Общешкольное мероприятие "Праздник ремёсел"
план-конспект на тему
Подборка материала к празднику народных промыслов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ярмарка народных промыслов
1. Развитие познавательной активности детей.
2. Знакомство с народными ремеслами России.
3.Знакомство с художественным трудом; показать декоративно-художественные и конструктивные возможности в творческой работе; сформировать у детей понимание, что в вещи, создаваемые человеком, вложен кропотливый труд.
Появляются скоморохи.
Входит Хозяйка в русской национальной одежде с хлебом-солью на подносе.
Хозяйка: Здравствуйте, гости званные и желанные!
Люди старые и молодые, женатые и холостые,
Милости просим на наш праздник!
Здравствуйте, лебедки, здравствуйте, молодки!
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
Почтенные и молодые, полные и худые –
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!
С поклоном передает хлеб……….. Уходит.
1 скоморох:
Почтеннейшие господа!
Пожалуйте к нам сюда!
Выставляйте свой товар
На наш ярмарочный базар!
2 скоморох:
Товарец важный,
Похвалит его купец каждый!
Пожалуйте!
С доброго молодца пятак берем,
А красным девицам даром отдаем.
Шут
Слушай, люд, честной указ!
Царь издал такой приказ:
Обьявляю бал сегодня!
Бал весёлый, новомодный.
Гости из заграничной стороны
Быть на бале том должны.
Кавалеров и их дам
Ждём на праздник нынче к нам!
Ведущий.
При дворце царя Гороха
Давно не было такого переполоха.
Залу мыли , прибирали,
Очень долго украшали.
Всё готово. Наконец,
Гости едут во дворец!
Царь.
Чудно, чудно! Бал открыт,
Блеском весь дворец горит.
Музыканты, вы на месте?
Веселиться с вами вместе
Мне хотелось бы сейчас
Да беда у нас стряслась.
Шут.
Что такое, царь-отец,
Расскажи ты, наконец!
Царь.
Гости вроде все на месте
Веселятся с нами вместе.
Но царевна Несмеяна,
Вам скажу, не без изъяна.
Все смеяться – она реветь
Можно просто ошалеть!
Шут.
Несмеянушка, не плачь!
Скушай лучше ты калач!
Несмеяна.
Не хочу я танцевать, не хочу я кушать!
Целый день я буду ныть, никого не слушать!
Царь.
Ну, погоди ты, не реви
Хоть немного помолчи.
Несмеяна.
Буду реветь! Почему я всё кричу?
Вам какое дело!
Ничего я не хочу, всё мне надоело:
Гости будут из-за границы,
Иностранные всё лица
Чем гостей я удивлю,
Прославлю родную сторону?
Царь.
Что же делать? Ох, ох, ох!
Ах, я бедный царь Горох!
Шут.
Не печалься, царь Горох!
У тебя ведь шут не плох.
Мы попробуем с тобой удивить всех красотой.
Всех гостей из-за границы
Отвезём мы из столицы
Прямо в город мастеров,
Где уже со всех краёв нашей матушки России
Купцы товар попривозили:
Дымка, палех, хохлома
Поразят всех навсегда.
Иностранцев удивят – Руси славу укрепят!
Царь.
Ой вы, гости-господа!
В путь дорогу нам пора!
Шут.
В городе мастеров с утра
Ярмарка работу начала. (под мелодию песни «Коробейники» из разных концов зала появляются купцы и коробейники –несут в коробах товар)
Ведущий
И со всех концов земли все на ярмарку пришли!
1 скоморох.
Народ собирается – наша ярмарка начинается!
2 скоморох.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древних промыслах народа
Пойдёт у нас сейчас рассказ.
1 скоморох.
Мы всё расскажем и покажем,
И споём и даже спляшем!
2 скоморох
Проходите, гости дорогие!
Народные промыслы посетите!
Русская матрёшка (4 класс)
Коробейник 1:
Знакомство с народными промыслами мы с вами начнем с русской красавицы.
А с какой именно? Отгадайте!
