рабочая программа "Учусь создавать проект"
рабочая программа (4 класс) на тему

Чаусова Ольга Алексеевна

Рабочая программа "Учусь создавать проект"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uchus_sozdavat_proekt_4_klass.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
163»
г. Зеленогорска Красноярского края

Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждаю:

на заседании ШМО

Заместитель директора по воспитательной работе

Директор МБОУ «СОШ 163»

_______________________

Протокол

И.Г. Степанова

от «____» _________________ 2016г.

___________________________

Приказ

______________________

И.П.Люфт

от «____» _____________ 2016г.

.

«_____»________________2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

"Учусь создавать проект"

направление общекультурное

для 4 класса

срок реализации – 1 год

                                                                                   Автор:            

                                                                                 Учитель начальных классов

                                                                                 О.А.Чаусова

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности    «Учусь создавать проект»  для 4 класса разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», «Планируемыми результатами НОО»,  программы  Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»: развитие познавательных способностей  /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./2013 г. 

         Данная рабочая программа рассчитана на 1 год обучения учащихся 10-11 лет.  Реализует общекультурное направление.

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебные пособия для учащихся и учителя:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для  4 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2015. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для  4 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2015. – 117 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Актуальность проектной деятельности.

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей. Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1.     Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о своем сверстнике, который создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребенка на начало своего исследования.

2.     Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо проектом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3.     Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении, сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.     Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, любознательность, память и способность к восприятию.

В соответствии с учебным планом МБОУ Крюковкая СОШ на проектную деятельность в 4  классе отводится 1час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в 2015-2016 учебном году.  

 Основная цель: Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить; классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
  • ознакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании;
  • обучить основам оформления работ;
  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
  • формировать опыт публичного выступления;
  • способствовать формированию культуры речи. 

       Методы проведения занятий: беседа,  игра,  практическая работа, эксперимент, наблюдение,  экспресс-исследование,  коллективные и индивидуальные  исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

        Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

•    разноуровневая дифференциация;

•    проблемное обучение;

   моделирующая деятельность;

   поисковая деятельность;

   информационно-коммуникационные технологии;

   здоровье сберегающие технологии;

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

  • типовые занятия (объяснения и практические работы);
  • групповые исследования;
  • игры-исследования;
  • творческие проекты.

Итоги реализации программы могут быть представлены через :

•  выставки творческих работ учащихся;

•  мини – конференции по защите исследовательских проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе  контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • оперировать такими понятиями, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и тому подобное;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих

коммуникативных УУД:

  • допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • положительное отношение к  проектно – исследовательской деятельности;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в проектно – исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых.
  • способность к самооценке на основе критериев успешности проектно – исследовательской деятельности. 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 п/п

Тема занятия

Дата план

Скор-

ректир. сроки

Характеристика деятельности

учащихся.

1

Твои новые интересы и увлечения.

1.Погружение в проект.

-Осуществляют вживание в ситуацию.

-Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

-Получают дополнительную информацию.

-Определяют свои потребности.

-Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

-Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

-Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2. Планирование деятельности.

-Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

-Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

-Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

3.Осуществление деятельности по решению проблемы:

-Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

-При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

-Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4. Оформление результатов

-Оформляют проект,

изготавливают продукт.

-Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

-Проводят анализ достижений поставленной цели.

-Делают выводы.

5. Презентация результатов

-Выбирают (предлагают) форму презентации.

-Готовят презентацию.

-Продолжают оформлять портфолио.

-При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

-Осуществляют защиту проекта.

-Отвечают на вопросы слушателей.

-Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

-Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп /учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

2

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

3

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

4

Твои помощники. Этапы работы над проектом.

5, 6

Проблема. Решение проблемы.

7, 8

Выработка гипотезы-предположения.

9, 10

Гипотеза. Играем в предположения.

11

Цель проекта.

12

Задачи проекта

13, 14

Выбор информации для проекта.

15

Обработка информации. Отбор значимой информации.

16

Создание продукта проекта. Знакомство с понятиями «макет», «поделка».

17

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.

18. 19

Практическая работа. Создание мини- постера.

20

Повторение пройденных проектных понятий.

21

Тест «Чему ты научился?»

22

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини- сообщение)

23

Творческая работа. Презентация. Знакомство с понятием «Презентация».

24

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

25, 26

Программа  MPP- Microsoft Power Point

Требования к компьютерной презентации Power Point

27,

28,

29

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.

30, 31

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

32

Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом.

33, 34

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». 4 класс – М. : Издательство РОСТ, 2012.
  • Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочие тетради для 4 класса к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2012.
  • А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
  • Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.
  • Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  • Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.
  • Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучающему и развивающему курсу "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей.

Рабочая программа составлена для второго класса и включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности по курсу, деятельность учителя и учащихся; формируемые УУД....

Рабочая программа 1 класс "Учусь создавать проект"

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Авторы: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...

Рабочая программа факультативного курса "Учусь создавать проект"

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий  и рабочих тетрадей по  курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф.  (г.Москва).Так же пред...

Рабочая программа для 2 класса "Учусь создавать проект"

Данную программу использую для занятий во внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты".

Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и правилами публичного выступления перед аудиторией...