ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ГОД? (Эстетическая викторина о новогоднем празднике с элементами театрализации).
учебно-методический материал на тему

                            Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1948

                            «Лингвист-М»

                          Ковалева Людмила Николаевна

 

                               ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ГОД?


(Эстетическая викторина о новогоднем празднике с элементами театрализации).

                   

В записи звучит композиция «Метель» Г. Свиридова. На площадке появляется Зимушка-Зима. Она танцует вместе с изящными снежинками. После этого на площадке появляется маркиза Эстетика.

Маркиза Эстетика. Здравствуйте, мои юные любители эстетики! Сегодня у нас необычная новогодняя эстетическая викторина! Я думаю, что вам приятно будет получить новогодние подарки не только от Дедушки Мороза, но и по результатам нашей викторины! Сегодня мы с вами побываем в разных странах и узнаем с помощью нашей викторины, как и где отмечают Новый год! Итак, мне не терпится представить сейчас вашему вниманию команды-участницы нашей сегодняшней викторины!

Звучит динамичная инструментальная мелодия.

Маркиза Эстетика. Команда номер один – «Снеговички»! Встречайте!

Выходит команда «Снеговички», занимает свои места на сценической площадке.

Маркиза Эстетика. Команда номер два – «Льдинки»! Встречайте!

Выходит команда «Льдинки», занимает свои специально отведённые места на площадке.

Маркиза Эстетика. И, наконец, команда номер три – «Серпантин»! Встречайте!

Выходит команда «Серпантин», занимает на площадке свои места. Далее идёт представление жюри викторины.

Маркиза Эстетика. Ну вот, дорогие друзья, вы и познакомились с командами и жюри нашей сегодняшней викторины! Давайте ещё раз дружными аплодисментами поприветствуем наших игроков! (Зрители аплодируют.) Отлично! Всё готово к началу викторины, а это значит, можно начинать I блок вопросов! На обдумывание каждого вопроса даётся 3 минуты!

В записи барабанная дробь.

I БЛОК «Общие новогодние вопросы»

1. Сколько дней в году? (365 дней.)

2. Когда в нашей стране празднуется Новый год? (В ночь с 31 декабря на 1 января.)

3. У какого народа заимствована эта традиция? (У древних римлян.)

4. Везде ли Новый год праздновали в один и тот же день? (Нет. В Англии – 26 марта, в Эфиопии – 11 сентября, в Бирме – между 12 и 17 апреля.)

5. Откуда пришёл обычай зажигания новогодних свечей? (Этот обычай пришёл от языческих жертвоприношений духам. В честь богов в языческих храмах зажигали свечи.)

6. Когда праздновали Новый год древние славяне? (1 марта с приходом весны.)

7. Что должно было непременно находиться у русских крестьян на новогоднем столе? (Перед каждым человеком на новогодний стол клали по 3 головки чеснока, а на середину – 12 луковиц, покрытых сеном. Считалось, что это охраняет всех присутствующих от болезней и злых духов.)

8. Когда в дальнейшем, в связи с введением христианства, стали отмечать Новый год на Руси? (1 сентября, вплоть до XVIII в.)

9. От какого народа пришёл этот обычай? (От греков.)

10. Кто ввёл на Руси празднование Нового года 1 января? (Пётр I.)

Маркиза Эстетика. Итак, I блок «Общие новогодние вопросы» окончен! Жюри начинает свою работу, а мы с вами ненадолго перенесёмся в далёкую и прекрасную Японию и увидим некоторые интересные новогодние обычаи этой страны!

Звучит музыка в японском стиле, на сцене появляются дети в японских кимоно. Далее следует блок японских обычаев празднования Нового года:

· танец с бумажными змеями;

· японское гадание (на бумажечках написаны новогодние пожелания);

· игра с дощечками и разноцветными воланами.

Играющие встают в круг; тому, кто уронит волан, загадывают желание.

После этого блока жюри объявляет результаты, которые пишут на большом табло.

