Общешкольное мероприятие "Праздник ремёсел"
план-конспект на тему

калинина евгения михайловна

Подборка материала к празднику народных промыслов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_promysly.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ярмарка народных промыслов 

1. Развитие познавательной активности детей.

2. Знакомство с народными ремеслами России.

     3.Знакомство с художественным трудом; показать декоративно-художественные и конструктивные возможности в творческой работе; сформировать у детей понимание, что в вещи, создаваемые человеком, вложен кропотливый труд.

Появляются скоморохи.

Входит Хозяйка в русской  национальной одежде с хлебом-солью на подносе.

Хозяйка:  Здравствуйте, гости званные и желанные!

Люди старые и молодые, женатые и холостые,

Милости просим на наш праздник!

Здравствуйте, лебедки, здравствуйте, молодки!

Ребята-молодцы, веселые удальцы!

Почтенные и молодые, полные и худые –

Мы рады гостям, как добрым вестям!

Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!

С поклоном передает хлеб……….. Уходит.

1 скоморох:

Почтеннейшие господа!
Пожалуйте к нам сюда!
Выставляйте свой товар
На наш ярмарочный базар!

2 скоморох:

Товарец важный,
Похвалит его купец каждый!
Пожалуйте!
С доброго молодца пятак берем,
А красным девицам даром отдаем.

Шут

Слушай, люд, честной указ!

Царь издал такой приказ:

Обьявляю бал сегодня!

Бал весёлый, новомодный.

Гости из заграничной стороны

Быть на бале том должны.

Кавалеров и их дам
Ждём на праздник нынче к нам!

Ведущий.

При дворце царя Гороха

Давно не было такого переполоха.

Залу мыли , прибирали,

Очень долго украшали.

Всё готово. Наконец,

Гости едут во дворец!

Царь.

Чудно, чудно! Бал открыт,

Блеском весь дворец горит.

Музыканты, вы на месте?

Веселиться с вами вместе

Мне хотелось бы сейчас

Да беда у нас стряслась.

Шут.

Что такое, царь-отец,

Расскажи ты, наконец!

Царь.

Гости вроде все на месте

Веселятся с нами вместе.

Но царевна Несмеяна,

Вам скажу, не без изъяна.

Все смеяться – она реветь

Можно просто ошалеть!

Шут.

Несмеянушка, не плачь!

Скушай лучше ты калач!

Несмеяна.

Не хочу я танцевать, не хочу я кушать!

Целый день я буду ныть, никого не слушать!

Царь.

Ну, погоди ты, не реви

Хоть немного помолчи.

Несмеяна.

Буду реветь! Почему я всё кричу?

Вам какое дело!

Ничего я не хочу, всё мне надоело:

Гости будут из-за границы,

Иностранные всё лица

Чем гостей я удивлю,

Прославлю родную сторону?

Царь.

Что же делать? Ох, ох, ох!

Ах, я бедный царь Горох!

Шут.

Не печалься, царь Горох!

У тебя ведь шут не плох.

Мы попробуем с тобой удивить  всех красотой.

Всех гостей из-за границы

Отвезём мы из столицы

Прямо в город мастеров,

Где уже со всех краёв нашей матушки России

Купцы товар попривозили:

Дымка, палех, хохлома

Поразят всех навсегда.

Иностранцев удивят – Руси славу укрепят!

Царь.

Ой вы, гости-господа!

В путь дорогу нам пора!

Шут.

В городе мастеров с утра

Ярмарка работу начала. (под мелодию песни «Коробейники» из разных концов зала появляются купцы и коробейники –несут в коробах товар)

Ведущий

И со всех концов земли все на ярмарку пришли!

1 скоморох.

Народ собирается – наша ярмарка начинается!

2 скоморох.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древних промыслах народа

Пойдёт у нас сейчас рассказ.

1 скоморох.

Мы всё расскажем и покажем,

И споём и даже спляшем!

2 скоморох

Проходите, гости дорогие!

Народные промыслы посетите!

                                    Русская матрёшка (4 класс)

Коробейник 1:

Знакомство с народными промыслами мы с вами начнем с русской красавицы.

