Классный час: «Кубань - многонациональный край: столетия сотрудничества и мира»
классный час (3 класс) на тему
Классный час можно использовать на уроках кубановедения и окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuban_-_mnogonatsionalnyy_kray_stoletiya_sotrudnichestva_i_mira.docx | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Кубань - многонациональный край: столетия сотрудничества и мира»
Цели:
- приобщать учащихся к культуре, традициям и обычаям других народов, населяющих Кубань;
-воспитывать уважение друг к другу через этические и нравственные ценности других народов,
-познакомить учащихся с историей края, привить любовь к малой Родине,
воспитание чувства патриотизма, воспитание гуманной личности в духе
братства народов.
- оставить незабываемые впечатления о первом уроке, тем самым проявить желание детей учиться в школе;
- привитие любви к знанию, к школе, к процессу познания мира через учебные занятия.
Оборудование:
- Красочно оформленный класс: воздушные шарики, плакаты
«1 сентября», «Здравствуй, школа!», «День Знаний», цветы, листочки осенние;
- мультимедийное оборудование, карта Краснодарского края.
- презентация урока ««Кубань – многонациональный край»
- Музыкальный клип о школе (1 СЕНТЯБРЯ)
- Шаблон голубя (28 штук); ножницы, клей;
- Конверты с планом и текстами для работы в группах.
Ход праздника:
I.Организационный момент
Музыкальный клип о школе (1 СЕНТЯБРЯ)
Учитель:
- Здравствуйте, уважаемые родители, гости, мои любимые девчонки и мальчишки!
- Сентябрь наступил, закончилось лето -
Пришел праздник знаний, учебы, отметок!
- С праздником Вас поздравляю, друзья!
- Школьные двери вновь распахнутся,
- Завтра учебные будни начнутся.
- А сегодня – праздничный час!
- Первое сентября.
- В этот день все дороги ведут к школе.
- Нарядные ученики, взволнованные родители и учителя.
- Этот день в нашей стране является государственным праздником – Днём Знаний.
- По доброй традиции первый в новом учебном году звонок зовет на урок Знаний.
- Он приглашает всех ребят в огромный и загадочный мир — мир Знаний.
- Он напоминает о том, что каждый, переступивший сегодня порог школы, стал на год взрослее.
II. Самоопределение к деятельности
Презентация
Слайд 2
Единой семьею народы живут,
Кубань хлебосольную “мамой” зовут,
Любимую землю теплом украшают,
Ей песни, легенды свои посвящают.
Одна из легенды докатилась до нас.
Её я сейчас и поведаю вам.
Сотворяя землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней . Выбрал он край благородный, наделил его покоем, красотой и гармонией и нарек Кубанью. Населил он сей край народами разноязычными, и благословил их:
-Ваша сила в любви и дружбе, в уважении друг к другу. Культура одного народа – это капля к капле - будет большая река, которая оросит вашу землю и сделает её вновь цветущей и благодатной.
И стекались культуры разных народов в звонкие ручейки, и соединялись они в полную реку, оросившую землю. Зацвели на ней сады, зашумели хлеба. И поняли люди разных национальностей, что они все – ветви одного дерева, у которого общие корни, и что только любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.
-О чем сегодня пойдет речь на уроке? (ответы детей)
III. Работа по теме урока.
Слайд 3-4
Учитель: Родная, единственная во веки веков Кубань, неповторимая, лишь однажды даруемая каждому из нас Родина.
Слайд 5
- Край наш многонациональный. Как вы понимаете «многонациональный»?
- В крае проживают люди разных национальностей среди них армяне, дагестанцы, русские, греки, украинцы, евреи, цыгане, татары, ногайцы и другие национальности. Мы разные, но мы вместе.
Не смотря на то, что национальности разные, у людей, живущих на территории Кубани, Малая Родина у них одна - это Краснодарский край.
- Как общаются между собой люди разных национальностей? (Русский язык является государственным и языком межнационального общения.)
