Открытое мероприятие "Хлеб всему голова"
классный час по теме

Ларина Елена Владимировна

Цели мероприятия:

Образовательные:

  • формировать жизненные ценности на примере бережного отношения к хлебу;
  • расширить и обогатить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в жизни человека; познакомить историей возникновения хлеба ;показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека.

Развивающие:

  • развивать кругозор, внимание, память, речь

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда;

 

любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_klassnyy_chas_hleb.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час на тему "Хлеб — всей жизни голова"

Цели мероприятия:

Образовательные:

  • формировать жизненные ценности на примере бережного отношения к хлебу;
  • расширить и обогатить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в жизни человека; познакомить историей возникновения хлеба ;показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека.

Развивающие:

  • развивать кругозор, внимание, память, речь

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда;

любовь к родному краю.

Презентация.

Слайд 1  Звучит песня « Хлеб - всему голова» в исполнении О.Воронец.

Слайд 2-3

Вед. Как вы уже догадались, ребята, сегодня мы поговорим о хлебе. Тема нашего мероприятия « Хлеб – всей жизни голова». Мы узнаем историю возникновения хлеба, покажем, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека.

Слайд 4

Вед. С хлебом мы встречаемся каждый день. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Без хлеба ни ужинать, ни обедать нам не хочется – всё нам кажется невкусным. Мы привыкли к нему, как к воздуху, порой даже не замечаем его и не думаем о нём, но хлеб является одним из главных показателей богатства любой страны. В нем заключается огромная нравственная сила и ценность.

Так повелося на моей земле:

Из года в год, из рода в род - веками,

Тот хлеб, что в каждом доме на столе.

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдёт пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: « Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернёшься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем тёплый хлеб,

На этом белом свете.

Слайд 5

Вед : Ребята, сейчас я вам прочитаю одну притчу о хлебе. ( Притча - это краткий поучительный рассказ)

    В давние времена один царь решил выдать дочь замуж за самого умного юношу. Судьбу дочери решали три вопроса. Самым трудным был третий - царь попросил всех юношей прийти во дворец с самым красивым цветком. Собрались наутро кандидаты в женихи, и каких только цветков не было на их шляпах. А у одного юноши на шляпе скромно покачивала своими головками пшеница. И царь изо всех цветов выделил колосья пшеницы. «Ты действительно принёс самый красивый цветок, сказал он, - ибо старинная мудрость гласит - , что нет лучшего цветка на свете, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, и нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба».

Чему же учит это притча? (колос, пшеничное поле дают хлеб, а хлеб – это жизнь)

Вед : Слайд 6

Хлеб, хлебушко, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец - так ласково и уважительно называют его в народе. Хлеб - мерило достатка, символ благополучия, человеческой доброты. Хлеб - наша гордость, богатство, сила. “Хлеб  дар Божий”, – говорит русский народ о хлебе.

- А какие еще пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

(Учащиеся приводят примеры пословиц о хлебе и дают им толкование)

Слайд 7

Пословицы и поговорки о хлебе

  • Баловством хлеб не добудешь.
  • Ешь пироги – хлеб береги
  • Хлеб в пути не тягость
  • Горька работа, да сладок хлеб
  • Земля – матушка, а хлеб – батюшка»,
  • Хлеб – это жизнь
  • Без золота проживёшь, а без хлеба – нет
  • Хлеб – кормилец
  • У пахаря рука черна, да хлеб бел.
  • Без денег проживу, а без хлеба не проживу.
  • Ешь пироги, а хлеб вперед береги.
  • Без хлеба нет обеда.
  • Хлеб — всему голова.
  • Хлеба нет — и друзей не бывало.
  • Без хлеба — половина обеда.
  • Без хлеба не обед.
  • Без хлеба сыт не будешь;
  • Хлеб бросать — труд не уважать.
  • Хлеб наш насущный — хоть черный, да вкусный.
  • Хлеб ногами топтать — народу голодать.
  • Хлебом люди не шутят.

Вед : Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни.