А с какой именно? Отгадайте!

Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… /матрешка/

Коробейник 2:

Матрешка – настоящая русская красавица. Но, главное, эта куколка – с секретом! Внутри неё прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше.

Про матрешку придумали потешку:

Шли матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И ещё Матрешечка!

  1. Мы матрёшки, мы подружки,        2.Весь народ глядит в окошко -

Утром рано мы встаём.                      Танцевать пошли матрёшки:

Очень любим мы частушки                Восемь водят хоровод,

И от них не устаём.                              А девятая поёт.

  1. Очень любим мы, матрёшки,          4. У торговца, у торговки

Разноцветные одёжки.                          Покупали мы обновки.

Сами ткём и прядём,                             Щупали и мерили,

Сами в гости к вам идём.                      Глазам своим не верили.

  1. Пыль клубится по дорожке.             6.  Мышку встретили подружки

Едут с ярмарки матрёшки                     И попрятались друг в дружке,

На баранах, на быках,                            А которая осталась,

Все с баранками в руках.                       Больше всех перепугалась!

     7.Мы частушек много знаем,

Исполнять их обожаем.

Только время подошло.

Может, свидимся ещё.

Чтец 1:

Погляди скорее -

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки —

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

Чтец 2:

Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки:

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрешки всюду славятся.

Они нам очень нравятся!

Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут —

Всех матрешками зовут!

Уч-к1:

По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!

Уч-к 2:

В конце XIX века  по эскизу художника Сергея Васильевича Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.

Песня «Матрешка»

Хохлома (2 б класс)

1 коробейник:

 Низко кланяемся вам, дорогие гости!

Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо-блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда?

Да к вам приехала сама

Золотая Хохлома!

2 коробейник:

Наш товар весь расписной,
Посмотрите, вот какой.
Весь хотим вам показать
И подробно описать.

Уч-к:

Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески
Шёлковые всплески
Солнечно медовой
Золотой листвы

Уч-к:

Прекрасная осенняя пора…

Выглянет солнышко из-за темной тучки, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. Золотом горят листья березок и кленов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины.

А это уж не осенний лес…

Уч-к:

- Полюбуйтесь на эти чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы. Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, переливающуюся золотом, с веселящим глаз затейливым узором мы привезли из большого торгового села Хохломы, что под Нижним Новгородом.

Это от нас разлетаются жар-птицами миски да ложки по ярмаркам. Начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда:

 Уч-к:

- Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.

- Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.

- А узоры с лугов да лесов перенесены - травка да листочки, цветы да ягоды. Просто! А восхищениям да восторгам - конца нет.

(есть частушки о Хохломе )-?

Уч-к:

- Ударяли ложки

В звонкие ладошки!

Ой, жги - говори!

Заиграли ложкари!

Не дождик, не град,

А брызги летят

Пляшет эхо, пляшет тень,

Пляшут все, кому не лень.

Ой, жги - говори,

Заиграли ложкари.

На деревянных ложках  исполняют русскую народную песню

                         Городец (3 класс)

Коробейник 1:

А мы привезли вам поклон и подарки свои

Со сторонки родной, где живут журавли,

 Мест, что Волгой омыты, где рассвет золотой,

Где умыты ракиты голубою водой.

Коробейник 2:

Городецкая роспись – как её нам не знать:

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Уч-к:

- Дорогие гости, здравствуйте! Приехали мы к вам из старинного-старинного города. Наш  Городец стоит на  высоком берегу Волги. По преданию, основал его еще в 12 веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость.  

Городец стоял на бойком месте. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью.

Уч-к: 

Сплошь в затейливых узорах у нас и мебель, и прялки, и сани, дуги и другие домашние вещи. Мастерят у нас и деревянные игрушки, и посуду деревянную. А уж как все это расписывают!

Самое примечательное в росписи - это конь. Красивый гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.

Его рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены.

И обязательно окружают яркими сказочными цветами. Здесь же иногда рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается, как будто мчатся кони в каких-то сказочных веселых садах. Мчатся кони, летят кони, словно они и кони, и птицы одновременно. Таких летящих коней нигде, кроме Городца, не увидишь. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.

