Заключительное внеклассное мероприятие КТД «Через тернии к звездам»
план-конспект на тему
Формировать умения самостоятельно добывать знания,
учиться их использовать для развития интеллектуальных способностей,
воспитывать чувство прекрасного, сопричастности к миру искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaklyuchitelnoe_vneklassnoe_meropriyatie_ktd.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Космос и искусство
Заключительное внеклассное мероприятие КТД, посвященного 50- летию со дня полета Ю.А.Гагарина в космос.
Космос и искусство.
Цели : формировать умения самостоятельно добывать знания,
учиться их использовать для развития интеллектуальных способностей,
воспитывать чувство прекрасного, сопричастности к миру искусства.
Оборудование: презентация «Космизм. Что это такое?»,
видеоролик «Он сказал: «Поехали»,
энциклопедия «Космос и мы»,
выставка рисунков детей 4 А класса.
Ход занятия.
1.Вступительное слово учителя.
Ничего не закончено.
Все только начато,
конца же никогда не будет.
К. Э. Циолковский.
В преддверии 50 – летия со дня полета первого человека в космос давайте задумаемся над вопросом: Что нового привнесла в искусство астронавтика, чем обогатят его новые представления о Земле и Вселенной. Какие полотна будут висеть на стенах космических кораблей, бороздящих эфирные волны; что увидят земляне в картинной галерее на Луне или на Марсе?
На эти вопросы мы постараемся ответить, совершив экскурсию в виртуальный музей «Искусство космического века». (Презентация слайдов )
2. Помогут нам совершить экскурсию юные экскурсоводы класса. Им слово.
Экскурсовод 1.Центральное место в первом зале занимает статуэтка «Икар», подаренная первому советскому космонавту Ю.А. Гагарину рабочими Бразилии в знак благодарности за осуществление мечты всего человечества подняться в звездное небо. Икар олицетворяет стремление к полету и свободе. Искусство «космического века» вплоть до недавнего времени носило характер иллюстрирования пейзажей других планет либо научно – фантастических домыслов. Советский космонавт Алексей Леонов сделал несколько замечательных зарисовок Земли, видимой из космоса. Посмотрите на них, согласитесь, что действительность может быть намного прекрасней и неожиданней воображаемого. Именно творчество Алексея Леонова и его соавтора Андрея Соколова можно назвать реализмом космического искусства. Знакомство их произошло в1965 году на телепередаче «Звездная эстафета». Знаменитый космонавт на орбите сделал несколько рисунков. Один из них он собирался подарить Королеву и Соколов как профессиональный художник помог ему сделать выбор. До этого времени рисунки Леонова были засекречены в связи с документальной точностью деталей ракеты .Соколову космонавт объяснял важные для создателя картин детали, мог точно и безошибочно указать оттенки цветовой палитры.
Экскурсовод 2. Перейдем в следующий зал музея, в нем развернута экспозиция «Алексей Константинович Соколов – художник – космист (так с середины 20 века называют людей, рисующих космос). Его пленило звездное небо в октябре 1957 года после знакомства с мрачноватой утопией Бредберри. Кстати, с этим американским писателем Соколов лично был знаком. Некоторые его полотна напоминают сюжеты известного фантаста.
Экскурсовод 1 Одним из знаменитых друзей Соколова был известный советский писатель – фантаст Иван Ефремов ( его имя может быть вам знакомо как имя автора) В знак признания таланта художника Ефремов посвятил ему рассказ «Пять картин». Обратите внимание на демонстрируемые репродукции. По словам самого художника, окончив работу над картиной, он просил космонавтов взять ее в полет и сверить с «оригиналом». Если были какие-то неточности – устранял.
Экскурсовод 2. Последней картиной Андрея Константиновича стала «Гибель Мира». Она посвящена уничтожению в 2001 году станции Мир в Тихом океане. Посмотрите, с какой болью и трепетом изобразил он гибель станции, больше рисовать космос он не мог. В 2007 году талантливейшего художника не стало.
На этом разрешите закончить экскурсию. Наше время истекло, но космос и искусство продолжают развиваться. Константин Эдуардович Циолковский говорил: «Ничего не закончено. Все только начато, конца же никогда не будет»
3.Группа учеников - научные эксперты представляют самостоятельно найденный в энциклопедии материал о художниках – космистах.
