Родительское собрание «Поощрение и наказание в воспитании ребенка».
материал на тему

Гусева Елена Евгеньевна
Цель : актуализировать и обсудить с родителями проблему поощрения и наказания в семье. Задачи: - дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям; -обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы; -совместно с родителями составить памятку «Как поощрять ребёнка в семье».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Родительское собрание.

Тема: «Поощрение и наказание  в воспитании ребенка».

Цель :

актуализировать и обсудить с родителями проблему поощрения и наказания в семье.

Задачи:

- дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям;

-обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы;

-совместно с родителями составить памятку «Как поощрять ребёнка в семье».

Подготовительный этап:

-Беседа с детьми на тему: «Кто для нас наши родители?»

-Анкетирование учащихся с целью выявления уровня гуманности отношения родителей к детям.

Оформление, оборудование и  инвентарь.

1. На классной доске записана тема родительского собрания и цитаты:

    «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний.»

                                                                                                          Я. Корчак

      «Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение.»

                                                                                                        Е.А. Аркин

2.  На партах  для каждого родителя приготовлены листы бумаги и ручки.  

                                      Ход собрания:

Слайд1

1.Вступительное слово классного руководителя

Слайд2-3

 Уважаемые родители! Тема нашего сегодняшнего родительского собрания :  «Поощрение и наказание  в воспитание ребенка».

Слайд4

Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также напряженный труд. И, выполняя эту работу, мы не один раз заходим в тупик, испытываем сомнения, пытаемся найти самую подходящую для наших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно наказывать детей?  Можно ли испортить ребенка похвалой?  За что можно хвалить ребенка?

2. Индивидуальная работа родителей.

А  сейчас я предлагаю вам провести небольшое мини тестирование.У каждого на парте лежит лист бумаги  я попрошу вас поделить этот лист  на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой- которыми ругаете. Прошу вас выполнить эту работу за три минуты. (Родители выполняют предложенное задание). Собирать и читать ваши записи я не буду, поэтому пишем честно,как есть.

Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

3. Анализ результатов анкетирования.

Центром социологических исследований Министерства образования Российской Федерации в 2005году было проведено изучение состояния воспитания в семье детей школьного возраста. Были опрошены родители из почти 2000семей. Данные исследования позволили социологам сделать выводы, один из которых свидетельствует о том, что в случае нежелательного поведения основными методами воспитания, применяемыми  к ним родителями, являются «чтение морали» и окрик.

Как же наказывают своих детей родители нашего класса? Ответы на вопросы анкеты показали, что (Анализ анкет родителей, не называя фамилия )  

Слайд5

Нами было проведено анкетирование учащихся начальных классов нашей школы. Анкета состояла из 6 заданий. Ребятам предлагалось закончить предложение.

На 1 вопрос .Мама ласкова со мной…

Лишь 10% ребят ответили часто

60%-ответили иногда

30%-редко

На 2 вопрос. Папа ласков со мной…Получили следующие результаты, из которых мы видим ,что папы еще реже проявляют ласку к своим детям.

Слайд 6

На 3-4 вопросы Мама на меня кричит….

60% выбрали ответы часто, иногда

40%-редко,никогда

Из этих данных мы видим, что многие из нас позволяют часто повышать голос на своих детей.

Слайд 7

5-6 вопрос Мама или папа может меня ударить, шлепнуть…….

Обработка этих данных показывает , что в воспитании детей родители используют и физические наказания.

Обобщая имеющиеся данные мы видим ,что родители не так часто хвалят своих детей, а иногда применяют и физические наказания.

Слайд 8конечно Фото детей

Слайд9Телесные

Слайд10ребенку

Слайд11Поэтому

Слайд12 Оно должно

Конечно, воспитывать ребенка - нелегкое дело. Мифы об ангельских  чистых и кротких созданиях далеко не соответствует действительности. Дети не ангелы ,но маленькие  человеческие существа, и поэтому из всех трудных  ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их  человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

  Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание-это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить ,что словесные оскорбления- обидные замечания, грубые слова- могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.  Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.

Слайд13

 4. Инсценировка стихотворения детьми.

