Внеклассное мероприятие " Лес наше богатство"
план-конспект на тему

Кирпиченкова Оксана Анатольевна

Экологический утренник-научит познавать ,расширять знания детей о лесе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les.doc326.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ

 «Лес наше богатство»

                                                  В Башкортостане проходит акция "Посади свое дерево"

Разработала : Кирпиченкова О.А.

 учитель начальных классов

2015год

Тема: Экологический  утренник «Лес наше богатство»

Цель: учить познавать, расширять знания детей о лесе, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу, учить видеть прекрасное в окружающей природе;

Оборудование: две корзинки, картинки грибов, картинки деревьев, картинки лекарственных растений, экологические знаки, портрет М.М.Пришвина, картинка леса.

Рефлексия. У кого сегодня бодрое настроение – поднимите ладошки вверх, а у кого грустное – ладошки вниз.

Ход утренника:

Учитель: Богатырь стоит богат.

Угощает всех ребят.

Сашу – земляникой,

Таню – костяникой.

Наташу орешком,

Сережу – сыроежкой,

Леночку – малиной,

Алешу – хворостиной.

Что – это за богатырь? (лес)

Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом – лесом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нем, и он еще далекий для нас, так как вам еще не раз предстоит встреча с прекрасным, миром, полным сказок. Чудес, красоты! Когда мы говорим о нашей Родине, мы не можем представить ее без величественных лесов Сибири, без тенистых дубрав, без светлых березовых рощ нашего края. В лесу все прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Это хорошо понимали русские писатели и поэты, которые воспевали в своих произведениях красоту леса, родной природы. О лесе писали А.Пушкин, И. Никитин, И Бунин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А.Фет… Лес хорош в любое время года. Русский поэт И.С.Никитин писал:

1 уч-к: Шуми, шуми зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей курчавой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

И твой таинственный язык,

Как что- то близкое родное.

2 уч-к: Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

Березы желтые резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы неба, что оконца

Лес пахнет  дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И очень тихою вдовой,

Вступает в пестрый терем свой.

3 уч-к: На пажитях немых люблю в мороз скрипучий

При свете солнечного снега блеск колючий.

Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под темно – синим льдом.

4 уч – к: Смотрю, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита.

И в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа.

5 уч-к: Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом.

И весело мне было по утру

Бродить по этим солнечным палатам.

Учитель: Замечательный писатель и большой любитель природы М.М.Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

Лес – это источник энергии. Лес – это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будет успешным  ни его охрана, ни воспроизводство его богатства. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало. Надо не только его хорошо знать, охранять, но и выращивать новые леса. Сажать деревья! Сегодня мы поговорим о лесе:

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

1 р-к: Лес – это наше богатство.

2 р-к: Лес – это зеленый наряд нашей земли.

3 р-к: Лес – это дом для зверей и птиц.

4 р-к: Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать  хороший урожай.

5 р-к: Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.

Учитель: А как легко и свободно дышится в лесу! Лес это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из нее можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, кинопленку. Лекарства всего около 2000 разнообразных изделий и продуктов. Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные  микробы, поэтому лес является наиболее здоровым местом отдыха для людей и способствует их долголетию. Предлагаю загадки о деревьях и интересные факты (учитель загадывает загадку и спрашивает у детей «А знаете ли вы?» и один ученик рассказывает):

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок.(дуб)

Уч –к: Дуб растет очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Лишь с девятилетнего возраста начинает расти очень быстро, по 30-40 см. первые желуди дает в первые 20-70 лет.

Клейки почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Смотрит над горой. (береза)

Уч –к: Береза растет очень быстро. За 25 лет она достигает высоты пятиэтажного дома. Особенно хорошо растет на песчаных почвах. За сутки взрослое дерево высасывает  из земли 41 ведро воды.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают

Шкуру тонкую сдирают. (липа)

Уч –к: Цветки липы дают первоклассный мед, причем с одного дерева с хорошо развитой кроной пчелы получают столько же меда, как с одного гектара гречихи.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая как еж

Зимою в платье летнем. (ель)

Уч – к: Ель – дерево полезное: его семенами питаются звери и птицы, из древесины мастера делают музыкальные инструменты, за что «называют ее певучим деревом» лучше чем другие деревья очищают воздух.

У меня длинней иголки, чем у елки

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

Уч –к: Среди сосен много деревьев чемпионов. В Америке, в штате Невада, нашли дерево (американская сосна долговечна), которому приблизительно 4900 лет, т.е. она старше египетской пирамиды Хеопса.

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка? (рябина)

Уч –к: Рябина спасает от голода зимой многих птиц и зверей. Ягоды полны витаминов, поэтому их собирают люди.

То ли с крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух

Или может хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их из – подтишка

Сыплет будто из мешка? (тополь)

Уч –к: Тополь – фабрика кислорода. Одно тополиное дерево выделяет его столько, сколько 3 липы, 4 сосны, 7 елей. За сезон дерево освобождает атмосферу от20-30 кг пыли, сажи.

Учитель: С ранней весны и до поздней осени в лесах, среди деревьев растут лекарства в большом количестве. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. Сегодня мы поговорим о распространенных растениях.

Выходит доктор:

Р-к: К вам вопрос доктор. Если болит сердце, чем его лечить?

Доктор: (показывает рисунок ландыша)

При болезни сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.

Уч-к 2 класса: Родился ландыш в майский день

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень!

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышал луг,

И птицы и цветы вокруг.

Р-к: Доктор у меня плохой аппетит, что делать?

Доктор: (показывает картинку)

Вам поможет возбудить аппетит корень одуванчика. Его охотно едят даже звери.

Уч-к 2 класса: Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице,

Пышное воздушное

Ветерку послушное.