Космизм как новое направление в живописи явился продолжением русских духовных традиций, он особенно ярко заявил о себе в начале ХХ века. Это было связано с отражением в художественном пространстве космического мироощущения, за которым стояла новая красота и ее поиск. Новое направление отринуло символизм и соприкоснулось с космической реальностью, с его новой энергетикой. Впервые запечатленная на полотнах художников-космистов космическая красота инобытия приблизила искусство к реальности Космоса. Многие полотна художников-космистов музыкальны. Силой своего дара истинный художник переносит на холст звуки космических ритмов, и зритель становится сопричастным новой красоте и новой энергетике, которая расширяет его сознание, будит воображение, рождает новые высокие образы. Это особенно важно во время кризиса современного искусства, когда безобразие и хаос смотрит на нас с холста, звучит в музыке. Выступая на открытии выставки художников-космистов в Музее имени Н.К. Рериха, Генеральный директор Музея Л.В. Шапошникова выразила содержание космизма следующими словами: «Нарисованная ракета, или простое отображение звезд, планет – это еще не космизм. Можно нарисовать чайник и это будет космизм, т.к. комизм – это нечто духовное, то, что пронизывает форму, проникает в те или иные художественные сюжеты. Увидеть в земном предмете космическую силу и космическую энергию удается пока лишь художникам». К числу таких художников можно отнести группу «Амаравелла», которая в своих необычайно смелых по мысли картинах воплощала те идеи, о которых писали К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Мощное влияние на творчество «Амаравеллы» оказала встреча с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами и знакомство с учением Живой Этики. К несчастью, члены группы «Амаравелла» разделили судьбу многих талантливых русских людей, уничтоженных тоталитарным режимом. Космическое искусство на долгие десятилетия оказалось под запретом. Новый расцвет космизма в художественном творчестве начался в конце 1980-х годов. С момента своего окончательного открытия в 1997 году Музей имени Н.К. Рериха, регулярно предоставляет свои залы современным художникам-космистам. Это не случайно.
По словам Л.В. Шапошниковой: «В наши дни в культурно-духовном пространстве России уже идет удивительный процесс развития нового космического художества. Его творцы очень разные и по мастерству, и по духовной наполненности. Но всех их объединяет безграничная любовь к Красоте и Беспредельности. Настоящих мастеров, тонко ощущающих Инобытие, с развитой внутренней энергетикой и умением творить новые формы <…> пока мало».
Творчество современных космистов по праву может быть названо синтетическим: будучи европейскими художниками конца ХХ – начала XXI века, космисты свободны в самовыражении, но, подобно религиозным художникам, целью своего творчества они ставят раскрытие некоей духовной идеи. Идеи инобытия, духовного преображения, связи с Высшим, которые имели глубокую традицию в русской православной иконописи.
4. Выставка рисунков на космическую тематику.
5.Просмотр видеоролика «Он сказал: «Поехали».
6.Рефлексия Часа общения.
Учитель: Перед вами лежат звездочки разного цвета: красные, желтые и синие. А у меня на столе три бумажных спутника. В течение этого года мы провели ряд встреч, посвященных космосу: это и викторины, игры, библиотечный час, праздник, посвященный параду планет. Если на этих мероприятиях вы узнали много нового и интересного, опустите красную звездочку на спутник « Я познаю мир»; если вам понравилось играть в команде, чувствовать поддержку одноклассников, положите желтую звездочку на спутник «Я в ответе за друга», а если вам было неинтересно и скучно, то ваша синяя звездочка пусть найдет спутник « Ищу интересное дело. Помоги!».
Мне очень помогла ваша помощь, экскурсоводы и эксперты, художники и информатики, создавшие презентации, организаторы игр и Совет дела, придумавшие вместе со мной КТД «Через тернии к звездам». Спасибо. Жду от вас предложений новых коллективных дел.
Беликова Ирина Евгеньевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Через тернии к звездам" - презентация к уроку.
Презентация к уроку "Окружающий мир" 3 класс(часть 2), по образовательной системе "Школа2100"..Авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов....
Презентация "Через тернии к звездам"
Презентация "Через тернии к звездам"...
РАЗДЕЛ V. Времена Советской России и СССР ( 1917–1991) Тема: Через тернии к звездам.
Урок окружающего мира 3 класс. Автор Вахрушев, раздел "Времена Советской России и СССР....
Классный час для 3 классов «Через тернии к звездам»
Содержание:1. Материалы и оборудование.2. Текст классного часа.3. Приложение (5).4. Слайдшоу....
Викторина "Через тернии к звездам" по окружающему миру (1-4 класс)
Викторина "Через тернии к звездам" по окружающему миру подготовлена в рамках предметной недели ко дню космонавтики для учащихся 1-4 классов, содержит 30 вопросов....
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню космонавтики, "Через тернии к звездам".
Материал предназначен для детей школьного возраста....