"Познай себя сам"
классный час (4 класс) на тему

Чебунина Надежда Ивановна

Цель: воспитание личности, стремящейся к самопознанию

Задачи:

1.      Стимулировать учащихся к познанию собственного «я»; способствовать формированию позитивной «я»-концепции; выяснить, какие качества личности присущи детям этого коллектива с целью самосовершенствования и саморазвития

2.      Проанализировать  сказку  Ф.Кривина «Почему светит солнце»

3.      Познакомить с характеристикой личных качеств и особенностями поведения человека по системе С.Диллингера

4.       Познакомить с полезными советами «Как стать лучше»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznay_sebya_sam.doc62.5 КБ
Файл poznay_sebya_sam.pptx413.45 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Познай себя сам»

Цель: воспитание личности, стремящейся к самопознанию

Задачи:

  1. Стимулировать учащихся к познанию собственного «я»; способствовать формированию позитивной «я»-концепции; выяснить, какие качества личности присущи детям этого коллектива с целью самосовершенствования и саморазвития
  2. Проанализировать  сказку  Ф.Кривина «Почему светит солнце»
  3. Познакомить с характеристикой личных качеств и особенностями поведения человека по системе С.Диллингера
  4.  Познакомить с полезными советами «Как стать лучше»

План:

I.Психологический настрой на занятие (на фоне песни «Улыбка» звучат слова)

«Здравствуйте, мои друзья!

Нашей встрече рада я!

Разрешите вас обнять

Всем удачи пожелать!»

II. Постановка цели и задач занятия

В школе вы изучаете основные науки человечества – математику, литературу, русский язык и т.д.

Но есть вопросы. На которые ни одна из этих наук не дает ответа. Эти вопросы о вашем внутреннем мире, о мыслях и чувствах. Именно благодаря человеческим чувствам, эмоциям, качествам разные люди по-разному поступают в одинаковых условиях. Одни из них смеются, где грустят другие, другие сердятся,  где остальные улыбаются.

Эта наука называется – психология. Современная психология является не только интересной, но и полезной наукой. Ученые-психологи разработали большое количество тестов, с помощью которых можно узнать много интересного не только о самом себе, но и о людях, которые вас окружают.

III. Открытие нового

Итак, тема сегодняшнего занятия – «Познай себя сам». И пусть девизом нашей встречи будут слова «Мы все такие разные, этим  и прекрасны мы!»

  1. Первое, что необходимо для этого – познать самого себя. Постичь свое «я», чтобы потом что-то в себе совершенствовать, исправлять, развивать.

Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

Для этого нам предстоит поразмышлять и ответить себе:

Для чего Я? Какой Я? Кто Я? Я и другие, кто рядом? Я буду?  (на слайде появляется солнце)

Что у нас получилось? (солнце) А какое оно? В чем его предназначение? А задумывались ли вы над тем, почему солнце светит?

  1. Сказка Ф.Кривина «Почему светит солнце»

Как раз этот самый вопрос задала Солнцу Осень.

-разве ты не видишь, что лето прошло? Впереди зима, тут уж не до света: отморозишь себе лучи, с чем весне покажешься?

И ты знаешь, что Солнце ответило Осени?

- Зимой, - сказало Солнце, - светить трудно, но зимой особенно важно светить. Потому что зимой каждый лучик земле дорог.

- Тебе всегда важно светить, - сказала Осень, кутаясь в тучу. – Почему тебе всегда так важно светить?

Солнце могло бы ответить так: «Потому что я – солнце! Но оно так сказать посчитало нескромным. Оно не могло так сказать. Солнце помолчало и тихо ответитло:

- Может быть потому что я больше ничего не умею…

Вопросы по содержанию сказки:

  1.  Понравилась ли вам сказка?
  2. Кто в этой сказке вам больше всего понравился?
  3. Зачем солнце светит?
  4. Задумывается ли солнце над тем, что светит? (оно просто светит)

Вывод: Солнце светит всем не задумываясь, отдает свое тепло и для смелых, и для трусливых, и для ленивых, и для трудолюбивых, и для щедрых, и для жадных. Его хватает всем!

  1. Какое качество самое главное вы заметили в ответе Солнца? (скромность).

Скромность – это такие чувства человека, при  которых он испытывает счастье уже от того, что делает добро, не считая это какой-то особой заслугой.

  1. С  кем можно сравнить Солнце?

Нам надо стремиться стать как это Солнце, такими же добрыми, приветливыми, щедрыми. То есть, человек, живущий под этим солнцем,  должен совершать только хорошие дела, добрые поступки, быть милосердным, толерантным.

Вот мы с вами и выяснили, для чего Я!

