«Профилактика девиантного поведения у несовершеннолетних»
методическая разработка по теме
Перемены, происходящие в обществе сегодня, с особой остротой обозначили проблему помощи подросткам с девиантным поведением и разработку системы профилактики девиантного поведения подростков. Поиск эффективности профилактики предполагает определение сущности понятия «девиантное поведение», его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала и причин девиантного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 47.41 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение___________________________________________________________________с. 3
1. Что такое девиантное поведение. Причины и проявление девиантного поведения несовершеннолетних_________________________________________________________с. 4-5
2. Направления, формы, приемы профилактической и коррекционной работы с детьми девиантного поведения_______________________________________________________с. 6
Заключение_________________________________________________________________с. 7
Список литературы___________________________________________________________с. 8
Приложение 1. Правила работы с тревожными детьми.
Правила работы с агрессивными детьми.
Правила работы с гиперактивными детьми._________________________с. 9
Приложение 2. Советы тем, кто непосредственно участвует в практической воспитательно -профилактической работе с детьми девиантного поведения и их семьями_____________с.10
ВВЕДЕНИЕ
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади
Перемены, происходящие в обществе сегодня, с особой остротой обозначили проблему помощи подросткам с девиантным поведением и разработку системы профилактики девиантного поведения подростков. Поиск эффективности профилактики предполагает определение сущности понятия «девиантное поведение», его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала и причин девиантного поведения.
Профилактика девиантного поведения подростков бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России. Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различных отклонений в поведении подростков от нравственных норм: расширяются масштабы правонарушений, хулиганства, алкоголизма, наркомании и других проявлений девиантного поведения.
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медицинских работников и правоохранительных органов.
Профилактика девиантного поведения - это целенаправленная работа с несовершеннолетними с четким определением средств, форм и методов воспитания. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств и методов сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, мировоззрений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
ЧТО ТАКОЕ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально - психологических и нравственных норм.
Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.
В школе осуществляется профилактика и коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико – социальном, педагогическом, социально - психологическом).
Классный руководитель: • является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками; • делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке; • организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.
Социальный педагог: • изучает жизнедеятельность ребенка вне школы; • организует профилактику и коррекционную работу в микрорайоне; • поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации; • взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением.
Психолог: • изучает личность учащегося и коллектива класса; • анализирует адаптацию ребенка в среде; • выявляет дезадаптированных учащихся; • изучает взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками; • подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы; • осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.
Врач: • исследует физическое и психическое здоровье учащихся; • разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания; • взаимодействует с лечебными учреждениями.
Для того чтобы знать, как исправлять, необходимо сначала понять, что исправлять, т.е. причины девиантного поведения. Традиционно они подразделяются на три группы:
1 группа - причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
2 группа - причины, социального и психологического характера; 3 группа - причины, связанные с возрастными кризисами.
Девиантное поведение может проявляться:
– как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость);
– как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома и из школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми, копирование образцов асоциального поведения, ориентация на узкогрупповые интересы и ценности);
– как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми).
Несовершеннолетних с девиантным поведением можно распределить по четырем категориям:
1. Медицинская: имеют хронические заболевания внутренних органов; имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи. 2.Социальная: живут в асоциальной семье, в малообеспеченной семье; окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно. 3.Учебно-педагогическая: имеют стойкую неуспеваемость, прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины. 4.Поведенческая: имеют стойкие нарушения поведения. Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Имеют повышенную тревожность.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Основные направления работы
с тревожными детьми: - повышение самооценки; - формирование личностных качеств (доверия);
- обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях; - снятие мышечного напряжения; с агрессивными детьми: - обучение приемлемым способам выражения гнева; - обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева; - обучение детей выражению гнева в приемлемой форме; - отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; - формирование таких личностных качеств, как эмпатия (способность сопереживать), доверие и др.; - развитие коммуникативных навыков. с гиперактивными детьми: - развивать, тренировать через игры такие функции как внимание, волевую регуляцию (контроль импульсивности и двигательной активности); - выработать единые требования взрослых к ребенку, единую стратегию воспитания; - снятие напряжения, мышечных зажимов.
Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности: - игра (с детьми младшего возраста); - творческое самовыражение (рисование, конструирование и др.); - сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа и пр.); - сублимирование агрессии в спорт: командные виды спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующие навыки сотрудничества. Нежелательны - бокс, карате и т.п.; - участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения
Можно использовать следующие приемы коррекционно-воспитательного воздействия: - снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации; - вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения; - организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения; - демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).
Таким образом, особенность социальной работы по коррекции девиантного поведения подростков в условиях школы заключается во взаимодействии и взаимопроникновении деятельности врача, психолога, социального педагога, классного руководителя, педагогов предметников. Основная задача всех специалистов – изменение вектора агрессивности с целью создания условий для социальной адаптации личности, реализовать комплекс коррекционных мероприятий по организации индивидуальной помощи подростку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Притча о мальчике и морских звёздах
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими намного километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень многое... именно для этой звезды.
Список литературы
- Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2008. - 287 с.
- Жуков, М.Н. Воспитание детей и подростков с девиантным поведением с использованием средств физической культуры и спорта: монография / М. Н. Жуков. - Ярославль: [б.и.], 2004. - 356 с.
- Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: Просвещение, 2003. - 154 с.
- Притча о мальчике и морских звёздах. http://www.libo.ru/libo433.html
Приложение 1
Правила работы с тревожными детьми
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения.
- Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании.
- Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
Правила работы с агрессивными детьми
- Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.
- Будьте последовательны в наказаниях, наказывать надо за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Развивайте у ребенка способность к эмпатии.
- Обучайте распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих.
- Отрабатывайте навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Обучайте ребенка приемлемым способам выражения гнева.
- Если вы видите, что ребенок разгневан, вовлеките его в игру, которая снимет гнев.
- Учите брать ответственность на себя.
Правила работы с гиперактивными детьми
- Работайте (занимайтесь) с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшите рабочую нагрузку ребенку.
- Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Давайте короткие, четкие инструкции.
- Делите работу на более короткие, но более частные периоды.
- Предоставляйте ребенку возможность выбора.
- Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Научитесь распознавать эмоциональное состояние своего ребенка, понимать его причины. Замечайте, когда ребенок устал, расстроен, неважно себя чувствует.
- Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте (угол), лишение удовольствия, лакомства, запрет на приятную деятельность.
- Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
Приложение 2
Советы
тем, кто непосредственно участвует в практической воспитательно - профилактической работе с детьми девиантного поведения и их семьями
1. Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» подростке хорошие стороны.
2. Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.
3. Нельзя относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д.)
4. Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе вам никогда не стать в глазах ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.
5. Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз «Такой-то неисправим, он обязательно попадет в тюрьму». Знайте, если это предсказание сбудется, вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
6. Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.
7. Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закон Краснодарского края по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
основные положения принятого Закона№1539 в Краснодарском крае...
профилактика правонарушений у несовершеннолетних
Родительское собрание по теме: "Профилактика правонарушений у несовершеннолетних" Воспитательные беседы с родителями о заинтересованности детей заниматься спортом, танцами,занимать детей различными кр...
Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...
Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних " Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних"
Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних" Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних"...
Межведомственное взаимодействие с субъектами профилактики, с социальными партнёрами по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
В статье изложен опыт работы по взаимодействию с субъектами профилактики и социальными партнёрами школы по предупреждению правонврушений среди обучающихся начальной школы....
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА» «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВ...