Конспект урока по окружающему миру по теме «Основной закон России, права и обязанности человека»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Евдасева Ирина Вячеславовна

Вашему вниманию предлагается разработка конспекта урока по окружающему миру по теме "Основной закон России, права и обязанности человека" для учащихся 4 - х классов. Также это занятие можно использовать и как материал кружковой работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_konspekt_uroka.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Тема урока: «Основной закон России, права и обязанности человека»

Цель: дать первоначальные представления о понятиях «гражданин», «права граждан», «права детей», «обязанности школьников».

Задачи:

  • понимание особой роли России, формирование любви и уважения к ней;
  • овладение навыками смыслового чтения текста учебника в  соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: брошюры Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, музыкальные фрагменты песен,

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 - То, о чем мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям.

Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживете ее радостно и счастливо.

  1. Актуализация знаний учащихся.

 - Как обращается к народу Президент?(высказывания детей)

- Кто такой «гражданин»? (высказывания детей)

- Откройте словарь С. И. Ожегова, найдите объяснение.

- Какова же тема нашего урока? Сформулируйте цели?

  1. «Открытие» учащимися нового знания.

 Игра «Дополни»

 - А сейчас мы с вами немного поиграем. Каждая команда получает лист с заданием (для проверки).

Ваша задача: в предложенную схему подписать слова из данных в столбиках (приложение 1), (дети работают в группах по 4 человека).

Беседа о правах детей.

- Скажите, гражданами какой страны мы являемся?

- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права?

- Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление». Вот она (учитель показывает книгу).

- А какие права мы имеем как граждане России?

- У граждан России есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. Попробуйте доказать, что те права, которые вы назвали, действительно существуют.

  1. Первичное закрепление.

 «Путешествие в сказку»

- Сейчас мы совершим небольшое путешествие по сказкам. Герои их могли бы также воспользоваться своим правом, если бы знали «Конституцию».

Ваша задача: определить, каким право воспользовались герои той или иной сказки.  

Ситуации из сказок.

  • «Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»

Буратино: «Не имеешь права лишать меня имущества», (ст.17)

  • Волк: «Колобок, Колобок, я тебя съем»

Колобок: «Не имеешь право посягать на мою жизнь», (ст.3)

  • Волк: «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся»

Козлята: «Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно», (ст.12)

  • Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить»,

Машенька: «Не имеешь права посягать на мою свободу», (ст. 4)

  • Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте его мне!»

Волчица: «не имеешь права лишать его жизни», (ст.3)

  1. Музыкальная минутка.

- Вспомните знакомые вам песни, о каких правах в них идет речь?

  • «Я люблю, тебя жизнь, что само по себе и не ново…» (право на жизнь)
  • «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь, учат в школе…» (право на образование)
  • «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку» (право на труд)
  • «Закаляйся, если хочешь быть здоров, постарайся позабыть про докторов» (право на охрану здоровья»
  • «Голубой вагон», «Песня Красной Шапочки» (право на свободу передвижения)
  1. «Открытие» учащимися нового знания.

  Беседа об обязанностях детей.

 - Однако не все зависит от родителей. Во много ответственны за свои поступки и вы сами. Мы поговорим не только о правах, но и об обязанностях, так как обязанностей без прав не бывает.

- Как вы думаете, что такое обязанности? (высказывания детей)

Обязанность – это все то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.

- У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности.

Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определенные обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.

Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду, в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное – помнить о своих обязанностях.

У нас есть домашние обязанности, школьные (высказывания детей)

Беседа о Конвенции о правах ребенка и о нормативных документах.

- вы уже знаете, что такое права и обязанности ребенка, а интересно ли вам узнать, почему люди решили защищать права детей?

В начале 20 века во многих странах мира дети жили в плохих условиях: они работали, часто болели, не учились. Тогда взрослые задумались над тем, как защитить детей.

В 1923 году Международный союз спасения детей подготовил Женевскую Декларацию прав ребенка.

Декларация – это объявление, заявление правительства, а Женевской назвали ее по месту ее принятия – в городе Женеве.

Это был первый документ о защите детей, в котором не были охвачены все стороны жизни ребенка, его права были определены не достаточно четко.

Позже складывались все новые и новые декларации.

«Всеобщая декларация прав человека» - 1948 год.

«Декларация прав ребенка» - 1959 год.

Правительства различных государств стали больше внимания уделять вопросу защиты детей.

Тем не менее, ученые на основе своих наблюдений, пришли к выводу о том, что

  • дети – незащищенная, бесправная часть населения.
  • их могут обидеть взрослые
  • в ряде государств дети не могут получить образование.

Начали разрабатывать Конвенцию (соглашение, международный договор) о правах ребенка. Конвенция вступила в силу в 1990 году.

Основные требования Конвенции:

Выживание. (Это право ребенка на жизнь, на медицинское обслуживание, на заботу о нем).

Развитие. (каждому ребенку дано право развивать свои способности. Для этого надо создать условия для получения ребенком образования, для отдыха и др.).

Активное участие в жизни общества. (Это право личности на участие в культурной жизни, на выражение своего мнения, на свободу мысли).

Защита прав. (Это требование обеспечивает защиту прав детей.Особыми правами пользуются дети – инвалиды, дети – сироты).

- В Российской федерации есть свои документы, в которых описаны права ребенка. Давайте познакомимся более подробно с этими документами. (показ документов)

Российские документы о правах ребенка.

  • Конституция РФ
  • Семейный кодекс РФ
  • Уголовный кодекс РФ
  • Гражданский кодекс РФ и др.
  1. Вторичное закрепление.

Игра «Собери цветы»

- Я креплю на магнитную доску серединки ромашек.

Одна ромашка – «Законы о правах человека», другая – «обязанности учащихся». Лепестки ромашек от ветра разлетелись и перемешались.

Ваша задача: каждый лепесток правильно прикрепить к серединке.

(По одному выходят обучающиеся, читают надпись на лепестке и крепят к нужной ромашке. Остальные дети проверяют, исправляют, обосновывают выбор).

  1. Работа по учебнику и тетради.

- Откройте учебник на стр. 156 («Окружающий мир» А. А, Плешаков) и рабочую тетрадь на стр. 58 – 59. Пользуясь учебником, выполните задание № 2(стр. 58) и № 2 (стр.59).

  1. Работа в группах. Тестирование.

Во время тестирования каждый из вас проверит свои знания.

Тест «основной Закон России и права человека». Ключ к тесту вы найдете на доске.

  1.  Рефлексия.

 - Встаньте те дети, кто сегодня на уроке пополнил «багаж»  своих знаний.

- расскажите, какие знания вы унесете с собой.

- Да, ребята, сегодня вы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.

  1. Домашнее задание.

  Дома вам предстоит выбрать материал, который касается темы нашего сегодняшнего урока на стр. 156 – 159, 164 – 166, найти дополнительную информацию и подготовить отчет о работе в виде презентации, стенгазеты, книжки – малышки и т.д.

Учитель назначает организаторов и дает темы («Права», «Обязанности», «Документы», «Конституция» и др.) организаторы набираю себе команду и выбираю тему для совместной работы.

Приложение 1.

права                                            культурой и языком                                      

обязанности                                богатства

свою родину                               Отчизну

природу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Основной закон России и правао человека" ( УМК "Школа России" учебник А.А. Плешаков)

С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и вявить слабые места....

Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс

Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Начинаем путешествие из Сергиева Посада» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое к...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Путешествие завершается» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России (2-ой час)", 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое золотое кольцо России; города, к...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Основной закон и права человека", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о правах человекаЗадачи урокаДидактические:Познакомить с Конституцией РФ;Фор...