Программа воспитательной работы "Все вместе"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно- нравственного развития воспитания и социализации учащихся МБОУ Дульдургинская СОШ являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся начальных классов МБОУ «Дульдургинская СОШ»
Единым народом, Россией мы ощущаем себя, когда живём по единым ценностям, идеалами, нравственными принципами. Важнейшие ценности -справедливость, свобода личная и национальная, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, свобода предпринимательства; жизнь человека; Межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье в условиях школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospit_programma_1_b_klass_2015-2016.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дульдургинская средняя общеобразовательная школа »
«Рассмотрено» МО учителей начальных классов _______________201___г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР __________/Доржиева Е.Б./ «___»____________201___г. | «Утверждаю» Директор _____________/Моритуев Б.Б../ «___»__________201___г. |
Программа
воспитательной работы
«Все вместе»
1 Б класс
Классный руководитель: Моритуева О.Э.
Дульдурга
2014
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно- нравственного развития воспитания и социализации учащихся 1 класса МБОУ Дульдургинская СОШ являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся начальных классов МБОУ «Дульдургинская СОШ»
Единым народом, Россией мы ощущаем себя, когда живём по единым ценностям, идеалами, нравственными принципами. Важнейшие ценности -справедливость, свобода личная и национальная, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, свобода предпринимательства; жизнь человека; Межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье в условиях школы.
Инновационным понятием в Программе является понятие «уклад школьной жизни»
Уклад школьной жизни класса интегрирован в урочную, внеурочную,
внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни класса принадлежит:
- учителю (классному руководителю) Романовой Н.П.;
- учителю физкультуры Кругловой Т.В.;
- родителям учащихся.
Программа «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса» содержит 6 разделов:
- «Цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся »;
- «Ценностные установки духовно-нравственного воспитания и
социализации школьников»
- «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся »
- «Содержание духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся»;
- «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по
духовно-нравственному воспитанию и социализации учащихся »;
- «Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и социализации
учащихся начальной школы»
I. Цели и задачи духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации учащихся
Цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены задачи воспитания и социализации учащихся 1 класса:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм ;
- формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
II. Ценностные установки духовно-нравственного воспитания и социализации школьников
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей.
Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм(любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
служение Отечеству); - гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество);
- здоровье физическое и здоровый образ жизни.
III. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся
Организация развития, воспитания и социализации учащихся 1 класса в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
№ п/п | Направления | Ценности |
1. | Я люблю Отечество... Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека | Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям. |
2. | Доброту откроет сердце Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира |
з. А | Делу - время, потехе - час Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. . | Трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость. |
4. | Спорт и здоровье Формирование ценностного отношения к - здоровью и здоровому образу жизни. | Здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни. |
5. | Свет родных берёз Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). | Жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля |
6. | Добрые традиции моего дома Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). | Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество |
IV. Содержание духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся
4.1. Современные особенности воспитания и социализации учащихся
Первоклассники требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом,
педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.
Программа воспитания и социализации учащихся направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада жизни класса.
Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.
Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример - это персонифицированная ценность.
4.2. Задачи воспитания и социализации учащихся
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и %
обязанностям человека:
- представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе
субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку
межнационального общения;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории
России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России,
населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
- любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в
населенном пункте, на природе;
- отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к
невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- различение хороших и плохих поступков;
- знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
- почтительное отношение к родителям;
- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и
младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться
«волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- первоначальные навыки коллективной работы;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи,
педагогов, сверстников;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его
образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение
здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных
соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание
активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам,
выставкам;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
4.3. Виды деятельности и формы занятий с учащимися
Я люблю Отечество...
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление
с государственной символикой – Гербом, Ф лагом Российской Федерации, гербом
и флагом субъекта Российской Федерации;
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных
людей, явивших примеры гражданского служения;
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством,
этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта;
- участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов,
проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества,
подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и
спортивных соревнований, сюжетно -ролевых игр на местности, встреч с
ветеранами и военнослужащими.
Урочная | Внеурочная | Внеклассная и | Работа с семьей |
деятельность | деятельность | внешкольная деятельность | |
- Уроки | - Посещение | - Конкурсная | - Привлечение родителей |
окружающего | школьного | программа « А ну-ка, | к организации и |
мира | музея | мальчишки» | проведению мероприятий |
- Уроки | - Программа | - Месячник Пожилого | по воспитанию |
литературного | «Моя малая | человека | патриотизма - Месячник |
чтения | Родина» | - Информационная | Пожилого человека |
- Конкурс | - Проект « Моя | беседа «Ваши | Родительское собрание |
рисунков « Моё | родословная» | обязанности в школе и | « Школа - мой дом», |
село», | дома» | « Семья глазами | |
- Чтение | - Кл. час «Дети войны» | ребенка» | |
рассказов о ВОВ | - КТД « Никто не | - Совместная | |
забыт, ничто не | деятельность «День | ||
| забыто» | Защитника Отечества» |
Доброту откроет сердце
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на
формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения,
игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
- ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;
- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях).
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внеклассная и внешкольная деятельность | Работа с семьей |
- Уроки литературного чтения | -Урок этики «Волшебные слова» -Беседа «О жадности» - Проект «Я-и мир вокруг | -Беседа «Я и моя семья» | -Родительское собрание « Семья глазами ребенка» - Совместная деятельность «День семьи» |
Делу - время, потехе - час
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- получение первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
- участие в экскурсиях по микрорайону, городу, в ходе которых дети знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
- формирование первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, г и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
- приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов;
- приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома.
