Работа с родителями по вопросам организации трудового воспитания, формированеи в семье трудовых обязанностей детей
материал на тему
доклад и презентация на тему трудового воспитания детей начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud_vospitan_v_seme.rar | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Сущность трудового воспитания школьников заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формирования у них положительного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно. При решении этих задач нужно исходить из следующих требований: обеспечение условий для труда детей,
правильная организация трудовой деятельности школьников,
объединение воспитательных воздействий начальной школы и семьи.
Приобщение родителей к воспитанию трудолюбия у детей чаще всего происходит на родительских собраниях, лекториях, семинарах, на которых говорится о том, что активно участвуя в труде, ребёнок приобретает:
- Независимость. Её обеспечивает ловкость в обращении с предметами первой необходимости, умение самостоятельно заботиться о себе и своих близких.
- Самоуважение. Если ребёнок знает, что вносит личный вклад в семейные дела, в ведение домашнего хозяйства, это резко повышает у него чувство собственного достоинства.
- Ответственность. Предоставляя ребёнку свободу выбора, ориентируя его на самостоятельную оценку ситуации, мы воспитываем у него ответственность за свой выбор.
- Заботливость. Если ребёнок с детства приучается разумно пользоваться вещами, вместе с родителями участвует в планировании и распределении семейного бюджета, он приучается соотносить личные потребности с общими, думать о других членах семьи.
- Систему ценностей. Работа по дому приобщает ребёнка к заботе о благополучии семьи. Чем больше он для неё делает, тем дороже для него дом, близкие, их самочувствие. Семья становится для ребёнка основной ценностью. Когда такие дети вырастают, они способны строить и собственную счастливую жизнь.
Если у ребёнка дома нет никаких обязанностей, если он не привлекается к семейным делам, то устойчивой привычки заботиться о себе и своих близких не сформируешь.
Необходимо следить, чтобы ребёнок систематически выполнял свои обязанности, проявлял инициативу, поэтому не следует указывать детально, что и как делать, нужно дать ему возможность подумать самому. А главное, ни в коем случае не делать за ребёнка то, что он должен сделать сам.
Организовывать различные виды детского труда надо с учетом возраста и задач по трудовому воспитанию. Прочно вошли в жизнь детей начальной школы основные формы труда: дежурство, поручения, коллективный труд. Большое значение уделяется воспитанию у детей положительного отношения к труду окружающих их людей.
Разнообразные формы работы с родителями, отражаются в годовом плане. Для выполнения поставленных задач в классе необходимо создать условия для труда детей:
- оборудование уголока по трудовому воспитанию (график дежурства, обязанности ребят по уборке кабинета, полив цветов);
-проведение собрания на тему: «Трудовое воспитание детей в семье»;
- проведение экскурсий в плане профориентации на предприятия поселка, экскурсоводы работающие родители);
- участие родителей в подготовке и проведении общешкольных и классных мероприятий (сочинение сценариев, пошив костюмов, создание декораций)
Практика показала, что любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. На протяжении учебного года учителя оказывают практическую повседневную помощь родителям в трудовом воспитании детей. Советуют, как оборудовать уголок для игры ребенка, исходя из условий данной семьи, как вовлекать школьника в трудовую деятельность, подготавливают краткие методические рекомендации-памятки. В уголках для родителей систематически помещают информацию по проблеме трудового воспитания.
В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые. Но такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых:— это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; организация (в той мере, в которой позволяют условия) совместной деятельности взрослых и детей, например: изготовление и ремонт кормушек для птиц, организация субботников по благоустройству территории, шитье кукольной одежды. Коллективный труд, который видят дети, значимость которого слышат от взрослых, содействует их нравственно – трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости, когда папа или мама помогают школе, желание активно трудиться.
Совместный труд детей и родителей практикуется и при подготовке массовых праздников. Так, весной мы устраиваем ярмарку на праздник «Масленица», в подготовке к которой участвуют и дети и родители. А осенью состоялась выставка творческих поделок «Золотая осень», где в изготовлении поделок родители принимали активное участие.
Работа по совершенствованию трудового воспитания сложна и многогранна. Здесь не может быть раз и навсегда установленных требований; готовых рецептов. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если начальная школа знакома с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление об учреждении, которому доверяют воспитание ребенка. Знание воспитательных возможностей позволяет не только оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, но и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Новобурейская средняя общеобразовательная школа №3
Бурейского района Амурской области
Доклад
Работа с родителями по вопросам организации трудового воспитания,
формирование в семье трудовых обязанностей детей
Ланкина Ю.В., учитель начальных классов
2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме"Трудовое воспитание ребенка в семье".
Правильное воспитание невозможно представить себе как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры. В нашей стране...
Тематическое планирование работы с родителями в вопросах правового просвещения
Необходима дополнительная работа по формированию правового сознания родителей - разработка его содержания, форм и методов.Родители готовы уважать право ребенка на проявление собственной воли, но в р...
Организация работы с родителями педагога образовательной организации
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта. Терпения. Чтобы услышать и понять друг друга....
Трудовое воспитание ребенка в семье.
Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. С его помощью можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Основная задача семьи в вопросе трудового воспитан...
Авторитет родителей и его влияние на воспитание ребенка в семье
Материал для проведения родительского собрания...
Взаимодействие с родителями в вопросах обучения и воспитания
Формы и методы работы с родителями....
Работа с родителями по вопросам обучения младших школьников с умственной отсталостью.
Итоговая работа по теме: "Работа с родителями по вопросам обучения младших школьников с умственной отсталостью."...