теме на уроке – презентации.

Этап 4. Изготовление наглядного материала.

Задачи этапа: сбор наглядного материала (рисунки, елочные игрушки из бумаги, маски), изготовление стенгазет,подбор картинок, музыки, инсценировок.

Этап 5. Оценка результатов.

Задачи этапа: анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке – презентации.

Этап 6. Защита проекта.

Задачи этапа: коллективная защита проекта.

Защита проекта.

(слайд 2)

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Мы побываем в разных странах мира и узнаем историю новогодних вещей, познакомимся с обычаями разных народов, узнаем, как сделать праздник веселым и радостным.

(слайд 3)

Васильченко Ксюша:

“Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди – кто ближе к огню, кто дальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников вроде не похожи, на дровосеков и того меньше: вон они какие нарядные – кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.

Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое – совсем мальчики. Молодые у самого костра сидят, а старики поодаль”.

- Из какой сказки вы услышали отрывок?

(На экране картинка из сказки С. Маршака “Двенадцать месяцев”)

Учитель

--  Наступила зима, а с ней и праздник не за горами, мы с вами поговорим только о зимних месяцах…

ГРУППА ЛЕБЕДЕВОЙ КСЕНИИ

(месяцы зимы)

(слайд 4)

Дудко Настя

Назовите-ка, ребятки, 
Месяц в этой вот загадке: 
Дни его - всех дней короче, 
Всех ночей длиннее ночи. 
На поля и на луга 
До весны легли снега. 
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (
Декабрь)

Устина:

 Название декабрь родственно слову дециметр. Дециметр – десятая часть метра, а декабрь был у римлян десятым месяцем. Название сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым.

На Руси декабрь называли “студень”. В этом месяце приходила зима, и становилось студено, холодно. Стужа, стынуть, застывать и древнее название “студень” - однокоренные слова.

ЛЕНА:   В народе о нем говорят, что декабрь – хвостик года.

ЛЕНА:   Пословица говорит: В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.

Лера 

У декабря есть родные братья. Послушайте загадку и отгадайте, о каком месяце я говорю?

(слайд 5)

Даже птице не летится. 
От мороза стынет птица. 
Повернуло солнце к лету. 
Что, скажи, за месяц это? (
Январь)

(слайд 6)

Настя Г : Много у него народных названий: январь – носик года, первенец года. На Руси январь называли “сечень”, так как он рассекает, делит зиму на две половины. Древние римляне назвали его январем в честь Януса – бога солнца и света. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое - молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки было начертано число 300, на пальцах левой – 65. 365 – это количество дней в году. (картинка)

Лена: пословица гласит: Январь - году начало, зиме – середина.

(слайд 7)

Учитель:  А вот у третьего брата хоть и капризный характер, но он добрее, мягче своих братьев.

Тимофей

По ночам мороз силен, 
Днем капели слышен звон. 
День прибавился заметно, 
Ну, так что за месяц это? 
(февраль)

Ксюша Лебедева : Февраль в древнем Риме заканчивал год, и римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название месяца – февраль.

Древнерусское название февраля – “лютый”. В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

ЛЕНАФевраль зиму замыкает – весне дорогу показывает, говорят в народе.

Учитель : Давайте поиграем в игру: “Угадай, где пословица, где примета”

 (слайд 8)

  • Крепкие морозы в феврале бывают только по утрам.                  примета
  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.                                           пословица
  • В январе снегу надует – хлеба прибудет.                                        примета
  • Мухи проснулись среди зимы – к продолжительной оттепели.   примета
  • Если на Новый год небо звездное ягоды будут.                              примета

ГРУППА КАЗАНЦЕВОЙ ВЕРОНИКИ

(история праздника)

(слайд 9)

Иванова Ксюша: Продолжаем наше путешествие. Во все времена, у всех народов Новый год считался праздником, но не всегда и везде его праздновали 1 января.

В Древнем Египте Новый год праздновали в начале лета, во время разлива Нила.

(слайд 10)

Руслан : В Древней Греции начало года приходилось на самый длинный день в году – 22 июня. А летоисчисление греки вели от Олимпийских игр, которые устраивались в честь известного мифологического героя Геракла.

Вася        В средние века в Англии новый год начинался с приходом весны – 1 марта.

(слайд 11)

(слайд 12)

Семен Орлов      Календарь, в котором год начинается с 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь.

(слайд 13)

Вероника Казанцева:  На Руси Новый год начинался 1марта, с наступлением весны. Потом стали праздновать 1сентября. В этот день в Кремле совершался торжественный выход царя.

(слайд 14)

Аня    В 1700 году царь Петр 1 своим указом повелел отмечать Новый год 1 января, как в Европе. Каждый дом нужно было украсить сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками. Впервые в Москве был устроен фейерверк. Неотъемлемой частью государственных праздников стали фейерверки, называемые во времена Петра I “огненными потехами”.

