Внеклассное занятие "Лес- наше богатство" 3 класс
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Положенцева Лариса Викторовна

Внеклассное занятие посвящено   охране . природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_les_-_nashe_bogatstvo_no_1_4.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

«Лес – наше богатство»

3 класс

Цели:

1.помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем.  

2.  научить видеть и ценить красоту природы.

Задачи:

 Воспитательная

 Формировать потребность и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к природе

 Обучающая

 учить учащихся работать совместно

 обучение рефлексии

 Практическая

 Формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности

 формирование умения логически мыслить и прогнозировать

 Развивающая 

 расширение кругозора учащихся, в том числе в игровой форме

Оборудование:

1.мультимедиа-проектор,

2.экран,

3.компьютер,

3.карточки с заданиями

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Сегодня мы проводим классный час. Проверьте вашу готовность.

II.Актуализация знаний.

- Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нем, и он еще далекий для нас, так как вам еще не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным сказок, чудес, красоты! Когда мы говорили о нашей Родине, мы не могли представить ее без тенистых дубрав, без светлых березовых рощ нашего края.

- Как вы думаете, о каком друге я говорю Вам?

- В лесу все прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Это хорошо понимали русские писатели и поэты, которые воспели в своих произведениях красоту леса, родной природы. О лесе писали А.Пушкин, И.Никитин, Бунин, Лермонтов, Тютчев, Фет… Лес хорош в любое время года.

III.Работа по теме.

Сегодня нам предстоит работа в группах. Давайте проверим,как вы подготовились к нашей работе.

Группа №1 подготовила для нас выставку рисунков под названием «Открытый мир природы»,

- группа №2 ,3 ,4 книжную выставку «Если посмотреть вокруг» с разделами «О животных», «Удивительный мир растений», «Птицы - наши друзья».

Представители от групп познакомят нас  со своими работами.

 Русский поэт, наш земляк И.С.Никитин написал замечательное стихотворение, посвященное нашему другу-лесу, послушайте его:

Шуми, шуми зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

И твой таинственный язык,

Как что-то близкое родное.

Послушайте стихотворения, посвященные красоте леса, которые нам прочитают ребята.

Ученик 1:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

Березы желтые резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы неба, что оконца

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И очень тихою вдовой,

Вступает в пестрый терем свой.

Ученик 2:

На пажитях немых люблю в мороз скрипучий

При свете солнечного снега блеск колючий.

Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под темно-синим льдом

Ученик 3:

 Смотрю, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

И в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа.

Ученик 4:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом.

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.

- Но не одной красотой славится лес. А какую роль играет лес в жизни человека?

- Лес задерживает влагу, останавливает пылевые бури и суховеи, помогая человеку выращивать хороший урожай.

Ученик 5:

Над морем солнечной пшеницы,

Как часовые вдоль границы,

В тумане высятся леса.

Они стеной стоят на страже.

- Предлагаю вам прочитать в группах текст.

Текст для чтения:

А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это еще и дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из нее можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, кинопленку, лекарства – всего около 20000 разнообразных изделий и продуктов. Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества. Убивающие многие болезнетворные микробы, поэтому лес является наиболее здоровым местом отдыха для людей и способствует их долголетию. А знаете ли вы что:

Дуб растет очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Лишь с девятилетнего возраста начинает расти очень быстро, по 30-40 см. Первые желуди дает только в 20-70 лет.

: А береза растет очень быстро. За 25 лет она достигает высоты пятиэтажного дома. Особенно хорошо она растет на песчаных почвах. За сутки взрослое дерево березы высасывает из земли до 41 ведра воды. Береза – дерево пионер. Она растет на вырубленном месте, на выгоревших местах.

Цветки липы дают первоклассный мед, причем с одного дерева с хорошо развитой кроной пчелы получают столько же меда, как с одного гектара гречихи.

Среди дикорастущих растений есть много съедобных. При хорошем знании дикорастущих растений в лесу можно сварить обед из трех блюд: на первое приготовить суп из щавеля, лебеды, листьев осота, сурепки, молодых стеблей и листьев сныти. Молодых стеблей крапивы. На второе солянку из корней лопуха и крапивы; корни лопуха также можно испечь в горячей золе. На третье: лимонад из листьев кислицы. Обед будет вкусным и питательным. В лесу можно найти и лекарственные растения.

В группе обсудите полученную информацию и с помощью плаката отобразите самые запоминающиеся факты из жизни леса.

Презентация плакатов представителями от групп.

- А теперь, посмотрим, насколько хорошо вы знаете лес и его обитателей. Предлагаю вам вопросы викторины.

- Кого называют доктором леса и почему?