Слайд 8

А что обозначают выражения:

1) даром хлеб есть (жить напрасно, не принося пользы)

2) хлеб да соль! (пожелание приятного аппетита, благополучия гостей)

3) хлеб насущный (необходимые для жизни средства)

4)Заработать на хлеб – означает заработать то, что необходимо для пропитания, существования

5) Хлебное место – доходная работа

6) Свой кусок хлеба – самому зарабатывать себе на жизнь

7) Дать хлеб – обеспечить кому-либо доход.

8.) Отнять хлеб – лишить места или промысла, способов дохода.

О чьем-нибудь сильном увлечении говорят – «Его хлебом не корми…»

О вещи, которая хранится, никому не мешая, и может пригодиться, говорят – «Она хлеба не просит…»

Слайд 9-11                             стих Суслин О.

Золотеет простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течёт рекою,

Чтобы сделаться мукою.

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

А теперь отгадайте загадки:

1.Режут меня, вяжут меня,

Бьют нещадно, колесуют меня:

Пройду огонь и воду,

И конец мой: нож и зубы. ( Хлеб)

2.Корабль-великан не по морю плывет.

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)

3.Отгадать легко и быстро:

мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

а бывает подгорелый. (Хлеб)

4.Лежит мужичок в золотом кафтане,

Подпоясан, а не поясом,

Не поднимешь, сам не встанет ( Сноп)

5. Широко, а не море,

Золото, а не деньги. 

Сегодня на земле, 

А завтра на столе. (Хлеб)

6.В поле сеют и растят,

Убирают, сыплют в склад,

И на хлеб идет оно,

А зовут его _ (зерно)

7.Косою острой скошено,

Горой высокой сложено. ( Сноп)

8. Мешено, квашено, валено,

На стол поставлено. ( Хлеб)

9.Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Колос)

10.По осени сеем,

А жнем ее летом,

Зимой она станет

Блинами и хлебом (Озимая пшеница)

Слайд 12

Вед : Откуда же пришел хлеб в Россию? (Ответы учащихся).

Рассказ об истории хлеба (ученик)

   Ученые полагают, что первый хлеб был выпечен не менее 15 тыс. лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, выпеченная 6 тыс. лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень богатые люди.

Первыми хлебопеками были египтяне. Они пекли хлеб в виде лепешек на горячих от солнца камнях. В Египте они ели пресный хлеб. В жарком климате, тесто быстро закисало и его выбрасывали. Но нашлись люди (видимо, бедные), которые стали из кислого теста печь хлеб – кислый хлеб. Так родился новый вид хлеба – кислый хлеб. Вначале в Европе ели пшеничный и ячменный хлеб, а с 17 века стали употреблять ржаной хлеб. С 19 века хлебопечение тало самостоятельной профессией.

На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.

Ежедневно в стране выпекается 82 тыс. хлеба.

В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.

Мы привыкли, что хлеб всегда у нас на столе и не задумывались, а как он туда попал.

Слайд 13

Вед : Послушайте сказку «ПРЯНИК И КОЛОСОК»

   Рано утром поднялся Человек, положил в карман Пряник и пошел в поле.

Долго ходил по полю, любовался пшеницей. Сорвал Колосок, вынул из него зернышко, улыбнулся, спрятал Колосок в карман.

И тут встретились Колосок и Пряник. «Кто ты такой?» - спросил Пряник. «Я Колосок».- «Ух, какой ты колючий! А какая от тебя польза?» Улыбнулся Колосок, пошевелил усами и отвечает: «Без меня не было бы хлеба, сухаря, тебя, Пряник».

Удивился Пряник, с уважением посмотрел на Колоска и сказал: «Значит, ты очень нужен. А кто над тобой старший?» «Человек. Он вырастил своим трудом меня. Он испек тебя. Только благодаря Человеку мы живем»,-ответил Колосок.

Как вы поняли ответ Колоска?

Чему учит сказка? (с уважением относиться к труду людей, и ,конечно, к труду хлебороба)

Вед .Русский народ пахаря всегда ставил выше князя. Труд этот был всегда тяжёлым и необходимым. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и , наконец, выпечь хлеб. Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на Земле.

Слайд 15-16

К. А. Тимирязев сказал: “Тот, кто сумеет вырастить два колоса на том месте, где вырос один – навеки заслужит благодарность человечества”.

