«Многонациональный край: столетия сотрудничества и мира».
классный час (4 класс) на тему

Евсикова Ольга Михайловна
Цель: 1. Воспитание гуманной личности в духе братства народов, интернационалистических убеждений. Задачи урока: 1.Формирование у школьников знаний об истории, культуре и традициях Кубани. 2.Развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать. 3. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogonatsionalnyy_kray_stoletiya_sotrudnichestva_i_mira.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Многонациональный край: столетия сотрудничества и мира».

Цель:

1. Воспитание гуманной личности в духе братства народов, интернационалистических убеждений.

Задачи урока:

  1.  Формирование у школьников знаний об истории,  культуре и традициях Кубани.
  2. Развитие умения анализировать,  обобщать, делать выводы, сравнивать.
  3.  Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине.

Оборудование:   презентация, рисунки о мире, иллюстрации с изображением   совы.

Форма проведения: устный журнал- путешествие.                 

                            Ход классного часа 

  1. Оргмомент

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?  Всё готово?

 Мы, сейчас, не отдыхаем,

 Мы, работать начинаем.

     -  Прочитайте девиз  классного часа.                                                    

     ,,Где есть желание, там всегда будет … результат. (1)

- Ребята, как вы понимаете это высказывание?

          - Сегодня мы будем работать на результат, открывая новые знания.

2. Аукцион знаний.

- За каждый полный правильный ответ я буду давать сову- символ мудрости.

1). Назвать край и столицу нашего края, в котором мы живём?

2). Почему Краснодарский край иногда называют Кубанью?

3).  Назвать домашнее животное, которое было помощником казаку на военной службе, на работе,  в поле?  

4). Основное занятие казаков?

5). Какие цвета составляют флаг Краснодарского края? Что обозначает каждый цвет? ( Синий-водные просторы, малиновый многонациональный народ, зеленый –природа6). Когда празднуется день символов Краснодарского края – герба,  флага, гимна? ( 1 июня)

         3. Сообщение темы урока. ( слайд 2)

    - Есть ещё одна трактовка, т.е. объяснение смысла цветов флага:

Синий - казаки-переселенцы с Дона;

Малиновый - запорожцы;

Зелёный – горцы, мусульмане-адыги.

 - Ребята,продолжите мое предложение Флаг объединил в единое целое ….(несколько народностей.)

- «Кубань - многонациональный край» - это тема нашего занятия.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?      

(О дружбе, национальностях, населяющих Кубань, о культуре и традициях Кубани).(3)

- В  словаре Ожегова дано   объяснение этого  слова (словарную работу ребята  проводят самостоятельно). Кто  может дать объяснение?

 Ученик: «Национальность (народность) - исторически сложившаяся общность людей с общим языком, культурой, экономикой и территорией».

 4. Введение в тему.

- Люди каких национальностей живут рядом с вами, учатся в одной школе, классе?

- А в крае по последней переписи населения проживают более 120 национальностей: русские, армяне, украинцы, белорусы, греки, адыгейцы, немцы.

-Все мы живём одной дружной семьёй и гордо называем себя кубанцами.

    Просторы края огромны и, если бы  мы захотели совершить путешествие по его территории, то оно продлилось  бы очень много времени. Я предлагаю вам отправиться в заочное путешествие по нашему краю.

Чтобы больше узнать  о Кубани я предлагаю нам вместе с вами создать устный журнал.

5. Работа по теме.

И первая стр. нашего журнала будет называться   «История заселения Кубани (4)

      По мнению ученых первые люди на Кубани появились более 500 тыс. лет назад.  

Русские заселили Кубань с конца XVIII века.

      В феврале 1792г в С-Петербург отправилась депутация от казаков во главе с войсковым судьей Антоном Головатым  с просьбой о разрешении переселиться на земли Кубани.

           30 июля 1792 г.  Екатерина II  подписала грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску «В вечное владение» правобережье р. Кубань».      

   Весной 1793 г., подойдя к высокому берегу реки Кубани,  казаки заложили крепость,. В знак  благодарности   казаки  назвали свой «войсковой  град»  именем  Екатерины.    Это был будущий город Краснодар.

  2 страница-   «Духовность и культура Кубани».Дух- умение сострадать и приходить на помощь. Сейчас Краснодар – не только административный, но и православный центр Кубани, в котором находятся действующие храмы. При храмах созданы воскресные школы и интернаты для обездоленных  детей разных национальностей. В Армавире действует армянская церковь, в аулах - мечети. ( слайд5-8)

        Всему миру известен Кубанский казачий хор, бессменным руководителем которого является Виктор Гаврилович Захарченко. В 2015 году хору исполняется 204 года. Посмотрите фрагмент выступления.  (9)

- Вы,    конечно, обратили внимание, что поют на русском, танцуют по - кавказки, а папаху и черкеску  позаимствовали  у соседей с Северного Кавказа.

-А как одеты казачки? (Одежда   нарядная и украшена вышивкой).

 

- Люди, которые заселяли Кубань, принесли свои обряды, обычаи, говор.  