- Ребята, чем отличаются народы друг от друга?
- Да, у каждого народа – свои обычаи, праздники, свои песни и сказки. В них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов.
- Сегодня мы познакомимся с историей, культурой, обычаями народов, населяющими наш край.
Слайд 6
В крае проживает более 90 процентов славян, в их числе русские, украинцы, белорусы, чехи, сербы.
Я предлагаю разделиться на группы и каждая группа подготовит материал о народе, проживающем на Кубани. Нужно найти ответ на вопросы и об этом рассказать. Уч-ся раздаются конверты с планом и текстом для работы над ним.
Работа в группах.
Слайд 7
У славян всегда почитали старших. Великодушие славян было известно даже врагам, потому что самые заклятые враги могли найти приют, защиту и хлеб – соль в доме каждого славянина. К тому же отличались долголетием, здоровьем и жизнерадостностью. Простой, безупречно честный народ славился своим добродушием и хлебосольством. Любили хороводы, пляску, музыку, песни.
Ответы по плану группами.
(Дети рассказывают, учитель, листает слайды презентации)
Слайд 8
Родную Кубань полюбили навеки
Веселые, щедрые, вольные греки.
Покинув когда-то родную Элладу.
В Кубани цветущей нашли мы отраду.
Сегодня эти народы тоже проживают у нас на Кубани.
Слайд 9
Основными местами компактных поселений греков на Кубани являются поселок Кабардинка, города Геленджик, Новороссийск, Сочи, населенные пункты Витязево. Греки занимаются: табаководством, виноградарством, торговлей.
Слайд 10
Греки привезли на Кубань свою культуру, традиции, обычаи .
Одним из греческих праздников является, отмечающийся в марте праздник «Сирандос». В этот день обязательно готовят «хотар рике» – травяную еду – блюдо из сорока трав.
Сегодня на Кубани проживает около 30 тыс. греков. Они занимают третье место после русских и армян жителей Краснодарского края.
Слайд 11.
До переселения на Кубань казаков самым многочисленным народом здесь были адыги. Начиная с XIII века адыгов стали называть черкессами. Основное занятие адыгов –скотоводство, коневодство. И по сей день высоко ценятся лошади кабардинской породы. Кроме того адыги искусные мастера-ремесленники.
Особого мастерства мужчины достигли в изготовлении оружия, а женщины в шитье. Оружие было красочно изукрашено серебряной отделкой. Интересны обычаи этого народа.
Слайд 12
Адыги славились своим гостеприимством. Не знание каких-либо сторон обычая гостеприимства считалось большим недостатком человека, порою и позором. Гостеприимство распространялось на всякого путника, ищущего ночлега и приюта.
Гостю оказывали самые различные знаки высокого уважения и внимания безо всякого вознаграждения.
Хозяин не спрашивал гостя кто он, откуда и зачем едет. Все старались услужить ему. Питание гостя должно было быть разнообразным, обильным, вкусным. Резали жеребенка, барана, приготовлялись различные мучные, мясные кушанья. Число блюд в княжеских домах иногда превышало 100. Гость пользовался особой неприкосновенностью.
Хозяин отвечал перед всем народом за безопасность чужеземца, и, кто не сумел сберечь гостя от беды или даже простой неприятности, того судили, наказывали, и это считалось самым страшным позором.
Родителей адыги почитали за то, что они дали жизнь, выкормили и воспитали. Старших почитают за то что, они имеют большой жизненный опыт и мудрость. Женщин почитают потому, что они – начало жизни. особое отношение к детям, ведь они – дар Божий, продолжение жизни.
Слайд 13
Одни у нас горы,
Одни у нас реки,
Мы с вами ,адыги,
Сроднились навеки.
Слайд 14
Одною волной нас
Ласкает Кубань,
Примите же, братья,
Любви моей дань.
Слайд 15
В пленительном танце
Стремительно рея,
Красивы девчата
Твои, Адыгея.
