Сценарий "Были и небылицы Невского проспекта"
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для изучения истории родного города Санкт-Петербурга | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий «Были и небылицы Невского проспекта»
(Знай и люби свой город)
Цель:
Воспитание патриотизма и любви к своему городу, гражданственности, духовности
Задачи:
- приобщение подростков к историческому, культурному и
духовному наследию Санкт-Петербурга
- раскрытие творческих и артистических способностей школьников.
Сценарий в виде пешей экскурсионной прогулки по Невскому проспекту.
1-й ведущий:
Наш город тайнами с рождения окутан,
Легенды каждый камень здесь хранит.
И Невских вод мерцанье перламутра
Таинственностью вас заворожит.
2-й ведущий:
И мы собрались в этом шумном зале,
Чтоб тайн завесу хоть немного приоткрыть.
Чтоб больше бы о Петербурге все узнали,
Чтоб с гордостью могли им дорожить.
1-й ведущий:
Дела оставив, вместе с вами,
Мы на свиданье с городом спешим.
Вот Невский знаменитый перед нами,
Мы по нему прогулку совершим.
2-й ведущий:
Начнем мы с площади Восстанья,
Московский где вокзал стоит.
О ней вы почерпнете знанья,
Наш путь к Дворцовой от нее лежит.
1-й ведущий:
Эта площадь раньше называлась Знаменской. Какое-то время директором вокзала на Знаменской был Николай Миклухо-Маклай – отец будущего этнографа и товарища папуасов.
В 1909 г. на Знаменской площади установили памятник Александру III, там где сейчас стоит стела «Городу-герою» (1). Автором памятника был скульптор Паоло Трубецкой.
Памятник был необычен: грузный император верхом на лошади-тяжеловозе с коротко подстриженным хвостом; на самые глаза Александра надвинута шапка.
Многие решили, что Трубецкой создал тонко-ироническую фигуру, не слишком лестно обрисовывающую императора и его царствование.
2-й ведущий:
В городе о памятнике слагали сатирические стихи:
На площади – комод,
На комоде – бегемот,
На бегемоте – обормот (2)
Или такие, написанные сатириком Александром Рославлевым:
Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь еще царь-жопа.
В 30-е годы памятник сняли и отправили «в почетную ссылку» во двор Русского музея. А в ноябре 1994 года памятник переехал во двор Мраморного дворца.
1-й ведущий:
Революции не обошли Знаменскую площадь стороной. В феврале 1917 года здесь столкнулись рабочие с полицейскими. Вот что писал один известный журналист о чертах революционного времени: «Здесь, на Невском, недалеко от Лиговки, стоял и плакал борец Фосс – феноменальный обжора. Начались голодные месяцы. Толстяк врывался в буфет вокзала, где еще стояли на стойке бутерброды и лежали круги колбас. Он жадно поедал все это, громко плача и отбиваясь от официантов железными локтями и слоновыми ногами… Это был бич гостиниц и ресторанов.»
2- ведущий:
Теперь пройдем мы к дому сто, (3)
Где раньше был «театр Лиин».
И вам расскажем здесь про то,
Чем был известен некий гражданин.
В этом знаменитом в то время театре популярнейшим исполнителем был
комик-куплетист Сергей Сокольский, чьи песенки пользовались бешеным успехом. Одна из песенок называлась «Петербургские женщины».
Выходит артист, изображающий Сокольского, одетый в яркую рубашку, с шарфом на шее и поет песенку «Петербургские женщины»:
Песня
(на мотив песни «Давным-давно»)
Звени же громче, стих мой бледный,
Я вам спою, спою про здешних дам.
Я куплетист совсем не вредный,
За красоту я им воздам, я им воздам!
Здесь в Петербурге дамы – душки!
И нас невольно к ним всегда, всегда манит.
Ну что за шейки, что за ушки,
Но только сердце, только сердце вот – гранит!
А затем, раскланявшись, уходит
1-й ведущий:
А в этом доме желто-белом, (4)
С колоннами, паноптикум открылся.
В нем взглядом скорбным и оцепенелым
На восковую Клеопатру Блок воззрился.
На солнечной стороне Невского стоит огромный желто-белый дом с колоннами, под номером 86. Этот особняк, возведенный в 1835 году, принадлежал князьям Юсуповым. Сейчас здесь – Дом актера. В начале двадцатого века этот дом запомнился одной достопримечательностью. В нем открылся паноптикум – музей восковых фигур. В этом паноптикуме частенько стоял Александр Блок и смотрел на Клеопатру. Ей он посвятил эти строки:
…Она лежит в гробу стеклянном,
И не мертва, и не жива,
А люди шепчут неустанно
О ней бесстыдные слова…
2-й ведущий:
А днем в спокойном ресторане «Квисисана» (5)
Чай Ремизову подавали с круассаном.
