Воспитание нравственности детей через рассказывание в школе
статья (1 класс)
Современные школы призваны обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей, формировать целостное миропонимание, навыки самообразования и самореализации личности, уважающей права и свободу окружающих людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание нравственности детей | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.Р. Бердышева, ГБДОУ школа №262, г. Санкт-Петербург
Воспитание нравственности детей через рассказывание в школе.
Современные школы призваны обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей, формировать целостное миропонимание, навыки самообразования и самореализации личности, уважающей права и свободу окружающих людей. Решить данные задачи может только школа, учитывающая традиционный опыт, но в то же время не изолированная от мирового образовательного опыта. В последние годы, когда особенно остро стоит проблема «экологии детства», когда на первое место выходит вопрос о «сохранении детям детства», особый интерес вызывают зарубежные педагогические системы, основанные на гуманных принципах. Пройдя почти столетний путь развития, в настоящее время они усилили свои позиции, прочно заняв определённую нишу в мировом педагогическом процессе. Идеи, лежащие в основе педагогики, родственны нашему сегодняшнему стремлению к атмосфере открытости, симпатии, гуманизма и нравственности в педагогике.
В соответствии с равновесным сочетанием познавательной, эмоциональной и практической деятельности большое значение придаётся преподаванию искусств в школе. При любой художественной работе, даже если она весьма проста, ребёнок так обрабатывает материал, что в нём выявляется нечто существенное: искусство всегда означает процесс одухотворённости, формирования нравственности, ведь творческая работа требует упражнений и повторений, ведущих к росту творческих сил и творческого переживания. Особенно велико в связи с этим значение искусства рассказывания как учителя, так и самих учеников.
В школах ежедневно рассказыванию уделяется 15 минут (в дополнение к рассказыванию на уроках истории, литературы и др.). В конце урока учитель рассказывает детям историю, связанную с основной темой года. Данное рассказывание ставит перед собой следующие цели:
1. Формирование ответов на сокровенные вопросы, которые живут в ребёнке определённого возраста.
2. Нравственное воспитание без морализирования. История в конце урока - это школа морали. Учителя дают детям моральную силу, но без давления.
3. Формирования культуры детей.
4. Развитие искусства слушателя, а также и искусства рассказчика, так как в конце урока рассказывает не только учитель, но и сами дети.
5. Формирование языковой памяти.
6. Постоянное пополнение лексического запаса детей, активное усвоение стилей рассказов.
7. Повторение детьми в историях того пути, которое прошло человечество в своём развитии.
В начальных классах, в отличие от традиционных подходов, обучение целиком основано на интуитивно-образном мышлении. Здесь придерживаются следующего подхода: запечатленные в памяти факты должны быть осмыслены при помощи понятий позже, лишь с наступлением половой зрелости вместо образного преподавания начинают использоваться методы, развивающие способность к суждению. Таким образом, происходит поэтапное воздействие на ребенка: ощущение – образ (представление) – мысль.
В начальной школе учителя используют специальные приемы образного преподавания.
Прием создания образов путем литературно-художественных изображений. Используются упражнения, позволяющие воссоздать целостный образ картины на основе восприятия одной или нескольких ее частей, создать образ предмета по его словесному описанию. Учащиеся воссоздают путем активизации своего чувственного опыта образы, раскрывая их пространственные, временные, причинные и другие связи и отношения.
Прием создания образов через словесное восприятие. Учитель предлагает создать образы при помощи творческого пересказа и словесного рисования. При этом ученики должны отразить в самом языке рассказчика особенности его характера. С помощью творческого воображения воссоздается ситуация, при которой состоялся рассказ, додумываются подробности, каждый по-своему сочиняет продолжение. Словесно рисуются портреты героев, пейзаж. Используются выразительные “ключевые” детали (сравнения, метафоры, гиперболы). Дети создают свои образы, придумывают свои сравнения, сочиняют истории и сказки из жизни вещей, животных, людей. Создаются словесные рисунки на основе художественной детали, образа.
Пересказ от другого лица делает интенсивной работу воображения и мысли. Такой вид работы стимулирует уяснение образа героя, от лица которого пойдет пересказ.
Прием создания образов на основе аллегорий, метафор. Учитель знакомит учащихся с предметами, явлениями, законами не при помощи абстрактных понятий, а посредством символов, иносказаний. Педагог обращается к чувствам, к ощущениям ребенка.
В школе широко используются сказки, являющиеся по сути метафорами, воплощающими подсознательные процессы в образах детей.
