Положительные качества человека. Знакомство с понятием толерантности.
классный час по теме

Харламова Екатерина Леонидовна

Знакомство с понятием толерантность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhitelnye_kachestva_cheloveka.pptx541.23 КБ
Файл polozhitelnye_kachestva_cheloveka.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Утром на четырёх, днём на двух, вечером– на трёх

Слайд 2

Положительные качества человека.

Слайд 3

тол еран тно сть

Слайд 4

Толе рант ность прощение понимание сострадание милосердие уважение терпимость

Слайд 5

Символы толерантности Флаг толерантности

Слайд 6

Символы толерантности Эмблема толерантности

Слайд 7

Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Слайд 8

Люди на свет Рождаются разными: Непохожими, своеобразными. Чтобы других Ты смог понимать, Нужно терпенье В себе воспитать. Нужно с добром К людям в дом приходить, Дружбу, любовь В своем сердце хранить!



Предварительный просмотр:

Тема занятия: Положительные качества человека. Знакомство с понятием толерантности.

Предмет: классный час (внеурочное мероприятие).

Класс: 1 (программа «Школа 2100»).

Автор: Харламова Екатерина Леонидовна, учитель начальных классов.

Цель урока:

- формирование качества толерантности.

Задачи:

- ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием;

- развивать коммуникативные умения детей;

- развивать умение сравнивать, анализировать собственное поведение и поступки окружающих людей;

 - развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас;

- формировать культуру воспитанного человека, положительные качества     личности.

 Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

Актуальность: главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в начальном школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о ближних людях. Для этого  на основе примеров и жизненного опыта детей учитель должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

Оборудование: компьютер, презентационный материал,  выполненный в Power Point, эскиз тучи, солнца, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

I. Организационный момент: «Минутка радости»

- Добрый день! А что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день был по–доброму прожит,

Он умножит счастливые дни…

- Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и вам.   Подарим свои улыбки нашим гостям.

II. Сообщение темы.

Учитель. Сегодня необычный урок.  Мы будем изучать…?  Это вы узнаете, разгадав загадку.

Утром на четырёх, днём на двух, вечером – на трёх. (Человек: ребёнок, взрослый человек, старик.)

Дети. Делают предположения, с помощью учителя приходят к разгадке.

Презентация. Слайд 1: рисунки ребёнка, взрослого человека, старика.

Учитель. Мы будем говорить о человеке, о его положительных  качествах. Познакомимся с  очень важным и нужным качеством  личности человека.

III. Вступительная беседа.

Учитель:   В начала нашего разговора я хотела бы узнать ваше мнение: как вы думаете, ребята, каких качеств в каждом из нас больше положительных или отрицательных?  ( Ответы детей).

Вот представьте себе, что  отрицательные качества человека  – это большая туча. (Вывешивается плакат с изображением тучи. Внутри тучи сделан карман и карточки со словами попадают в этот карман, создаётся впечатление, что туча как бы "поедает" эти слова).

У вас на столах лежат карточки со словами. ( Работа в парах. На каждой парте по одному слову, которое  соответствует  положительному  и по одному отрицательному  качеству личности  человека).        

Положительные: отзывчивость, трудолюбие,  нежность, дружба, честность, вежливость, скромность, красота, любовь, мужество, милосердие, совесть, тактичность, справедливость, выдержка, спокойствие.                                                            

Отрицательные:  зависть, жадность, лень, равнодушие, предательство, грубость,  хвастливость, жестокость, трусость, гнев, болтливость, хитрость, бестактность, лживость, эгоизм, агрессивность.

 Учитель: - Прочитайте эти слова. Подумайте, какие слова вы хотите спрятать в этой туче?

( Ответы детей по очереди: зависть, лживость и т.д. Дети «прячут»  в туче  слова, обозначающие отрицательные качества человека).

Учитель: Ребята, эти слова мы спрятали, а туча осталась! Что же делать?

 (Вывешивается серединка солнышка, на которой написано «положительные качества человека», играет музыка.)

 Учитель: Прочитайте теперь те слова, которые останутся с нами,  как добрые верные друзья на всю жизнь. (Дети читают слова и объясняют их смысл).

Солнце крепится на тучу и на доску вывешиваются лучики солнышка, постепенно лучики закрывают её.

Учитель: - Ребятки, посмотрите! У нас появилось солнышко, оно закрыло злую тучку!  Как вы думаете, почему?

Ответы детей: положительные качества сильнее отрицательных, добро сильнее зла.

