родительское собрание "Поощрение и наказание как методы воспитания"
консультация (3 класс) по теме

Жданова Оксана Трофимовна

Конспект родительского собрания на тему "Поощрение и наказание как методы воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_roditelskogo_sobraniya.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

«Поощрение и наказание как методы воспитания»

Разработала: Жданова Оксана Трофимовна,

                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                 МБОУ «СОШ №5»г.Усинска

                                                                              Республики Коми

(данное собрание было проведено для родителей учащихся 3 класса)

Задачи:

 1.Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.

 2. Способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье, методам поощрения и наказания.

 3. Формировать культуру наказания и поощрения детей в семь

            4. Показать нереализованные возможности поощрения детей в семье.

Форма проведения собрания:  обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения:

- методы и приёмы воспитания

- методы поощрения и наказания

Подготовительная работа:

- проведение классного часа «О наказании и поощрении»

- анкетирование учащихся и родителей

- написание сочинения – размышления на выбор учащегося

 «День, который мне хотелось бы забыть» или «Самый лучший день в моей жизни»

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы!

Наши дети повзрослели. Пройдёт совсем немного времени и они станут учениками 4 класса. Их физическое взросление сопровождается социальным взрослением. Расширяется круг друзей, появляются товарищи не только в школе, но и во дворе, в секциях и кружках. В этот круг общения входят ребята разного возраста.

Наши ребята уже могут оценивать свои умения и сравнивать их с умениями своих сверстников. Это бывает объективно и не очень. Они ссорятся, мирятся, обижают и обижаются, дерутся и разнимают дерущихся, злятся и накапливают обиду, боль и агрессию. Почему же у одних ребят из класса взросление происходит легко и почти безболезненно, а у других сопровождается острыми переживаниями и конфликтами? Вот об этом наш сегодняшний разговор.

Не для кого ни секрет, что чем больше вы общаетесь с детьми, чем больше проговариваете ситуации, в которые они попадают каждый день, тем больше вы помогаете им не совершать плохих поступков.

Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

2.Анализ статистики и анкетирования

Родителям и учащимся  было предложено заполнить анкеты:

Анкета для родителей:

1. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?


- Всегда

- Иногда

- Никогда

2. За что вы поощряете своего ребёнка?

- За успехи в школе

- За помощь по дому

-Другое (указать)

3. Как вы поощряете своего ребёнка?


- Радуетесь вместе с ним его успехам
- Стараетесь совместно организовывать досуг
- Просто хвалите
- Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги


4. Наказываете ли вы своих детей?

- да

-нет

 - иногда

5. Как вы наказываете своего ребёнка?


- Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
- Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
- Наказываете трудом
- Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)

6. За что вы наказываете своего ребёнка?

Анкета для детей:

1.Как часто тебя наказывают?

2.Кто чаще тебя наказывает?

3.Что может послужить поводом для наказания?

4.Боишься ли ты наказаний?

5.Что ты предпринимаешь, чтобы избежать наказания?

6.Как часто тебя поощряют?

7.Как тебя поощряют?

8. Что может послужить поводом для поощрения?

9.Кто из родителей тебя поощряет чаще?

10.Ждёшь ли ты поощрения?

3.Просмотр  видеозаписи инсценировки  стихотворения

О. Гребневой «Родительское собрание на лесной полянке» и его обсуждение

Как-то осенью по лесу прокатилась вдруг молва:

  На полянке ровно в восемь собирает всех Сова.

  Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,

  Кто пошёл, а кто летел на тревожный этот зов.

  − Ты не ведаешь, кума, чем встревожена Сова?

  Может, твой Лисёнок снова в школе мучает Косого?

  − Ой, не говори, Енот, он и дома достаёт.

  − Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?

  − Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть!

  − Ну, а ты скажи, медведь, твой сынок ведь любит петь?

  Может, он Совы терпенье испытал "прекрасным пеньем"?

  − Не могу сказать, соседка, я ведь Мишу вижу редко.

  Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:

  − Отвечайте-ка, лесные родители!

  Бьёте ли деток своих, мучители?

  Зашумела тут толпа. Что за глупости, Сова?

  − Я Лисёнка лишь вчера долго за уши драла.

  − Про Медведя говорят: он на ухо туговат.

  Пожалею я сыночка, приласкаю лишь пруточком.

  Папа-заяц на пеньке, хрумкая морковкой,

  Громогласно заявил: "Я – противник порки!

  Я косых своих детей лапою не трогаю.

  По дороге каждый день им внушаю строго:

  "Не ходите на "ушах", не грызите в школе двери

  И хвосты своих друзей вы не суйте в щели".

  Протрещала тут сорока: "Меня вы не судите строго.

  Моим детям каждый день все уроки слушать лень.

