Методические разработки "Шпаргалки для воспитатеей"
методическая разработка на тему
Я, предлагаю вам вернуться к давней, еще студенческой практике обращения к «шпаргалке», как действенной помощи в экстренных ситуациях.
«Шпаргалка» призвана помочь вам в организации ежедневной работы с детьми девиантного поведения на основе принципов демократического, ориентированного на ребенка образования. Условно их можно разделить по содержанию на: организационно- методические, организационно – поведенческие и личностные.
Мои «шпаргалки» дают только подсказку необходимого действия, но дальнейший выбор стратегии делового взаимодействия с детьми, коллегами остается за вами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpargalki_dlya_vospitateley.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпаргалки для воспитателей
« Можешь только ты дать шанс каждому ребенку стать счастливым»
Дорогие коллеги!
Я, предлагаю вам вернуться к давней, еще студенческой практике обращения к «шпаргалке», как действенной помощи в экстренных ситуациях.
«Шпаргалка» призвана помочь вам в организации ежедневной работы с детьми девиантного поведения на основе принципов демократического, ориентированного на ребенка образования. Условно их можно разделить по содержанию на: организационно- методические, организационно – поведенческие и личностные.
Мои «шпаргалки» дают только подсказку необходимого действия, но дальнейший выбор стратегии делового взаимодействия с детьми, коллегами остается за вами.
Если в группе есть дети с особенностями развития, дети с отклонениями – это, прежде всего, - просто дети.
Как быть, чтобы проблемы не возникли?
- Прочитайте вместе с детьми книжки, где говорится о детях с разными отклонениями:
« Цветик – семицветик», « Карлик –нос» и другие, поговорите об индивидуальных особенностях людей.
- Всегда отвечайте на вопросы, которые будут вам задавать дети о своих товарищах с отклонениями , прямо, конкретно и просто.
- На конкретных примерах покажите детям, как сильно мы отличаемся друг от друга, и насколько при этом похожи, например – спланируйте и осуществите проект « Люди».
- Обязательно говорите детям об их хороших чертах, достижениях каждого ребенка в группе, не выделяя, никого намеренно, но и не обделяя вниманием:
хорошо изготовить стенд
« Вести из группы», « Достижения наших детей», альбом с фото « Жизнь замечательных детей».
Если родители не хотят замечать проблему ребенка?
Некоторые родители не слишком много знают об особенностях развития детей и не могут сразу увидеть, что с их ребенком не все в порядке, и они упорствуют в своем нежелании признавать проблему.
Как быть?
1 – Постарайтесь сами убедиться, что дело здесь не в вашем предвзятом отношении к ребенку, что проблема действительно имеет место быть.
2 – Не начинайте разговор с родителями о беспокоящих вас проблемах до тех пор, пока между вами не установится доверие.
3 – Проявляйте к ним уважение и дружелюбие. Задавайте им вопросы и покажите, что вы считаете , что они лучше вас знают своих детей. Родители должны удостовериться, что вами движет забота об интересах ребенка.
4 – Во время разговора больше слушайте, задавайте вопросы, обсудите положительные моменты, связанные с ребенком. Очень важно при этом ничего не выдумывать, вести себя прямо и открыто.
5 – Когда вы почувствуете, что подоспело время поговорить по существу, начните с того, что поделитесь конкретными наблюдениями, скажите что – то вроде: « Я заметила, что Сергей не может самостоятельно сложить мозайку, решить задачу и т.д. Подчеркните, что сами вы не компетентны делать какие – либо выводы и просите родителей проконсультироваться у специалистов: учителя, психолога, врача и т.д.
6 – Помните, что информировать родителей о ваших опасениях за ребенка – ваш профессиональный долг.
Как успокоить «нарушителей»?
Нарушителей спокойствия всегда достаточно: дети не прочь побегать, пошалить и подурачиться. К этому их просто подталкивает деятельная натура, подвижная психика и постоянная готовность к радости. Основанием для реагирования будет ваше понимание смысла происходящего в группе и уважение их права быть детьми.
Как быть?
