Родительское собрание. Школьный жаргон - миф или реальность.
презентация к уроку по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhargon_1429207895_91740.rar | 254.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ЖАРГОН В ШКОЛЕ:
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ.
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию родительского собрания «Школьный жаргон: миф или реальность?» (слайд 1). Актуальность данной темы не вызывает сомнения. (Слайд 2) Как сказал Жан Лабрюйер «Беда, когда у человека не хватает ума, чтобы хорошо сказать, или здравого смысла, чтобы осторожно промолчать». На вопрос анкеты для учащихся «Используешь ли ты жаргонные слова в своей речи?» - 100 % опрошенных, ответили положительно, а на вопрос анкеты для родителей «Используете ли вы в своей речи жаргонные слова?» - положительный ответ дали 95 % родителей. Можно сделать вывод, что все учащиеся, а также большинство родителей используют жаргонные слова в своей речи. Также следует заметить, что в последнее время в литературе по социолингвистике эти слова употребляются как синонимы, однако следует различать эти понятия. (Слайд 3) Целью данного собрания является: обратить внимание родителей на проблему жаргона, его влияния на манеру поведения детей. Для реализации поставленной цели (слайд 4) решались следующие задачи:
- обсудить с родителями причины, использования жаргона;
- формировать понятие того, что старшеклассники – взрослые люди, имеющие не только права, но и обязанности;
- наметить пути искоренения жаргонизмов в разговоре школьника.
(Слайд 5) Форма проведения родительского собрания - дискуссия.
1. Вступительное слово учителя. Родительское собрание началось со вступительного слова учителя (слайд 6): «Пройдёт немного времени и наши дети шагнуть в новую жизнь. Как она их встретит? Об этом не знает никто, но многое зависит от них самих, многое от меня, а многое от вас. (Слайд 7) Задача родителей делать всё, для того чтобы в ребёнке сформировалось чувство взрослости и ответственности, которые выражается в умении проявлять культуру собственной речи: уметь выражать свои мысли и чувства».
2. Анализ анкетирования учащихся и родителей.
(Слайд 8). Что такое жаргон?
В результате анкетирования удалось выяснить, что учащиеся, употребляя жаргонные слова, не знают о значения слово «жаргон». Они считают, что это слова, которые:
- изменяют основные значения слов,
- заменяют длинные и трудные слова,
- заменяют основное значение слова.
(Слайд 9). Жаргон.
Разновидность речи в устойчивых социальных группах. Он объединяет людей по признаку профессии, интересов или возраста.
Анализ анкетирования учащихся (слайд 10) показал следующее: 42 % учащихся используют жаргонные слова в своей речи всегда, 100 % используют их дома в общении с родными, 84 % учащихся ответили, что их родители используют жаргонные слова сами, 95 % родители не запрещают использовать их, потому что не видят в этом ничего плохого, стараются быть на уровне молодёжи, считают это нормой, и сами используют – поэтому не запрещают, и 21 % учащихся не трудно обходиться без использования жаргонных слов.
(Слайд 11) из анализа анкет родителей стало ясно, что 85 % родителей используют жаргонные слова в общении с собственным ребёнком, но 79 % считают, что нужно говорить с детьми об использовании жаргонизмов. На вопрос: «Какие меры должны быть предприняты в государстве по искоренению употребления жаргонизмов и нецензурной брани в речи учащихся» родители ответили – издавать законы, запрещающие использовать употребление таких слов, штрафовать родителей, направлять учащихся на исправительные работы, 57 % считают, что родительский пример это основа использования или неиспользования жаргонов.
(Слайд 12) 3. Исторический экскурс в проблему.
Для того чтобы более понять суть данной проблемы необходимо обратиться к истории.
(Слайд 13). В начале было слово… Самая древняя форма жаргона восходит к временам до нашей эры. Оружием использования слов, вполне овладели жрецы Древней Греции и Рима. Возможность использования в своей речи слов, которые могут быть непонятны простолюдину, делало их посвящёнными в сокровища мудрости и возвышало их над толпой.
(Слайд 14). Профессионализмы. Представитель каждой профессии может стать составителем своего профессионального словаря. Он использовался для того, чтобы сохранить торговые и ремесленные секреты. Таким языком обладали: портные, ткачи, виноделы и другие.
(Слайд 15). Источник школьного жаргона – война. Многие слова военной тематики после войны стали обиходными и использовались в переносном смысле. Спустя некоторое время они стали жаргонными. Примерами таких слов могут служит – салага. Однако послевоенный школьный жаргон был достаточно беден и не изобиловал жаргонизмами сегодняшнего уровня.
(Слайд 16). Эмоции и жаргон. Содержание многих жаргонных слов связанно с эмоциональной сферой человека. Самым известным жаргонным выражением, отражающим высшее наслаждение и удовольствие, является слово «кайф», что в переводе с арабского языка означает «отдых, приятное безделье». Достаточно известным жаргонным выражением многих учащихся, а также взрослых является слово «блин», выражающее разочарование, неудачу.
