Программа внеурочной деятельности "Лесовичок"
учебно-методический материал по теме
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Программа представляет серию мероприятий (походы, экскурсии, прогулки, экологические викторины, акции, просмотры фильмов, исследования, наблюдения, игры, семинары и т. д.), которые помогут учащимся начальной школы воспитать культуру поведения в природе, укрепить своё здоровье, почувствовать значимость себя в окружающем их мире.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), занятия ведёт учитель начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "Лесовичок" | 134.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская основная общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности
(туристко – экологическое направление)
1 – 4 классы
Составила:
Коротаева Галина Анатольевна –
учитель начальных классов
Омская область, Усть – Ишимский район, село Никольск - 2015
Пояснительная записка
Туризм обладает притягательной силой. Люди, бывавшие в походах убеждены в пользе туризма.
Туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника.
Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.
Но говорить о туризме и не говорить об экологии и окружающей нас среде, наверное, неправильно, ведь эти два понятия тесно соединены друг с другом. Вот почему работа должна вестись в двух направлениях сразу.
Экологическое воспитание усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Поэтому считаю, что туризм и экология неразделимы, в соответствии с этим мною разработана программа «Лесовичок» для учащихся начальной школы.
Программа представляет серию мероприятий (походы, экскурсии, прогулки, экологические викторины, акции, просмотры фильмов, исследования, наблюдения, игры, семинары и т. д.), которые помогут учащимся начальной школы воспитать культуру поведения в природе, укрепить своё здоровье, почувствовать значимость себя в окружающем их мире.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), занятия ведёт учитель начальных классов
Цель программы:
формирование у учащихся экологического мировоззрения и туристических навыков, базирующихся на знании, высокой нравственности и социальном сознании.
Задачи программы:
- углубить и расширить экологические знания и знания о туризме;
- привить начальные экологические и туристические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,
- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической и туристической деятельности;
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
- укрепить здоровье.
Оборудование для реализации программы:
- Краски, карандаши, маркеры, ватманы, альбомы;
- Палатка, котелок, компас, лопатка, лупа;
- Гербарии, коллекции, учебные видеофильмы;
- Компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор;
Планируемые результаты:
В результате освоения программы учащиеся должны знать: элементарные (первичные) сведения о созидательном и разрушительном воздействии на природу, об экологии растений и животных, о результатах воздействия человека на неживую и живую природу, о Красной книге и о природоохранных мероприятиях; топографические знаки, знаки бедствия, как правильно поставить палатку, как развести костёр.
Учащиеся должны получить навыки и уметь: наблюдать отдельные природные явления и процессы, отдельные результаты воздействия человека на природу; в меру возможности и объема полученных знаний анализировать экологическую ситуацию и делать соответствующие выводы; знать экологические правила поведения в природе (в лесу, на воде, во время туристических походов, прогулок и отдыха); прийти на помощь в трудной ситуации.
Тематический план программы
Программа составлена из расчета 34часа на учебный год, из них 20 час приходится на практические занятия.
Наименование разделов | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||||
Теория | Практи- ка | |||||||
1 | Растения и человек | 8 | 2 | 6 | Формулируем понятие о жизнедеятельности растений Запоминаем ядовитые растения Делаем вывод о факторах окружающей среды, влияющие на растения Обосновываем необходимость соблюдения правил поведения в природе. Представляем фотоальбом «Красота осени» | |||
2 | Животные и человек | 10 | 5 | 5 | Формулируем понятие о жизнедеятельности животных Запоминаем цепи питания Делаем вывод о факторах окружающей среды, влияющие на животных Обосновываем необходимость соблюдения правил поведения в природе . Представляем проект «Эти забавные животные» | |||
3 | Экология человека | 10 | 5 | 5 | Формулируем понятие здорового образа жизни, правил поведения Запоминаем опасные ситуации Делаем вывод об эволюции человека, как биологического и социального существа Обосновываем необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. Представляем стенгазету «Мой край» | |||
4 | Человек и природа | 6 | 2 | 4 | Анализируем последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности Перечисляем и характеризуем важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект) Предлагаем пути выхода из создавшейся ситуации Представляем статью на школьный сайт «В походе» | |||
Итого: | 34 | 14 | 20 |
Содержание курса
Растения и человек (8ч.)