Чтец:

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью  творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Чтец:

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Выходят девочки с расписными  деревянными кухонными  досками.

Частушки:

Наши доски расписные,

Посмотрите, вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.

Тутки-татушки,

Про них споем частушки.

Про розаны и купавки,

Завитушки, травки.

         Городецкий скачет конь,

         Слышен шум со всех сторон

И цветами весь расписан.

До чего ж красивый он.

Три девицы молодые

Под розанами стоят.

"Где же хлопцы удалые?" -

Во все стороны глядят.

Вот по улочке Петруша

Едет на коне верхом.

Верный пес его послушный

Бежит вслед за женихом.

Желтый вечер, черный конь

И купавки, как огонь.

Птицы смотрят из ларца,

Чудо-роспись Городца!

Тутки-татушки,

Вот и все частушки.

Ведущий: Обычно жизненные сцены, увиденные мастером, переносятся на доску. Вот как эта, например (поет):

Конь копытом бьет,

Удила грызет,

А молодушка

За водой идет.

Появляется девушка с коромыслом и ведрами, в старинной одежде.

Девушка (поет):

Не с кем мне молодке

Ноченькой гулять,

Ноченькой гулять,

Темну коротать.

Дружок не придет

Далеко живет.

Далеко-далеко,

На той стороне

На той стороне,

Да за речкою.

Мне б к нему бы пойти,

Брода не найти.

К речке ты иди

И коня веди.

Там на берегу

Напои коня.

Напои коня

Черногривого.

 Или есть песня «Шла млада за водой» - её инсценировка

ГЖЕЛЬ (1 б класс)

Царь:

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе её название – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Несмеяна:

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

1-й коробейник: 

Эй,  подходи, честной народ!

Развлекайся, публика!

За погляд мы не берем

Ни гроша, ни бублика!

2 коробейник:

Мы ребята удалые,

Коробейники озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Гостей из синей Гжели ждем!

- Мы, посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель, прибыли на вашу ярмарку. (Кланяются, показывают настоящие гжельские изделия.)

- А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

                                    - Под Москвою мы живем,

                            Глину месим и поем.

         - И игрушки, и посуду

Прославлять и вам здесь будем.

                                    - Очень любим синий цвет,

                            Потому что краше нет.

- Небо гжельское такое

Лучезарно-голубое.

                                   - В речке синяя водица,

                          Так и хочется напиться.

         - Ну а только лето будет

Голубица там и тут,

                                   - Вот поэтому нас люди

                           Гжелью синею зовут.

(хором)

- Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару

Для продажи привезли.

- Небо у нас в Гжели действительно, как нигде в России, - синее-синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь.

- Все голубое да синее - и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они веселые да красивые.

- Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Мастера у нас - большие фантазеры. Какую посуду делают - глаза разбегаются.

Номер-? (танец «Гжельские узоры»)

Дымка (2 а класс)

1 коробейник:

Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки вятские на все манеры.

Вот вам барышни, а вот вам -  кавалеры.

2 коробейник:

У барынь алые щечки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки,

Хоть весь весёлый базар обойдете,
Лучше барышень не найдете.
Игрушки наши повсюду славятся
Подходите скорее и вам понравятся.

Несмеяна: А как же я? Чем я не красавица!

Шут: Кто бы спорил, госпожа?!

Но Дымка тоже славится!

Чтец:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей
В ней нету света дымного.
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги.
От капельки росы
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы,
Она гудит не прянично
Ликующе и празднично!
В ней молодость-изюминка.
В ней удаль и размах.
Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идёт тепло и свет,
Он не иссякнет десятки
Сотни лет.

Уч-к:

Как-то очень давно на лесном берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода.

Уч-к:

По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки дружно поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Но не только караваи хлеба поспевали в жарких печах. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а еще дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.

Уч-к:

А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не для забавы детворы. В старину вятичи встречали Ярилу - бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот весенний праздник назывался в народе “Свистунья”.

Уч-к:

Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная.… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане “военную” хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой “Свистуньей”. И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

Уч-к:

Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника.