Маркиза Эстетика. Ну вот, в Японии мы побывали, первые результаты вы видите на нашем счётном табло. Мы продолжаем и переходим ко II блоку!

II БЛОК «Новый год по-африкански»

1. Откуда узнали африканцы о празднике «Новый год»? (От европейцев.)

2. Где проживает африканский Дед Мороз? (На горе Килиманджаро.)

3. Какому предмету отводится центральное место во время празднования Нового года в Африке? (Маске.)

4. Какой танец исполняют девочки африканского племени бавенда? (Танец питона.)

5. Почему племя бавенда посвятило этому существу целый танец? (Питон у африканцев считается символом плодородия.)

6. Чему ещё отводят африканцы центральное место во время празднования Нового года? (Предсказаниям.)

7. Что характерно для празднования Нового года в Африке? (Съезжаются колдуны, астрологи, предсказатели. Соревнуются борцы, разыгрываются смешные сценки, демонстрируются фокусы.)

Маркиза Эстетика. Мы вместе с командами побывали на праздновании Нового года в Африке, нам было очень и очень интересно узнать много нового для себя, но посмотрим, как жюри оценит наших участников. А нас пока что ожидает театрализованная картинка «Танцующая коза»! Мы все дружно переносимся на просторы солнечной, даже в новогодние праздники, Молдовы!

В записи звучит зажигательная молдавская народная мелодия. Исполняется молдавский народный танец. После этого в записи бьют часы. На авансцене появляются старенький дедушка – Старый год и молодой витязь – Новый год. Как только прозвучит последний удар часов, Старый год вздыхает и потихонечку уходит. Новый год поднимает руки вверх и приветствует всех, затем кричит: «Хэй! Принимайте поздравляющих!» На сцене появляются витязи во главе со знаменитым молдавским героем – Бужором. Начинается парная пляска (девочки и мальчики). Далее на сцене появляются «попы», «цыгане», «старики». На площадку выходит «коза», она танцует, её пытаются продать «старику». Но «коза», в которой по молдавским поверьям прячется бес, не хочет идти за «стариком», она падает на пол, прикидываясь «мёртвой». Подходит «поп». «Коза» мгновенно оживает, в пасть «козе» вкладывают несколько монет. «Танцующая коза» откланивается под звон колокольчиков, гром трещоток и завывания дудок. Вновь начинается пляска, в которой все герои картинки удаляются за кулисы. Далее жюри оглашает результаты II блока.

Маркиза Эстетика. Результаты II блока «Новый год по-африкански» вы видите на нашем табло, а мы переносимся в две страны сразу: в Испанию и в Италию!

III БЛОК «Новый год в жаркой Испании и в солнечной Италии»

1. Опишите основной испанский новогодний обряд, приносящий, по мнению испанцев, богатый урожай. (Зимой пашут снег. Деревенские пастухи, одетые в овчинные тулупы, подпоясавшись цепочками из бубенцов и колокольчиков, выходят на пахоту на ходулях. Соединившись парами, они берутся за ручки плуга, который тянут другие участники обряда, переодетые женщинами.)

2. Как называется испанский карнавал? (Агинальдо.)

3. Как выглядит в Испании «Старый год»? (В образе соломенных старика и старухи.)

4. Как выглядит испанское народное гулянье? (Песни, пляски, шествие «великанов» на ходулях и прочее.)

5. Что происходит на Новый год в полночь в Италии? (Из окон на улицу вылетают не годные к употреблению вещи.)

6. Какое значение имеет для итальянцев первый человек, встретившийся в Новом году? (Плохо встретить монаха или священника, нежелательно – ребёнка. Старика или горбатого человека – очень хорошо! Новый год будет благополучным!)

7. Какие ягоды напоминали итальянцам золотые монеты? (Виноград.)

8. Какой обычай в Италии связан с водой? (1 января идут к источнику, чтобы принести домой «новой воды». Подарить «новую воду» – хороший знак. «Новая вода», взятая до захода солнца, приносит счастье.)