- Какая птица ныряет под воду?

(Оляпка.)

- Чем блеет бекас?

(Хвостом.)

- Полезен ли лесной муравей?

(Истребляет вредных насекомых.)

- Какого жука называют по имени месяца года?

- Назови гриб, название которого связано с названием лесного хищного зверя.

(Лисичка.)

- Следующее задание. В группах отгадайте загадки.

Нос долог,

Голос тонок,

Все его боятся,

Все от него стонут.

(Комар)

Он щелкает, рокочет,

Свистит, журчит, стрекочет,

Как ливень, он клокочет,

Звенит, как колокольчик,

Но на куплете пятом

Внезапно даст раскатом,

А то выводит трели

Затейливой свирели,

Он серенький на вид, но

Пеньем знаменит.

(Соловей)

Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

Всех зверей она хитрей,

Шуба рыжая на ней,

Пышный хвост ее краса,

Это рыжая … (лиса)

Давайте проверим, удалось ли вам выполнить это задание?

- Человеку лес – самый верный друг. Но зеленый лес – великан нуждается в защите. Какой самый страшный враг леса? (пожар. )

Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел…

Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел.

Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары,

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары,

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес,

Что ни пихта – иссякала сила,

И что не лист пепелища – крест!

Я уходил из этой жути.

С большой тревогой за людей,

 Не люди лес сожгли, не люди.

Не человек… злодей, злодей.

- Народная пословица гласит: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев». Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костер, хорошо ли он потушен.

- Подумайте, каким образом мы можем сберечь лес?

Ребята, беречь лес вы можете в школе – вовремя сдавая макулатуру. 60 кг макулатуры сберегают одно дерево, которое растет 50-60 лет. В Конституции РФ выделена специальная статья, в которой говорится об охране природы.

Звучит песня А.Пахмутовой «Беловежская пуща».

- В нашей стране созданы заповедники для охраны деревьев, животных, птиц. Воронежский заповедник славится разведением бобров. Из заповедника бобров вывозят в другие  районы страны для дальнейшего разведения.

Звучит песня А.Пахмутовой «Не убивайте птиц».

- Птицы украшают природу, оживляют лес звучной песней (звучат голоса птиц – пластинка или аудиозапись). Нередко в лесу можно найти в дуплах мертвых птичек. Они погибают не от холода, а из-за отсутствия пищи. Вы, подкармливая птиц, в трудную пору, можете спасти их от голодной смерти.

Послушайте стихотворение:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо,

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

- А ведь часто школьники в лесу ломают кусты, ветки деревьев. Бывают еще и такие ребята, которые разоряют птичьи гнезда, муравьиные кучи, ловят и мучают ежей, ужей, летучих мышей, убивают лягушек.

Просмотр диафильма по книге Н.Сладкова «Лесная книга жалоб».

-   Каковы ваши впечатления? Над чем заставляет задуматься этот фильм?

IV.Рефлексия

В заключении предлагаю вам составить синквейн, по желанию, вы можете нас с ним познакомить. 

Возьмите  памятку  о правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

V. Итог занятия

  - Что вам понравилось сегодня на классном часе?

- Что нового узнали?

-  По желанию предлагаю  вам выполнить следующие задания:

-   нарисовать плакат о бережном отношении к лесу,

-  найти дополнительный материал из рубрики « В мире удивительного»

- написать сочинение на заданную тему.

- Наше занятие закончено. Вы хорошо потрудились, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в 4 классе по теме:"Москва - столица нашей Родины".

Мероприятие проведено в виде заочной экскурсии по Москве. Сами ребята выступали в роли экскурсоводов.Цель: знакомство детей со столицей России, воспитание уважения к памятникам старины.Здесь ребята уз...

внеклассно занятие в 3 классе "Лес-наше богатство"

внеклассное занятие можно применить на уроке окружающего мира...

внеклассно занятие в 3 классе "Лес-наше богатство"

внеклассное занятие можно применить на уроке окружающего мира...

Конспект внеклассного мероприятия "Наши дедушки, наши бабушки."

Мероприятие посвящено Дню пожилого человека...

Сценарий внеклассного мероприятия "Наши бабушки, наши дедушки"

Сценарий внеклассного мероприятия "Наши бабушки, наши дедушки"...

Внеклассное мероприятие "Наши дедушки, наши бабушки"

Цели: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;счастливые минуты общения с детьми, ...

Конспект внеклассного мероприятия «Наше здоровье - в наших руках» (интеллектуальная игра).

Цели: совершенствование у обучающихся представлений о здоровье и здоровом образе жизни; воспитание бережного отношения к своему здоровью; развитие познавательного интереса и расширение кругозора обуча...