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… /матрешка/
Коробейник 2:
Матрешка – настоящая русская красавица. Но, главное, эта куколка – с секретом! Внутри неё прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше.
Про матрешку придумали потешку:
Шли матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И ещё Матрешечка!
- Мы матрёшки, мы подружки, 2.Весь народ глядит в окошко -
Утром рано мы встаём. Танцевать пошли матрёшки:
Очень любим мы частушки Восемь водят хоровод,
И от них не устаём. А девятая поёт.
- Очень любим мы, матрёшки, 4. У торговца, у торговки
Разноцветные одёжки. Покупали мы обновки.
Сами ткём и прядём, Щупали и мерили,
Сами в гости к вам идём. Глазам своим не верили.
- Пыль клубится по дорожке. 6. Мышку встретили подружки
Едут с ярмарки матрёшки И попрятались друг в дружке,
На баранах, на быках, А которая осталась,
Все с баранками в руках. Больше всех перепугалась!
7.Мы частушек много знаем,
Исполнять их обожаем.
Только время подошло.
Может, свидимся ещё.
Чтец 1:
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Чтец 2:
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут —
Всех матрешками зовут!
Уч-к1:
По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!
Уч-к 2:
В конце XIX века по эскизу художника Сергея Васильевича Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.
Песня «Матрешка»
Хохлома (2 б класс)
1 коробейник:
Низко кланяемся вам, дорогие гости!
Кому посуда для кашки-окрошки,
Чудо-блюдо да чашки, ложки?
Откуда посуда?
Да к вам приехала сама
Золотая Хохлома!
2 коробейник:
Наш товар весь расписной,
Посмотрите, вот какой.
Весь хотим вам показать
И подробно описать.
Уч-к:
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески
Шёлковые всплески
Солнечно медовой
Золотой листвы
Уч-к:
Прекрасная осенняя пора…
Выглянет солнышко из-за темной тучки, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. Золотом горят листья березок и кленов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины.
А это уж не осенний лес…
Уч-к:
- Полюбуйтесь на эти чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы. Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, переливающуюся золотом, с веселящим глаз затейливым узором мы привезли из большого торгового села Хохломы, что под Нижним Новгородом.
Это от нас разлетаются жар-птицами миски да ложки по ярмаркам. Начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда:
Уч-к:
- Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.
- Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.
- А узоры с лугов да лесов перенесены - травка да листочки, цветы да ягоды. Просто! А восхищениям да восторгам - конца нет.
(есть частушки о Хохломе )-?
Уч-к:
- Ударяли ложки
В звонкие ладошки!
Ой, жги - говори!
Заиграли ложкари!
Не дождик, не град,
А брызги летят
Пляшет эхо, пляшет тень,
Пляшут все, кому не лень.
Ой, жги - говори,
Заиграли ложкари.
На деревянных ложках исполняют русскую народную песню
Городец (3 класс)
Коробейник 1:
А мы привезли вам поклон и подарки свои
Со сторонки родной, где живут журавли,
Мест, что Волгой омыты, где рассвет золотой,
Где умыты ракиты голубою водой.
Коробейник 2:
Городецкая роспись – как её нам не знать:
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Уч-к:
- Дорогие гости, здравствуйте! Приехали мы к вам из старинного-старинного города. Наш Городец стоит на высоком берегу Волги. По преданию, основал его еще в 12 веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость.
Городец стоял на бойком месте. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью.
Уч-к:
Сплошь в затейливых узорах у нас и мебель, и прялки, и сани, дуги и другие домашние вещи. Мастерят у нас и деревянные игрушки, и посуду деревянную. А уж как все это расписывают!
Самое примечательное в росписи - это конь. Красивый гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.
Его рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены.
И обязательно окружают яркими сказочными цветами. Здесь же иногда рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается, как будто мчатся кони в каких-то сказочных веселых садах. Мчатся кони, летят кони, словно они и кони, и птицы одновременно. Таких летящих коней нигде, кроме Городца, не увидишь. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.
Чтец:
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Чтец:
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Выходят девочки с расписными деревянными кухонными досками.