1.О труде хлебороба

Все колосья поют -

Значит, это особый,

Замечательный труд.

3.Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

4.Хлеб мой вкусный,

Хлеб красивый,

Говорю тебе: "Спасибо".

Лучше б ты не поленился,

Доброй пашне поклонился.


Кланяюсь тебе я, пашня,

За горячий хлеб домашний.

Лучше б ты не поленился,

Дождичку бы поклонился.


Вот спасибо, дождик в небе,

Что заботишься о хлебе.

Лучше б ты не поленился,

Солнцу в небе поклонился


Солнце, солнце в небе синем,

За горячий хлеб спасибо.

Лучше б ты не поленился,

Хлеборобам поклонился.

Слайд 17-18

1 ведущий:

Хлеб – народное богатство. Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание и изготовление.

На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Сеяли славянепросо, пшеницу, ячмень, овес, рожь, реже – бобы, горох. Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. На Руси из поколения в поколение, от отца к сыну передавалась любовь к хлебу. Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Помните: если каждый из нас выбросит в день пол- ломтика хлеба, то за год наберется 7 килограммов.

Слайд 19

Хлеб был всегда в почете на Руси.
Её просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать?
Спроси:
Тебе ответить могут “ленинградцы”.

Слайд 20

1 ведущий.

В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей.

Во время блокады пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 гр., а остальные жители – 125 гр. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей.

Голод терзал, насмерть убивал детей на глазах у ленинградских матерей. И дети видели муки своих матерей.

Представьте  хлебную карточку бумажный листок. За пять таких карточек выдавался дневной паек -125 гр. Хлеба. При утери карточек не возобновлялись, суровая мера , но необходима.

В музее Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города..

Слайд 21

1 ведущий.    Послушайте воспоминание медсестры В.И. Богдановой.

«Помню тёмный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики…помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паёк. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжёт моё сердце ненавистью к войне».

Слайд 22-25

2 ведущий.

А вот дневник одной ленинградской девочки, который был случайно найден, потряс весь мир. Это дневник Тани Савичевой.

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, поражённая невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – « трагические визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь: « 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи. 1941 год».

Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.» «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». « Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год" « Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год". « Мама - 13 марта в 7 часов 30 минут утра». . 1942». «Савичевы умерли". «Умерли все". «Осталась одна Таня".

Таню Савичеву эвакуировали из блокадного Ленинграда, но организм её был истощён, и она умерла в эвакуации.

Вед. Никто из нас не останется равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали.

Слайд 27 стих Суслин О.

: Я помню хлеб, 
военный, горький, 
Он весь почти из лебеды. 
В нем в каждой крошке, 
В каждой корке 
Был горький вкус людской беды. 
На той беде замешан круто 
Нелегкий хлеб нелегких дней, 
Но как сладка была минута, 
Когда кусок в руке моей 
Посыпан был щепоткой соли, 
Приправлен маминой слезой. 
Я есть хотел, а мама с болью 
Взгляд отводила стороной. 
Как горе было гостем частым 
( Им были детства дни полны), 
Особо помню я, что счастью 
Был равен горький хлеб войны. 

Вед : В нашей стране уже выросли не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода.

«При сытости помни голод» - это завет наших предков, который мы не должны забывать.

Мне бы хотелось, чтобы вы все знали истинную цену хлеба, не ту, которую вы платите в магазине, покупая булку хлеба, а тот труд многих людей, благодаря  которых зернышко приобрело вид вкусной будочки. И будьте благодарны тем, кто  смог победить в страшной войне ценою своей жизни за то, что бы на нашем столе всегда был хлеб.  

Слайд 28

Вед.: “Хлеб – соль”, – говорят люди и желают счастья.
“Хлеб – соль”, – говорят люди и желают мира.

Слайд 29

Вед.: Ребята, а как чествуют дорогих гостей?

  • дорогих гостей встречают с хлебом и солью
  • молодоженов на свадьбах осыпают зерном и пшеницей
  • новорожденных клали в опару( закваска из дрожжей).
  • издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
  • хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
  • с хлебом провожали на фронт и хлебом встречали вернувшихся с войны.

