Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
рабочая программа на тему
Разработка рабочей программы кружка "Занимательная математика" для начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zm.docx | 51.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64
Утверждено Принято на
Приказом директора МБОУ СОШ №64 педагогическом Совете
От 2.09.2014 № 232 – О МБОУ СОШ № 64
Директор МБОУ СОШ № 64 Протокол № 1 от 29.08.2015
________________М. В. Зеленова
Дополнительная образовательная программа
«Занимательная математика»
Срок реализации – 1 год
Возраст детей 6 – 11 лет
Автор: Лаврентьева Н. А.
Учитель начальных классов
Нижний Новгород
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Актуальность программы кружка «Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой. Изменения в авторскую программу не внесены.
Цель и задачи программы
Цель - развивать математический образ мышления.
Задачи:
➢ расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
➢ расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
➢ оптимальное развитие математических способностей у учащихся;
➢ развитие у детейумения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
➢воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Организационно – педагогические основы обучения
Продолжительность занятий:
- в 1 классе – 35 минут,
- во 3-4 классах – 40 минут.
Продолжительность учебного года:
- в 1 классе – 33 учебные недели,
- во 3-4 классах – 34 учебные недели.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения учащиесядолжны знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• исторические моменты развития математической науки.
По окончании обучения учащиесядолжны уметь:
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять нестандартные методы при решении программных задач.
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решенияучащимися задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математических играх и олимпиадах;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Личностные,метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика»
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины.
- Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
- Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
- Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
- Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
- Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
- Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
- Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
- Занимательные задания с римскими цифрами.
- Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:
- «Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
- Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
- Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
- Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ.
- Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
- Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
- Игры «Крестики-нолики», «Морской бой»
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применятьизученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнятьпробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оцениватьпредъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы:
1. Ефремушкина О.А. «Школьные олимпиады для начальных классов» Ростов –на- Дону «Феникс» - 2006
- Рудницкая В.Н. «Тесты по математике» М.: Изд-во «Экзамен», 2011
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Пупышева О.Н. «Олимпиадные задания» 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2006
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Быкова Т.П. «Нестандартные задачи по математике»М.: Изд-во «Экзамен», 2013
- Ефимова А.В., Гринштейн М.Р. «212 задач и примеров по математике»-СПб.: Изд-й Дом «Литера», 2013
- Хиленко Т.П. «Типовые задачи по формированию УУД» - М. Просвещение, 2012
Тематическое планирование 1 класс
№ п/ п | Дата | Название раздела, тема занятия | Кол – во часов | Примеч |
1 | 2.09 | Математика – это интересно | 1 | |
2 | 9.09 | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | |
3 | 16.09 | Путешествие точки | 1 | |
4 | 23.09 | Игры с кубиками | 1 | |
5 | 30.09 | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | |
6 | 7.10 | Волшебная линейка | 1 | |
7 | 14.10 | Праздник числа 10 | 1 | |
8 | 21.10 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | |
9 | 28.10 | Игра – соревнование «Веселый счет» | 1 | |
10 | 11.11 | Игры с кубиками | 1 | |
11-12 | 18.11; 25.11 | Конструкторы лего | 2 | |
13 | 2.12 | Веселая геометрия | 1 | |
14 | 9.12 | Математические игры | 1 | |