Слайд 16
В огне яркой битвы,
Душой пламенея,
Бесстрашны джигиты
Твои, Адыгея.
Я был бы слабее,
Я был бы беднее,
Когда б не имел я
Друзей в Адыгее. ( Виктор Подкопаев)
Слайд 17
В 1557 году Адыгея присоединилась к России. А через 300 лет был основан город Майкоп – современная столица Республики Адыгея. Одним из символов Майкопа стал памятник Дружбы. На высоком постаменте, словно братья, рука об руку стоят вылитые из бронзы русский и адыгейский воины-богатыри.
Слайд 18
Самая крупная национальная община на Кубани - армянская. На сегодняшний день по данным краснодарского отделения "Союз армян России" всего на Кубани проживает порядка 500 тысяч представителей армянской национальности. Около 70 тысяч армян живут в Краснодаре..
Популярность армянской культуры в Краснодарском крае набирает обороты. Многим русским хочется знать обычаи, культуру армянского народа.
Слайд 19
В ряду армянских традиционных праздников Вардавар самый большой летний праздник. Вардавар отмечается в течение 35 дней, с 28-го июня по 1-е августа. Слово "Вардавар" имеет разные значения. В одном из вариантов, слово состоит из "вард (уард)" - "вода" и "вар" - "мыть, поливать", означает "опрыскивать водой", что и составляет смысл праздника. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом ни на возраст, ни на общественное положения. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой.
Слайд 20
Армянская кухня одна из древнейших кухонь в Азии и самая древняя в Закавказье.
В армянской кухне много блюд из мяса: армянский шашлык, настыперы мясные, ксучи - блюда из домашней птицы. Одно из древнейших блюд – арганакк – сочетает куриное и оленье мясо. Большую роль в армянской кухне играет молоко и сыр. Основным мучным изделием является лаваш – тонкий блиноподобный хлеб. В армянской кухне используется рыба, в основном форель, мясо которой отличается нежным вкусом.
Слайд 21
Татарский народ проживает на Кубани.
Слайд 22
Традиционным праздником татар является «сабантуй».
Этот праздник принято устраивать в честь окончания весенних полевых работ. Прямо под открытым небом в огромных казанах готовят национальное кушанье - татарский плов. Но главный смысл праздника в серьезных состязаниях и несерьезных конкурсах.
Бег в мешках и хождение по шесту, перетягивание каната и национальная борьба куреш, она похожа на сумо. Как правило, здесь побеждает самый тяжеловесный спортсмен. Он должен со всего маху бросить соперника на лопатки. Победитель в награду получал барана и внимание девушек.
Слайд 23
«Идущие за солнцем»- так называли этот кочевой народ, пока он не обрел родину. До 1917 года цыгане не проживали на Кубани (существовали законы, запрещающие им селиться в Кубанской области)
Слайд 24
Одна цыганская легенда гласит, что Бог так полюбил цыган за их веселье и талант, что не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. А потому цыган можно найти на всех материках, кроме Антарктиды.
• Короткие волосы у цыган – это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане избегают совсем коротких стрижек.
• У цыган есть «нежелательные» профессии, которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из цыганского общества. Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика.
• Как и каждый народ, цыгане имеют свои национальные блюда. С древних времён цыгане жили в лесу или около него, поэтому питались пойманными на охоте зверями — зайцами, кабанами и прочими. Особенное национальное блюдо цыган – ёж, жареный или тушёный.
• Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье.
Слайд 25.
Наша школьная семья тоже богата на национальности. Есть здесь и русские корни, и армянские, и украинские, и белорусские.
Ученик 1. Кто б ни приехал к нам сюда,
Полюбит край наш навсегда
Узбек ли, русский ли, грузин
Мы в дружбе нашей как один.
Ученик 2. Край наш кубанский, богат ты полями.
Приумножать мы богатства должны!
