Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3-4 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа кружка "Занимательная математика" для 3-4 класса для использования во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_3-4_kl.docx | 48.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21» города Калуги
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения ___________ /Е.Ю.Лысенкова/ Протокол №___ от «___» ____________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ___________/Л.В.Лосаберидзе / «___» ___________2013г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги __________ /М.Э. Севостьянова/ Приказ №______ от «___» ____________2013 г. |
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
2013/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Направление: общеинтеллектуальное
Составитель программы:
СВЕТНИК НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2013 г.
Оглавление
Пояснительная записка 3
Характеристика курса 3-4
Место курса в учебном плане 4
Планируемые результаты 4-5
Содержание разделов 5-7
Тематическое планирование 7-10
Материально-техническое обеспечение 10
Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Общая характеристика курса
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.
Программа курса состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже.
Место курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 68 учебных часов (по 34 ч – в третьем и четвертом классах). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Анализировать объекты с целью выделения признаков
Составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Содержание курса
3 класс
Арифметические забавы – 10 ч
Конкурс «Шагай, соображай».
Задачи, решаемые перебором.
Решение задач с конца.
Задачи на переливание.
Арифметическая смесь.
Задачи с затруднительным положением.
Несколько задач на планирование.
Задачи на промежутки.
Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.
Математическая лотерея.
Логика в математике – 13 ч
Чётность – нечётность, чёрное – белое.
Выигрышная стратегия.
Забавные исчезновения. Остроумный делёж.
Задачи на планирование действий, упорядочивание множеств.
Арифметические ребусы и лабиринты.
Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.
Некоторые старинные задачи.
Задачи, решаемые с конца.
Составление выражений по графу.
Принцип Дирихле.
Задачи на расстановки.
Слова-кванторы.
Ориентированные графы.
Задачи с геометрическим содержанием – 11 ч
Не отрывая карандаш…
Пентамино.
Зеркальное отражение. Симметрия.
Симметричное вырезание.
Геометрическая викторина.
Неоднозначные фигуры.
Плоские орнаменты (паркеты).
Игра – головоломка «Монгольская игра».
Историческая страничка.
Математический КВН.
Обобщение и закрепление изученного.
4 класс
Арифметические забавы – 7 ч
Цифры у разных народов.
Арифметические головоломки.
Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.
Некоторые старинные задачи.
Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.
Задачи, связанные с величинами.
Математический лабиринт.
Логика в математике – 20ч
Решение логических задач табличным способом.
«Истина». «Ложь». Графические модели.
Построение умозаключений.
Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.
Знакомство с задачами на перевозки.
Задачи на перевозки.
Анализ различных способов решения логических задач на перевозки.
Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.
Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.
Решение логических задач исследовательским методом.
Самостоятельное решение задач.
Выдвижение гипотез.
Решение логических задач через выдвижение гипотез.
Наглядное представление текстовых данных.
Истинные и ложные высказывания. Анализ гипотез.
Построение цепочки умозаключений.
Составление логических задач
Задачи с геометрическим содержанием – 7 ч
Задачи на разрезание и складывание фигур.
Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».
Геометрические головоломки.
Зашифрованная переписка (способ решётки).
Три способа прохождения лабиринта.
Геометрическая викторина.
Обобщение изученного. Подведение итогов.
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
Арифметические забавы – 10 ч | |||
1. | Конкурс «Шагай, соображай» | 1 | Выполняют перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям. Находят закономерности в последовательностях, составляют закономерности по заданному правилу. Применяют изученные знания и способы действий в измененных условиях. Выполняют задания поискового и творческого характера Переводят текст задачи на знаково-символический язык. Составляют математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей. Ищут и выбирают необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Конструируют несложные задачи. |
2. | Задачи, решаемые перебором | 1 | |
3. | Решение задач с конца | 1 | |
4. | Задачи на переливание | 1 | |
5. | Арифметическая смесь | 1 | |
6. | Задачи с затруднительным положением | 1 | |
7. | Несколько задач на планирование | 1 | |
8. | Задачи на промежутки | 1 | |
9. | Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами | 1 | |
10. | Математическая лотерея | 1 | |
Логика в математике – 13 ч | |||
11. | Чётность – нечётность, чёрное – белое | 1 | Выполняют перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям, выделяют существенные и несущественные признаки объектов Оценивают предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвуют в учебном диалоге, оценивают процесс поиска и результат решения задачи. Проводят рассуждения. Проверяют готовые решения, в том числе и неверные. Анализируют и оценивают готовые решения задачи, выбирают верные решения. Воспроизводят способы решения задач. Выбирают наиболее эффективные способы решения. Составляют аналогичные задачи и задания. |
12. | Выигрышная стратегия | 1 | |
13. | Забавные исчезновения. Остроумный делёж. | 1 | |
14. | Задачи на планирование действий, упорядочивание множеств | 1 | |
15. | Арифметические ребусы и лабиринты | 1 | |
16. | Логические задачи на поиск закономерности и классификацию | 1 | |
17. | Некоторые старинные задачи | 1 | |
18. | Задачи, решаемые с конца | 1 | |
19. | Составление выражений по графу | 1 | |
20. | Принцип Дирихле | 1 | |
21. | Задачи на расстановки | 1 | |
22. | Слова-кванторы | 1 | |
23. | Ориентированные графы | 1 | |
Задачи с геометрическим содержанием – 11 ч | |||
24. | Не отрывая карандаш… | 1 | Проводят линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделяют фигуру заданной формы на сложном чертеже. Составляют фигуры из частей. Определяют место заданной детали в конструкции. |