Он Анненкову о девицах «щебетал»,
Их дружески «кикиморами» звал.
В доме №43, на Невском был ресторан-бар «Квисисана», пользовавшийся дурной славой, «с тухлыми котлетами на маргарине и жидким кофе» и бешеной популярностью. Вот как описывает неизвестный журналист ночную жизнь ресторана: «Все нечистое, блудливое, зараженное, бездомное… Все возбуждены до крайности вином, женщинами, пряной обстановкой, щекочущими духами, духотой… Думают и говорят только о наслаждениях».
А днем это был дешевый, но спокойный ресторан. В годы первой мировой войны здесь часто бывали писатель Алексей Ремизов и художник Юрий Анненков. Анненков позднее вспоминал: «Посетители косились на нас, то есть, скорее – на Ремизова. У него была особая манера говорить: он, в сущности, не говорил, а щебетал. Он щебетал, забавно улыбаясь из-под очков, о раскрашенных девицах из «Квисисаны», которых он дружески называл «кикиморами», о войне.. «Кикиморы» присаживались к завсегдатаям за столики, просто так, без задней мысли, болтали, курили и уходили…»
1-й ведущий:
На месте нынешнего дома №43 прежде находился другой особняк. В нем в 1820-е годы жил знаменитый балетмейстер Шарль Дидло. «На улице его нельзя было не заметить, настолько характерны были его внешность и манеры. Он был в беспрерывном движении, точно в его жилах была ртуть, а не кровь. Ноги его были необыкновенно вывернуты, одну из них он то поднимал, то отбрасывал в сторону, точно страдал пляскою святого Витта. Он и сам иногда танцевал в балетах, а потом возвращался домой в театральном костюме, с короной, венком или чем-то причудливым на голове.
Детали его костюма тоже поражали прохожих…»
На сцену выскакивает несуразно одетый, с короной или венком на голове артист, изображающий Дидло. Он прыгает, танцует, выворачивает ноги и т.п.
И после слов Пушкина он удаляется. Пушкин в поэме «Евгений Онегин» написал о нем:
«…И молвил: всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел…»
2-й ведущий:
В Свободном театре, на Невском (6)
Концерты артисты давали.
Утесов и Рина Зеленая с блеском
С песнями здесь выступали.
Весьма памятный визит Есенина в дом №72 относится к 1924 году.
Из воспоминаний Рины Зеленой: «…Во время одного из концертов какие-то кретины из публики начали задевать дурацкими, оскорбительными репликами Сергея Есенина. Он легко поддавался на такие провокации…Короче, началась драка…На другой день одни рассказывали, что заступились за Есенина, другие – что хотели проучить его.
Участие в таком скандале – уже реклама для них, и их ничтожные имена упомянут в хронике рядом с Есениным». Есенин зашел к Рине Зеленой и извинился за происшедшее.
Вот строки из есенинского стихотворения:
Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
1-й ведущий:
В этом же доме №72 долгое время работало фотоателье Наппельбаума. С этим ателье связаны не только многие знаменитые портреты; в 1920-е годы дочери Наппельбаума Ида и Фредерика устраивали литературные «понедельники». Здесь собирались Ахматова, Мандельштам, Гумилев, Зощенко, Тынянов и другие. Вот строки некоторых авторов о Петербурге.
А.Ахматова:
… За то, что город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду…
О.Мандельштам:
В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали – воде и небу брат…
Н.Гумилев:
Перед ночью северной, короткой,
И за нею зори – словно кровь,
Подошла неслышною походкой,
Посмотрела на меня любовь.
Отравила взглядом и дыханьем,
Слаще роз дыханьем, и ушла
В белый май с его очарованьем,
В невские слепые зеркала…
2-й ведущий:
Сейчас, по Невскому проспекту
Мы подойдем к Аничкову мосту.
Построен он по Готмана проекту,
Там кони Клодта вечно на посту. (7)
Мастерство автора конных групп, барона Петра Клодта, вызвало восторг не только у обывателей. По слухам, сам император, Николай Павлович, удостоил скульптора весьма оригинального комплимента: «Ты, Клодт, делаешь лошадей лучше, чем жеребец!»
