Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы
консультация
Вопрос о гражданской идентичности ребенка в условиях современной жизни, как никогда актуальна. Ребенок теряется среди массы информации обрушившейся на него, нехватки времени у родителей для бесед с ним, негативного влияния на него средств массовой информации. Среди родителей распростронена миграция, т.е многие отправляются на работу в другие города, а то и страны. Другие родители если и находятся дома, то вынуждены работать по 12 -14 часов, чтобы обеспечить семью. Ни о каких соместных праздниках, беседах по душам, знакомства с национальными традициями не идёт и речь. Поэтому показать важность знания о своих корнях, традициях своего народа, принадлежности к огромной стране ложиться на школу и учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЁРСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Подготовила:
Рябова Галина Викторовна,
учитель начальных классов
МКОУ Савинской общеобразовательной
школы
Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школах в сторону их поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа составляют реалии жизни нашего государства
Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков. Однако без взаимодействия и сотрудничества с важнейшим институтом социализации личности – семьей – эффективное воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире не могут быть реализованы в полном объеме.
Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие:
- общее историческое прошлое (общая судьба), существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;
- самоназвание гражданской общности;
- общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;
- общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;
- переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.
Формирование гражданской идентичности осуществляется различными институтами социализации (школа, общ. организации, учреждения доп. образования, культура и спорт, средства массовой информации и т.д.). В семье закладывается основы нравственной личности . Поскольку именно она является своеобразной первичной средой, приобщающей ребёнка к опыту того или иного общества, именно в ней формируются представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения , необходимых для успешного функционирования человека в обществе. Очень важно , чтобы ребёнок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы, а трансформировал их в насыщенные личностные смыслы, ценности, реализуемые в индивидуальных формах гражданского и социального поведения. Сама семья не является пассивным транслятором социальных ролей и типичных для них шаблонов поведения, она преломляет их в индивидуальном опыте жизни каждого поколения, создаёт свои уникальные внутрисемейные представления о том, что такое Отечество, малая Родина, семья. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентичности каждого конкретного ребёнка.
Однако сегодня существуют серьёзные риски, связанные с недостаточной информированностью многих родителей в вопросах воспитания и развития личности , социального сиротства и т.п) негативно сказалась на её воспитательном потенциале. Наблюдается процесс отчуждения семьи от образовательных учреждений, усиливается недоверие родителей к школе, имеет место неадекватное отношение родителей учащихся к педагогам. Исследования, проведенные среди родителей, выявили непонимание многими из них значимости воспитания у детей гражданских качеств, терпимости к иному мнению, что является следствием деформации родительского сознания в условиях размытости и неопределённости ценностных ориентиров в обществе, а также недостаточные знания родителей учащихся в области педагогики и детской психологии.
В современных условиях особую актуальность приобретает проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка, привитие ребёнку таких нравственных качеств, как уважение к окружающим людям, порядочность, честность, готовность к преодолению трудностей и жизненному оптимизму.
На сегодняшний день отсутствуют специальные исследования по вопросам психолого – педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности в рамках развития социального партнёрства семьи и школы, не проводилось всестороннего изучения семьи как фактора воспитания и взаимодействия со школой в условиях модернизации российского образования и становления гражданского общества.
Гражданскую идентичность можно определить с двух разных точек зрения как:
- осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл;
- феномен надындивидуального сознания, признак ( качество ) гражданской общности, характеризирующее её как коллективного субъекта. Эти два определения не взаимоисключают друг друга, а акцентируют внимание на различных аспектах гражданской идентичности: со стороны личности и со стороны общества.
Структура гражданской идентичности, как и другого вида идентичности, включает в себя 4 основных элемента:
-когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности;
- ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности ;
- эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых;
- поведенческий – участие в общественно – политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.
Задачи формирования гражданской идентичности в начальной школе.
Ценностные нормативные характеристики личности как идеального представителя гражданского общества, обеспечиваемые мероприятиями по формированию гражданской идентичности, этнической идентичности, общечеловеческой идентичности включает в себя:
- осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;
- гражданский патриотизм;
-установка на принятие ценностей своей национальной культуры, культуры « малой родины»толерантность к иному мнению, великодушие.
-готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий,
В основе взаимодействия семьи и школы в воспитании и социализации учащихся лежат следующие основополагающие правила:
- согласованность целей семьи и школы в воспитании и социализации учащихся;
- единство требований всех субъектов образовательного процесса, их совместная деятельность во все более разнообразных форматах;
- единство права и ответственности школы и родителей за их воспитание;
-чередование и смена видов совместного труда, его общественно – полезная направленность;
- изучение и учёт условий среды жизнедеятельности ребёнка.
Для эффективной подготовки родителей в условиях развёртывания социального партнёрства школы и семьи по продвижению гражданской идентичности необходимы следующие организационно – педагогические условия:
- готовность педагогов к партнёрству с семьёй;
- разработка организационных форм подготовки родителей;
- разработка учебно – методических и консультативных материалов по Определеныпоказатели сформированности гражданской идентичности:
-позитивное мировосприятие мира и своего места в нём;
- отношение к Родине как гражданина своей страны;
-знание о территории и границах России, её географических особенностях,знание основных исторических событий развития государственности и общества, знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
-знание государственной символики;
-знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
-знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций;
-освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
-ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархия;
- экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-чувство патриотизма и гордости за свою страну;
-уважение и принятие других народов России и мира;
-уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим ;
-уважение ценностей семьи, любовь к природе;
-участие в общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях;
-выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
-умение вести диалог на основе равноправных отношений;
-выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе;
-участие в общественной жизни;
-умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально - исторических условий.
Таким образом , на основе требований ФГОС к личностному развитию детей выделяются целевые приоретиты родителей и критерии оценки сформированности гражданской идентичности.
Для оценки сформированности гражданской идентичности даны диагностические материалы: «С чего начинается Родина», «Кто я?», « Цветопись».
Литература:
1.Асмолов А.Г., Карабанова О.А.,Марцинковская Т.Д.
« Учебно – методические материалы для педагогов различных степеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы»
ФИРО, Москва,2012г
2.Алфёров А.Д.
« Психология развития школьника»,Ростов – на –Дону,2000г.
3.Антонов А.И.
« Социология семьи»,Москва, 1996г.
4.Винникотт Д.В.
« Разговор с родителем»,Москва, НФ « Класс», 1995г.
5.Гиппенрейтер Ю.Б.
« Общаться с ребёнком. Как?»,Москва, МАСС МЕДИА, 1995г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"
Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....
Работа классного руководителя в социальном партнерстве с семьей в социальном партнерстве с семьей.
Выступление на районной конференции...
Приобретение школьниками социальных знаний и социального опыта в условиях общеобразовательной школы
Презентация для выступления на МО...
Работа «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Гармония», направленная на решение социальных проблем по духовно-нравственному воспитанию.
Описание работы нашего учреждения, опыт работы воспитателя по авторской программе....
Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.
Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается специальными службами сопровождения. ...
Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.
Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается специальными службами сопровождения Обеспеч...