(слайд 15)

Ваня: Праздники – неотъемлемая часть нашей жизни. А где праздники, там и песни, и танцы, и игры, и определенные традиции. Народные игры характерны для рождественских праздников. Самым шумным и веселым праздником на Руси после рождественского поста были Святки.

Учитель:

Святки – это двухнедельные новогодние празднества, которые издавна отмечали наши предки.

Новый год во все времена и для всех народов значил обновление мира. Это пора взаимных угощений, веселья, радости.

На Руси говорили: В святки дня прибыло на куриную ногу.

                               Зима за морозы, а мужик за праздники.

Федорова Вероника:

 Самым веселым на святках было колядование. А начинались они в рождественский сочельник, т. е. в ночь с 24-го на 25-е декабря. Дети и взрослые наряжались в маски и шкуры животных, ходили по домам, пели поздравительные песни-колядки, танцевали, посыпали пол зерном, желая богатого урожая и получая от хозяев угощение. Девушки колядовали отдельно от парней. С собой у них были звенящие, стучащие старинные музыкальные инструменты – колотушка, бубенцы, колокольчики, трещотки. Наряжали смешно одного человека – коляду - Мехоношу. Вы лучше все это посмотрите.

(слайд 16)

ВСЕ

Коляда, Коляда

Приходила Коляда

Накануне Рождества

Детей собирать,

С Новым Годом поздравлять

Колядки “Авсень” (дети ходят по кругу и поют колядки)

Тима и Семен

Тетенька добренька, 
Дай кулички сдобненькой. 
Коляда, моляда, 
Накануне Рождества. 
Подавай, не ломай, 
Все по целой подавай.
Если крошечку уронишь, 
То и бога не замолишь. 
Не подашь лепешки — 
Разобьем окошки. 
Не подашь пирога — 
Уведем корову за рога. 

Авсень*, Авсень!
Ходи по всем!
По заулочкам,
По проулочкам!
Открывай двери!
В гости нас хотели.

Открывай окно!
Запускай весело!
Открывай сундучки!
Доставай пятачки!
А не дашь пятака –
Мы корову за рога!
А не дашь денег –
Мы утащим веник!
А не дашь пышку –
В лоб тебе шишку!
А не дашь блинка –

Мы хозяину пинка!
А не дашь лепешку –
Завалим окошко!

Если хозяйка была жадной, то пели другие песни.

 (слайд 17)

Учитель

Кто пришел?
Что принес?
Знаем мы: 
(Дед Мороз), 
Дед седой, с бородой 
Он нам гость дорогой. 
Он нам елку зажжет,
С нами песни споет. 
Конечно же – (Дед Мороз).

 (слайд 18)

                                                ГРУППА ГОЛУБЕВОЙ ЕЛЕНЫ

Лена :  -  А знаете ли Вы, что у Мороза есть жена и зовут её Метелица. Разные детки у них и разные повадки.

Сыновья: Холод, Лёд, Снег и Сугроб, Иней.

Федорова Вероника  - Холод – старший. Суровый и непреклонный. Одного отца слушается.

 (слайд 19)

Лёд – парень весёлый, насквозь виден. (слайд 20)

Снег и Сугроб – близнецы-братья. (слайд 21)

Федоров Леша   -  Иней – вечный юноша. Художник. Картины Инея бесценны, но их невозможно сохранить, разве что скопировать. Этим и занимаются художники-земляне. (слайд 22)

Катынский В.   - Старшие дочери Мороза и Метелицы: Стужа, Вьюга, Пурга. (слайд 23)

У Стужи суровый характер. С Холодом они - два сапога пара.

(слайд 24)

Кузьма   - Вьюга и Пурга – сёстры-близнецы. В Метелицу уродились. Любят с ветром гулять в поле.

Младшие дочери: Оттепель и Капель. (слайд 25)

С детских лет не сидится дома Оттепели, хотя родители не любят, чтобы она убегала из дома.

Давидянц Д.     Звонкая Капель – худенькая, бледненькая, тоненькая. Певица уже не зимняя, но ещё не весенняя. (слайд 26)

(слайд 27)

Учитель: Замечательная семья у Деда Мороза. Но он очень старый. Дед Мороз родился более 2000 лет назад. С давних времен на Новый год он приходит в гости к людям и приносит подарки, но каждая страна имеет свои новогодние традиции и разное имя Деда Мороза.

  • В России - Дед Мороз.
  • В Италии – Баббо Натале.
  • В Чехии – Микулаш.
  • На Кипре – Святой Василий.
  • В Австралии – Святой Сильвестр.
  • В Финляндии – Йолопукки.
  • В Америке – Санта Клаус.