Гораздо позднее императору на его армейский комплимент Клодт ответил – да еще как! Он с блеском изваял конную статую усопшего Николая Павловича: поставил монумент всего на две точки опоры – задние ноги коня. Но попутно на шее императора появилась надпись из трех русских букв. По поводу появления этой надписи специалисты спорят до сих пор.
1-й ведущий:
Теперь вот перед нами «Катькин» сад (8)
С былыми «выставками красоты продажной».
Увидеть Юлию Пастрана всяк был рад,
С ее лицом, заросшим и походкою вальяжной.
В сквере Екатерининского сада раньше проводились разные зрелища. Например, Юлиус Гебгардт, представлявшийся доктором зоологии, на самом деле был антрепренером знаменитой Юлии Пастрана – бородатой женщины и при этом танцовщицы. Лицо Юлии, сплошь покрытое густой шерстью, сильно напоминало обезьянье. Публика с радостью созерцала это чудо природы.
На сцену выходит бородатая девушка в танцевальном костюме и начинает танцевать. Зрители ей усердно хлопают.
2-й ведущий:
В Публичке нашей знаменитой (9)
Трудился много лет Крылов.
И был он баснописец именитый,
Обжора толстый и острослов.
Нрав и характер Крылова были предметом анекдотических рассказов, да и сам Крылов рассказывал о себе байки.
Осмеивались в обществе манеры Ивана Андреевича. Еще в молодости, живя у Летнего сада, он как-то играл на скрипке у раскрытого окна. Сам же был при этом то ли в одной рубашке, то ли совсем голый. Из сада пришел полицейский и заявил, что из-за Крылова
«дамам в этой части сада гулять невозможно» и попросил будущего баснописца закрыть окно. В другой раз, будучи представлен императрице, Крылов хотел поцеловать ей ручку – и чихнул на нее.
А уж об обжорстве Крылова и говорить нечего! Он и умер от его последствий, потому что ел весьма неумеренно и при любой возможности…
1-й ведущий:
А в этом доме Тютчев жил, (10)
Поэт и кандидат наук словесных.
Пейзажей столько о России сотворил,
Природе столько посвятил стихов прелестных!
Мемориальная доска на доме №42 напоминает, что он – место жительства Федора Ивановича Тютчева: здесь прожил поэт и дипломат восемнадцать лет, здесь пережил величайшее горе своей жизни – смерть любимой им Елены Денисьевой.
Всем знакомы тютчевские строки:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
.................................................
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой…
О Север, Север-чародей,
Иль я тобою околдован?
Иль в самом деле я прикован
К гранитной полосе твоей?...
…………………………………
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
2-й ведущий:
И вот «дом Энгельгардта» перед нами, (11)
А Энгельгардт Кусовникова зятем был.
А тесть прославился «дурацкими» делами,
Большим оригиналом он в свете слыл.
Дом №30, стоящий на углу проспекта и канал Грибоедова – одно из самых замечательных зданий Петербурга. Этот дом достался Энгельгардту, отставному полковнику, богатому меценату и приятелю Пушкина, в приданом жены, Ольги Кусовниковой.
Михаил Кусовников, отец Ольги, любил разыгрывать из себя сказочного Гарун-аль-Рашида. Он частенько заходил в богатые лавки под видом простого мужика и начинал разыгрывать приказчиков.
На сцене появляется артист (Кусовников), одетый простым мужиком. Он подходит к другому артисту (приказчику). Приказчик удивленно смотрит на «мужика».
Кусовников:
Эй, малый, мне б шампанского бутылку!
Приказчик:
Так дорого, аж целых три рубля!
Кусовников:
Неси мне две, червонцев полная копилка,
Ведь я сюда приехал что ль зазря?
(приказчик убегает посоветоваться с хозяином, затем приносит шампанское и стакан)
Приказчик подает шампанское, пристально глядя на «мужика»
Кусовников:
Что смотришь? Не желаешь ли отведать?
Неси стакан, шампанского налью.
Приказчик приносит стаканы, открывает бутылку, наливает в стаканы шампанское и выпивает вместе с «мужиком».
Кусовников:
Эх, хорошо! Придется еще раз проведать,
Деньгами только лишь сундук набью.
Кусовников достает большую рукавицу и высыпает монеты в руку приказчику. Пока тот считает червонцы, Кусовников важно удаляется.
2-й ведущий:
Пока приказчик проверял червонцы, к лавке по знаку «мужика» подъезжал роскошный экипаж, куда садился Кусовников. Такие сценки повторялись неоднократно.
1-й ведущий:
И маскарады шумные здесь проходили,
Наш Лермонтов их в драме описал.