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внеклассная и внешкольная деятельность | Работа с семьей |
Учебная деятельность ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями, способами работы с материалами, на художественно- творческую деят-ть и предполагает овладение школьниками опытом трудовой деятельности на уроках технологии и изо (смотри планирование). Окружающий мир. Как путешествует письмо» (экскурсия на почту) | - Выставки и - Участие в - Игра «Трудимся | -Беседа «Мы теперь ученики, а это значит...» -Встречи с народными умельцами -Участие в субботниках - Уход за - Акция «Чистая | Родительское собрание «Семейные традиции и способность ребёнка трудиться». - Знакомство с - Привлечение |
Спорт и здоровье
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
- участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
- практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных
- секциях школы и внешкольных учреждений,
- при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
- получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений).
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внеклассная и внешкольная деятельность | Работа с семьей |
- Уроки окружающего - Уроки физической культуры | - Программа «Школа здоровья» -Спортивные соревнования «Весёлые старты» | -Беседа «Режим дня» - Практикум «Как стать Неболейкой» | -Родительское собрание «Режим дня в жизни первоклассника» |
Свет родных берёз
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание):
- получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного \поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
- получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности школьных экологических центров.
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внеклассная и внешкольная деятельность | Работа с семьей |
- Уроки окружающего мира - Уроки литературного | -Беседа «Мир вокруг меня. Какой он?» -Экологическая экспедиция «Мой дом, мой двор, моя улица» | -Экскурсия в зоопарк - Акция - Акция | Привлечение родителей к: - организации поездки в зоопарк; -совместной экскурсии на природу |
Добрые традиции моего дома
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных
ценностях культуры России, культур народов России;
- ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного
края;
- обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что
окружает учащихся в пространстве школы и дома;
- получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой
деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного
творчества (на уроках ИЗО и технологии).
Урочная | Внеурочная | Внешкольная | Работа с семьей |
деятельность | деятельность | деятельность | |
-Уроки | Проектная | -Посещение | -Родительское |
литературного | деятельность | районного | собрание |
чтения | Краеведческого | «Роль семьи в | |
Классные часы: | музея | воспитании | |
-Уроки | -«Хорошая книга - | нравственных | |
изобразительного | твой друг на всю | -Концерт, | ценностей» |
искусства | жизнь», | посвященный Дню | |
- «Мои любимые | учителя «Кто щедро | -Тест для родителей | |
-Уроки музыки | сказки», | дарит знания и | «Каков ваш |
свет». | творческий | ||
- уроки технологии | -Викторина «Откуда | потенциал?» | |
пошла Азбука», | -Посвящение в | ||
читатели «Мы - | -Привлечение | ||
юные читатели» | родителей к участию в | ||
-КТД «Масленица» | творческих выставках - Концерт, посвященный Дню Матери «Загляните в мамины глаза» |
V. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному воспитанию и социализации учащихся
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей.
Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей.
Повышение педагогической культуры родителей
Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов
нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической
культуры родителей согласованы с планами воспитательной работы школы.
В системе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы: родительское собрание, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников.
Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов
нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение
педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших
направлений воспитания и социализации младших школьников.
VI. Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся начальной школы
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания и социализации обеспечивается достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получит обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;
- эффекта - последствия результата, того, к чему приведет достижение результата (развитие обучающегося как личности).
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов (приобретение школьником социальных знаний путем первичного понимания повседневной жизни) - уровень освоения учащимися 1 класса. Для достижения этого уровня особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Моя задача поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.
Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов.
Уровень | Особенности возрастной категории | Действия педагога |
1 уровень (1 класс) Приобретение школьником социальных знаний | Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность | Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению) |
Данная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов первого уровня по каждому из направлений воспитания:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-
историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку,
народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к
старшему поколению; - первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества,
национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в срответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой
деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в
доступных видах творчества.
Критерии результативности
Уровни результата и критерии | Воспитание гражданственности | Воспитание нравственных чувств | Воспитание трудолюбия | Здоровый образ жизни | Эстетическое воспитание | Отношение к природе |
1 уровень Знания, представления | Высокий - 50% Средний - 50% | Высокий - 50% Средний - 50% | Высокий - 70% Средний- 30% | Высокий- 70% Средний- 30% | Высокий- 60% Средний- 40% | Высокий - 75% Средний- 25% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"
Данная программа направлена на сотрудничество классного руководителя и родителей на начальном этапе обучения и воспитания....
Программа воспитательной работы в начальных классах «Счастливы ВМЕСТЕ»
Программа воспитательной работы в начальной школе, с тематическим планированием работы....
Программа воспитательной работы "Вместе весело шагать..."
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном у...
Программа воспитательной работы "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"
Данная программа призвана просвещать родителей по вопросам психологии и педагогики (составлению грамотной диагностики (предварительной, оперативной, итоговой); планированием коррекционной работы, т.е....
Программа воспитательной работы "Все вместе" 1-4 класс
Программа воспитательной работы «Все вместе», предназначена для учащихся 1-4 классов Нечкинской средней общеобразовательной школы Сарапульского района УР, рассчитана на 4 года. Программа открывает шир...
Программа воспитательной работы "Мы вместе!"
Данная программа разработана для 4 класса....
Программа воспитательной работы "Вместе весело шагать" 1 класс на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа в помощь классному руководителю начальной школы...