Русский, адыг, белорус и татарин –
Дружбой навеки обручены!
Ученик 3. По песням и танцам узнаешь кубанцев,
Светла их большая судьба.
И нету красивее края России,
Чем наша родная Кубань.
-Люди каких национальностей проживают на территории Краснодарского края?
- Что нужно делать, чтобы жить в мире дружбе со всеми народами?
Нужно уважать традиции, быт, культуру других народов; помогать друг другу в трудную минуту.
- Ребята, а какую птицу называют символом мира? (голубь)
И сегодня на уроке мы с вами изготовим символ мира своими руками.
Изготовление голубей.
IV. Итог урока.
Веками народы, живущие на Кубани, разговаривали на разных языках и наречиях. Одну и ту же мелодию пели на разные слова. Но язык не враждует с языком. Горы и море объединяют, когда люди обретают общий язык. Русский язык стал золотой цепочкой, которая соединяет все народы. А культуры разных народов, как звонкие ручейки, соединяясь в полноводную реку, обогащают друг друга и нашу Кубань. Ведь любовь и дружба творят чудеса. И только мы сможем сделать нашу Россию красивой и благодатной.
Приложение
(5 конвертов с вложенными текстами и планами для работы в группах)
План:
- Название народа.
- Чем занимаются?
- Национальное блюдо?
- Праздники, обряды.
- Интересные факты о народе…
Группа 1.
Родную Кубань полюбили навеки
Веселые, щедрые, вольные греки.
Покинув когда-то родную Элладу.
В Кубани цветущей нашли мы отраду.
Сегодня эти народы тоже проживают у нас на Кубани.
Основными местами компактных поселений греков на Кубани являются поселок Кабардинка, города Геленджик, Новороссийск, Сочи, населенные пункты Витязево. Греки занимаются: табаководством, виноградарством, торговлей.
Греки привезли на Кубань свою культуру, традиции, обычаи .
Одним из греческих праздников является, отмечающийся в марте праздник «Сирандос». В этот день обязательно готовят «хотар рике» – травяную еду – блюдо из сорока трав.
Сегодня на Кубани проживает около 30 тыс. греков. Они занимают по численности третье место после русских и армян жителей Краснодарского края.
Группа 2
До переселения на Кубань казаков самым многочисленным народом здесь были адыги. Начиная с XIII века адыгов стали называть черкессами. Основное занятие адыгов –скотоводство, коневодство. И по сей день высоко ценятся лошади кабардинской породы. Кроме того адыги искусные мастера-ремесленники.
Особого мастерства мужчины достигли в изготовлении оружия, а женщины в шитье. Оружие было красочно изукрашено серебряной отделкой. Интересны обычаи этого народа.
Адыги славились своим гостеприимством. Не знание каких-либо сторон обычая гостеприимства считалось большим недостатком человека, порою и позором. Гостеприимство распространялось на всякого путника, ищущего ночлега и приюта.
Гостю оказывали самые различные знаки высокого уважения и внимания безо всякого вознаграждения.
Хозяин не спрашивал гостя кто он, откуда и зачем едет. Все старались услужить ему. Питание гостя должно было быть разнообразным, обильным, вкусным. Резали жеребенка, барана, приготовлялись различные мучные, мясные кушанья. Число блюд в княжеских домах иногда превышало 100. Гость пользовался особой неприкосновенностью.
Хозяин отвечал перед всем народом за безопасность чужеземца, и, кто не сумел сберечь гостя от беды или даже простой неприятности, того судили, наказывали, и это считалось самым страшным позором.
Родителей адыги почитали за то, что они дали жизнь, выкормили и воспитали. Старших почитают за то что, они имеют большой жизненный опыт и мудрость. Женщин почитают потому, что они – начало жизни. особое отношение к детям, ведь они – дар Божий, продолжение жизни.