(слайд 28)

Марина          Российский Дед Мороз ходит в длинной шубе, в валенках и с посохом. Его постоянная спутница – Снегурочка. Он играет с детьми в игру “Заморожу!” и прячет в новогоднюю ночь подарки под елку.

(слайд 29)

Учитель: В Италии Новый год начинается 6 января. Все дети ожидают добрую фею Бефану, которая прилетает ночью на волшебной метле, наполняет подарками детские чулки и башмачки. Тому, кто плохо учился или шалил, она оставляет щепотку золы или уголек. В новогоднюю ночь там принято выбрасывать на улицу все ненужное. Итальянский Дед Мороз - Баббо Натале ставит возле елки деревянные или глиняные фигурки.

(слайд 30)

Дальский Даня     - Во Франции Пер Ноэль (так зовут Деда Мороза) приходит в Новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмачках и кому достанется боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул “бобовый король” и в праздничную ночь все должны подчиняться его приказам.

(слайд 31)

Соколов Семен    -- В Испании…

(слайд 32)

Денис Лобач   - В Китае...

 (слайд 33)

Васильченко Ксения .-   Финляндия

(слайд 34)

Захарченко Рома         Английского Деда Мороза называют Санта- Клаус. В новогодние дни в театрах разыгрываются представления на сюжеты сказок. Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта- Клаус, а в башмаки кладут сено для ослика Санта-Клауса.

(слайд 35)

Наташа Курнышева      Японского Деда Мороза зовут Сегацу-Сан – Господин Новый Год. В Японии в новогоднюю ночь дети под подушку прячут картинку с изображением парусника, на котором плывут 7 сказочных волшебников. Принято встречать праздник в новой одежде, потому что считается, что это принесет удачу и здоровье. 108 ударов колокола возвещают о наступлении Нового года. На праздничном столе обязательно присутствуют колобки, лепешки, булки из рисовой муки. По обычаю запускают воздушного змея. Двери домов украшают ветками бамбука, сливы, сосны.

(слайд 36)

Ученик:

По округе славится 
Зеленая красавица: 
Сарафан – как колокол, 
По земле, да волоком, 
Шапочка – с опушечкой, 
С острою макушечкой.

Ученик: Обычай встречать Новый год и Рождество с елкой пришла к нам из Германии. С давних времен передавалась легенда о деревьях, что пышно расцветают среди зимы. В честь этой легенды в Германии и стали устраивать зимой праздник. Считалось, что зеленые деревья приносят здоровье и счастье в дом. Но так как зимой не теряли свое зеленое убранство одни лишь елки-ели, выбрали именно это дерево. Ветки елки украшали фонариками, игрушками, блестками, чтобы всем казалось, будто она и на самом деле расцвела. На верхушку прикрепляли звезду – символ Вифлеемской звезды, под которой был рожден Иисус Христос.

(слайд 37)

В других странах, где нет елок, Новый год встречают с другим деревом. В Австралии – с метросидерсом, на Кубе – с пальмой. В Никарагуа – с ветвями кофейного дерева, во Вьетнаме – с ветвями расцветающего персика.

Ученик: Надежду каждому человеку на счастье дарит Новый год. (слайд 39)

А мы хотим подарить Вам на счастье игрушки, сделанные своими руками  и  сказку.

Инсценировка сказки «НЕСМЕЯНА»

ЛЕНА:   В народе о нем говорят, что декабрь – хвостик года.

                Пословица говорит: В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.

Лена:      пословица гласит: Январь - году начало, зиме – середина.

ЛЕНА:    Февраль зиму замыкает – весне дорогу показывает, говорят в народе.

Крепкие морозы в феврале бывают только по утрам.  

  Декабрь год кончает, а зиму начинает.                                          

В январе снегу надует – хлеба прибудет.                                        

Мухи проснулись среди зимы – к продолжительной оттепели.

Если на Новый год небо звездное - ягоды будут.                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

Журнал к проекту "Что такое НОВЫЙ ГОД?"

Усачёв Андрей  Новый год слетает с неба?  Или из лесу идёт?  Или из сугроба снега  К нам приходит новый год?   Он, наверно, жил снежинкой...

Социальный проект «Новогодняя мозаика» в рамках долгосрочной коллективной проектной деятельности по теме «Что такое Новый год? »

Долгосрочный проект учащихся начальной школы о традициях празднования Нового года. Содержит Цель, задачи в соответствии с ФГОС, матрицу проекта, план взаимодействия с обучающимися, информационные карт...

ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ГОД? (Эстетическая викторина о новогоднем празднике с элементами театрализации).

                          Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1948                 ...

Что такое Новый год ?

Разработка мероприятия для начальной школы....

Сценарий викторины "Что такое Новый год?"

Цель: закрепить знания, полученные при работе над проектом «Что такое Новый год». Задачи: закрепить знания детей о истории празднования Нового года в России, а так же о традиционных осо...