Здесь юбилеи и концерты проводили,
В «дом Энгельгардта» стремились все на бал.
В «доме Энгельгардта» в 1838 году праздновался юбилей И.А.Крылова. А с самого начала XIX века и до 1840-х годов в доме проходили концерты крупнейших музыкантов России и Европы.
2-й ведущий:
Не только маскарадами прославился сей дом,
В нем «Храм очарований» устроен стариком.
Диковинами «кабинет» всех наповал сражал,
Парящий ангел на валторне в нем играл.
В доме этом жил также 76-летний веселый, живой старик Антон Маркович Гамулецкий, бывший брандмайор. Он-то и устроил «Храм очарований или Механический, физический и оптический кабинет». В этом «кабинете» было много разных диковин: парящий, без подпорок и тросов, ангел, который играл на валторне, «самоигральный диван», разнообразные автоматы и т.п. Гамулецкий был знаком с графом Калиостро и под его влиянием потратил много лет на освоение премудростей иллюзионного ремесла, а затем устроил свой «кабинет».
1-й ведущий:
Собор Казанский перед нами,
Похож на римского собрата своего.
Стал Петербурга символом с годами,
Представить Невский трудно без него.
Казанский собор – детище замечательного зодчего, Андрея Воронихина, бывшего крепостного графа Александра Строганова. С Казанских собором связано много легенд и анекдотов.
Вот одна из легенд. В 1813 году в прусском городе Бунцлау скончался фельдмаршал князь Кутузов. Похоронить его решили в Казанском соборе. После торжественных похорон появилась легенда, что сердце Кутузова извлечено из тела при бальзамировании и захоронено в Бунцлау.
Потом появилась новая легенда: говорили, что в Казанский собор привезли покойника с рогами и когтями – верное подобие черта. Любопытный народ долго не расходился и пришлось пожарным окатывать водой зевак. А городские сплетники говорили, что слух о рогатом покойнике пустил сам Аракчеев, чтобы отвлечь внимание публики от убийства его любовницы Настасьи Минкиной. И таких слухов и легенд было не счесть.
2-й ведущий:
У самой Мойки видим мы дворец, (13)
Творенье знаменитого Растрелли.
Дом – чудного барокко образец,
Поэты стиль пленительный воспели.
Светло-зеленый дом под №17 (сейчас он другого цвета) построен еще в середине ХVIII века для барона, а позже графа Александра Сергеевича Строганова. Этот богатейший человек был неутомимым эпикурейцем и гурманом и стремился наслаждаться жизнью, насколько позволяли средства. Екатерина II, представляя Строганова австрийскому императору, сказала: «Вот вельможа, который целый век хлопочет, чтобы разориться, но не может».
1-й ведущий:
Граф Строганов был истинный гурман:
Он обожал кукушек, сваренных в меду.
И о его изысках можно писать роман,
Вот только несколько вам блюд здесь приведу.
Пиры, задававшиеся Строгановым в своем дворце, вошли в легенду. Блюда подавались изысканнейшие: щеки селедок, лосиные губы, жареная рысь, разварные медвежьи лапы, налимьи молоки, печень палтуса, соленые персики, ананасы в уксусе, вареные в меду кукушки. Если гость преждевременно чувствовал себя сытым, он щекотал у себя в горле пером, вызывая тошноту и – «давал место для новой пищи». Способ этот за время пира повторялся не однажды.
2-й ведущий:
А в этом доме жил Булгарин,
Писатель пушкинской поры.
Для Пушкина он был Фиглярин,
Издатель был для «Северной пчелы».
Дом №18 в начале ХIХ века был перестроен Василием Стасовым для купца Котомина и в этом облике он существует и по сей день.
Некоторое время жил тут Фаддей Венедиктович Булгарин - журналист, писатель, издатель пушкинской поры. Был он сыном польского шляхтича и имел сомнительную биографию. В 1825 году он совместно с Николаем Гречем начал выпуск газеты «Северная пчела». Неразборчивый в средствах журналист одних хвалил, других поливал грязью с тем, чтобы устранить конкурентов и с выгодой для себя. Появление «Литературной газеты » - конкурента « Северной пчелы » - вызвало разрыв отношений Булгарина с Пушкиным, Вяземским, Дельвигом и другими. Пушкин написал несколько статей и эпиграмм в адрес Булгарина. Вот одна из его эпиграмм:
Не то беда, что ты поляк:
Костюшко лях, Мицкевич лях!