25. | Пентамино | 1 | |
26. | Зеркальное отражение. Симметрия | 1 | |
27. | Симметричное вырезание | 1 | |
28. | Геометрическая викторина | 1 | |
29. | Неоднозначные фигуры | 1 | |
30. | Плоские орнаменты (паркеты). | 1 | |
31. | Игра – головоломка «Монгольская игра». | 1 | |
32. | Историческая страничка | 1 | |
33. | Математический КВН. | 1 | Самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале, самостоятельно выстраивают план действий по решению учебной задачи изученного вида; осуществляют контроль с опорой на образец выполнения; самостоятельно оценивают выполненное задание по алгоритму. |
34. | Обобщение и закрепление изученного | 1 | |
ИТОГО | 34 часа |
4 класс
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
Арифметические забавы – 10 ч | |||
1. | Цифры у разных народов. | 1 | Моделируют в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; используют его в ходе самостоятельной работы. Объясняют (обосновывают) выполняемые и выполненные действия. Конструируют последовательность «шагов» (алгоритм) решения. Воспроизводят способ решения задачи. Сопоставляют полученный результат с заданным условием. Анализируют предложенные варианты решения задачи, выбирают из них верные. Выбирают наиболее эффективный способ решения задачи. |
2. | Арифметические головоломки. | 1 | |
3. | Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов. | 1 | |
4. | Некоторые старинные задачи. | 1 | |
5. | Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. | 1 | |
6. | Задачи, связанные с величинами. | 1 | |
7. | Математический лабиринт. | 1 | |
Логика в математике – 20 ч | |||
8. | Решение логических задач табличным способом. | 1 | Строят истинные высказывания, делают выводы, оценивают истинность и ложность высказываний. Решают задачи табличным способом. Анализируют тексты. Соотносят вербальные и графические модели. Строят умозаключения на основе анализа текстов, рисунков и их сравнения по цвету и размеру. Устанавливают соответствие между элементами множеств по логическому условию. Строят цепочки умозаключений. Знакомятся с табличным способом описания процессов перевозок, последовательностью записи действий. Анализируют возможные последствия действий, выбирают рациональные действия. Анализировать различные способы решения логических задач на перевозки с целью опреде- ления оптимальных. Соотносят текстовые описания, математические записи и графические модели, устанавливают соответствие между ними. Иллюстрируют текстовые описания графическими моделями. Учатся выдвигать и проверять гипотезы. Знакомятся со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Представляют процесс анализа гипотез в табличной форме, путем рассуждения по данному образцу. Работают по плану. Выдвигают и оценивают всевозможные гипотезы. Решают логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез. Соотносят графические модели с математическими и вербальными, и на этой основе решают логические задачи. Анализируют высказывания со связкой «если…, то…» и делают правильные выводы. Строят умозаключения по предложенной схеме, делают выводы из данных условий. Самостоятельно составляют логические задачи, представляют их. Оценивают задания по алгоритму. |
9. | «Истина». «Ложь». Графические модели. | 1 | |
10. | Построение умозаключений. | 1 | |
11. | Построение цепочки умозаключений. Рассуждения. | 1 | |
12. | Знакомство с задачами на перевозки. | 1 | |
13. 14. | Задачи на перевозки. | 2 | |
15. | Анализ различных способов решения логических задач на перевозки. | 1 | |
16. | Работа с математическими, вербальными и графическими моделями. | 1 | |
17. | Знакомство с исследовательским методом решения логических задач. | 1 | |
18. | Решение логических задач исследовательским методом. | 1 | |
19. | Самостоятельное решение задач. | 1 | |
20. | Выдвижение гипотез. | 1 | |
21. 22. | Решение логических задач через выдвижение гипотез. | 2 | |
23. | Наглядное представление текстовых данных. | 1 | |
24. | Истинные и ложные высказывания. Анализ гипотез. | 1 | |
25. | Построение цепочки умозаключений. | 1 | |
26. 27. | Составление логических задач | 2 | |
Задачи с геометрическим содержанием – 7 ч | |||
28. | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 1 | Анализируют расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Находят закономерности в последовательностях, составляют закономерности по заданному правилу. Упорядочивают объекты, устанавливают порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Моделируют объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществляют развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивают построенную конструкцию с образцом. Самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале, самостоятельно выстраивают план действий по решению учебной задачи изученного вида; осуществляют контроль с опорой на образец выполнения; самостоятельно оценивают выполненное задание по алгоритму. |
29. | Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту» | 1 | |
30. | Геометрические головоломки. | 1 | |
31. | Зашифрованная переписка (способ решётки). | 1 | |
32. | Три способа прохождения лабиринта. | 1 | |
33. | Геометрическая викторина. | 1 | |
34. | Обобщение изученного. Подведение итогов. | 1 | |
ИТОГО | 34 часа |
Материально-техническое обеспечение курса
Список литературы для педагога:
- О. И.Белякова Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.
- Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, - М.: Просвещение, 1988.
- Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.
- И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.
- Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.
- З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.
- Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.
- Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999.
- Л.А.Маш. Моя самая первая книжка по математике, -М.: Дрофа, 1995.
- В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.
- Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989.
- А.З.Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.
- А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык. – Киев,1990.
- С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10
Список литературы для детей:
- Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
- А.А.Свечников, П.И,Сорокин. Числа, фигуры, задачи. - М.,1997.
- Л.М.Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
- В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер.
Проектор.
Интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...