В современной философской и лингвистической литературе отмечается познавательная функция метафоры, связанная с ее ролью в раскрытии существенных свойств объекта, в формировании новых понятий, расширении концептуального освоения мира.
Прием обучения “вхождению” в образ драматизации. Учитель часто применяет драматизацию, театрализацию.
В современной научной литературе под драматизацией (этимологически – действие) понимается игра, организованная на сюжете литературного или музыкально-сценического произведения, подчеркиваются ее универсальные возможности в нравственном воспитании.
Учебные игры служат иллюстрацией, несут положительную эмоциональную окраску обучению. Происходит “проживание” проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Игры способствуют формированию иной точки зрения на ситуацию, ведут к ее переосмыслению. Ключевой момент здесь – возможность исполнения различных ролей, что исключает полную идентификацию с какой-либо из них. Когда позиция участника перестает полностью совпадать с любой из ролей, предполагая одновременное их сосуществование, то возникает некоторое эмоциональное отчуждение от единственной, обычно принимаемой на себя роли.
Человек, задавая себе вопросы с позиций разных лиц, осознает, что к одной и той же проблеме существует множество подходов, приводящих к самым непохожим решениям. Такая тренировка помогает принять и использовать несвойственную данному человеку логику, встать на чужую точку зрения, способствует развитию толерантности.
Важным является принцип установления связи изучаемых предметов с индивидуальным опытом учащихся, с жизненным контекстом, в целом, с жизнью. В школе непосредственный опыт учащихся является источником учебного познания; используется моделирование жизненной реальности в учебной обстановке (предметная и ролевая имитация).
Развитию способности понимать явление в глобальных взаимосвязях благоприятствует то, что в школе очень тесны межпредметные связи. Например, на уроках истории присутствуют материалы географии, физики, химии, живописи и т.д. Интеграция позволяет дать целостную, а не мозаичную картину мира. Происходит переориентация с учебного предмета на личность ученика.
Важным является также принцип эмоционального переживания сути изучаемых явлений.
Учителем могут быть предложены задания:
- написать письмо от лица какого-либо персонажа;
- сочинить сказку, загадку; рассказ на основе предложенной фразы или по картине, представив себя участником действий, изображенных на картине;
- придумать рассказ по данному началу или концу, по ситуации, рассказ на основе пословицы, придумать фантастическую ситуацию;
- взять интервью у какого-либо героя; поучаствовать в сценке;
- рассказать о впечатлениях учащихся;
- интерпретировать словесный материал;
- предположительно описать будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных;
- посмотреть на проблему глазами какого-либо человека, народа, подумать как кто-либо и др.
Итак, рассказывание требует от учителя особого мастерства. При рассказывании следует учитывать следующие условия:
1. Сохранение образного языка.
2. Обращение при рассказывании к детям с учётом их темпераментов.
3. Учёт возраста детей при подборе тематики рассказов.
4. Истории должны идти по пути от сердца к разуму.
5. При рассказывании важно передавать не только содержание рассказа, но и его стиль.
6. Рассказывание всегда должно быть с удовольствием.
7. При рассказывании важно не забывать о юморе.
Учитель, овладевший навыками свободного рассказа, способен всё более и более увлекать слушающих его детей, каждый момент учитывая их настроение. Мастерство педагога-рассказчика вызывает в ребёнке стремление дать волю воображению и представить всё то, что он слышит.
Таким образом, в школе, стремящейся к гармоничному, нравственному развитию личности, искусство рассказывания занимает важное место. Нравственные рассказы учителя становятся для подрастающего ребёнка своеобразным «духовным молоком», которое формирует его душевное, волевое и духовное начало. Ежедневные рассказы помогают без назидательности и морализирования ответить на сокровенные, невысказанные вопросы детей и воспитать нравственную личность, способную к творческой инициативе и открытому диалогу с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "духовно-нравственное воспитание детей через образы букв русской азбуки"
Доклад на конференции I Межрегионального фестиваля старообрядческой культуры "Белая Гора" в г. Белокурихе (июнь 2012г) "Духовно-нравственное воспитание детей через образы букв древнерусской азбу...
Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...
Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».
Современное российское общество переживает период долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями
Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями...
"Духовно-нравственное воспитание детей через интегрированный урок в системе ФГОС образования».
Духовно-нравственное воспитание детейчерез интегрированный урок в системе ФГОС образования»....
Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей с ОВЗ через разнообразные виды ученической деятельности на коррекционно – развивающих занятиях по логопедии
Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей с ОВЗ через разнообразные виды ученической деятельности на коррекционно – развивающих занятиях по логопедии...