Рабочая программа 4 класс "Учусь создавать проект"
рабочая программа (4 класс) на тему
Пояснительная записка.
Календарно-тематическое планирование.
Требования к планируемым результатам изучения программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchus_sozdavat_proekt_4_klass.docx | 43.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» для 4 класса разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», «Планируемыми результатами НОО», программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»: развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./2013 г.
Данная рабочая программа рассчитана на 1 год обучения учащихся 10-11 лет. Реализует общекультурное направление.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебные пособия для учащихся и учителя:
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 117 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Актуальность проектной деятельности.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей. Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о своем сверстнике, который создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребенка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо проектом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении, сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, любознательность, память и способность к восприятию.
В соответствии с учебным планом МБОУ Крюковкая СОШ на проектную деятельность в 4 классе отводится 1час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в 2015-2016 учебном году.
Основная цель: Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
- развивать у учащихся способность аналитически мыслить; классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
- ознакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании;
- обучить основам оформления работ;
- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
- формировать опыт публичного выступления;
- способствовать формированию культуры речи.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
• разноуровневая дифференциация;
• проблемное обучение;
• моделирующая деятельность;
• поисковая деятельность;
• информационно-коммуникационные технологии;
• здоровье сберегающие технологии;
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
- типовые занятия (объяснения и практические работы);
- групповые исследования;
- игры-исследования;
- творческие проекты.
Итоги реализации программы могут быть представлены через :
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- оперировать такими понятиями, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и тому подобное;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
коммуникативных УУД:
- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- положительное отношение к проектно – исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно – исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых.
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно – исследовательской деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата план | Скор- ректир. сроки | Характеристика деятельности учащихся. |
1 | Твои новые интересы и увлечения. | 1.Погружение в проект. -Осуществляют вживание в ситуацию. -Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. -Получают дополнительную информацию. -Определяют свои потребности. -Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. -Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. -Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. 2. Планирование деятельности. -Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. -Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. -Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. 3.Осуществление деятельности по решению проблемы: -Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. -При необходимости консультируются с учителем (экспертом). -Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 4. Оформление результатов -Оформляют проект, изготавливают продукт. -Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. -Проводят анализ достижений поставленной цели. -Делают выводы. 5. Презентация результатов -Выбирают (предлагают) форму презентации. -Готовят презентацию. -Продолжают оформлять портфолио. -При необходимости консультируются с учителем (экспертом). -Осуществляют защиту проекта. -Отвечают на вопросы слушателей. -Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. -Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп /учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | ||
2 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | |||
3 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | |||
4 | Твои помощники. Этапы работы над проектом. | |||
5, 6 | Проблема. Решение проблемы. | |||
7, 8 | Выработка гипотезы-предположения. | |||
9, 10 | Гипотеза. Играем в предположения. | |||
11 | Цель проекта. | |||
12 | Задачи проекта | |||
13, 14 | Выбор информации для проекта. | |||
15 | Обработка информации. Отбор значимой информации. | |||
16 | Создание продукта проекта. Знакомство с понятиями «макет», «поделка». | |||
17 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. | |||
18. 19 | Практическая работа. Создание мини- постера. | |||
20 | Повторение пройденных проектных понятий. | |||
21 | Тест «Чему ты научился?» | |||
22 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини- сообщение) | |||
23 | Творческая работа. Презентация. Знакомство с понятием «Презентация». | |||
24 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. | |||
25, 26 | Программа MPP- Microsoft Power Point Требования к компьютерной презентации Power Point | |||
27, 28, 29 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | |||
30, 31 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | |||
32 | Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. | |||
33, 34 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». 4 класс – М. : Издательство РОСТ, 2012.
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочие тетради для 4 класса к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2012.
- А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
- Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.
- Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
- Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.
- Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Учусь создавать проект" 3 кл
Рабочая прграмма составлена на основе программы Сизовой "Учусь создавать проект" 3 кл...
Рабочая программа "Учусь создавать проект" 3 кл
Рабочая прграмма "Учусь создавать проект" Р.И Сизова, Р.Ф Селимова 3 класс...
Рабочая программа "Учимся создавать проекты" УМК "Гармония"
Рабочая программа создана для учеников 1 класса....
рабочая программа "Учусь создавать проект"
Рабочая программа "Учусь создавать проект"...
Рабочая программа «Учусь создавать проект» (Проектная деятельность)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» для 4 класса разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными п...
рабочая программа "Учусь создавать проект"
РП по внеурочной деятельности для 2-4 классов...
Рабочая программа "Учусь создавать проекты"
Рабочая программа направлена на отработку навыков проектной деятельности...
Комментарии
Рабочая программа
"Учусь создавать проект"