Маркиза Эстетика. Вот мы вновь очутились дома, хотя это ненадолго! Пока жюри будет подводить итоги III блока «Новый год в жаркой Испании и в солнечной Италии», мы с вами успеем побывать в замечательной стране Греции!

В записи звучит греческая народная музыка. Танцевальный коллектив исполняет «Сиртаки». Далее следует пластическая зарисовка «Пусть хорошие вещи плывут в наши дома, как эта вода!». Сначала на сцене появляются дети, изображающие греков и гречанок, они имитируют выливание воды из различных сосудов. Далее на сцене появляются лишь одни девочки, они несут в руках блюдца с бутафорскими ягодами (инжиром и смородиной) и орехами. Далее они имитируют, что опускают блюдца в воду. Потом на сцене появляются без музыки и шума маленькие дети, они имитируют, как бросают в воду зерно и говорят: «Пусть богатство плывёт к нам, как эта вода!».

Маркиза Эстетика. Наконец-то настал момент, когда мы можем услышать итоги III блока, а дальше – общие результаты нашей викторины, посвящённой новогодним праздникам!

Жюри оглашает итоги III блока и общие итоги викторины. Победителей награждают новогодними подарками. В финале викторины на площадке появляются 12 знаков восточного гороскопа. В записи звучит космическая мелодия в исполнении Ж.-М. Жарра или группы «Спейс». Идёт заключительный номер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_novyy_god.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

              Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1948

                                           «Лингвист-М»

                          Ковалева Людмила Николаевна

                               ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ГОД?


(Эстетическая викторина о новогоднем празднике
с элементами театрализации).

                   

В записи звучит композиция «Метель» Г. Свиридова. На площадке появляется Зимушка-Зима. Она танцует вместе с изящными снежинками. После этого на площадке появляется маркиза Эстетика.

Маркиза Эстетика. Здравствуйте, мои юные любители эстетики! Сегодня у нас необычная новогодняя эстетическая викторина! Я думаю, что вам приятно будет получить новогодние подарки не только от Дедушки Мороза, но и по результатам нашей викторины! Сегодня мы с вами побываем в разных странах и узнаем с помощью нашей викторины, как и где отмечают Новый год! Итак, мне не терпится представить сейчас вашему вниманию команды-участницы нашей сегодняшней викторины!

Звучит динамичная инструментальная мелодия.

Маркиза Эстетика. Команда номер один – «Снеговички»! Встречайте!

Выходит команда «Снеговички», занимает свои места на сценической площадке.

Маркиза Эстетика. Команда номер два – «Льдинки»! Встречайте!

Выходит команда «Льдинки», занимает свои специально отведённые места на площадке.

Маркиза Эстетика. И, наконец, команда номер три – «Серпантин»! Встречайте!

Выходит команда «Серпантин», занимает на площадке свои места. Далее идёт представление жюри викторины.

Маркиза Эстетика. Ну вот, дорогие друзья, вы и познакомились с командами и жюри нашей сегодняшней викторины! Давайте ещё раз дружными аплодисментами поприветствуем наших игроков! (Зрители аплодируют.) Отлично! Всё готово к началу викторины, а это значит, можно начинать I блок вопросов! На обдумывание каждого вопроса даётся 3 минуты!

В записи барабанная дробь.

I БЛОК «Общие новогодние вопросы»

1. Сколько дней в году? (365 дней.)

2. Когда в нашей стране празднуется Новый год? (В ночь с 31 декабря на 1 января.)

3. У какого народа заимствована эта традиция? (У древних римлян.)

4. Везде ли Новый год праздновали в один и тот же день? (Нет. В Англии – 26 марта, в Эфиопии – 11 сентября, в Бирме – между 12 и 17 апреля.)

5. Откуда пришёл обычай зажигания новогодних свечей? (Этот обычай пришёл от языческих жертвоприношений духам. В честь богов в языческих храмах зажигали свечи.)

6. Когда праздновали Новый год древние славяне? (1 марта с приходом весны.)