1 – Дети не всегда понимают, что и когда можно, а мы сами не объясняем это. Мы просто запрещаем, если видим, что происходит нечто внеплановое. Отсюда неожиданное предложение, иногда сами становитесь « нарушителями», наглядно демонстрируя приемлемое время, место, способ проявления эмоций, желаний, действия: « Сейчас у нас есть немного времени до прогулки, можно побаловаться. « Кто со мной поиграет в мяч? Спорим, я подпрыгну выше вас? И т.д.
2 – Если мы с вами создадим возможность для эмоциональной насыщенности в группе, то у детей будет меньше поводов для « самодеятельности». В этом помогут неожиданные праздники – праздник « Улыбки», праздник « Все наоборот», праздник « Горящих огоньков», праздник
« Большого пирога», праздник « Воздушных шаров», праздник « Пятнышек», провести « Ужин на траве» ( есть конспект и видео этого мероприятия)
3 – Ну, а если несмотря на все ваши усилия, есть те, кто хочет большего
а) Не пользуйтесь правом запрета,- просто обсудите с детьми, чем неудобно такое поведение и как поступать лучше;
б) Воспользуйтесь правом запрета и твердо скажите: « Вы сможете побаловаться и пошуметь на прогулке, а сейчас будьте внимательны».
Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы?
Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте.
Когда мы принимаем решение за ребенка – мы лишаем его возможности самореорганизовываться, проявлять инициативу и творческие способности.
Как быть?
1 – Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым, помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации. В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: « Реши сам», это ты можешь сделать, выбрать, придумать сам.
2 – Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: « Покажи мне, что именно я должна сделать, чтобы помочь тебе?» Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и придумывает такие варианты действий, которые не пришли бы на ум взрослому.
Дорогие коллеги, все эти рекомендации действительно работают, прежде, чем их рекомендовать вам, я сама применяла и применяю сейчас в своей работе с детьми и родителями, предлагаю и вам их опробовать. Желаю всем успеха!
Методические рекомендации «памятки» для педагогов – воспитателей, работающих с детьми, имеющими девиантное поведение.
« Дорогою добра, нежность, внимание, заботу – каждому ребенку!»
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного подростка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, игромания, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.
Причинами отклонений в поведении подростка являются: политическая, экологическая, социально – экономическая нестабильность общества, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятная семейно – бытовая обстановка, отсутствие контроля за поведением, чрезмерная занятость родителей, эпидемия разводов и т.д.
Зная это, я предлагаю использовать в своей работе важнейшие человеческие потребности, которые помогут правильно и более эффективно воздействовать на детей, которые отклоняются в своем поведении от общепринятых норм нашего общества.
1 – Потребность в общении.
С самого рождения ребенок нуждается в общении. Сейчас в род.домах новороженный малыш находится рядом с мамой, он ощущает ее присутствие, поэтому он более спокоен, что он не один, он нужен.
Общайтесь как можно больше с детьми, умейте чувствовать, когда это нужно именно ему, именно в это время. И если в силу каких-то объективных причин вам не удается общение с ребенком – то незамедлительно видим реакцию на наше невнимание к его общению с нами. Он начинает перебивать, толкать других с кем беседует педагог, кричать, неадекватно себя вести. Старайтесь использовать эту потребность во всех видах деятельности, уделяйте внимание в общении каждого ребенка.
2 – Потребность прикосновения.
Это очень важная потребность для полного душевного благополучия. Это минуты наивысшего эмоционального напряжения: (горе, радость)
Для душевного благополучия каждому ребенку необходимо от 4 до 12 прикосновений в день, чем больше лучше, там, где эта потребность работает дети становятся более внимательнее, спокойнее, лучше учатся и т.д.
3 – Потребность внимания.
Для подростка эта потребность обеспечивает надежность, безопасность: «Я значимый». Повернитесь лицом к ребенку, сделайте незначительный жест, подморгните, улыбнитесь, кивните головой и подросток понимает, что его услышали, его поняли. Если ребенок обделен вниманием, то он чахнет, останавливается в росте, это бывает часто, когда нет матери, но и бывает, когда она есть: (пьет, уходит из семьи), видимо в детстве она тоже была обделена вниманием и не посылала ребенку свои целительные лучики.
4 – Потребность в руководстве действиями ребенка.