IV Физминутка «Солнечный лучик»

А сейчас давайте почувствуем тепло этого солнца сами. Протяните руки к солнышку, поприветствуйте его, улыбнитесь. Давайте поиграем с его лучиком. Посмотрите, он сел вам на ладошку, прыгнул на плечо, а теперь на волосы. Спрыгнул на второе плечо, пробежался по руке и убежал играть с другими детьми. Помашите ему рукой.

Мы продолжаем исследовать себя!

Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми,  потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

  1. Упражнение «Какой Я?»  (на листочках детям предлагаются положительные и отрицательные качества человека)

Выберите те качества человека,  которые характеризуют вас, соедините стрелочкой

Проверка. Посчитайте, сколько их. Кто поделится и зачитает их вслух.  Вы поделились с нами хорошими качествами, и они у вас умножатся в сто раз.

Проверка. Есть ли в нашем классе озвучить их? (Игра «Волшебный стул») Может кто-нибудь даст совет, как избавиться от отрицательных качеств?

Вывод: Сильные стороны нашего характера помогают нам в учебе, делах, взаимоотношениях с людьми, а слабые нам не нравятся, а порой и мешают.

-Хотите от них избавиться, чтобы стать ближе к солнышку?

Тогда давайте все свои плохие качества сложим в кузов огромной машины,  и пусть они нас покинут навсегда.

Мы уже намного ближе стали к солнышку.

Вот мы выяснили, как нужно себя вести, чтобы тем, кто рядом со мной было хорошо и комфортно!

  1. Психологический тест «Кто Я?»

Психологический тест  - это задания, вопросы, которые позволяют узнать человека еще больше. Из пяти предложенных фигур выберите только одну, в отношении которой   вы можете сказать «Это Я!»

Раскрываем психологические свойства данной фигуры-человека

Ребята, оказывается, мы все такие разные. Но живем вместе и учимся вместе! Мы такие разные, этим и прекрасны мы!

Но иногда мы сталкиваемся с проблемами, какими-то жизненными ситуациями. На которые смотрим по-разному и по-разному реагируем. И вот сейчас посмотрим. Какие проблемы у человека–фигуры могут возникнуть.

Типичные проблемы с фигурами

Внешний вид

Рабочее место

Вывод: вы хотите  в себе что-то изменить, чтобы к вам относились по-другому?

Значит, уже не останемся такими, какие были до сегодняшнего дня. Ведь нам жить в обществе. О том, как изменить себя, как стать лучше, нужно:              

  • Желать и уметь трудиться!
  • Изучить себя!
  • Ставить цель!

Вот мы и исследовали себя!

  VI. Итог занятия

-Какая атмосфера в классе? (теплая, солнечная, доброжелательная)

И от вашего тепла, от вашего настроения вырос настоящий ребенок солнца – подсолнух!

-Почему его так называют?  (похож на солнце, хочется все врем смотреть на него, потому что он яркий,  красивый. Несет свет и тепло)

-А что вы любите в подсолнухе? (семечки)

-Подсолнух дарит вам свои советы, как стать лучше (дети выходят вынимают семечки и зачитывают советы: («Я стану лучше, если буду ….»)

Я стану лучше, если буду внимательной ко всем

Я стану лучше, если я буду  много трудиться

Я стану лучше, если  буду  справедливым

Я стану лучше, если я буду ставить цель и добиваться ее

Я стану лучше, если я буду помогать младшим

Я стану лучше, если каждый день буду читать

Я стану лучше, если я буду  не допускать ссор

Я стану лучше, если я буду   тактичным

Я стану лучше, если я буду  честным

Я стану лучше, если я буду  каждый новый день  начинать с    улыбки

Я стану лучше, если я буду  удерживать товарищей от плохих поступков

Я стану лучше, если я     виртуальное  общение заменю живым

Я стану лучше, если я буду  милосердным

Я стану лучше, если я буду больше слушать, а не говорить

Я стану лучше, если я буду прислушиваться к мнению  родителей

Я стану лучше, если я буду  ценить друзей

Я стану лучше, если я буду уважать старших

Я стану лучше, если я буду   ценить друзей

Я стану лучше, если я буду  терпимым

Я стану лучше, если я буду  добрым и чутким

VII. Рефлексия

Дети встают в круг,  держатся за руки .

- В каждом из вас я увидела настоящее солнце! Вы такие разные – этим и прекрасны вы!

-Чтобы быть еще ближе к солнцу, то сделайте так:

  • Выпрямите осанку
  • Подарите свою улыбку окружающим
  • Подарите свое сердце, любовь, ласку и скажите: «Мы дети солнца, будем же,  как солнце!»

Поделитесь впечатлениями о сегодняшней встрече!

  • Мне запомнилось…
  • Я буду…..

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Сосново- Озерская средняя общеобразовательная школа №2» Классный час на тему : «Познай себя сам» Автор: Чебунина НИ 2015 г. МБОУ «Сосново- Озерская средняя общеобразовательная школа №2»

Слайд 2

Здравствуйте, мои друзья! Нашей встрече рада я! Разрешите вас обнять Всем удачи пожелать!

