Создание портфолио класса
статья на тему
В данной статье озвучены основные цели и задачи создания классного портфолио, раскрыты основные принципы создания портфолио и предлагаются примерные рубрики классного портфолио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_klassa.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Портфолио класса, как средство формирования УУД»
Согласно Л.С. Выготскому, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребёнку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдать определённые правила.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Одной из особенностей этого возраста являются большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России. Большое количество учебных заведений применяет его на практике. Помимо этого бытует мнение, что школа XXI-го века – это «школа портфолио», именно поэтому идея портфолио является одним из основополагающих элементов инновации в образовании.
Идея использования портфолио в сфере образования принадлежит Соединенным Штатам. Она возникла там в 80-х годах и до сих пор широко используется.
Основными целями и задачами создания портфолио являются:
- повышение самооценки учащегося, создание ситуации «успеха»;
- раскрытие личных способностей каждого школьника;
- мотивация творческого и индивидуального развития.
- развитие положительных нравственных качеств;
- развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях;
- мотивация стремления к самосовершенствованию.
«Портфолио» является достаточно важным проектом в школе, ведь во время его разработки ребенок осмысливает свои первые достижения, осознает свои возможности и формирует собственное отношение к получившимся результатам.
Все вы знаете, и сегодня мы уже неоднократно слышали, что в современной школе приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Мы с вами привыкли говорить о формировании УУД в рамках учебного процесса, но ведь это можно продолжить и во внеурочной деятельности. Так, при использовании такой технологии, как портфолио, формируются и регулятивные, и личностные и коммуникативные учебные действия.
Рассмотрим это подробнее на создании портфолио класса.
На первом же этапе начинается работа по формированию универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных и личностных.
Каждый классный руководитель подходит к этому по-своему. Я хочу рассказать вам о том, как создается портфолио в нашем классе.
На одном из классных часов, обсуждая с детьми создание нашего портфолио, мы начали работу с цитаты Э. Хемингуэя. Детям нужно было изменить эту фразу, чтобы речь шла не об одном человеке, а о нас всех. В итоге получилось высказывание: «Никто не может показать, миру каковы мы есть, ярче, чем это сможем сделать мы сами». Это высказывание, с нашей точки зрения, отражает идею создания портфолио класса.
Создание портфолио нашего класса основывается на следующих принципах:
- Добровольность
Участие каждого ученика в создании портфолио класса добровольно и основывается на его интересах и творческих способностях.
Например, в классе есть дети, которые любят фотографировать. Они с удовольствием размещают свои фотографии классных и внеклассных мероприятий на страничках нашего портфолио.
Есть ребята, которые занимаются в художественной школе. Их работы также отражают классную жизнь в портфолио.
Большую активность дети проявляют при оформлении страничек наших выездных мероприятий. Это отзывы, стихи, эссе, мини-сочинения. Лучшие зарисовки размещаются на страницах портфолио класса, причем выбор лучших осуществляется самими детьми на классном часе.
- Принцип творческого сотрудничества
Самому составить страничку портфолио ученику начальной школы достаточно сложно, поэтому ребята объединяются в микрогруппы. Распределяют между собой обязанности:
- один рисует,
- другой компонует,
- третий редактирует текст.
Общее же руководство осуществляет, конечно же, учитель, т.е. классный руководитель.
Принцип самостоятельности в соответствии с возрастными особенностями детей
От класса к классу меняется роль учителя при создании портфолио.
- в 1 классе лидер, организатор учитель
- во 2 классе – ведущая роль у инициативной группы,
- в 3 классе это совместное творчество
- в 4 классе инициатива в руках у учеников, но роль координатора выполняет учитель.
Любое портфолио имеет определенную структуру. Для портфолио нашего класса я выбрала следующие рубрики:
- Знакомьтесь, это мы! (соц. портрет класса)
- Наши учебные достижения (победители конкурсов, олимпиад, успехи в технике чтения);
- Наши творческие достижения (рассказ о своих увлечениях, участие в конкурсах, знакомство с интересными людьми, профессиями);
- Наши спортивные достижения («Самый здоровый ученик класса», участие в соревнованиях, турнирах);
- Гордость класса;
- Официальные документы;
- Методическая копилка.
Рубрики могут быть самыми разнообразными. Каждый кл. руководитель сам определяет название и содержание рубрик.
Т.о. мы наглядно увидели, как постепенно от класса к классу происходит формирование УУД во внеурочное время при создании портфолио класса. Кроме этого значение создания портфолио класса огромно для всех субъектов обучения и воспитания.
- Учащихся оно стимулирует на развитие их творческих способностей, т.к. каждому хочется видеть свои достижения на страничках нашей классной летописи.
- Родителям оно помогает видеть работу классного коллектива и учителя с этим классным коллективом во время знакомства со страничками портфолио на родительских собраниях, испытывать гордость за своих детей.
- Для учителя:
- это один из способов сплочения и развития ученического коллектива,
- помощь при написании анализа воспитательной работы,
- помощь в составлении своего портфолио.
В нашей гимназии стало традицией передавать портфолио в среднюю школу в конце 4 класса, что позволит будущему руководителю 5 класса лучше познакомиться с учениками и наметить виды и формы воспитательной работы, направленные на дальнейшее формирование УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к созданию портфолио ученика
В папке некоторые материалы для создания портфолио ученика: карта развития техники чтения, листы для размещения показателей оценки качества, статья о портфолио....
Методическая помощь для создания портфолио учителя начальных классов
Данное портфолио можно использовать на бумажном и электронном носителе...
Для родителей. Создание портфолио.
В данном материале вы найдете краткий курс по разделам по созданию портфолио для вашего ребенка....
Преемственность в создании портфолио- д/сад-школа
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а опирается на определённую стадию развития проделанную ребёнком....
Инновационная деятельность по созданию портфолио предшкольного образования и ноо.
Во многих семьях российских школьников уже в сентябре, как гром среди ясного неба прозвучит фраза – «Мне срочно нужен портфолио!» К сожалению, в некоторых школах администрация не проводила и не провод...
Материалы для создания портфолио учителя начальных классов
материал для создания портфолио учителя...
Проект по теме: «Создание Портфолио ученика начальных классов в условиях личностно ориентированного развивающего обучения. Опыт. Проблемы. Решения»
На сегодняшний день тема Портфолио, конечно, не нова, но по – прежнему содержит массу удивительных возможностей для раскрытия и реализации творчества учителя и ученика, т.к. содержание Портфеля ...