  Коль трещат они помногу, я ремень беру в подмогу".

  Зашумела тут толпа, кто был прав, кто виноват.

  Вдруг Сова на всех взглянула и крылом своим махнула:

  "Всех хочу предупредить, о ремне в семье – забыть.

  Ваши дети без ремня не могут уж прожить и дня.

  И от нас, учителей, ждут таких же вот вещей".

  "Как не бить?" – кричит Енот. "Это верно", - шепчет Крот.

  "Я не справлюсь без битья!" − закричала Белка злясь.

  И родительские страсти накалились докрасна.

  Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.

  "Бить или не бить – вот в чём проблема.

  Она, к сожаленью, и сейчас современна.

  И разрешить её возможно лишь тогда,

  Когда любовь и лад в семье всегда.

4. Работа в группах. Анализ суждений.

  Родители получают список суждений по теме собрания. Они читают список, затем выбирают то суждение, по которому они хотели бы высказаться. Затем определяют себе партнёра для доказательства единодушия или отрицательного отношения к суждению и высказывают свою точку зрения. Родители работают в парах.

  Суждение 1. Бытует мнение, что "клин клином вышибают". Если ребёнок не выполняет требований родителей, он должен быть наказан обязательно.

  Суждение 2. Если ребёнка всё время хвалить за одни и те же поступки и достижения – похвала обесценивается. Хвалить нужно редко, но метко.

  Суждение 3. Есть такие дети, которых хвали или не хвали, ничего хорошего из этого не бывает. Они понимают только наказание.

  Суждение 4. Физическое наказание позволяет за короткий срок научить ребёнка понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

  Суждение 5. Я не верю, что физическое наказание может привести к необратимым изменениям в психике ребёнка.

  Суждение 6. Наказание должно быть справедливым, тогда совсем не важно, физическое оно или моральное.

5.Анализ сочинений – размышлений учащихся «День, который мне хотелось бы забыть» или «Самый лучший день в моей жизни» (необходимо обратить внимание родителей на количество учащихся, выбравших ту или иную тему)

6. Вручение и обсуждение памятки для родителей.

 Памятка для родителей

    Уважаемые мамы и папы! Внимательно прочтите эту памятку и задумайтесь о том, насколько правильно вы поступаете, воспитывая своего ребёнка и определяя меру поощрения и наказания детей в семье.

1. Ваш ребёнок должен чувствовать вашу последовательность и ответственность, объективность и рассудительность в оценке его поступков, поведения.

2. Никогда не наказывайте своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.

3. Не принимайте формальное решение о наказании своего ребёнка.

4. Уважайте в своём ребёнке человека, не оскорбляйте и не унижайте его.

5. Не бойтесь рассказывать своему ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это только поможет ребёнку понять вас и себя.

6. Требуйте от ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она для вас не была.

7. Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.

8. Наказывайте ребёнка, не унижая его человеческое достоинство.

9. Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания, не таите от одного из родителей проступки ребёнка. Это может привести к потере вашего авторитета.

10. Будьте терпеливы в наказании, любой промах ребёнка не оставляйте без   внимания.

11. В промахах и проступках своего ребёнка не пытайтесь делать виноватыми других людей.

12. "Кто старое вспомнит, тому глаз вон". Вспоминайте эту пословицу тогда, когда вам хочется укорить ребёнка дурным поступком, когда-то им совершённым.

13. Общайтесь со своим ребёнком, иногда он совершает проступки, чтобы обратить на себя внимание.

14. Помните! Похвала должна быть объективной.

15. Любите своего ребёнка, несмотря ни на что!

7. Подведение итогов.

Используемые источники:

  1. http://www.inksystem-az.com/roditelskoe-sobranie-pooshhrenie-i-nakazanie-kak-metody-vospitaniya/
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2012/01/29/roditelskoe-sobranie-pooshchrenie-i-nakazanie
  3. Н.И. Дереклеева Новые родительские собрания, Москва ВАКО 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание как методы воспитания

Задачи: способы пониманию родителями разумного отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье, методам поощрения и наказания ребёнка; формировать культуру наказания и поощрения детей в семье; ...

Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье

Повышение воспитательной роли семьи. Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье....

Анкета «Поощрение и наказание как методы воспитания»

Анкета для родителей «Поощрение и наказание как методы воспитания»...

Родительский лекторий "Наказание как метод воспитания детей"

В беседе приводятся конкретные примеры по указанной теме, заставляющие глубоко задуматься о наказании и проанализировать его последствия. Даются рекомендации родителям....

Помощь к родительскому собранию "Поощрения и наказания как методы воспитания"

Для учителей и родителей   доклад на родительское собрание " Поощрения и наказания как методы воспитания"...