Статья. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.
учебно-методический материал (3 класс) на тему
Духовно-нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Духовно нравственное воспитание - сложный и многогранный процесс ,включающий педагогические и социальные явления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kravchenko_nataliya_alekseevna.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа-интернат №28 Основного общего образования Калининского района
г.Санкт-Петербурга.
Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России
Педагог Кравченко Наталия Алексеевна
Духовно-нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом непрерывном процессе. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для духовно-нравственного воспитания. Ребёнок ,подросток и юноша по-разному относятся к различным средствам воспитания. Духовно-нравственное воспитание занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние на умственное развитие и на трудовую подготовку ,физическое развитие, воспитание эстетических чувств и интересов .Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учёбе) в тех разнообразных отношениях ,в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками ,с детьми моложе себя и со взрослыми. Тем не менее, духовно-нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Рассматривая систему духовно-нравственного воспитания, следует различать несколько аспектов. Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определённых педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приёмов формирование учебной деятельности духовно-нравственным воспитанием. В-третьих, под системой духовно-нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвёртых, систему духовно-нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
Духовно нравственное воспитание - сложный и многогранный процесс ,включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс духовно-нравственного воспитания, в известной мере, автономен. На эту его специфику в своё время указывал А.С.Макаренко С точки зрения педагогической теории процесс духовно-нравственного воспитания в школе представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и педагогического коллективов .Под понятием педагогические действия подразумеваются влияния, организуемые и получаемые учеником и коллективом в процессе учебно-воспитательной работы. Все эти влияния, а также их результаты, отражающиеся во взглядах и поведении ,взаимосвязаны и выступают в совокупности, обеспечивающей, как и непосредственное, так опосредственное воздействие на личность школьника. Поэтому важнейшими компонентами структуры процесса воспитания, как указывает А.Н.Леонтьев, являются процессы , идущие как бы навстречу друг другу. Один из них подчёркивает он – есть процесс воздействия на живую систему, другой – активность самой системы по отношению к воздействующему объекту.
Наши дети очень податливы к эмоциональным воздействиям. Мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуки морали:
1.Ты живёшь среди людей. Не забывай ,что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается
2.Ты пользуешься благами , созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства .Плати им за это добро.
3.Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить .
4.Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным .Помогай товарищу в беде .Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца –они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и душой.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому ,кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Воспитание духовно-нравственной личности школьника происходит главным образом и прежде всего, когда дети находятся вместе. Коллектив-место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, помогать и принимать помощь. На уроках и во внеклассной работе дети переживают вместе чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач ,ошибок.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....
Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"
Содержание Пояснительная записка ……………………………………………………. 3 Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8 Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....
Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...
Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»
Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...