А сейчас я хочу предложить вам посмотреть инсценировку стихотворения О. Гребневой « Родительское собрание на лесной полянке», которую мы вместе с детьми подготовили для вас.

 Как-то осенью по лесу

Прокатилася молва:

На полянке ровно в восемь

Собирает всех Сова.

Побросав дела и деток,

Не закончив сбор грибов,

Кто пошел, кто полетел

На тревожный этот зов.

- Ты не ведаешь, кума,

Чем встревожена Сова?

Может, твой Лисенок снова

В школе мучает Косого?

-Ой, не говори, Енот,

Он и дома сущий черт

-Волк, дружище, твой сынок

Не срывал сове урок?

-Я не знаю, может быть,

Он ведь так умеет выть!

- А скажи – ка мне, Медведь,

Твой сынок ведь любит петь?

Может он Совы терпенье

Испытал «прекрасным пеньем?»

Не могу сказать, соседка,

Я Мишутку вижу редко.-

Нацепив очки на нос,

Задала Сова вопрос:

-Поднимите, звери, лапы,

Кто не бил детишек, папы?-

Зашумела тут толпа:

-Что за глупости, Сова!

Я Лисенка лишь вчера

Долго за уши драла.

-Про медведей говорят:

«Он на ухо глуховат,»

Я за шалости сыночка

«Приласкаю лишь пруточком».

-Папа-Заяц на пеньке,

Хрумкая морковкой,

Важно, с пафосом изрек:

-Я же против порки!

Я косых своих детей

Лапою не трону.

По дороге каждый день

Им внушаю строго:

« Не ходите «на ушах»

Не грызите двери.

И хвосты своих друзей

Вы не суйте в щели».

-Протрещала тут Сорока:

-Я в беде не одинока.

Моим детям каждый день

Все уроки слушать лень.

Коль трещат они помногу,

Я ремень беру в подмогу.

-Зашумела вновь толпа,

Кто был «против», кто был «за».

Долго не могла Сова

Донести до них слова:

-Я прошу вас, звери- мамы,

А в особенности папы:

Прекратить в своей семье

Воспитание на «ремне».

Ваши дети так привыкли

К выволочкам за проступки,

Что от нас, учителей,

Ждут таких же вот вещей.

-Как не бить? – сказал Енот.

-Да, да, да,- тут вторил Крот.

-Ну, а мне,- всплакнула Белка,-

Делать что со своей пострелкой?

Как накрасится румяной,

Подведет себе глаза

И порхает по поляне,

Где танцует до утра.-

Тут родительские страсти

Накалились докрасна.

Не в Совиной было власти

Перекрыть их голоса.

…Нерешенная проблема

О битье и небитье

Стать должна несовременной,

Если мир царит в семье.

  Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение.

   Слайд 14

Скажите. За что мы поощряем ребенка?

-за учебу

-за домашнюю работу

-за хорошие поступки

-за выполнения поручений

-за то, что похвалил учитель …….

Слайд 15

Скажите. Как можно поощрить?

-добрым словом

-подарком

 -деньгами

-разрешением запретного для этого возраста (дискотека,…)

Слайд 16

А какой самый надёжный способ поощрения? (доброе слово, одобрение)

Слайд17

Вот что о вашем поощрении написали дети.

Меня хвалят, если я выполнил домашние поручения.

Мне дарят подарки, если я сделал доброе дело.

Мне дарят деньги, если я получил пятерку.

Мне разрешают долго играть , много гулять, если я сделал уроки.

Слайд18

Теперь поговорим о наказании.

Скажите. За что мы наказываем?

-за плохую учебу

-за невыполненную работу

-за проступки (ударил, разбил, сквернословит,….)

Слайд19

Формы наказания

  • Физическое воздействие
  •  Речевая агрессия (ругань, оскорбления)
  •  Сепарационные наказания, лишающие ребенка родительской любви

Слайд20

Физическое воздействие

. Устойчивое применение физических наказаний связана с достаточно сильной внешней эффективностью этого метода. Подобным способом можно оказать влияние на кого угодно, а тем более на меленького беззащитного человечка.

