Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
| - Ребята, посмотрите на экран. Что это? Значит, чем мы сегодня будем заниматься? (продолжим путешествие по реке времени, узнаем новое). Девиз нашего урока совпадает с названием урока. Посмотрите на него: « Через тернии к звёздам» Как вы его понимаете? И сегодня мы с вами тоже будем преодолевать трудности. А вот достигнем мы успеха или нет, узнаем в конце урока. Но прежде, чем мы отправимся в путешествие по реке времени. Я хочу провести небольшую самостоятельную работу. Возьмите в руки карточку №1. И вставьте, пропущенные слова. У вас на работу 2 минуты. Карточка №1 Более 60 лет назад власть в Германии захватили_____________ во главе с___________________. Они внушили немецкому народу, что он будет властелином мира. Гитлеровцы начали____________________________. Вскоре почти вся Европа оказалась в их руках. Фашисты напали на Советский Союз в ________________________и началась _______________________________, которая стала частью Второй мировой войны. Союзниками нашей страны в борьбе против захватчиков были_______________________________. Поменяйтесь друг с другом карточками. Давайте вместе составим критерии оценок. (дети составляют критерии «5»- 6 правильных ответов «4»- 5 правильных ответов «3»-4 правильных ответов «2»-3 и менее Проверьте по эталону. Кто считает свои оценки не справедливыми. А теперь оцените свою деятельность. Возьмите карточку №2 1. Задание было….. 2. С заданием справиться удалось (да, нет) 3. С заданием справился самостоятельно ( да, нет) 4. Выполнил без ошибок ( да, нет) 5. Ставлю себе отметку… -В каком состоянии находилась наша страна после окончания Великой Отечественной войны? (Страна была полностью разорена, разрушены города и т.д.) - Какой возникает вопрос? (Что нужно сделать, чтобы этого больше не повторилось) -- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Жизнь страны после войны) Мы с вами рассмотрим период до 1991 года. - Подумайте и скажите: какие главные задачи встали перед государством? (Восстановить хозяйство, не допустить новой войны.) -А что значит восстановить хозяйство? (восстанавливать города, заводы, строить дом, т.е улучшать жизнь людей ( учитель на правою сторону доски прикрепляет слова: народное хозяйство, образование, медицина, наука) -А что значит не допустить войны? Вооружение армии, а следовательно, развитие военной науки) На доске: Восстановить хозяйство Не допустить новой войны Народное хозяйство, образование, Вооружение, военная наука Медицина, наука
-Какую цель мы поставим перед собой? (ответы детей) На доске появляется Цель урока: рассмотреть, как государство решало вставшие перед ними задачи, и оценить, можно ли такое государство назвать великой державой.
Что мы должны сделать? (составить план действий) План действий: 1. Выяснить, как тратились государственные деньги? На а) народное хозяйство б) медицину в) образование г) науку д) армию е)другое 2. К чему это привело.
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. | Работа в группах Сейчас мы с вами будем правительством Советского союза. Я председатель Компартии, а вы мои помощники. После Второй мировой войны у нас осталось немного средств. Я сейчас каждой группе раздам одинаковое количество монет, а вы с посовещавшись в группах должны решить, на что мы будем тратить деньги, разделить их на две группы и обосновать свой выбор. Учитель приглашает к доске помощников, даёт им в руки названия: на Восстановление хозяйства и не допустить новой войны. Помощники собирают от представителей групп в свои мешочки деньги и ведут подсчёт. (выясняется на, что уч-ся считают нужно потратить средства, если получиться можно сравнить во сколько раз, составляется рейтинг. Если мы распределим деньги так, то будет создана лучшая жизнь в нашей стране?
-Что мы должны дальше сделать? Узнать, совпало ли ваше решение с решением ком. Партии сов. гос-ва. А где мы можем получить информацию. Действительно из учебника. Откройте учебник на стр.107 название раздела «Опасное соревнование» По ходу чтения вы будете заполнять таблицы, затем стр.108 Возьмите карточку № 3 Посмотрите на неё. Всё ли вам в ней понятно. Приступайте к работе.
Не допустить новой войны | Восстановление хозяйства | Армия и военная наука
| Народное хозяйство, образование, медицина, наука. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель по ходу заполнения таблицы выкладывает на весы монетки, весы перевешивают. Ребята, в то время очень сильно была распространена идеология (навязывание собственный идей) Люди верили, что так должно быть. (учитель берет палочку и подпирает весы-весы приходят в равновесие) Чтение стр.109
Вывод: Государство тратило много средств на развитие вооружения, так как не могло позволить себе отстать в гонке вооружений, но при этом людям не хватало самого необходимого.
- Совпало ли ваше решение проблемы с решением проблемы правительством? -Действительно ли, государственные порядки самые правильные. Весы стали выходить из состояния равновесия, возникла необходимость перемен. -Как вы думаете, какие были необходимы перемены, чтобы восстановилось равновесие, чтобы люди перестали бояться выражать недовольство по поводу каких-то недостатков? Ученики могут высказать различные предположения, в том числе и такие: – нужно тратить больше средств на развитие народного хозяйства; – остановить развитие вооружения и космических исследований; – сместить с руководящего положения Компартию и др. – Многие ваши предположения верны, с конца 80-х годов и до сегодняшних дней предпринимаются попытки обновления, улучшения нашего дома-государства.
| Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (рассмотреть, как государство решало вставшие перед ними задачи, и оценить, можно ли такое государство назвать великой державой. – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что в послевоенные годы страна добилась огромных успехов как в космосе, так и на Земле, величие и могущество СССР признавали во всём мире. Но сохранялось и много недостатков. Процесс их преодоления идёт до сих пор, мы являемся его свидетелями и участниками. Работа в рабочей тетради. Стр.48 № 1,2,3 Самооценка работы по предыдущему алгоритму. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ТОУУ |