Баснописец,каких не было...
классный час (4 класс) на тему
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 34.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Б а с н о п и с е ц, каких не было…
Ведущий 1. Недавно мы отметили юбилей И.А. Крылова – 245 лет со дня рождения.
Чтец 1. Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова,- писал Михаил Исаковский
Ведущий 2. Родился Иван Андреевич 13 февраля 1769 года в Москве в бедной семье. Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе.
Ведущий 3. Как-то Крылов с отцом был у богатого помещика Львова. Там собралось много гостей. Крылов читал стихи, играл на скрипке, изображал кого-то в небольшой пьеске. Гости удивлялись его способностям, говорили, что его непременно надо учить. Львов предложил Андрею Прохоровичу присылать к нему в дом сына, чтобы он учился вместе с его детьми. Отец с радостью согласился.
Ведущий 4. Немало обид и унижений пришлось пережить ему в барском доме. Здесь он впервые понял, что такое неравенство: учителя часто пренебрежительно относились к сыну мелкого чиновника, которого учили из милости; взрослые давали мальчику понять, что он хуже их детей. Случалось ему иногда прислуживать за столом. Приедут гости, а кто-нибудь из хозяев скажет: «Ванюша, подай в гостиную поднос с чаем»,— и Крылов ловко исполнял поручение, в то время как хозяйским детям таких поручений никогда не давали.
Ведущий 4. Маленький Крылов был очень трудолюбив. Старательно учился всему и особенно усердно занимался итальянским и французским языками и для практики пробовал переводить. Случайно попалась ему тоненькая книжка знаменитого французского баснописца Лафонтена. Мальчик принялся переводить басню о тростинке и дубе, которая ему очень нравилась, но этот первый его опыт оказался совсем неудачным.
Ведущий 5. Когда Крылову исполнилось девять лет, умер его отец. Денег не хватало, и в 11 лет Крылов поступил на службу - он переписывал бумаги в суде, разносил важные документы, чинил гусиные перья, у него был собственный стол, заваленный бумагами, и его даже называли Иван Андреевич. Но частенько ему доставалось от сурового начальника за «пустое и бесполезное занятие» - чтение всевозможных книг.
Ведущий 6. В свободное от скучной работы время Крылов толкался на базарах среди простонародья , прислушивался к разговорам, «наматывая на ус» причуды русской речи, которые позже перекочевали в его басни.
Ведущий 7. В этом необыкновенном человеке были заложены зародыши всех талантов. Крылов мог бы стать замечательным актером, быть выдающимся художником: он прекрасно рисовал. Очень рано, почти самоучкой, выучился играть на скрипке, и позднее музыканты изумлялись его игре. У него были большие способности к математике, которую он превосходно знал. Природа сказала ему: «выбирай любой» И Крылов решил стать писателем.
Ведущий 8. В конце 1782 года Крыловы переехали в Петербург. Жить было еще труднее, чем в Твери, но Крылов нашел в Петербурге то, о чем мечтал: образованных людей, книги, возможность учиться, театр, которым он особенно тогда увлекался.
Ведущий 9. Свой путь в литературу Крылов начал с написания пьес. Пьесы ставились. Но были они настолько правдивы и остроумны, а их герои так легко узнавались, что скоро их перестали ставить театры. Трижды Крылов принимался издавать журналы. Но и в них сатира была такой острой, что журналы пришлось закрыть. И только в 37 лет Иван Андреевич Крылов нашёл своё призвание - басни! И сразу стал известен всей России.
Ведущий 10. Лёгкие и простые басни писались непросто и нелегко. «Будет просто, как переделаешь раз со ста». Он переписывал их много раз, подыскивая нужные слова, радуясь, когда строка басни начинала звучать просто, как живая речь. По черновикам Крылова видно, что только к одной басне « Кукушка и Петух» написано около двухсот строк черновых набросков, а ведь эта басня очень короткая, в ней всего 21 строка.
Инсценирование басни «Кукушка и Петух»
"Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" -
"А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!"
"Тебя, мой куманек, век слушать я готова".
