Программа внеурочной деятельности "Лесовичок"
учебно-методический материал по теме

Коротаева Галина Анатольевна

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Программа представляет серию мероприятий (походы, экскурсии, прогулки, экологические викторины, акции, просмотры фильмов, исследования, наблюдения, игры, семинары  и т. д.), которые помогут учащимся начальной школы воспитать культуру поведения в природе, укрепить своё здоровье, почувствовать значимость себя в окружающем их мире.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), занятия ведёт учитель начальных классов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа "Лесовичок"134.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская основная общеобразовательная школа»

Программа внеурочной деятельности

                                                                                                    

(туристко – экологическое направление)

1 – 4 классы

Составила:

 Коротаева Галина Анатольевна –

учитель начальных классов

Омская область, Усть – Ишимский район, село Никольск - 2015

Пояснительная записка

Туризм обладает притягательной силой. Люди, бывавшие в походах убеждены в      пользе туризма.

Туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника.

Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.

Но говорить о туризме и не говорить об экологии и окружающей нас среде, наверное, неправильно, ведь эти два понятия тесно соединены друг с другом. Вот почему работа должна вестись в двух направлениях сразу.

Экологическое воспитание усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:  самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных  решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой.  Причем, человек рассматривается как часть природы,  он существует внутри природы и неотделим  от  нее. Связь между человеком и природой проявляется,  прежде всего, в той многообразной роли,  которую природа играет в  материальной и духовной жизни людей.  Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь  может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха,  воды,  уничтожение  растений, животных  и  другое).

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поэтому считаю, что туризм и экология неразделимы, в соответствии с этим мною разработана программа «Лесовичок» для учащихся начальной школы.

Программа представляет серию мероприятий (походы, экскурсии, прогулки, экологические викторины, акции, просмотры фильмов, исследования, наблюдения, игры, семинары  и т. д.), которые помогут учащимся начальной школы воспитать культуру поведения в природе, укрепить своё здоровье, почувствовать значимость себя в окружающем их мире.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), занятия ведёт учитель начальных классов

Цель программы:

формирование у учащихся экологического мировоззрения и туристических навыков, базирующихся на знании, высокой нравственности и социальном сознании.

Задачи программы:

-         углубить и расширить экологические знания и знания о туризме;

-         привить начальные экологические  и туристические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,

-         развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической и туристической деятельности;

-         сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

-          укрепить здоровье.

Оборудование для реализации программы:

- Краски, карандаши, маркеры, ватманы, альбомы;

- Палатка, котелок, компас, лопатка, лупа;

- Гербарии, коллекции, учебные видеофильмы;

- Компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор;

Планируемые результаты:

В результате освоения программы учащиеся должны знать: элементарные (первичные) сведения о созидательном и разрушительном воздействии на природу, об экологии растений и животных, о результатах воздействия человека на неживую и живую природу, о Красной книге и о природоохранных мероприятиях; топографические знаки, знаки бедствия, как правильно поставить палатку, как развести костёр.

      Учащиеся должны получить навыки и уметь: наблюдать отдельные природные явления и процессы, отдельные результаты воздействия человека на природу; в меру возможности и объема полученных знаний анализировать экологическую ситуацию и делать соответствующие выводы; знать экологические правила поведения в природе (в лесу, на воде, во время туристических походов, прогулок и отдыха); прийти на помощь в трудной ситуации.

Тематический план программы

 Программа составлена из расчета 34часа на учебный год, из них 20 час приходится на практические занятия.

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Теория

Практи-

ка

1

Растения и человек

8

2

6

Формулируем  понятие о жизнедеятельности растений

Запоминаем  ядовитые растения

Делаем вывод  о факторах окружающей среды, влияющие на растения

Обосновываем  необходимость соблюдения правил поведения в природе.

Представляем фотоальбом «Красота осени»

2

Животные и человек

10

5

5

Формулируем  понятие о жизнедеятельности животных

Запоминаем  цепи питания

Делаем  вывод  о факторах окружающей среды, влияющие на животных

Обосновываем  необходимость соблюдения правил поведения в природе .

Представляем проект «Эти забавные животные»

3

Экология  человека

10

5

5

Формулируем  понятие здорового образа жизни,

правил поведения

Запоминаем  опасные ситуации

Делаем вывод  об эволюции человека, как биологического и социального существа

Обосновываем  необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.