Слайд21

Речевая агрессия

Также как и физические наказания, малоэффективна и ведет лишь к аналогичным способам поведения ребенка со сверстниками, в результате действия механизма подражания.

Слайд22

Сепарационные наказания

(лишение ребенка части родительской любви)

Это сильно действующая форма, и применять ее нужно с крайней осторожностью и на очень короткое время. Нельзя допускать в адрес малыша угрозы, что мама уйдет из дома, оставит его одного, тем более применять такое наказание, как уход родителей из дома.

Слайд23

Но существуют такие сферы жизни ребенка, где запреты необходимы

Они должны касаться здоровья ребенка. Необходимо запрещать те действия, которые могут повредить здоровью ребенка или несут угрозу его жизни.

Физическая и личная безопасность других людей. Под запретом здесь те действия ребенка, которые угрожают жизни, здоровью или являются актом неуважения в отношении другого человека.

Сохранность материальных, культурных и духовных ценностей. Необходимо запрещать ребенку любые разрушающие действия в отношении природной и культурной среды

Слайд24

Чем можно заменить наказание

  •   Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
  •   Объяснением. Объясните ребенку кратко, ПОЧЕМУ его поведение неправильно.
  •   Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.

   Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка, возможно, данный проступок был случайностью

Слайд25

Способы наказания выявили.

Можно сказать, что здесь взрослый проявляет власть? Как вы думаете, какой способ в воспитании будет надежным?                

(Самый надёжный способ – убедить.  Найти время поговорить с ребенком. Все остальные способы быстрые. …..)

Вывод: убедить ребенка, что он неправ (что бы при убеждении, общении  ребенок сам понял)

Вот что о наказании думают сами дети.

Сочинения школьников:

«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю».

«Если бы я была волшебницей, я бы запретила бы ремни. Когда детей бьют ремнем это очень больно. И тогда дети плачут».

«Если бы я был волшебником, я бы сделал так, чтобы не было родителей, или сделал бы новых».

Вот так проявляются способы наказания в детских сочинениях. До каких мыслей доводят детей наказания некоторых родителей.

Слайд 26-27

Прочитаем ситуацию из жизни.

Проблемная ситуация:

Родители постоянно ставили мальчика в угол за все провинности. Однажды, будучи еще в 4  классе, он сказал своему отцу: « Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду!»

Слайд 28

Почему произошёл конфликт?

-незаслуженное наказание

-он уже взрослый (подумать можно и сидя на стуле)

-унижение достоинства.

Как из него выйти?

Вывод: Самый надежный способ – поговорить (достучаться)

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят!» и т. Д. Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенок должен повиноваться. Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в силе их слабость: убедить ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать свою волю, проявить власть и заставить его подчиняться родителям.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред.

Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.

Так в отношениях родителей и детей происходит отчужденность.

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, привыкает кривить душой, прячет свое истинное лицо.

Так какой же  главный, самый надежный метод воспитания?

Слайд 29

Главный метод воспитания - это убеждение.

Слайд 30

А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры подтверждения своих мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Слайд 31

Так как поощрение и наказание идут чаще всего рядом в воспитании, я предлагаю вам прочитать памятку одного из психолгов , Как правильно любить?

Что нужно делать: ичего не нужно делать.

Как правильно любить?

Что нужно делать:

- Ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире;

- Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

- Ребенка хвалят, он учится быть благородным;

- Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

- Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

- Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Чего делать не нужно:

- Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

- Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

- Ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

- Ребенок растет в упреках, постоянно испытывая чувство вины.

Слайд 32

В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания.
                                                         Макаренко.

Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"...

Родительское собрание "Поощрение и наказание"

Обсуждаются с родителями  виды наказаний и поощрений в семье.  При помощи обмена мнениями, высказываний из детских сочинений,ситуаций из жизни, родители находят самый действенный метод воспи...

Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье

На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье...

родительское собрание "Поощрение и наказание как методы воспитания"

Конспект родительского собрания на тему "Поощрение и наказание как методы воспитания"...

Помощь к родительскому собранию "Поощрения и наказания как методы воспитания"

Для учителей и родителей   доклад на родительское собрание " Поощрения и наказания как методы воспитания"...