"А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова -
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!"
"Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я".
Тут Воробей, случась, примолвил им: "Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Все ваша музыка плоха!.."
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Ведущий 11. Он говорил о царях, которые не хотят прислушиваться к голосу народа, о несправедливых судьях. Так же как всем передовым русским писателям, Крылову постоянно приходилось воевать с цензурой, и он чувствовал себя иногда, как Соловей в басне «Кошка и Соловей»: Кошка поймала Соловья и, запустив в него когти, просила его спеть что-нибудь, обещав отпустить его за это на свободу. Но Соловью было не до пенья:
худые песни соловью
В когтях у Кошки
Так же трудно и поэту петь свои песни в когтях у цензуры.
Инсценирование басни «Кошка и Соловей».
Поймала кошка Соловья,
В бедняжку когти запустила
И, ласково его сжимая, говорила:
"Соловушка, душа моя!
Я слышу, что тебя везде за песни славят
И с лучшими певцами рядом ставят.
Мне говорит лиса-кума,
Что голос у тебя так звонок и чудесен,
Что от твоих прелестных песен
Все пастухи, пастушки - без ума.
Хотела б очень я сама
Тебя послушать.
Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;
Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.
Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам
И отпущу гулять по рощам и лесам.
В любви я к музыке тебе не уступаю.
И часто, про себя мурлыча, засыпаю".
Меж тем мой бедный Соловей
Едва-едва дышал в когтях у ней.
"Ну, что же? - продолжает Кошка,-
Пропой, дружок, хотя немножко".
Но наш певец не пел, а только что пищал.
"Так этим-то леса ты восхищал!-
С насмешкою она спросила.-
Где ж эта чистота и сила,
О коих все без умолку твердят?
Мне скучен писк такой и от моих котят.
Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:
Все без начала, без конца.
Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!"
И съела бедного певца -
До крошки.
Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?
Худые песни Соловью
В когтях у Кошки.
Ведущий 12. Иван Андреевич почти 30 лет работал в Публичной библиотеке.
Ведущий 13. Всюду он был самым дорогим гостем, всюду просили у него новых басен. Как-то попросили его приехать на заседание одного литературного общества и почитать басни. Крылов опоздал и приехал, когда кто-то читал свою пьесу, а слушатели зевали и не могли дождаться конца. Крылов сел за стол. Председатель тотчас тихонько спросил его:
«Иван Андреевич, что, привезли?»
«Привез».
«Пожалуйте мне».
«А вот ужо, после».
Еще долго продолжалось чтение; наконец автор кончил. Тогда Крылов неторопливо полез в карман, вытащил измятый листок бумаги и стал читать басню «Демьянова уха».
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь.
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
Так кончил Крылов свою басню. Слушатели были очень довольны и хохотали от всей души. Невесело было только автору скучной пьесы, который угощал своих слушателей «Демьяновой ухой».
Инсценирование басни «Демьянова уха»
"Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай".
"Соседушка, я сыт по горло". - "Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!"
"Я три тарелки съел". - "И, полно, что за счеты;
Лишь стало бы охоты,
А то во здравье: ешь до дна!
Чт_о_ за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!"
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
И - очищает всю. "Вот друга я люблю! -
Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!"
Тут бедный Фока мой
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой -
И с той поры к Демьяну ни ногой.
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи,
Ведущий 14. 13 февраля 1838 года торжественно праздновался юбилей Крылова: семьдесят лет со дня рождения и пятьдесят лет литературной деятельности. По приказу императора была выбита специальная медаль в честь 50-летия писательской деятельности Крылова. Это было всенародное торжество.
Ведущий 15. Годы все шли. Подошла старость. Один за другим уходили близкие люди: Седоволосый, большой, грузный, он все медленнее ходил, совершая свою ежедневную прогулку. В Петербурге уже давно стали называть его «дедушка Крылов», уже давно все знали его, и матери, встречая на улице, указывали на него детям, что особенно трогало и волновало его. Он все еще продолжал ходить в свою библиотеку. Он интересовался по-прежнему всем, следил за газетами и журналами, бывал иногда в театре, посещал разные литературные собрания.
«Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное лицо... точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца»
Ведущий 16. Всего Крылов написал 200 басен, которые он распределил по 9 книгам.
Ведущий 17. 21 ноября 1844 года Иван Андреевич Крылов умер. Он прожил семьдесят пять лет. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова
Учитель. Чему учат басни Крылова?
Ученик. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.
Как вы понимаете слова «А Васька слушает да ест»?
Ученик. Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.
Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.
Басня «Кот и Повар»
Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил*),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратись, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
"Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет: -
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, -
А ты... ахти какой позор! Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
(А Васька слушает да ест.)
Тут ритор* мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.
А я бы повару иному Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Учитель. Что значит «А воз и ныне там»?
Ученик. Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.
Басня «Лебедь, Рак и Щука»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Учитель. Как вы понимаете фразу: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться?»
Ученик. Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого.
Говорится обычно в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.
Басня «Зеркало и Обезьяна»
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть". -
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
Ученик. У каждой басни своя история.
«Волк на псарне» - отклик на события войны 1812 года, когда Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец, затем переслал басню Кутузову, который, прочитав ее вслух после сражения под Красным, обнажил голову, показав свои седины.
Басня «Волк на псарне»
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьём.
«Огня! — кричат, — огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, —
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я...» — «Послушай-ка, сосед, —
Тут ловчий перервал в ответ, —
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Басня «Свинья под Дубом»
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".
"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Ученик. Свинья не способна увидеть ничего дальше своего носа. Все мы знаем особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не желающего ничего слушать и знать.
Учитель. Следующую басню послушайте в исполнении мастера художественного слова
«Ворона и Лисица»
Учитель. Интересные факты
из жизни Ивана Андреевича Крылова
Ученик. Во время Пугачевского восстания отец будущего писателя служил помощником комендант Яицкой крепости. Когда осадили крепость Крыловы едва не погибли. Пугачев грозился схватить их и повесить. Тайком в большом глиняном горшке мать увезла сына в Оренбург.
Ученик. Лягушки заквакали.
На набережной Фонтанки Крылова догнали три студента. Один из них нараспев произнес:
— Туча идет.
Очевидно, он намекал на тучную фигуру незнакомого им старика.
- И лягушки заквакали, — в тон озорнику ответил Крылов.
Ученик. Мне всё равно.
В договоре о квартиросъемке Крылова заставили подписать обещание, что в случае пожара по его вине он обязан заплатить владельцу 60 000 рублей. Крылов приписал к указанной сумме еще два нуля и подписался со словами: "Мне все равно. Ни той, ни другой суммы у меня нет".
Учитель. Строчки басен, ставшие «крылатыми»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет…
«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
«Избави, бог, и нас от этаких судей».
«А Васька слушает да ест!» и т.д.
Литературная викторина
Чтец 2. Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его,—
так сказал в стихотворении, обращенном к Крылову, советский поэт Михаил Васильевич Исаковский в тот день, когда советский народ отмечал сто лет со дня смерти великого и мудрого баснописца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Чтобы зубы были здоровы"
классный час. 1 класс...
Урок литературного чтения . Тема: С. Михалков " Новогодняя быль" 3 класс
Конспект урока литературного чтения в 3 классе ( Учебник " Родная речь" под ред. Головановой.)...
Педагогическая кадриль "Дело было вечером, делать было нечего..."
Стихотворение о жизки учителей Кошехабльского района на фестивале учительских клубов....
Эссе на тему "Была война, была победа."
В эссе рассказывается о тяжёлых военных годах. Размышления о том, чего стоила победа нашим людям....
Презентация к мероприятию "Баснописец,каких не было..."
Кто не слыхал его живого слова?Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим все сильней....
Классный час : «Была война.… Была Победа!!!!
Тема Великой Отечественной войны всегда волнует русских людей, но особенно актуальна она в этом, 2020 году, когда наша страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. От мала до велика ...
Классный час «Это было недавно, это было давно…».
Цель: Расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг....