Формирование культуры поведения
статья на тему
Тема работы очень актуальна, потому как, формирование культуры поведения – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_povedeniya.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Воспитание культуры поведения младших школьников».
Тема нашей работы очень актуальна, потому как, формирование культуры поведения – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка в школе. Даже хорошо образованные люди, не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения: в 1 классе адаптация ученика к школе, во 2 пытаемся научить понимать друг друга в коллективе, а в 3 классе мы учим понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека в обществе , и в доступной форме раскрывать их.
В начальной школе для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Зная особенности младшего школьного возраста, мы можем оказать большее влияние на его чувства и поведение:
- У ребят формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе;
- Возрастет интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка;
- Появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно – собственные требования к себе, к своей культуре общения;
- Складываются моральные взгляды и оценки;
- Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости;
- Важным фактором развития является коллектив сверстников, значение коллективных отношений, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков;
- Важна роль игры.
Разъяснение правил культурного поведения и приучение детей к их выполнению происходит в процессе всей воспитательной работы: и на уроках, и во внеурочной деятельности.
Большие возможности для овладения этими правилами имеются на любом уроке. Основным требованием к уроку должно быть максимальное использование учебного материала и организация всей деятельности учащихся в соответствии с требованиями культурного поведения. На уроках правила разъясняются детям в беседе с помощью художественных текстов: басен, рассказов, стихотворений. По некоторым из них можно ставить инсценировки. Основное содержание беседы дано в каждой теме. Это содержание учитель может рассказать детям, обсудить вместе с ними, используя факты из жизни класса, наблюдений учащихся и своих собственных. Систематическая работа по культуре поведения формирует в среде школьников правильное общественное мнение, которое позволяет сделать работу классного руководителя более эффективной.
Во внеурочной деятельности успех работы учителя по воспитанию у детей культуры поведения зависит не только от того, как разработано содержание занятий, но и от методики их проведения. Формы проведения занятий могут быть различными: беседа, презентация, игра, инсценировка, практикум и т.д. Как правило, беседа, практикум, инсценировка - являются постоянными формами работы с детьми, которые дополняются играми.
Все многообразие тем для классных часов по культуре поведения сгруппировано вокруг четырех основных разделов:
1. Поведение в школе: а) на уроке; б) на перемене; в) на школьных праздниках.
2. Поведение дома: а) аккуратность и опрятность в одежде; б) умение помочь взрослым; в) порядок в детском уголке; г) поведение за столом; д) вежливые слова.
3. Поведение на улице: а) твой подъезд, твой двор; б) ты идешь гулять; в) правила дорожного движения; г) отношения со взрослыми и сверстниками.
4. Поведение в общественных местах: а) в транспорте; б) в кино, в театрах, музеях, на выставках и т. д.; в) в гостях.
Беседы по каждой теме имеют как бы свое особое, специфическое содержание, так и общее, повторяя вопросы, затронутые и в других беседах. Эти повторения, если учитывать возраст детей, необходимы им не только как закрепление одного и того же правила. В новых условиях, в новой обстановке то же правило выглядит для ребенка по-иному, он с ним как бы знакомится заново. В каждой беседе дается краткий перечень тех правил, которые должны усвоить дети.
Урок, перемена, массовые школьные мероприятия - вот те наиболее привычные для учащихся ситуации, поведение в которых может быть рассмотрено в беседах по теме « Поведение в школе». Здесь затрагиваются вопросы вежливого поведения по отношению к учителю, взрослым, одноклассникам, внимания к ним, умения с ними считаться, вопросы аккуратности в одежде, в содержании своих вещей.
В разделе «Поведение дома» те же правила рассматриваются в отношении к домашним и к родителям. Очень часто дети считают необходимым быть вежливыми с посторонними и не выполняют этих же правил вежливости дома: не считают нужным здороваться, благодарить, извиняться перед отцом и матерью, бабушкой, сестрами и братьями. В этом разделе рассматривается вопрос об элементарной чуткости к родным, которая проявляется прежде всего в стремлении помочь им, взять на себя ряд доступных обязанностей по дому.
Здесь же рассматриваются вопросы поведения за столом. Именно в семье формируются и отрабатываются культурные навыки, связанные с принятием пищи.
«Поведение на улице» - раздел, поднимающий более широко вопросы об отношении к собственности, бережного отношения к окружающим нас вещам, вежливости к совсем незнакомым людям, а также о правилах уличного движения и безопасности.
«Поведение в общественных местах» - тема, близко примыкающая к предыдущей. В ней обсуждаются правила поведения там, где обычно собирается вместе много незнакомых людей, которые вынуждены вступать в какие-то контакты между собой. Соблюдение определенных правил культурного поведения позволяет сделать совместное пребывание со многими незнакомыми людьми не только терпимым, но и приятным. Это возникает тогда, когда люди взаимно предупредительны, умеют считаться друг с другом.
Использование разнообразных форм в воспитательной работе с младшими школьниками определяется не только содержанием классных часов, но сознательно используется учителем и с той целью, чтобы не делать одно занятие похожим на другое. Учитывая это, мы не только пытаемся разнообразить формы проведения занятий, но и стараемся внести в них как можно больше ярких, красочных игровых моментов.
Работа по воспитанию детей может проходить только в самом тесном контакте с родителями. Если дома учащиеся не будут выполнять основные правила вежливости и аккуратности, то работа, которая делается в школе, фактически будет сведена на нет. Поэтому в начале учебного года мы знакомим родителей с планом всей работы по культуре поведения, рассказываем о тех требованиях, которые будут предъявляться к школьникам начальных классов. Затем, в течение года, доводим до сведения родителей те конкретные правила поведения, которые в настоящее время отрабатываются с детьми.
В воспитании школьников особенно существенна зависимость их поведения от поведения взрослых, прежде всего учителей, от единства требований со стороны всего педагогического коллектива школы и родителей.
Подводя итог своего выступления, хочу сказать, что в параллели третьих классов, единые требования воспитания. Нами разработан стенд, в котором отражаются правила поведения не только в учебное время, но и во внеурочной деятельности. Дети наших классов дружны, вместе выезжают на экскурсии, готовят классные часы, общешкольные мероприятия.
В результате нашей систематической работы учащиеся стали более воспитанными, стали уважительней относиться друг к другу. Они соблюдают правила поведения на переменах, в столовой, в общественных местах.
Мы видим положительный результат своей деятельности и будем продолжать работу в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры поведения младших школьников
Обобщение опыта работы...
«Формирование культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе».
Учебно-воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе VIII вида во многом нацелен на решение задач социализации данной категории детей, развития у них навыков жизненной компетентности. Кул...
«Формирование демократического уклада школьной жизни. Формирование культуры поведения и общения учащихся»
Школа ( с лат. " скале") есть скалистая лестница, по ступеням которой происходит духовное и нравственное восхождение ребёнка, его становление как человека. Ежедневно, ежеминутно каждый неравнодушный п...
«Формирование демократического уклада школьной жизни. Формирование культуры поведения и общения учащихся»
Школа ( с лат. "скале") есть скалистая лестница, по ступеням которой проходит духовное и нравственное восхождение ребёнка, его становление как человека. Ежедневно, ежеминутно каждый неравнодушны...
Опыт работы «Формирование культуры поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста через интеграцию направлений и видов деятельности».
В опыте подробно описываюся этапы работы по формированию культурного участника дорожного движения и организация работы отряда ЮИД в г. Нарьян-Маре...
Формирование культуры поведения младших школьников
Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мыс...
памятка родителям по формированию культуры поведения у детей
памятка родителям по формированию культуры поведения у детей...