Откажитесь от диктата и приказа. Помните, на ребенка сильнее всего действует картинка, но еще лучше движущаяся картинка ( кино), а еще лучше где двигаются его родители, близкие люди, воспитатели. Свое слово подтверждайте картинкой – иначе это действие до него не дойдет. Руководя действиями ребенка, обязательно сами принимайте участие в них, без этого очень трудно достичь своего результата.
5 – Потребность принятия и одобрения ребенка.
Прежде. Чем наказать ребенка за что-то, выслушайте его, почему он это сделал, прикоснитесь к нему, влезьте в его шкуру и поймите, почему он это совершил? Принимайте решение, но подросток ни минуты не должен сомневаться. Что вы его любите, прошло время и вы опять к нему внимательны, но то поведение час назад вы с ним не согласны. Не воспринимайте ребенка чисто по внешним признакам: красивый, некрасивый, опрятен или нет. Принимайте и одобряйте его любого, тогда душа его оттает, а не закроется. Любите ребенка, но не с позиции силы, что не сделаете порицанием, добьетесь похвалой – не бойтесь этим испортить подростка.
6 – Потребность в умении хоронить свои потери.
Потери в жизни, к сожалению, неизбежны, надо подготавливать детей к встрече с ними. Когда ребенок осознает реакцию на несчастья, он растет в духовном смысле совершенствуется, чтобы встречаться с новыми потерями. Научите детей переживать, плакать, правильно реагировать на несчастья, покажите подростку, что в палитре есть разные краски, включая и черную. Показывайте детям значимость каждого человека в группе, школе, центре, семье, в обществе и т.д. Пусть он попереживает, поплачет со всеми ( например: умерла бабушка – пусть он поймет, что больше ему бабушка не испечет вкусных пирожков, не свяжет теплых варежек и т.д.) Читайте рассказы детям, где есть моменты сопереживания к людям, животным ( например читая, о героях ВОВ, о партизанах, летчиках, разведчиках их подвигах, инвалидах, а в это время кто-то смеется).
7 – Потребность поддержки.
Это тоже важно и легко в реализации. Помогите, поддержите усилия неокрепшей души в самореализации, в осуществлении лучших порывов. Дайте пробовать ребенку свои силы ( стирка, уборка, помощь на огороде и т.д. Поддерживайте эту потребность, тогда у нас будут расти помощники.
8 – Потребность достижения.
Ничего не способствует успеху, как сам успех. Для развития личности необходимо различные достижения. Сравнивайте достижения ребенка в его развитии, вчера не умел, а сегодня научился, но не с достижениями другого ребенка.
9 – Потребность развлечения. На Руси развлечения относили к необходимой потребности жизни. Покажите детям, что развлечения бывают разные ( игры, забавы, праздники, эстафеты, походы, конкурсы, лыжи, коньки, ролики, велосипеды, спортивные секции и всевозможные кружки и клубы по интересам, плавание, путешествия с друзьями и близкими и т.д., но есть и другие ( игра в карты, шумные пьяные компании, ) то, что видели наши дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Главная задача: направить подростков на положительные развлечения, выработать привычку к ним, заинтересовать их личным примером и участием в них: посещение театров, музеев, выставок, походов, цирка, чтение интересных книг, встреч с интересными и знаменитыми людьми, просмотр интересных фильмов и обсуждение их сюжетов и т.д.
Уважаемые педагоги, родители, воспитатели, психологи, социальные педагоги!
Используйте все эти потребности и рекомендации к ним в своей нелегкой работе, тогда я уверена мы сможем увидеть результат нашей работы, чтобы как можно меньше становилось детей с девиантным поведением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.
В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...
ссылка на методические материалы постоянно действующего районного муниципального семинара "Методическое сопровождение учителей 1-х классов при переходе на ФГОС"
http://engschool33.ucoz.ru/index/0-11...
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Организационно-методическое сопровождение: содержание, принципы и условия реализации. Сопоставление понятий: организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка
В условиях постоянно изменяющихся требований к педагогической деятельности весьма актуальным становится вопрос методического сопровождения.Термин «сопровождение» появился в педагогике отно...