Уровень воспитанности
статья (3 класс) на тему

Тимофеева Татьяна Анатольевна

Анализ уровня воспитанности учащихся 3-а класса за 2014-2015 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroven_vospit_4kl.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ  УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ

УЧАЩИХСЯ 3 – а класса за 2014 -  2015уч. год

Классный руководитель Тимофеева Т.А.

 Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

          В анализе  уровня воспитанности исходила из того, что воспитанность -  это сложное многокомпонентное образование и рассматривала воспитанность,  как сочетание следующих факторов:

  • нравственная самооценка,
  • этика поведения,
  • отношение к жизненным ценностям,
  • нравственная мотивация.

В 3 – а классе 20 учащихся. По результатам мониторинга ( анкет,  исследований, наблюдений) в течение учебного года, можно сделать вывод, что общий уровень воспитанности учащихся – средний ( 54%). 12 % учащихся имеют высокий уровень воспитанности ( Леонова Т, Коновалова В, Тулякова А, Стеценко С, Баранова К, Ефименкова Е, Коньков Е). Эти ребята имеют высокий уровень этики поведения. 25% учащихся имеют уровень воспитанности выше среднего ( основная часть учеников класса). Они знают, как себя надо вести в конфликтных ситуациях, и в большинстве случаев поступают, не проявляя агрессии.

8 %- ниже среднего и 1% - низкий уровень воспитанности.

Но в классе есть и такие учащиеся, которые требуют дополнительной воспитательной и психокоррекционной работы. Таких учащихся 8 ( Егорочкина Д, Соколов А, Прокопенков И, Семерюк С, Захаров А, Арсеньева Н, Ладоха Д, Беликова А).

Теперь рассмотрим полученные данные по отдельным факторам воспитанности.

Уровень нравственной самооценки  показывает, как человек сам оценивает свою воспитанность. Из полученных данных видно, что в начальной школе и в средних классах немного преобладает высокий уровень нравственной самооценки (таблица 1). Большинство учащихся считают себя воспитанными людьми, они знают, как правильно себя вести в различных конфликтных ситуациях, в ситуациях, когда требуется помощь другому человеку и считают, что они так и поступают. В старших классах учащиеся более критичны к себе, поэтому у них преобладает средний уровень нравственной самооценки (таблица 1). Учащиеся старших классов знают как правильно себя вести в различных конфликтных ситуациях, в ситуациях, когда требуется помощь другому человеку. Но они отмечают, что не всегда поступают так, как того требуют нравственные правила.

.

Этика поведения показывает, как человек ведет себя в различных конфликтных ситуациях. Примеры ситуаций, которые были даны учащимся для анализа:

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ….
  2. Если кто-то надо мной смеется, то я …
  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру (в какую-либо совместную деятельность), то я ….
  4. Когда меня постоянно перебивают, я …
  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я …
  6. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ….
  7. Если кто-то надо мной смеется, то я …
  8. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру (в какую-либо совместную деятельность), то я ….
  9. Когда меня постоянно перебивают, я …
  10. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я …

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что для 27 % учащихся начальной школы наиболее важны духовные ценности,   для 61 % - важны как духовные ценности, так и материальные ценности, для 10 % - более важны материальные ценности, но духовные также важны, и для 2 % - важны только материальные ценности.

     ребята позволяют себе применить силу, либо ответить грубо.

Такой фактор воспитанности, как отношение к жизненным ценностям показывает, какие ценности (материальные или духовные) наиболее важны для учащихся. Для анализа учащимся был представлен следующий список ценностей:

  1. Быть человеком, которого любят.
  2. Иметь много денег.
  3. Иметь самый современный компьютер.
  4. Иметь верного друга.
  5. Мне важно здоровье родителей.
  6. Быть большим начальником и иметь возможность многими командовать.
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.


Показатели уровней воспитанности

уровень этики поведения у большинства учащихся средний ( ребята позволяют себе применить силу, либо ответить грубо.  В трех их предложенных ситуаций учащиеся не применяют агрессивные способы взаимодействия. Есть и такие учащиеся, которые стараются не использовать агрессию (физическую или вербальную). В начальной школе таких ребят 37 %, в средних классах – 39, в старших классах – 16%, т.е. эти ребята имеют высокий уровень этики поведения. Но в школе есть и такие учащиеся, которые требуют дополнительной воспитательной и психокоррекционной работы, они используют агрессивные методы воздействия в большинстве из предложенных ситуаций.

Такой фактор воспитанности, как отношение к жизненным ценностям показывает, какие ценности (материальные или духовные) наиболее важны для учащихся. Для анализа учащимся был представлен следующий список ценностей:

 

.

Фактор нравственной мотивации показывает, на что направлена нравственная мотивация человека: на себя, на других или человек придерживается принципа невмешательства в дела других.

У 25% учащихся 3 –а класса нравственная мотивация направлена на других, т.е. эти дети готовы помочь другому человеку в проблемной ситуации.  У 65 % учащихся начальной школы нравственная мотивация направлена и на других и на себя, т.е. не во всех ситуациях эти дети готовы оказать помощь другому человеку. Лишь 10 % (5 человек) учащихся начальной школы имеют низкую нравственную мотивацию, т.е. они не хотят помогать другим людям.

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что для 27 % учащихся начальной школы наиболее важны духовные ценности,   для 61 % - важны как духовные ценности, так и материальные ценности, для 10 % - более важны материальные ценности, но духовные также важны, и для 2 % - важны только материальные ценности (таблица 1).

По результатам  проведенного исследования, можно сделать вывод об уровне воспитанности учащихся школы (средний уровень) и запланировать воспитательные и психокоррекционные мероприятия с детьми, которые имеют низкий уровень воспитанности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уровень воспитанности

Мониторинг уровня воспитанности учащихся 1-а класса...

Как определить уровень воспитанности?

Уровни воспитанности взяты из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой. Даётся  расшифровка всех данных....

Диагностический материал "Как определить уровень воспитанности"

Материал представлен в виде тестовой формы...

Анкета "Уровень воспитанности -3 класс"

Материал могут использовать классные руководители на классных часах. Анкета позволяет проверить уровень воспитанности у учащихся 3 класса....

Уровень воспитанности учащихся. Социальное благополучие учащихся.

Уровень воспитанности учащихся. Социальное благополучие учащихся. Готовые таблицы для отчета....