В листопаде октября.
классный час на тему

Гревцова Светлана Анатольевна

Литературно - экологическое мероприятие, рассказывающее о природных изменениях в октябре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_listopade_oktyabrya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Красное

В ЛИСТОПАДЕ ОКТЯБРЯ

литературно-экологическое занятие

Описание: Та,которая уходит в дождь. Сентябрь 2011

Подготовила  Гревцова С.А.

учитель начальных классов

Цель: познакомить детей с произведениями русских поэтов и писателей об осени, закрепить знания об осенних изменениях в живой и неживой природе, развитие внимания, мышления, речи, памяти, воспитание чувства прекрасного, любви к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Осень полноправной хозяйкой шагает по земле. Все чаще хмурится небо, ветер принимается реветь, туманы, дожди, первые заморозки.

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса, молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

                                  (октябрь)

Сегодня мы поговорим о втором месяце осени – октябре.

  Октябрь называют в народе «листопадником». Это первый холодный месяц, когда ветер – листобой – пролетает над деревьями, срывая с них листву.

Уж падают желтые листья,

Уж воздух остыл и свежей,

На землю спускается вечер

Все раньше, с днем каждым темней.

Прощайте, прекрасного лета

Цветущие яркие дни!

Как были они благодатны,

Как быстро промчались они!

                 П. Вяземский

Другое старинное название октября – грязник, месяц осеннего бездорожья.

«Октябрь – грязник»

На водах золотая рябь,

Летит летит листва.

Ветрами зябкими октябрь

Все лезет в рукава.

Он сам себе и царь, и князь,

Но весь дождем пропах,

И месит грязь, и месит грязь,

И ходит в сапогах.

За стол сажусь перекусить

                                    И тоже грязь пойду месить.       М. Сухорукова

                               

Октябрь – первый суровый месяц осени, когда властвуют холодные северо – восточные ветры, начинаются заморозки. Прощально шуршат опавшие листья. Осенние запахи переполняют леса и рощи, пахнет прелой листвой и последними грибами.

Октябрь

Дождик льется каждый день,

Будто из ушата.

Мокрый гриб залез на пень,

На макушке шляпа.

Он еще кого – то ждет

В этот день осенний …

Только кто к нему придет?

Разве белка подберет

Гриб в лесу последний?

                                           (М. Маликов)

  - Послушайте рассказ М. Пришвина « Недосмотренные грибы». Его прочтет ______

   Дует северный ветер, руки стынут на воздухе. А грибы все растут: волнушки, маслята, рыжики, изредка попадаются и белые.

    А масленок масленку рознь: то весь дрызглявый, червивый, а то попадется такой упругий и жирный, что даже выскочит, да еще и пискнет.

   Вот стоит моховичок: вырастая он попал на прутик, тот разделил шляпку. И сделался гриб похожий на заячью губу.

   В осиннике до того теснит осинка осинку, что даже и подосиновик норовит найти себе елочку и под ней устроится посвободнее.

   Придут скоро морозы, а потом и снег накроет грибы, и сколько их останется в лесу, недосмотренных, и пропадет недоросших до семени, и пойдет в общий котел на общее удобрение, на общий обмен.

   Так вот жалко становится недоросшего, недосмотренного гриба в лесу. Что так просто пропадут и никому не достанутся.

                                                                                           (М. Пришвин)

Проводится игра «Эхо» (по рассказу Н. Сладкова «Эхо».) учитель читает

1 – ую строку, ребята договаривают за эхо.

Эхо

Стоит на берегу лес, густой, как стена. Крикнешь – лес ответит.

Раз спросишь – лес трижды откликнется.

- Эхо лесное, спросить могу?

- Ау, ау, ау…

- Куда это листья лесные пропали?

- Опали, опали, опали…

- Травы лесные, где вы, не вижу?

- Ниже, ниже, ниже…

- Цветы луговые, а вы все цветете?

- Что ты, что ты, что ты…

- Птички – певички, давно ли галдели?

- Летели, летели, на юг улетели…

- Рыбы речные, вы – то где?

- А мы на дне, мы в глубине…

- Лягушки и жабы, куда подевались?

- В ил закопались, в ил закопались…

- Белки и зайцы, про вас не знаем!

- Линяем, линяем, линяем…

- Так что же творится в лесу? – мы спросим.

- Осень, осень, осень…

  Что же еще происходит в осеннем лесу? Узнаем об этом из стихотворения Е. Головина «Собрались и полетели», которое прочтет _______

«Собрались и полетели»

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу,

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетерке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне - снегири!

14 октября православная Русь отмечает праздник Покров Пресвятой Богородицы. В этот день завершался сельскохозяйственный  год. Сбор последних плодов.

   А что выросло на нашем огороде?

   Попробуйте отгадать.

Загадки:

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (морковь)

                                  Лоскуток на лоскутке –

                                 Зеленые заплатки,

                                 Целый день на животе

                                Нежится на грядке. (капуста)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

Ну, рассыпчата, вкусна! (картошка)

                                 Скинули с Егорушки

                                  Золотые перышки –

                                  Заставил Егорушка

                                  Плакать и без горюшка. (лук)

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло. (свекла – бурак)

                                   Хотя я сахарной зовусь,

                                   Но от дождя я не размокла,

                                   Крупна, кругла,

                                  Сладка на вкус.

                                  Узнали вы? Я … (сахарная свекла)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика

Только шея тонка. (тыква)

                                  Маленький, горький,

                                  Луку брат. (чеснок)

На тонкой веревочке

Беленький цветочек.

Кабачкам младший брат. (патиссон)

                                   Я румяную Матрешку

                                   От подруг не оторву,

                                    Подожду, когда Матрешка

                                   Упадет сама в траву. (яблоко)

Игра «Что в корзинке?» 

Дети с завязанными глазами достают из корзины  фрукты и овощи и называют их.

В конце можно провести «Конкурс знатоков природы».

  1. С какого дня (по календарю) начинается осень?
  2. У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши?
  3. Когда и как летают пауки?
  4. Все ли перелетные птицы улетают от нас осенью на юг?
  5. От чего старых лосей – быков называют «сохатыми»?
  6. Что значит, если над каким – ни будь местом в лесу с карканьем вьется воронье?
  7. Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей?
  8. Как узнает пак – крестовик, сидящий в засаде, что к нему в паутину попала добыча?
  9. Какие звери летают?
  10. Куда осенью деваются бабочки?

Награждение победителей.

Литература:

  1. Журнал « Начальная школа» № 10 2002г.
  2. «Времена года» И.Л. Беккер
  3. «От осени до лета» составитель Л.А. Владимирская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс контрольные работы (октябрь).

Очень удобно проводить промежуточную контрольную работу в такой форме на заранее заготовленных листах.Её, так же, хорошо вкладывать в детские портфолио....

14 октября- день флага Белгородской области

Описание флага Белгородской области...

Праздник осени "В листопаде октября".

праздник осени в 3 классе...

В листопаде октября

Православно -эстетическое мероприятие об осенних днях в народном календаре...

Открытый урок по окружающему миру на тему "Листопад, листопад - листья желтые летят"

Описание изменений в природе с наступлением осени и повторение знаний времен года , работа с наглядным материалом...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Тема: «Листопад, листопад, листья желтые летят».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Тема: «Листопад, листопад, листья желтые летят»....