7. Что должно было непременно находиться у русских крестьян на новогоднем столе? (Перед каждым человеком на новогодний стол клали по 3 головки чеснока, а на середину – 12 луковиц, покрытых сеном. Считалось, что это охраняет всех присутствующих от болезней и злых духов.)

8. Когда в дальнейшем, в связи с введением христианства, стали отмечать Новый год на Руси? (1 сентября, вплоть до XVIII в.)

9. От какого народа пришёл этот обычай? (От греков.)

10. Кто ввёл на Руси празднование Нового года 1 января? (Пётр I.)

Маркиза Эстетика. Итак, I блок «Общие новогодние вопросы» окончен! Жюри начинает свою работу, а мы с вами ненадолго перенесёмся в далёкую и прекрасную Японию и увидим некоторые интересные новогодние обычаи этой страны!

Звучит музыка в японском стиле, на сцене появляются дети в японских кимоно. Далее следует блок японских обычаев празднования Нового года:

 танец с бумажными змеями;

 японское гадание (на бумажечках написаны новогодние пожелания);

 игра с дощечками и разноцветными воланами.

Играющие встают в круг; тому, кто уронит волан, загадывают желание.

После этого блока жюри объявляет результаты, которые пишут на большом табло.

Маркиза Эстетика. Ну вот, в Японии мы побывали, первые результаты вы видите на нашем счётном табло. Мы продолжаем и переходим ко II блоку!

II БЛОК «Новый год по-африкански»

1. Откуда узнали африканцы о празднике «Новый год»? (От европейцев.)

2. Где проживает африканский Дед Мороз? (На горе Килиманджаро.)

3. Какому предмету отводится центральное место во время празднования Нового года в Африке? (Маске.)

4. Какой танец исполняют девочки африканского племени бавенда? (Танец питона.)

5. Почему племя бавенда посвятило этому существу целый танец? (Питон у африканцев считается символом плодородия.)

6. Чему ещё отводят африканцы центральное место во время празднования Нового года? (Предсказаниям.)

7. Что характерно для празднования Нового года в Африке? (Съезжаются колдуны, астрологи, предсказатели. Соревнуются борцы, разыгрываются смешные сценки, демонстрируются фокусы.)

Маркиза Эстетика. Мы вместе с командами побывали на праздновании Нового года в Африке, нам было очень и очень интересно узнать много нового для себя, но посмотрим, как жюри оценит наших участников. А нас пока что ожидает театрализованная картинка «Танцующая коза»! Мы все дружно переносимся на просторы солнечной, даже в новогодние праздники, Молдовы!

В записи звучит зажигательная молдавская народная мелодия. Исполняется молдавский народный танец. После этого в записи бьют часы. На авансцене появляются старенький дедушка – Старый год и молодой витязь – Новый год. Как только прозвучит последний удар часов, Старый год вздыхает и потихонечку уходит. Новый год поднимает руки вверх и приветствует всех, затем кричит: «Хэй! Принимайте поздравляющих!» На сцене появляются витязи во главе со знаменитым молдавским героем – Бужором. Начинается парная пляска (девочки и мальчики). Далее на сцене появляются «попы», «цыгане», «старики». На площадку выходит «коза», она танцует, её пытаются продать «старику». Но «коза», в которой по молдавским поверьям прячется бес, не хочет идти за «стариком», она падает на пол, прикидываясь «мёртвой». Подходит «поп». «Коза» мгновенно оживает, в пасть «козе» вкладывают несколько монет. «Танцующая коза» откланивается под звон колокольчиков, гром трещоток и завывания дудок. Вновь начинается пляска, в которой все герои картинки удаляются за кулисы. Далее жюри оглашает результаты II блока.

Маркиза Эстетика. Результаты II блока «Новый год по-африкански» вы видите на нашем табло, а мы переносимся в две страны сразу: в Испанию и в Италию!