1 ведущий

Давным-давно у русских крестьян появился такой обычай: в поле завязывать сноп (последний пучок пшеницы), в середину его класть краюшку хлеба ... Колоски снопа переплетались друг с другом, считалось, что при этом земле возвращается сила. Последний сноп с поля несли с песнями. Его наряжали в сарафан, украшали лентами, бусами, надевали на него звонкие колокольчики. Сноп был как живой. Девушки водили вокруг него хороводы, пели песни и приговаривали.

Хлебушко, расти,

Времечко, лети

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба

Вед :   У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Слайд 30

Послушайте отрывок из рассказа В.Сухомлинского

« ПШЕНИЧНЫЙ КОЛОСОК»

У Сергейки старший брат Максим пошел служить в Армию. Прислал брат письмо. Пишет, что служит далеко-далеко, охраняет границу Родины ... Старший брат пишет: «Сергейка, теперь у нас … лето. Сходи в поле, сорви колосок пшеницы, положи в конверт и пришли мне. Сергейка долго стоял у пшеничного поля. Взял в руки колосок и задумался: «Что в этом колоске? Зачем он брату? Сорвал Сергейка колосок, вложил в конверт. И написал брату: «Колосок сорвал я на ниве, что начинается за нашей хатой. И как написал это, сразу понял, почему брат колосок попросил.

Почему брат попросил Сергейку прислать ему колосок? Что понял Сергейка?

( Колосок напомнит ему о родных места и близких людях ).

Россия – это поля с золотистыми колосьями ржи и пшеницы.

Вед : Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой живет, тепло родного очага и материнских рук - без всего этого жить невозможно.

1. Ведущий:

Родина - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой.

Это наше детство, наша юность,

Это все, что мы зовем судьбой.

Родина, Отечество святое.

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Слайд 31

Вед : Ребята обратите внимание на выставку, посвящённую хлебу. Здесь вы можете увидеть репродукции картин художников, на которых изображена хлебная нива, жницы, продукты питания. Прочитать заповеди русского народа о хлебе.

Увидеть книги писателей , в названиях которых есть слово хлебСлайд 33

2 ведущий

У народа есть слова:

«Хлеб – всей жизни голова».

Ставится он первым на столе.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтаем мы о чуде,

- К нам полей живая речь:

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!

Слайд 34-35  

Не зря говорится: «Есть хлеб, будет и песня». Хлеб всегда был и будет важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. Пока земля будет родить хлеб, будет жить и человек. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. Ценить хлеб – гражданский долг каждого из нас! Хлеб будет – всё будет.

Слайд 36  Заключение

Наше мероприятие подошло к завершению. Я надеюсь, узнав цену русскому хлебушку, никто из нас никогда не кинет хлеб на пол, не бросит его в товарища. Никогда не забывайте,  сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба. Берегите хлеб, ведь ХЛЕБ – это жизнь!

Будем же помнить народную мудрость и золотые слова : « Хлеб - всей жизни голова».

Ребята, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Выскажите своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фоль...

"Хлеб – всему голова" открытое внеклассное мероприятие для 1- 4 классов коррекционного вида

Цель: ·        показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;·        воспитывать бережное отношение к х...

открытое занятие "хлеб всему голова"

Цель: формирование у учащихся нравственной позиции к хлебу и людям, выращивающим хлеб.Задачи:• Систематизировать, углубить и расширить знания детей о хлебе.• Прививать навыки экономного и бе...

Открытое занятие в рамках конкурса: «Школьный музей – новые возможности». ТЕМА: «Хлеб - всему голова».

Занятие разработано для детей с особенными образовательными потребностями  с ОВЗ по слуху...

Открытое воспитательное занятие "Хлеб - всему голова!"

Методическая разработка открытого воспитательного занятия "Хлеб - всему голова!" для учащихся начальных классов с целью формирования у учащихся нравственной позиции к хлебу и людям, выр...

Открытое коррекционно – развивающее занятие «Хлеб - всему голова»

Дата проведения: 28.02.2024 г.Форма занятия: групповаяТип занятия: комбинированноеКоличество обучаемых: 3 чел.Время занятия: 35 минут          Цель занятия...

Открытый урок "Хлеб всему голова!"

Открытый урок "Хлеб всему голова!"...