15-16 | 16.12; 23.12 | «Спичечный» конструктор | 2 | |
17 | 13.01 | Задачи – смекалки | 1 | |
18 | 20.01 | Прятки с фигурами | 1 | |
19 | 27.01 | Математические игры | 1 | |
20 | 3.02 | Числовые головоломки | 1 | |
21-22 | 17.02; 24.02 | Математическая карусель | 2 | |
23 | 3.03 | Уголки | 1 | |
24 | 10.03 | Игра в магазин. Монеты | 1 | |
25 | 17.03 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | |
26 | 7.04 | Игры с кубиками | 1 | |
27 | 14.04 | Математическое путешествие | 1 | |
28 | 21.04 | Математические игры | 1 | |
29 | 28.04 | Секреты задач | 1 | |
30 | 5.05 | Математическая карусель | 1 | |
31 | 12.05 | Числовые головоломки | 1 | |
32-33 | 19.05; 26.05 | Математические игры | 2 |
Тематическое планирование 2 класс
№ п/ п | Дата | Название раздела, тема занятия | Кол – во часов | Примеч |
1 | Удивительная снежинка | 1 | ||
2 | Крестики – нолики | 1 | ||
3 | Математические игры | 1 | ||
4 | Прятки с фигурами | 1 | ||
5 | Секреты задач | 1 | ||
6 – 7 | «Спичечный» конструктор | 2 | ||
8 | Геометрический калейдоскоп | 1 | ||
9 | Числовые головоломки | 1 | ||
10 | «Шаг в будущее» | 1 | ||
11 | Геометрия вокруг нас | 1 | ||
12 | Путешествие точки | 1 | ||
13 | «Шаг в будущее» | 1 | ||
14 | Тайны окружности | 1 | ||
15 | Математическое путешествие | 1 | ||
16-17 | «Новогодний серпантин» | 2 | ||
18 | Математические игры | 1 | ||
19 | «Часы нас будят по утрам…» | 1 | ||
20 | Геометрический калейдоскоп | 1 | ||
21 | Головоломки | 1 | ||
22 | Секреты задач | 1 | ||
23 | «Что скрывает сорока?» | 1 | ||
24 | Интеллектуальная разминка | 1 | ||
25-27 | Дважды два – четыре | 3 | ||
28 | В царстве смекалки | 1 | ||
29 | Интеллектуальная разминка | 1 | ||
30 | Составь квадрат | 1 | ||
31-32 | Мир занимательных задач | 2 | ||
33 | Математические фокусы | 1 | ||
34 | Математическая эстафета | 1 |
Тематическое планирование 3 класс
№ п/ п | Дата | Название раздела, тема занятия | Кол – во часов | Примеч |
1 | 4.09 | Интеллектуальная разминка | 1 | |
2 | 11.09 | «Числовой» конструктор | 1 | |
3 | 18.09 | Геометрия вокруг нас | 1 | |
4 | 25.09 | Волшебные переливания | 1 | |
5 – 6 | 2.10; 9.10 | В царстве смекалки | 2 | |
7 | 16.10 | «Шаг в будущее» | 1 | |
8 – 9 | 23.10; 30.10 | «Спичечный» конструктор | 2 | |
10 | 13.11 | Числовые головоломки | 1 | |
11-12 | 20.11; 27.11 | Интеллектуальная разминка | 2 | |
13 | 4.12 | Математические фокусы | 1 | |
14 | 11.12 | Математические игры | 1 | |
15 | 18.12 | Секреты чисел | 1 | |
16 | 25.12 | Математическая копилка | 1 | |
17 | 15.01 | Математическое путешествие | 1 | |
18 | 22.01 | Выбери маршрут | 1 | |
19 | 29.01 | Числовые головоломки | 1 | |
20-21 | 5.02; 12.02 | В царстве смекалки | 2 | |
22 | 19.02 | Мир занимательных задач | 1 | |
23 | 26.02 | Геометрический калейдоскоп | 1 | |
24 | 5.03 | Интеллектуальная разминка | 1 | |
25 | 12.03 | Разверни листок | 1 | |
26-27 | 19.03; 2.04 | От секунды до столетия | 2 | |
28 | 9.04 | Числовые головоломки | 1 | |
29 | 16.04 | Конкурс смекалки | 1 | |
30 | 23.04 | Это было в старину | 1 | |
31 | 30.04 | Математические фокусы | 1 | |
32-33 | 7.05; 14.05 | Энциклопедия математических развлечений | 2 | |
34 | 21.05 | Математический лабиринт | 1 |
Тематическое планирование 4 класс
№ п/ п | Дата | Название раздела, тема занятия | Кол – во часов | Примеч |
1 | 4.09 | Интеллектуальная разминка | 1 | |
2 | 11.09 | Числа - великаны | 1 | |
3 | 18.09 | Мир занимательных задач | 1 | |
4 | 25.09 | Кто что видит? | 1 | |
5 | 2.10 | Римские цифры | 1 | |
6 | 9.10 | Числовые головоломки | 1 | |
7 | 16.10 | Секреты задач | 1 | |
8 | 23.10 | В царстве смекалки | 1 | |
9 | 30.10 | Математический марафон | 1 | |
10-11 | 13.11; 20.11 | «Спичечный» конструктор | 2 | |
12 | 27.11 | Выбери маршрут | 1 | |
13 | 4.12 | Интеллектуальная разминка | 1 | |
14 | 11.12 | Математические фокусы | 1 | |
15-17 | 18.12; 25.12; 15.01 | Занимательное моделирование | 3 | |
18 | 22.01 | Математическая копилка | 1 | |
19 | 29.01 | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | |
20 | 5.02 | «Математика – наш друг!» | 1 | |
21 | 12.02 | Решай, отгадывай, считай | 1 | |
22-23 | 19.02; 26.02 | В царстве смекалки | 2 | |
24 | 5.03 | Числовые головоломки | 1 | |
25-26 | 12.03; 19.03 | Мир занимательных задач | 2 | |
27 | 2.04 | Математические фокусы | 1 | |
28-29 | 9.04; 16.04 | Интеллектуальная разминка | 2 | |
30 | 23.04 | Блиц – турнир по решению задач | 1 | |
31 | 30.04 | Математическая копилка | 1 | |
32 | 7.05 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | |
33 | 14.05 | Математический лабиринт | 1 | |
34 | 21.05 | Математический праздник | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...