Слайд 3

«Мы все такие разные, этим и прекрасны мы» Познай себя сам!

Слайд 4

Какой Я? Кто Я? Я и другие, кто рядом Для чего Я? Я буду..

Слайд 5

Сказка Ф.Кривина «Почему солнце светит»

Слайд 6

Скромность - это такие чувства человека, при которых он испытывает счастье уже от того, что делает добро, не считая это какой-то особой заслугой

Слайд 7

Упражнение «Какой Я?»

Слайд 8

Задание : ответ - правый или левый – обозначайте соответственно буквами П и Л. Ведущая рука . Переплетите пальцы рук: вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. Если левый - вы человек эмоциональный, правый - у вас аналитический склад ума. Ведущий глаз . Попробуйте прицелиться, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Если зажмурить ведущий глаз, вы заметите, что мишень сместится относительно мушки. Левый ведущий глаз говорит о мягком и уступчивом характере, правый - о твердом, настойчивом, более агрессивном . Поза Наполеона . Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, вы склонны к кокетству, правая - к простоте и простодушию. Аплодирование . Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой - вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих. Если отдельно взятый тест помогает определить какую-то из черт вашего характера, то их сочетание позволяет выделить гораздо больше типов характера .

Слайд 9

«Психологический тест С.Деллингера «Кто Я?» Психологические свойства данной фигуры-человека Психологические свойства личности Терпеливый Трудолюбивый Пунктуальный В школе обычно отличники Любознательный Смелый Не любит конфликты Смелый Решительный Очень трудолюбивый Достигает поставленную цель Умеет быстро находить общий язык с другими людьми В школе – лидер Может выступить защитником слабого Спокойный Доброжелательный Заботится о других Щедрый Болтливый Очень много друзей Мечтательный Имеет много друзей Быстро меняется настроение Любит работать в одиночку

Слайд 10

Типичные проблемы с другими фигурами Иногда Квадрат обижается, надолго замолкает. Он почти всегда все делает основательно, серьезно, но иногда переживает, что не все так добросовестно выполняют обязанности Непостоянный Склонен критиковать других, забывая о себе. Не любит принимать решения, часто ищет того, кто бы это сделал за него. Любит поплакаться, пожаловаться на кого-нибудь С Кругом обычно не возникает проблем. Он мягок, приятен. Доброжелателен. Бывает чрезмерно болтлив на уроке. Круг иногда взваливает на себя всю работу. Не любит конфликтов. Обычно Треугольники, если хотят, справляются во всем сами. Он уверен в успехе и хочет присвоить будущую победу себе. Уходит от дела, если не видит для себя выгоды. Ученики-Зигзаги не сдержаны, непоследовательны. При ответе перепрыгивают с одного на другое. При этом могут обижаться, сердиться, что его поправили или остановили

Слайд 11

Внешний вид Опрятный Аккуратный Чистоплотный неяркий Переменчивый стиль Может экспериментировать Любит модные дорогие вещи Предпочитает неофициальный стиль, допускает небрежность Иногда неряшливый. А иногда и супермодный Рабочее место Строгое, ничего лишнего «Все на своем месте» – не для него, много лишнего Полный порядок Комфортное, уютное, удобное Любит переставлять, менять, украшать свое рабочее место

Слайд 12

Желать и уметь трудиться! Изучить себя! Ставить цель! «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить» Сократ

Слайд 13

Нравственные нормы жизни

Слайд 14

Вырабатывайте в себе следующие качества Не допускай: ссор, крик, драк- это унижает человека. Дорожи честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков. Помогай младшему, незащищенному, будь справедлив.

Слайд 15

«Один из самых верных способов достигнуть счастья- это сохранить уважение к самому себе, иметь возможность смотреть на свою жизнь без стыда и угрызений совести, не видя в прошлом ни дурного поступка, ни зла, ни обиды, причиненной другому человеку» Ж. Кондорсе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Познаем себя"

Изучение родословной семьи. Исследование семейных корней помогают развивать у детей интерес к истории своих предков, повышает культурный и духовный уровни....

программа "Познай себя"

    Программа «Познай себя» представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленных на формирование ЗОЖ. Большая...

Развивающий курс для будущих первоклассников "Познаю себя"

Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов перед необходимостью использования различн...

«Я познаю себя, я познаю друзей»

Мероприятие дает ребятам возможность через игровой опыт глубже познать себя и рядом сидящего товарища....

Занятие по психологии "Я познаю себя"

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области "Здоровье". Тема: "Познай себя".

Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Задачи: Продолжение знакомства детей с частями тела и органами чувств человека,  представление о функциональном назначении...