Чтец:

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа!

Щечки алые горят,

Удивительный наряд!

Чтец:

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву опустил.

Чтец:

Голосисты эти птицы,

И нарядны, словно ситцы.

Дымковский петушок!

На груди у него солнца кружок!

Чтец:

Мы игрушки знатные,

Нарядные да  ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Жостово (1 а класс)

Коробейник 1:

Люди добрые подходите,

На жостовские подносы посмотрите!

Коробейник 2:

Мы приехали к вам в гости

На весёлый праздник наш.
         Посмотрите на подносы,

Это просто вернисаж!

Коробейник 1:

Вот подносы круглые,

Овальные, фигурные.

Коробейник 2:

Посмотри на жостовский поднос –

До чего же он хорош!

Роспись чудная на нём,

Цветы разные кругом.

Простой , казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Царь: Расскажите нам, друзья! Откуда эта красота?

Уч-к: Подмосковное село Жостово. Здесь изготавливают расписные металлические подносы. Обычно роспись производится по чёрному фону, хотя нередко применяют и цвет: красный, синий, зелёный. Яркие букеты и другие цветочные композиции составлены из роз, пионов, тюльпанов, незабудок. Жостовские подносы бывают овальными, круглыми, прямоугольными. Расписывают подносы только масляными красками.

1.Чёрный фон сияет лаком,

На нём цветов краса

Алых, жёлтых, с красным маком,-

Это просто чудеса!

2.Колокольцы распустились,

Незабудки встали в ряд,

Засверкали, заискрились,

Покупайте все подряд!

3.Алы розы на подносе
         Вся природа-божий дар.

Подходите, вас мы просим,

Раскупайте наш товар!

4.В мире нет таких подносов,

Они словно вешний сад.

Лучше их вы не найдёте,

Покупайте стар и млад.

Скоморох:

Вот и солнце  закатилось!

Наша ярмарка закрылась!

Царь:

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

ПЕСНЯ “Русский сувенир” (включить)

Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.

Припев:

Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.

Русские матрешки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки - лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки
И Павловские все в цветах платки

Припев:

Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.

Синь озер голубых, белые снега
Подарила гжели матушка-земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар.
Будет рад подарку всяк, и млад и стар.

Припев:

Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.

Учитель:

 Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомились с некоторыми из них.

На нашей  выставке вы  увидели чудесные товары разных городов. И узнали о чудо – мастерах и их чудесных традициях.

Хохлома, Дымка, Городец, Гжель… Это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.

Песня «Сапожки русские» (Даша Золотухина)

1-й чтец.     Мир и радость Вам(, живущие!

  Не от ваших ли забот

  Жизнь идёт, земля цветёт,

  Существует в мире сущее.

2-й чтец.      Мир и радость вам, живущие!

  Светит солнце ради вас.

  И горят в вечерний час

  Звёзды, свет на землю льющие!

1-й чтец.      Мир и радость вам, живущие!

  Чьим трудом земля живёт.

2-й чтец       Людям всем, без чьих забот

  В мире тьма была бы тьмущая.

Вместе.         Мир и радость вам, живущие!

Звучит русская народная песня «Коробейники», ярмарка расходится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия «Волшебный мир ремёсел»

Цели: Создать условия для приобщения детей к культурному наследию русского народаЗадачи:Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа;Развивать познавательный интерес и творческие способно...

Сценарий театрализованного праздника «Ярмарка ремёсел»

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об...

В стране ремёсел

Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов, которое знакомит ребят с миром профессий (ремёсел). В ходе занятия учащиеся смогут углубить и расширить представления о ремёслах (профессиях), через сообщ...

Сценарий театрализованного праздника «Ярмарка ремёсел»

Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематическому труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения,способствовали формированию привычки трудиться, труд...

Рабочая программа по кружку "Мастерская ремёсел", 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеХреновская средняя общеобразовательная школа №1 «Согласовано»Заместитель директора школыпо УВР  ___________  Е.В.М...

Конспект экскурсии в"Центр ремёсел и туризма" в Арзамасском районе.

Разработка хода экскурсии.В помощь педагогу....