Пожалуй, будь себе татарин, -
И тут не вижу я стыда;
Будь жид – и это не беда;
Беда, что ты Видок Фиглярин.
1-й ведущий:
Кондитерская Вольфа – Беранже (14)
Своими сладостями город поражала.
Сейчас в ней сладостей тех нет уже,
А раньше публика их очень обожала.
Главной достопримечательностью дома Котомина на протяжении многих лет было знаменитое кафе Вольфа и Беранже. Заведение привлекало своими диковинными сладостями. Здесь покупали сахарные корзиночки и яйца «с женскими перчатками внутри», многочисленные пасхальные яйца. А также фрукты в сахаре, ромовые и ликерные конфеты, «пирамидальные вазы, храмы, корзинки, гитары из безе и пирожного, сахарные купидоны, карикатуры, лошади, рыцари, бюсты и портреты знаменитых людей, сделанные из сахара и шоколада».
Кафе Вольфа и Беранже прославилось особенно в 1837 году: именно отсюда Пушкин со своим секундантом Данзасом отправился на дуэль.
А позже здесь стали собираться литераторы и журналисты, и кафе стало называться «Литературным».
2-й ведущий:
А вот и дом последний №2, (15)
Как предыдущие не меньше знаменит.
Дописана на Невском последняя глава
И вот Дворцовая прогулку завершит.
Одним из первых в этом доме побывал некто «кавалер Пинчи» - под таким именем скрывался знаменитый граф Калиостро, Джузеппе Бальзамо.
Главу столпа Александрийского венчает (16)
Фигура ангела с лицом суровым.
На площади что столп сей означает?
И в честь чего воздвигнут на Дворцовой?
Александровская триумфальная колонна установлена на Дворцовой площади в 1843 году в честь победоносного завершения Отечественной войны 1812 года. Она выполнена по проекту архитектора Огюста Монферрана. Лицо ангела с чертами Александра 1.
1-й ведущий:
С этим памятником отечественной славы связан один розыгрыш: якобы под городом обнаружено целое море нефти. Оно подходит к земле так близко, что не нужно никаких усилий для его добычи. Достаточно приподнять колонну, и фонтан нефти украсит одну из площадей города. Более того, археологам будто бы было известно об этом еще в XIX веке. Якобы они и рекомендовали архитектору не укреплять колонну на фундаменте, а просто поставить ее на землю.
Черту под нашей прогулкой могут подвести слова журналиста Александра Башуцкого: «Здесь собраны все потребности жизни, все изобретения ума, все утонченности изнеженной роскоши, изящного вкуса и моды».
А теперь мы вместе споем песню о нашем любимом городе.
Песня
(на мотив песни «У Черного моря»)
Есть город у моря, в котором живу,
Он с детства мне близок и дорог.
Я каждое утро смотрю на Неву,
А в ней отражается город,
А в ней отражается город,
Мой северный город.
Он в розовой дымке как будто плывет,
Мосты за собой оставляет.
Нева его бережно, нежно несет,
Волна его тихо качает,
Волна его тихо качает,
Любимый мой город.
Горжусь я тобою, мой город родной,
Прекрасней нет города в мире.
Своей красотою, такой неземной,
Подобен он древней Пальмире,
Подобен он древней Пальмире,
Мой северный город.
Люблю я соленые ветры твои,
Туманы и белые ночи.
Со мной здесь друзья и родные мои
И счастье мне город пророчит,
И счастье мне Питер пророчит,
Любимый мой город.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Настоящее и прошлое Невского проспекта.
Без прошлого нет настоящего.Мой город....
Презентация "Невский проспект"
Презентация раскрывает историю возникновения Невского проспекта в г. Санкт-Петербурге. Может использоваться на уроках истории СПб, кружках и внеклассных занятиях по истории города....
Конспект занятия на тему: "Экскурсия по Невскому проспекту".
Методический материал знакомит учеников с достопримечательностями главного проспекта Санкт-Петербурга....
прогулка по Невскому проспекту
Междисциплинарный проект...
Интегрированный урок по истории и культуре Санкт- Петербурга и внеклассному чтению "Прогулка по любимому городу. Невский проспект".
Интегрированный урок по истории и культуре СПб и внеклассному чтению, подготовлен в технологии развития критического мышления, использованы приёмы: таблица «Знаю- Хочу узнать- Узнал»...
Клубный час "Невский проспект"
Клубный час по истории города с контурными картами для 4 класса начальной школы...
Презентация на тему "Невский проспект"
Презентация на тему "Невский проспект". Окружающий мир, 3 класс...