Он заметный золотой,

Постарел и стал седой,

И как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

Р-к: Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения мне помогут вылечиться?

Доктор: (показывает картинку ромашки)

И если случится тебе простудиться

Привяжется кашель, подымется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Знакомые с детства родные ромашки,

Вот легкий поповник у нашей реки;

Как белые звезды средь розовой кашки

В букете сияющие лепестки.

Учитель: Ребята, кроме лекарственных растений, деревьев, ягод, орехов, что еще растет в лесу, под деревьями? (грибы)

Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Жизнь грибов зависит от погоды. Они любят тепло и влажность. Если стоит сухая погода, грибница как бы замирает.

 Сейчас проверим, знаете ли вы грибы?

  • Растут в лесу сестрички, рыжие… (лисички)
  • Я в красной шапочке расту под стройною осиной, меня узнаешь за версту, зовусь я… (подосиновик)
  • Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как петрушка, ядовитый … (мухомор)
  • Эти дружные ребята на пеньке растут в лесу. Называют их … (опята)
  • Средь молоденьких сосенок в блестящей пестрой шапочке растет грибок… (масленок)
  • Люблю я в разных шапках быть, то в желтой, то в зеленоватой, то в красной или в сероватой. Собирай не мешкай это… (сыроежки)
  • У него невзрачный вид, воланчик на ножке его не украсил. Ты не трогай этот гриб. Учти, он очень ядовит!  Смотри, не бери его с полянки! Его называют… (бледной поганкой)
  • Серенькие шапки, рябенькие ножки. Под березой растут. Как их зовут? (подберезовик)
  • На толстой белой ножке коричневая шапка. Наверняка любой грибник найти мечтает… (боровик)

Учитель: Все загадки разгадали. Но кто мне сможет назвать съедобные грибы? Несъедобные?  Поднимите руки кто любит собирать грибы? Поиграем в игру.

Игра «Соберите грибы» (на полу лежат картинки съедобных и несъедобных грибов. Два ученика по музыку с корзинками в руках собирает только съедобные грибы. Побеждает тот, кто больше набрал съедобных грибов.)

Учитель: Грибы мы собрали. А кто знает, как правильно собирать грибы? Сейчас ребята вам расскажут:

1 р-к: главное не нарушать места, где растут грибы. Если гриб нечем срезать, это не беда.

2 р-к: его можно раскачивать, а затем вывернуть из земли, вместе с ножкой.

3 р-к: Все листочки и хвоинки должны остаться нетронутыми, а полянка на которой рос гриб, неповрежденной.

4 р-к: Если гриб оказался червивым, разломай его шляпку на несколько частей и разбросай в разные стороны.

5 р-к: Его споры прорастут на новом месте, будет больше грибов.

6 р-к: Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий. В них накапливаются вредные вещества.

7 р-к: Собирай те грибы, которые знаешь.

Учитель: Лес для человека играет важную роль. А всегда ли мы помним об этом? Всегда ли мы бережно к нему относимся? Предлагаю вам поработать с рисунком и найти ошибки, которые совершили туристы во время похода.

Ошибки:  очень высоко костер, громкая музыка, для костра свежие ветки деревьев, стрельба из рогатки, разбросанный мусор, надписи на дереве, сбор цветов  в букеты.

Лес просит нас о помощи, но мы не слышим этого. А ведь каждая страничка «Красной книги» - это мольба о помощи. Давайте рассмотрим экологические знаки и объясним, что они обозначают.

Игра «Экологические знаки»

  • Не оставляй после себя мусор.
  • Не жги костры.
  • Не трогай птенцов в гнезде.
  • Не ломай ветки.
  • Не трогай птичьи гнезда.
  • Не разоряй муравейники.

Учитель: Леса занимают более половины территории России. Ребята составили «Живую анкету леса». Давайте их послушаем.

1 уч-к: Лес  - «легкие планеты». Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек.

2 р-к: Лес – друг здоровья людей. Один гектар хвойного леса выделяет за сутки 5 кг фитонцидов – особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.

3 р-к: Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли.

4 р-к: Ежегодно в нашей стране собирают 11 миллионов тонн ягод,  5 миллионов тонн орехов, 330 тысяч тонн грибов.

5 р-к: Общая площадь лесов в мире составляет 19 миллионов  км².

Учитель: Ребята! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте леса. Помните; человек часть природы. Мы должны жить в согласии с ней. И от нас с вами зависит, будет ли наша Земля цветущим садом. В завершении утренника послушайте стихотворение «Русский лес»  С. Никитина.

 Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок.

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

И видно все до дна.

Течет вода – водица

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем я свой.

Здесь где – то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною

И сердце не болит.

Когда над головою,

Как вечность лес шумит.

Вторая майская суббота- Всероссийский день посадки леса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Лес-наше богатство"

Конкурсная программа по окружающему миру для учащихся 3-4 классов....

Внеклассное мероприятие « Хлеб- наше богатство»

Воспитание бережного отношения к хлебу и уважения к труду  хлеборобов; расширение кругозора обучающихся....

Внеклассное занятие "Лес- наше богатство" 3 класс

Внеклассное занятие посвящено   охране . природы...

Внеклассное мероприятие " Лес- наше богатство"

Данное внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса, экологического мышления и любви к природе....

Внеклассное мероприятие "Лес - наше богатство"

Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен ?Растения, занесенные в Красную книгу.Загадки о лесе и его обитателях.Правила поведения в лесу.Экологическая сценка "Встреча в лесу"...

Внеклассное мероприятие «Лес – наше богатство»

Данное мероприятиевоспитывает  любовь  к  прекрасному,  к природе родного края;формирует экологическую   культуру;развивает творческий потенциал школьников,повышает позна...

Внеклассное мероприятие "Лес- наше богатство".

Сценарий праздника ко Дню работников леса для начальной школы....