В 1557 году Адыгея присоединилась к России. А через 300 лет был основан город Майкоп – современная столица Республики Адыгея. Одним из символов Майкопа стал памятник Дружбы. На высоком постаменте, словно братья, рука об руку стоят вылитые из бронзы русский и адыгейский воины-богатыри.
Группа 3
Самая крупная национальная община на Кубани - армянская. На сегодняшний день по данным краснодарского отделения "Союз армян России" всего на Кубани проживает порядка 500 тысяч представителей армянской национальности. Около 70 тысяч армян живут в Краснодаре..
Популярность армянской культуры в Краснодарском крае набирает обороты. Многим русским хочется знать обычаи, культуру армянского народа.
В ряду армянских традиционных праздников Вардавар самый большой летний праздник.
Слово "Вардавар" имеет разные значения. В одном из вариантов, слово состоит из "вард (уард)" - "вода" и "вар" - "мыть, поливать", означает "опрыскивать водой", что и составляет смысл праздника. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом ни на возраст, ни на общественное положения. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой.
Армянская кухня одна из древнейших кухонь в Азии и самая древняя в Закавказье.
В армянской кухне много блюд из мяса: армянский шашлык, настыперы мясные, ксучи - блюда из домашней птицы. Одно из древнейших блюд – арганакк – сочетает куриное и оленье мясо. Большую роль в армянской кухне играет молоко и сыр. Основным мучным изделием является лаваш – тонкий блиноподобный хлеб. В армянской кухне используется рыба, в основном форель, мясо которой отличается нежным вкусом.
Группа 4
Татарский народ проживает на Кубани.
Этот праздник принято устраивать в честь окончания весенних полевых работ. Прямо под открытым небом в огромных казанах готовят национальное кушанье - татарский плов. Но главный смысл праздника в серьезных состязаниях и несерьезных конкурсах.
Бег в мешках и хождение по шесту, перетягивание каната и национальная борьба куреш, она похожа на сумо. Как правило, здесь побеждает самый тяжеловесный спортсмен. Он должен со всего маху бросить соперника на лопатки. Победитель в награду получал барана и внимание девушек.
Группа 5
«Идущие за солнцем»- так называли этот кочевой народ, пока он не обрел родину. До 1917 года цыгане не проживали на Кубани (существовали законы, запрещающие им селиться в Кубанской области)
Одна цыганская легенда гласит, что Бог так полюбил цыган за их веселье и талант, что не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир.
А потому цыган можно найти на всех материках, кроме Антарктиды.
• Короткие волосы у цыган – это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане избегают совсем коротких стрижек.
• У цыган есть «нежелательные» профессии, которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из цыганского общества. Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика.
• Как и каждый народ, цыгане имеют свои национальные блюда. С древних времён цыгане жили в лесу или около него, поэтому питались пойманными на охоте зверями — зайцами, кабанами и прочими. Особенное национальное блюдо цыган – ёж, жареный или тушёный.
• Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кубань - многонациональный край
Внеурочная деятельность ФГОС "Кубань - многонациональный край"...
Кубановедение, тема: "Кубань-многонациональный край"
урок кубановедения в 1 классе по теме : "Кубань- многонациональный край"...
Кубань - многонациональный край 1 класс
Региональный компанент. Кубановедение. Урок для 1 класса - "Кубань - многонациональный край"...
События Великой Отечественной войны на Кубани. Кубань – многонациональный край.
«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от не«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.мецко-фашистских захватчиков.Битва за Кавказ была о...
«Многонациональный край: столетия сотрудничества и мира».
Цель: 1. Воспитание гуманной личности в духе братства народов, интернационалистических убеждений. Задачи урока: 1.Формирование у школьников знаний об истории, культуре и традициях Кубани. 2.Разви...
Единый Всекубанский классный час «В единстве наша сила» «Многонациональный край: столетия сотрудничества и мира».
формирование у учащихся принятия и уважения многообразия культур и народов мира, представления о равенстве и независимости народов и государств мира; формирование системы социальных ...