Частушки:
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
Тутки-татушки,
Про них споем частушки.
Про розаны и купавки,
Завитушки, травки.
Городецкий скачет конь,
Слышен шум со всех сторон
И цветами весь расписан.
До чего ж красивый он.
Три девицы молодые
Под розанами стоят.
"Где же хлопцы удалые?" -
Во все стороны глядят.
Вот по улочке Петруша
Едет на коне верхом.
Верный пес его послушный
Бежит вслед за женихом.
Желтый вечер, черный конь
И купавки, как огонь.
Птицы смотрят из ларца,
Чудо-роспись Городца!
Тутки-татушки,
Вот и все частушки.
Ведущий: Обычно жизненные сцены, увиденные мастером, переносятся на доску. Вот как эта, например (поет):
Конь копытом бьет,
Удила грызет,
А молодушка
За водой идет.
Появляется девушка с коромыслом и ведрами, в старинной одежде.
Девушка (поет):
Не с кем мне молодке
Ноченькой гулять,
Ноченькой гулять,
Темну коротать.
Дружок не придет
Далеко живет.
Далеко-далеко,
На той стороне
На той стороне,
Да за речкою.
Мне б к нему бы пойти,
Брода не найти.
К речке ты иди
И коня веди.
Там на берегу
Напои коня.
Напои коня
Черногривого.
Или есть песня «Шла млада за водой» - её инсценировка
ГЖЕЛЬ (1 б класс)
Царь:
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе её название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Несмеяна:
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
1-й коробейник:
Эй, подходи, честной народ!
Развлекайся, публика!
За погляд мы не берем
Ни гроша, ни бублика!
2 коробейник:
Мы ребята удалые,
Коробейники озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Гостей из синей Гжели ждем!
- Мы, посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель, прибыли на вашу ярмарку. (Кланяются, показывают настоящие гжельские изделия.)
- А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
- Под Москвою мы живем,
Глину месим и поем.
- И игрушки, и посуду
Прославлять и вам здесь будем.
- Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
- Небо гжельское такое
Лучезарно-голубое.
- В речке синяя водица,
Так и хочется напиться.
- Ну а только лето будет
Голубица там и тут,
- Вот поэтому нас люди
Гжелью синею зовут.
(хором)
- Чашки, блюдца, самовары
Знают люди всей земли.
Мы и к вам полно товару
Для продажи привезли.
- Небо у нас в Гжели действительно, как нигде в России, - синее-синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь.
- Все голубое да синее - и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они веселые да красивые.
- Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Мастера у нас - большие фантазеры. Какую посуду делают - глаза разбегаются.
Номер-? (танец «Гжельские узоры»)
Дымка (2 а класс)
1 коробейник:
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки вятские на все манеры.
Вот вам барышни, а вот вам - кавалеры.
2 коробейник:
У барынь алые щечки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки,
Хоть весь весёлый базар обойдете,
Лучше барышень не найдете.
Игрушки наши повсюду славятся
Подходите скорее и вам понравятся.
Несмеяна: А как же я? Чем я не красавица!
Шут: Кто бы спорил, госпожа?!
Но Дымка тоже славится!
Чтец:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей
В ней нету света дымного.
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги.
От капельки росы
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы,
Она гудит не прянично
Ликующе и празднично!
В ней молодость-изюминка.
В ней удаль и размах.
Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идёт тепло и свет,
Он не иссякнет десятки
Сотни лет.
Уч-к:
Как-то очень давно на лесном берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода.
Уч-к:
По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки дружно поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Но не только караваи хлеба поспевали в жарких печах. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а еще дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.
Уч-к:
А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не для забавы детворы. В старину вятичи встречали Ярилу - бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот весенний праздник назывался в народе “Свистунья”.
Уч-к:
Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная.… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане “военную” хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой “Свистуньей”. И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.
Уч-к:
Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника.
Чтец:
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа!
Щечки алые горят,
Удивительный наряд!
Чтец:
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву опустил.
Чтец:
Голосисты эти птицы,
И нарядны, словно ситцы.