III БЛОК «Новый год в жаркой Испании и в солнечной Италии»

1. Опишите основной испанский новогодний обряд, приносящий, по мнению испанцев, богатый урожай. (Зимой пашут снег. Деревенские пастухи, одетые в овчинные тулупы, подпоясавшись цепочками из бубенцов и колокольчиков, выходят на пахоту на ходулях. Соединившись парами, они берутся за ручки плуга, который тянут другие участники обряда, переодетые женщинами.)

2. Как называется испанский карнавал? (Агинальдо.)

3. Как выглядит в Испании «Старый год»? (В образе соломенных старика и старухи.)

4. Как выглядит испанское народное гулянье? (Песни, пляски, шествие «великанов» на ходулях и прочее.)

5. Что происходит на Новый год в полночь в Италии? (Из окон на улицу вылетают не годные к употреблению вещи.)

6. Какое значение имеет для итальянцев первый человек, встретившийся в Новом году? (Плохо встретить монаха или священника, нежелательно – ребёнка. Старика или горбатого человека – очень хорошо! Новый год будет благополучным!)

7. Какие ягоды напоминали итальянцам золотые монеты? (Виноград.)

8. Какой обычай в Италии связан с водой? (1 января идут к источнику, чтобы принести домой «новой воды». Подарить «новую воду» – хороший знак. «Новая вода», взятая до захода солнца, приносит счастье.)

Маркиза Эстетика. Вот мы вновь очутились дома, хотя это ненадолго! Пока жюри будет подводить итоги III блока «Новый год в жаркой Испании и в солнечной Италии», мы с вами успеем побывать в замечательной стране Греции!

В записи звучит греческая народная музыка. Танцевальный коллектив исполняет «Сиртаки». Далее следует пластическая зарисовка «Пусть хорошие вещи плывут в наши дома, как эта вода!». Сначала на сцене появляются дети, изображающие греков и гречанок, они имитируют выливание воды из различных сосудов. Далее на сцене появляются лишь одни девочки, они несут в руках блюдца с бутафорскими ягодами (инжиром и смородиной) и орехами. Далее они имитируют, что опускают блюдца в воду. Потом на сцене появляются без музыки и шума маленькие дети, они имитируют, как бросают в воду зерно и говорят: «Пусть богатство плывёт к нам, как эта вода!».

Маркиза Эстетика. Наконец-то настал момент, когда мы можем услышать итоги III блока, а дальше – общие результаты нашей викторины, посвящённой новогодним праздникам!

Жюри оглашает итоги III блока и общие итоги викторины. Победителей награждают новогодними подарками. В финале викторины на площадке появляются 12 знаков восточного гороскопа. В записи звучит космическая мелодия в исполнении Ж.-М. Жарра или группы «Спейс». Идёт заключительный номер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи с элементами театрализации.

Применение элементов театрализации в занятии по развитию речи....

Статья "Использование элементов театрализации на уроках в школе"

Предлагаю Вашему вниманию статью (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему"Использование элементов театрализации на уроках в школе"...

Сценарий конкурсно- развлекательного мероприятия с элементами театрализации посвященного празднику 8 Марта

Данный сценарий может быть использован для подготовки праздника в малокомплектной начальной школе. Подобраны интересные стихи для поздравления. Небольшие конкурсные номера для девочек . Был отработан ...

Приемы использования элементов театрализации на уроках в начальной школе

В данной работе представлена итоговая таблица по методу использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах с примерами упражнений....

Социальный проект «Новогодняя мозаика» в рамках долгосрочной коллективной проектной деятельности по теме «Что такое Новый год? »

Долгосрочный проект учащихся начальной школы о традициях празднования Нового года. Содержит Цель, задачи в соответствии с ФГОС, матрицу проекта, план взаимодействия с обучающимися, информационные карт...

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения и окружающего мира как средство коррекции коммуникативных навыков обучающихся начальной школы

Рассматривается вопрос о использовании   элементов театрализации на уроках. И как элементы этой технологии влияют  на развитие коммуникативных навыков обучающихся начальных классов....