- Мы не можем не вспомнить замечательного композитора Григория Фёдоровича Пономаренко, который родился на Украине, но долгие годы жил на Кубани. ( слайд10)

3 стр.    «Фольклор Кубани». ( слайд11) 

  (народное творчество, созданные  народом песни, частушки, музыка.  ( Словарь Ожегова- словарная работа)

      У Кубанского фольклора есть свои особенности, кубанская речь представляет  -это объединение украинского и русского языков.

- Среди    пословиц и  поговорок на Кубани  немало общерусских, но произносятся на свой лад, на кубанском диалекте.

        Очи бояться, а руки роблять.

           (Глаза боятся, а руки делают.)

          Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.

          (Не будет скуки, если заняты руки.)

         Що посеешь, то и пожнешь.

         (Что посеешь, то и пожнешь.)  

Игра «Найди пару». ( слайд12) 

  4 стр.    « Литература Кубани». ( рассказывает подготовленный   ученик   ( слайд13)

-Ребята, назовите писателей и поэтов Кубани.

 И сегодня мы не можем не вспомнить замечательного писателя, поэта  

 Нашего земляка В.Е. Лилу, который родился на Украине, а всю трудовую деятельность прожил в нашей родной станице. В газете « Власть Советов» от 14 августа 2015 года опубликована статья о В.Е. Лиле. Я прочитаю вам одно его стихотворение. « Рано утром»

 До 11 сентября газета проводит конкурс « С любовью к малой родине». Вы тоже можете принять участие.

 

5 стр.   « Спортивная жизнь Кубани». ( слайд14)

В Сочи 2014г Краснодарский край представляли спортсмены по легкой атлетике, фигурному катанию, пловцы. Посмотрите на сборную  российской команды, ведь там спортсмены разных национальностей, т.е. можем сказать, что и победа наша многонациональная. Наш земляк Александр Демьяненко   спортсмен из Выселковского района попал в тройку лучших на соревнованиях среди пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата. Турнир проходил в Шотландии. На дистанции 50 метров вольным стилем наш земляк взял бронзу. Бронза Демьяненко — это первая в истории кубанского спорта медаль Чемпионата мира по плаванию среди инвалидов. Она открыла Александру путь на Паралимпийские игры 2016 года в Рио-де-Жанейро.  

6 стр.    «Помнит мир спасённый».(слайд 11)

- Какую знаменательную  дату  отмечала страна в мае этого года?

- Только сражаясь плечом к плечу, воины разных национальностей  смогли одержать победу. На героической Малой земле  воевали кубанские пионеры Витя Коваленко- украинец, Женя Барабаш - белорус, Ваня Савинов - русский. Все они удостоены орденов и медалей, но не дожили до победы.

Учитель.  Я хочупрочитать вам  притчу.  

«Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете : ну и что, мало ли больших семей на свете, но дело в том , что семья была особая- мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли люди говорят. Прибыл он в село и видит: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Владыка взял бумагу и удивился. На листе было написано сто раз любовь, сто раз терпение, сто раз прощение. Прочёл владыка и спросил: - И всё?

-Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой  семьи».

Учитель. - Встаньте, возьмитесь за руки. Посмотрите, какая большая дружная семья. О каких словах  должны помнить?  (Любовь, терпение, прощение). Мы должны крепко держаться за руки, чтобы нас никто не мог разъединить.

Дети Мира, за руки возьмитесь!
Шар земной обнять под силу вам.
Войны на Земле остановите!
Мир подвластен детским голосам.
Милые мальчишки и девчонки,
Научите взрослых мирно жить.
Детские, прекрасные ручонки,
Постарайтесь Мир наш сохранить.

Итог занятия.

- Сколько национальностей живёт в Краснодарском крае?

- На каких трёх словах держится лад в семье? Помогут ли эти  качества в сохранении мира между  народами разных национальностей?

Организация на перемену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубань - многонациональный край

Внеурочная деятельность ФГОС "Кубань - многонациональный край"...

Кубановедение, тема: "Кубань-многонациональный край"

урок кубановедения в 1 классе по теме : "Кубань- многонациональный край"...

Кубань - многонациональный край 1 класс

Региональный компанент. Кубановедение. Урок для 1 класса - "Кубань - многонациональный край"...

Урок "Кубань - многонациональный край"

Урок по кубановедению для учащихся 2 - 3-х классов. Тема урока "Мы - экипаж одного корабля". Можно провести как классный час....

Классный час: «Кубань - многонациональный край: столетия сотрудничества и мира»

Классный час можно использовать на уроках кубановедения и окружающего мира....

Единый Всекубанский классный час «В единстве наша сила» «Многонациональный край: столетия сотрудничества и мира».

 формирование у учащихся принятия и уважения многообразия культур и народов мира, представления о равенстве и независимости народов и государств мира; формирование системы социальных ...

Проект «Многонациональное Оренбуржье» по теме «Я живу в многонациональном крае»

Наш многонациональный район представляется мне деревом, ствол которого – русская культура (так как численность русских в нашем районе, да и в стране тоже, составляет самый высокий процент), а мн...