Дымковский петушок!
На груди у него солнца кружок!
Чтец:
Мы игрушки знатные,
Нарядные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Жостово (1 а класс)
Коробейник 1:
Люди добрые подходите,
На жостовские подносы посмотрите!
Коробейник 2:
Мы приехали к вам в гости
На весёлый праздник наш.
Посмотрите на подносы,
Это просто вернисаж!
Коробейник 1:
Вот подносы круглые,
Овальные, фигурные.
Коробейник 2:
Посмотри на жостовский поднос –
До чего же он хорош!
Роспись чудная на нём,
Цветы разные кругом.
Простой , казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Царь: Расскажите нам, друзья! Откуда эта красота?
Уч-к: Подмосковное село Жостово. Здесь изготавливают расписные металлические подносы. Обычно роспись производится по чёрному фону, хотя нередко применяют и цвет: красный, синий, зелёный. Яркие букеты и другие цветочные композиции составлены из роз, пионов, тюльпанов, незабудок. Жостовские подносы бывают овальными, круглыми, прямоугольными. Расписывают подносы только масляными красками.
1.Чёрный фон сияет лаком,
На нём цветов краса
Алых, жёлтых, с красным маком,-
Это просто чудеса!
2.Колокольцы распустились,
Незабудки встали в ряд,
Засверкали, заискрились,
Покупайте все подряд!
3.Алы розы на подносе
Вся природа-божий дар.
Подходите, вас мы просим,
Раскупайте наш товар!
4.В мире нет таких подносов,
Они словно вешний сад.
Лучше их вы не найдёте,
Покупайте стар и млад.
Скоморох:
Вот и солнце закатилось!
Наша ярмарка закрылась!
Царь:
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.
ПЕСНЯ “Русский сувенир” (включить)
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Припев:
Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.
Русские матрешки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки - лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки
И Павловские все в цветах платки
Припев:
Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.
Синь озер голубых, белые снега
Подарила гжели матушка-земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар.
Будет рад подарку всяк, и млад и стар.
Припев:
Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.
Учитель:
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.
Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомились с некоторыми из них.
На нашей выставке вы увидели чудесные товары разных городов. И узнали о чудо – мастерах и их чудесных традициях.
Хохлома, Дымка, Городец, Гжель… Это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.
Песня «Сапожки русские» (Даша Золотухина)
1-й чтец. Мир и радость Вам(, живущие!
Не от ваших ли забот
Жизнь идёт, земля цветёт,
Существует в мире сущее.
2-й чтец. Мир и радость вам, живущие!
Светит солнце ради вас.
И горят в вечерний час
Звёзды, свет на землю льющие!
1-й чтец. Мир и радость вам, живущие!
Чьим трудом земля живёт.
2-й чтец Людям всем, без чьих забот
В мире тьма была бы тьмущая.
Вместе. Мир и радость вам, живущие!
Звучит русская народная песня «Коробейники», ярмарка расходится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект комплексной программы Детского оздоровительного лагеря «Город ремёсел»
программа детского оздоровительного лагеря...
Сценарий внеклассного мероприятия «Волшебный мир ремёсел»
Цели: Создать условия для приобщения детей к культурному наследию русского народаЗадачи:Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа;Развивать познавательный интерес и творческие способно...
Сценарий театрализованного праздника «Ярмарка ремёсел»
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об...
В стране ремёсел
Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов, которое знакомит ребят с миром профессий (ремёсел). В ходе занятия учащиеся смогут углубить и расширить представления о ремёслах (профессиях), через сообщ...
Сценарий театрализованного праздника «Ярмарка ремёсел»
Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематическому труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения,способствовали формированию привычки трудиться, труд...
Рабочая программа по кружку "Мастерская ремёсел", 2 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеХреновская средняя общеобразовательная школа №1 «Согласовано»Заместитель директора школыпо УВР ___________ Е.В.М...
Конспект экскурсии в"Центр ремёсел и туризма" в Арзамасском районе.
Разработка хода экскурсии.В помощь педагогу....