Представляем стенгазету «Мой край»

4

Человек и природа

6

2

4

Анализируем последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности

Перечисляем и характеризуем важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект)

Предлагаем пути выхода из создавшейся ситуации

Представляем статью на школьный сайт «В походе»

          Итого:

34

14

20

Содержание курса

Растения и человек (8ч.)

Теоретические занятия:  Жизненные формы растений. Природные явления в жизни растений. Жизнедеятельность растений. Значение растений для жизни на Земле, для человека. Лекарственные и ядовитые растения. Растения Красной книги. Условия жизни грибов и лишайников. Ядовитые грибы.

Практические занятия:  1.Исследовательская работа «Определение возраста деревьев». 2.Наблюдение за растениями в природе. 3. Исследовательская работа «Факторы влияющие на  прорастание семян». 4. Распознавание ядовитых и съедобных грибов. 5. Работа на школьном участке. 6.Сбор лекарственных растений.

          Экскурсия в лес.

Животные и человек (10ч.)

Теоретические занятия:  Многообразие животных. Среды обитания. Пищевые связи. Животный мир и его значение для человека. Условия жизни диких животных. Жизнь домашних животных. Животные-путешественники. Чувства и ум животных. Семья и семейные группы животных. Взаимопомощь животных. Дружба человека и животных. Охрана диких животных.  Зоопарки. Заповедники и национальные парки. 

Практические занятия: 7.Ролевая игра «Поведение животных». 8. Ролевая игра «Пищевая связь». 9. Семинар «Животные Красной книги Омской области». 10.Изготовление кормушек и скворечников для птиц. 11. Фильм «Заповедники и национальные парки». 

Экскурсия на ферму.

Экология человека (10ч.)

Теоретические занятия:  Экология человека, его гигиена. Взаимоотношение людей. Человек - дитя природы. Образ жизни наших предков: жилище, домашняя утварь, одежда, питание, личная гигиена. Зависимость образа жизни от внешних условий. Значение для жизни человека семьи, коллектива, дружбы, творческого труда. Духовный мир человека.

Практические занятия: 12.Ролевая игра «Как не заболеть бактериями». 13. Ролевая игра «Как вести себя в обществе и в семье». 14. Исследовательская работа «Качество дома». 15. Исследовательская работа «Сезонная одежда». 16. Рисунки парков, скверов, цветников.

Экскурсия в магазин или на почту.

Человек и природа (6 ч.)

Теоретические занятия:  Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека в природе. Экологические праздники и их значение для защиты природы.

Практические занятия: 17. Исследовательская работа «Изучение органолептических свойств воды». 18. Семинар «Проблема бытового мусора». 19. Озеленение территории школы. 20.Акция «Берегите природу!»

Туристический поход в лес или на берег реки.

Литература:


1. Алексеев, С. В., Груздева, Н. В. Практикум по экологии. – АО «МДС», 1996.
2. Ашихмина, Ю. Е., Школьный экологический мониторинг. – М.: «Агар», 2000.
3. Величковский, Б. Т., Кирпичев, В. И., Суравегина, И. Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. – М.: «Новая школа», 1997.
4. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа № 10 / 2006, с. 8-12.

5.Карпенко К.А., Королёва Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности// Журнал “Исследовательская работа школьников”. №1, 2002 г., с. 130 134.

6.Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников// Минск, ИООО
“Красико – Принт”, 2005 г.

7. Кузнецов, В. Н. Экология дома // Биология 1 сентября: газ. – 1990. – № 31.
8. Мансурова, С. Е., Кокуева, Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум. – М.: Владос, 2001.
9. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО МДС, 1996.
10. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Город без отходов // Биология в школе: журнал. – 2005. – № 3.

11.Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО “5 за знания”, 2008 г.

12.Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников “Малая Академия наук” // Волгоград, “Учитель”, 2008 г.
13. Пономарёва, О. Н. Методические рекомендации учебнику экологии // Биология в школе: журнал. – 2003. – № 1.

14.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.
15. Самкова, В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу» // Биология в школе: журнал. – 2001. – № 5, 7.
16. Фёдорова, М. Комнатные лекарственные растения // Биология 1 сентября: газ. – 2001. – № 42.
17. Энциклопедия комнатного цветоводства. – М.: Колос, 1993.
18. Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. – Волгоград: Центр экологического обучения, 2001.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...