Теоретические занятия: Жизненные формы растений. Природные явления в жизни растений. Жизнедеятельность растений. Значение растений для жизни на Земле, для человека. Лекарственные и ядовитые растения. Растения Красной книги. Условия жизни грибов и лишайников. Ядовитые грибы.
Практические занятия: 1.Исследовательская работа «Определение возраста деревьев». 2.Наблюдение за растениями в природе. 3. Исследовательская работа «Факторы влияющие на прорастание семян». 4. Распознавание ядовитых и съедобных грибов. 5. Работа на школьном участке. 6.Сбор лекарственных растений.
Экскурсия в лес.
Животные и человек (10ч.)
Теоретические занятия: Многообразие животных. Среды обитания. Пищевые связи. Животный мир и его значение для человека. Условия жизни диких животных. Жизнь домашних животных. Животные-путешественники. Чувства и ум животных. Семья и семейные группы животных. Взаимопомощь животных. Дружба человека и животных. Охрана диких животных. Зоопарки. Заповедники и национальные парки.
Практические занятия: 7.Ролевая игра «Поведение животных». 8. Ролевая игра «Пищевая связь». 9. Семинар «Животные Красной книги Омской области». 10.Изготовление кормушек и скворечников для птиц. 11. Фильм «Заповедники и национальные парки».
Экскурсия на ферму.
Экология человека (10ч.)
Теоретические занятия: Экология человека, его гигиена. Взаимоотношение людей. Человек - дитя природы. Образ жизни наших предков: жилище, домашняя утварь, одежда, питание, личная гигиена. Зависимость образа жизни от внешних условий. Значение для жизни человека семьи, коллектива, дружбы, творческого труда. Духовный мир человека.
Практические занятия: 12.Ролевая игра «Как не заболеть бактериями». 13. Ролевая игра «Как вести себя в обществе и в семье». 14. Исследовательская работа «Качество дома». 15. Исследовательская работа «Сезонная одежда». 16. Рисунки парков, скверов, цветников.
Экскурсия в магазин или на почту.
Человек и природа (6 ч.)
Теоретические занятия: Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека в природе. Экологические праздники и их значение для защиты природы.
Практические занятия: 17. Исследовательская работа «Изучение органолептических свойств воды». 18. Семинар «Проблема бытового мусора». 19. Озеленение территории школы. 20.Акция «Берегите природу!»
Туристический поход в лес или на берег реки.
Литература:
1. Алексеев, С. В., Груздева, Н. В. Практикум по экологии. – АО «МДС», 1996.
2. Ашихмина, Ю. Е., Школьный экологический мониторинг. – М.: «Агар», 2000.
3. Величковский, Б. Т., Кирпичев, В. И., Суравегина, И. Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. – М.: «Новая школа», 1997.
4. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа № 10 / 2006, с. 8-12.
5.Карпенко К.А., Королёва Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности// Журнал “Исследовательская работа школьников”. №1, 2002 г., с. 130 134.
6.Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников// Минск, ИООО
“Красико – Принт”, 2005 г.
7. Кузнецов, В. Н. Экология дома // Биология 1 сентября: газ. – 1990. – № 31.
8. Мансурова, С. Е., Кокуева, Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум. – М.: Владос, 2001.
9. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО МДС, 1996.
10. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Город без отходов // Биология в школе: журнал. – 2005. – № 3.
11.Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО “5 за знания”, 2008 г.
12.Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников “Малая Академия наук” // Волгоград, “Учитель”, 2008 г.
13. Пономарёва, О. Н. Методические рекомендации учебнику экологии // Биология в школе: журнал. – 2003. – № 1.
14.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.
15. Самкова, В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу» // Биология в школе: журнал. – 2001. – № 5, 7.
16. Фёдорова, М. Комнатные лекарственные растения // Биология 1 сентября: газ. – 2001. – № 42.
17. Энциклопедия комнатного цветоводства. – М.: Колос, 1993.
18. Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. – Волгоград: Центр экологического обучения, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...