(Слайд 17). Что стоит за употреблением жаргона?
Чаще всего молодёжь употребляет жаргонные слова, чтобы:
- скрыть свои истинные чувства;
- скрыть переживаемый страх;
- «вкусить запретный плод»;
- не выделяться из коллектива;
- выразить взрослость и показать самостоятельность.
(Слайд 18). Тематическая классификация.
В лексике школьного жаргона представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами:
- Сфера школа – наименование учителей, учебных предметов, учебного процесса в целом
- Сфера досуга
- Сфера быта – части тела, одежда, обувь, аксессуары, бытовая техника, деньги
- Сфера оценки
(Слайд 19). 4. Представление газеты «Жаргонизмы нашего класса
При подготовке газеты «Жаргонизмы нашего класса», ребята «собирали» жаргонизмы, которые они используют во время уроков и после них, согласно предыдущей классификации. Вот что у них получилось.
- Сфера школы – училка, физичка, истеричка; физра, литра, пинглиш; шпора, камчатка, завалить и т.д.
- Сфера досуга – видак, мафон, дискач, попса, завалить, махаться и др.
- Сфера быта – дыня, культяпки, репа, лыжи, потники, компик, бабки, капуста.
- Сфера оценки – щенок, папаша, лохидзе, отпадно и др.
(Слайд 20). 5. Дискуссия.
На основе прослушанного материала состоялась дискуссия, вопросы которой требовали обсуждения, ответов и выводов.
- Каковы на ваш взгляд причины использования жаргона?
- Считаете ли вы, что ваши дети ответственно подходят к оценке своих действий и поступков?
- Согласны ли вы с мнением учащихся, что без употребления жаргона, обходиться трудно?
- Считаете ли вы, что борьба с жаргонизмами – это основа воспитания культуры школьника?
- Каковы пути искоренения жаргонов из речи учащихся?
(Слайд 21). Пути искоренения жаргонизмов.
В результате дискуссии родителям и классному руководителю удалось наметить пути искоренения жаргонизмов.
- Обращать внимание на то, что и как говорят дети;
- Исправлять речь детей собственным примером демонстрируя речевую культуру;
- Подчёркивать чужие положительные примеры речевой коммуникации;
- Не запрещать, а разъяснять неуместность использования жаргонных слов в речи;
(Слайд 22)
- Извиняться за свою неправильную речь, употребления жаргонизмов;
- Иронизировать над употреблением ребёнком жаргонных слов, показывать их неуместность и вульгарность, при этом, не унижая достоинство ребёнка;
- Демонстрировать примеры красивой и грамотной речи.
(Слайд 23) 6. Подведение итогов.
В заключение родительского собрания подводятся итоги всего увиденного и услышанного:
- В жаргоне отражаются события, происходящие в жизни народа
- Речь человека употребляющего жаргон стандарта и однообразна
- Поняв разницу между «плохо» и «хорошо», можно узнать истинную цену «хорошо»
- Поняв, что есть речь «низкая» можно оценить «высокую»
(Слайд 24)
- Школьный жаргон - школа словотворчества, новообразования изначально носят шутливый характер
- Существует необходимость бороться с грубыми словами в школьном жаргоне
- Школа должна предусмотреть специальный обзор разговорных, просторечных и жаргонных слов, чтобы ученики отделяли нормированную речь от базарной брани.
(Слайд 26.) И в заключении хочется напомнить одну истину: «Запретный плод всегда сладок, его хочется вкусить вновь и вновь».
(Слайд 27.) Методические рекомендации.
- Провести с учащимися классный час «Жаргон в нашем общении»
- Выпуск стенгазеты «Жаргонизмы нашего класса»
- Подготовка исторического экскурса в проблему
- Предварительное анкетирование учащихся и родителей
- Использование дополнительной методической литературы
(Слайд 28). Используемые источники:
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. М.: ВАКО, 2006 г.
- Кон И.С. Психология юношеского возраста. М, 1999 г.
- Фадеева Е.И. Тайны имиджа. М., 2002 г
- Чернявская Ю.В. Личность и культура. – Минск, 2003 г.
- www.жаргон. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Школьная отметка: за и против."
Наказание и поощрение за школьную отметку....
родительское собрание "Школьные страхи"
Тема: Школьные страхи.Цель: формирование у родителей умения выявлять причины детских страхов и находить пути преодоления школьных страхов.Здравствуйте уважаемые родители!Своё собрание я хочу начать с ...
Родительское собрание "Школьная отметка" 2 класс
Конспект родительского собрания....
Родительское собрание "Школьные отметки"
"Школьные отметки"...
Родительское собрание "Школьные трудности"
Формирование у родителей представлений о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе....
Презентация к родительскому собранию "Школьный старт" 1 класс
В презентации обращается внимание на особенности адаптации детей в 1 классе, необходимости проведения диагностики, которая помогает родителям изучить трудности пребывания детей в первые недели обучени...
Родительское собрание : "Школьная неуспеваемость"
Материал для родительского собрания в начальной школе "Неуспеваемость в школе - причины и коррекция"...