"Хлеб – всему голова" открытое внеклассное мероприятие для 1- 4 классов коррекционного вида
методическая разработка на тему

Зубкова Мария Александровна

Цель:

·        показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;

·        воспитывать бережное отношение к хлебу

Задачи:

·        продолжение формирования нравственных качеств личности, таких как бережливость, уважение к хлебу и труду людей,

·        расширить знания учащихся об истории хлеба, о профессиях, связанных с хлебом, о ценности хлеба;

·        продолжение формирования эстетических качеств личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khleb_-_vsemu_golova._moy_stsenariy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

"Хлеб – всему голова"

(открытое внеклассное мероприятие

для 1- 4 классов коррекционного вида)

Тема урока: Значение хлеба в нашей жизни.

Цель:

  • показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу

Задачи:

  • продолжение формирования нравственных качеств личности, таких как бережливость, уважение к хлебу и труду людей,
  • расширить знания учащихся об истории хлеба, о профессиях, связанных с хлебом, о ценности хлеба;
  • продолжение формирования эстетических качеств личности.

Оборудование:

запись песни  “Хлеб - всему голова” (муз. В. Темнова ),запись песни «Песня о хлебе» в исполнении Людмилы Зыкиной; пословицы о хлебе; выставка хлебных изделий; таблички с названиями профессий;

 Ход урока

  1. Звучит «Песня о хлебе» в исполнении Людмилы Зыкиной (1 куплет и припев)

Под музыку входят дети с хлебобулочными изделиями.

- Вот он - хлебушко душистый

  С хрусткой корочкой витой!

- Вот он – теплый, золотистый

  Словно солнцем налитой!

- В каждый дом, на каждый стол

  Он пожаловал, пришёл.

- В нём здоровье наше, сила

  И душевное тепло;

- Сколько рук его растило,

  Охраняло, берегло.

  1. Учитель:   -   Он каждый день на нашем столе. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя которого мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – хлеб. А знаете ли вы, когда берете его в руки, сколько лет хлебу?

Чтец:     -    Стар и вечно молод хлеб. Сколько ему лет?  Века…… Есть зримые свидетельства и летописные сообщения, которые служат точкой отсчета его возраста. Первые упоминания – 5 в. до н.э.

Чтец:     -      В музее Нью-Йорка хранится круглый каравайчик, возраст которого 3400 лет.

  1. Учитель:    -  Трудное и святое дело – вырастить хлеб. Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе?

(На доске таблички с названиями профессий: мельник, врач, учитель, шофёр, доярка, земледелец, пекарь, комбайнер);

 -  Выберите те названия профессий, что имеют отношение к хлебу.

(Дети работают с места, учитель у доски убирает лишние таблички)

 - Расставь названия профессий в порядке очередности процессов изготовления хлебе. (Земледелец, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь – дети выходят и берут в руки таблички).

Чтец:       Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка

Хлеб с горбушкой золоченой

Шёл к тебе издалека.

        Земледелец: Только снег сошёл в апреле,

                              Как поля зазеленели.

                              Мы говорим: «Хлеб».  

        Комбайнёр:  Золотой простор бескрайний

                              Здесь работают комбайны.

                               Мы говорим: «Хлеб».

 

        Мельник:   Вот зерно течет рекой,

                           Чтобы сделаться мукой.

   Мы говорим: «Хлеб».  

        Пекарь:  Тесто кружится в квашне,

                        Запекается в огне.

                  Мы говорим: «Хлеб».  

Все вместе:   Ешь его, расти и помни:

                      В мире нет труда огромней,

                      Чтоб хлеб вкусный, золотой

                      Украшал бы стол любой.

  1. Учитель:  -  О хлебе сложено немало песен. Послушаем отрывок из одной такой песни. (Звучит припев из песни «Хлеб – всему» голова в исполнении Ольги Воронец).

- Какие слова из песни вы запомнили?

- С этим выражением мы уже не раз встречались. Как называются такие  

  высказывания? (пословицы)

- Давайте вспомним, что еще говорит народная мудрость о хлебе.

   (Дети представляют плакаты с пословицами и раскрывают их смысл)

  • Калач приестся, а хлеб никогда
  • Горек обед без хлеба.
  • Баловством хлеба не добудешь.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.

Конкурс «Собери пословицу»

Покуда есть хлеб и вода -

без хлеба не сытно

Какова земля -

все не беда

Без соли не вкусно,

таков и хлеб

(после восстановления пословицы раскрывается ее смысл)

  1. Учитель:  А сколько стоит хлеб? (Ответы детей)

Инсценировка «Цена хлеба»

Однажды Добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался:

Д. м. –         Ух ты! Самородок! Чистое золото! Сколько же он стоит? Пойду и узнаю у

                           золотых дел мастера.

I мастер –   Что за нужда у тебя, Добрый молодец?

Д. м.  -         Есть у меня самородок золотой. Скажи, сколько он стоит?

I мастер -    1 тысячу рублей.

       Не поверил Добрый молодец, почесал в затылке и пошёл к другому мастеру.

II мастер -    Что за нужда у тебя, Добрый молодец?

Д. м.  -          Погляди, мастер, мой самородок и скажи, сколько он стоит?

II мастер -    5 тысяч рублей.

       Не поверил Добрый молодец, покачал головой и пошёл к другому мастеру.

III мастер:  - Что за нужда у тебя, Добрый молодец?

Д. м.  -          Погляди, мастер! Сколько стоит мой самородок?

III мастер:    -Твоя находка стоит 10 тысяч рублей.

         Совсем растерялся Добрый молодец и решил пойти за советом к мудрецу-старцу.

Д. м.  -      Знаю я, что нет ничего дороже золота на Земле. Но не могу установить  

        истинную цену самородку.

Мудрец -  Твоя находка стоит целого состояния. Но не радуйся и не гордись этим,

        потому как ошибаешься, думая, что дороже всего на свете золото.  

         Попробуй неделю не поесть – отдашь свой самородок за кусок хлеба. Вот и

        думай теперь, что самое ценное в нашей жизни.

(Поклон всех участников)

  1. Учитель:   - Хлеба у нас сейчас в достатке. Но в войну хлеба было очень мало, всем его не хватало.

Так 1942 году на сутки давали вот такой кусочек хлеба – 125 г служащему и 200 г рабочему. Кроме этого кусочка хлеба кушать было нечего не один день, а недели и месяцы.

        Да и хлеб был не такой как сейчас! Он был особенный, «Хлеб войны»!

Чтец:        Я помню хлеб.

                Он чёрен был и липок –

                Ржаной муки был грубоват помол.

                Но расцветали лица от улыбок,

                Когда буханку ставили на стол…..

                Военный хлеб.

                Он к щам годился постным.

                Раскрошенный, он был не плох с кваском.

                Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам,

                Его мы отделяли языком.

                Он кислым был, ведь он был с отрубями,

                Не поручусь, что был без лебеды.

                И всё ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды….

                        (Евгений Винокур)

        Учитель:  -  В блокадном Ленинграде от голода погибло в 40 раз больше людей,

чем от бомб, пуль и снарядов.

                  Есть у слова «хлеб» синоним – «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

Чтец:         -  Ценность хлеба отразилась и в народных традициях и приметах:

  • Хлеб из рук выпадает – гость голодный спешит.
  • Хлеб брали с собой в дорогу: «Хлеб в пути не тягость»
  • Караваем встречают дорогих гостей.
  • Хлеб подкладывали под кольчугу, т.к. считали, что это даёт дополнительные силы.
  • Хлеб выпекали с изображением разных видов оружия и воинов, т.к. считали, что это защитит хлеб от врагов.
  • Хлеб вносят в дом на новоселье и им же встречают молодожёнов.
  1. Подведение итогов.

Музыкальная игра-хоровод «Каравай». В центре хоровода стоит мальчик с маской «Каравай» (ведущий)  и учитель: нескольких детей (1-3) спрашивают о том, как они бережно относятся к хлебу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие для 1 класса коррекционной школы VIII вида "С Днем Победы"

Данное мероприятие формирует у детей представление о празднике 9 мая, формирует понятие о празднике «День Победы», ...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия 1-2 класса Тема: «Правильное питание – великое подспорье для нашего здоровья»

Цель: формировать отношение к правильному питанию, как основной части здорового образа жизни. Задачи: • Формирование представлений о здоровье. • Формирование привычки есть то, что требуется органи...

конспект внеклассного мероприятия во 2 классе коррекционной школы восьмого вида "Зимушка-зима".

Занятие закрепляет представления о характерных  признаках зимы,  о состояниии живой и неживой природы, расширяет кругозор детей. Воспитывает любовь к природе, умение чувствовать ее красоту....

Сценарий внеклассного мероприятия в 1 классе коррекционной школы "Золотая осень"

В конце осени 1 класс подготовил внеклассное мероприятие "Золотая осень".На него были приглашены учениуи начальных классов школы....

Открытое внеклассное мероприятие в 1 классе "Первый раз в первый класс"

Цель внеклассного мероприятия в 1 классе "Первый раз в первый раз"  познакомить детей с друг другом, с правилами поведения в классе, в школе....