IV. Знакомство с понятием толерантность.

Положительные  качества человека помогут нам  раскрывают значение нового слова, с которым мы познакомимся. У вас есть предположение, что это за слово?

Оно зашифровано цифрами (запись на доске). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.

1 -   проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)

2 –   легкое устанавливание контактов (общительность)

3  -    готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)    

4 -    радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)

 Слайд 2:   1         2           3          4

                тол    еран       тно       сть

Дети с помощью учителя называют положительные качества и расшифровывают слово.

Учитель: Что значит быть толерантным? 

 Слайд  3:  Проявлять по отношению к другим людям терпимость, уважение, прощение, милосердие, понимание, сострадание.

Знакомство с  символами толерантности.  

Слайд № 8: радуга – флаг толерантности.

Изготовление эмблемы толерантности.

Дети обводят свою ладонь и вырезают из цветной бумаги. На доске собираем эмблему.

Игра «Разделяем радость».

    Поучимся быть толерантными. Когда вы услышите имя вашего одноклассника, повернитесь к нему и улыбнитесь, а он в ответ должен помахать вам рукой.

Мы так рады за Янусю –

У неё «пятёрка» с плюсом!

Мы так радуемся с Дашей-

На тарелке много каши!

Мы так рады за Кирилла –

Видел он во сне гориллу.

А Илья – то та-ра-ра-

Песни нам поёт с утра.

Мы так рады за Алину –

Нам представила картину!

За Данилов тоже рады-

Будет чистота в тетради.

Мы так рады за Алёну –

Умная она с пелёнок!

Мы так рады за Виталю –

Он мечтает об Италии.

Мы так рады за Кристину –

Съела всю она малину!

Паша с Мишей молодцы –

  Вырастили огурцы!

Мы так рады за Полину –

Полная грибов корзина!

Рады мы за весь наш класс–

Каждый- личность ведь у нас!

Мы так рады за Диану –

Съела всю она сметану!

Мы так рады за Володю –

Он поедет летом к морю!

Физминутка

Дети произвольно делятся на  два круга. Встают друг против друга. Под слова выполняют упражнения:

  1. «Здравствуй, друг!» (пожимают друг другу руки)
  2. «Как ты тут!» (хлопают друг друга по плечу)
  3. «Где ты был?» (разводят руки в стороны)
  4. «Я скучал!» (прижимают руки к сердцу)
  5. «Ты пришел!» (показывают большой палец вверх)
  6. «Хорошо!» (обнимаются)

Учитель. Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению. Давайте проверим, толерантны ли вы?

VI. Практическая работа (эмоциональный тренинг) (Приложение 2)

Учитель. Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.

VII. Работа в группах

        Учитель. Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

                Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно  посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация.

               На перемене при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.

  Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация.

       Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация.

       У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?

Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью   учителя)    и высказывают общее решение группы.

- Я предлагаю сейчас разыграть несколько ситуаций, которые происходили с вами или могут произойти в   жизни. Мы разделимся на три группы и каждая группа получит  свое задание.

 (Открывается слайд №23)

 

      1 ситуация. Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят у тебя его выхватил и не отдает.Как бы ты разрешил конфликт?     

      3 ситуация. Дети гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул: «Медведь косолапый!» Другие молча обошли… Как бы ты поступил?

Пожилая женщина медленно идет.

Младший брат сломал твою игрушку.

VIII. Итог. Рефлексия.

Учитель. Пришло время заканчивать наш необычный урок – урок толерантности.

-Вам понравился наш сегодняшний разговор?

 Выскажите свое мнение:

 

-Показалось интересным,……..

-Заставило задуматься……….

-Навело меня на мысли……..

О чем мы говорили на занятии? Какое понятие узнали?

Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше.  Значит, душа ваша сегодня трудилась, приобретала новые положительные качества.  

Послушайте стихотворение.

Люди на свет рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в  себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь  в своем сердце хранить!

Литература

  1. « Внеклассные мероприятия», 1, 2 классы.  Издательство ООО « ВАКО», 2009 год.
  2. Максимочкина В.Н., Волгоград, «Учитель», 2008 г.
  3. «Первоклассник: адаптация в новой социальной среде» Т.А.Соловьева, Е.И. Рогалёва М., «ВАКО», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие положительных качеств личности детей в процессе коллективной деятельности.

А. С. Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо.Человек как личность, как гражданин рождается ...

Положительные и отрицательные качества человека

Презентация к Классному часу на тему: "Положительные и отрицательные качества человека". Возрастная категория 2-4классы...

Какие положительные качества должны быть у современного человека.

Классный час "Какие положительные качества должны быть у современного человека"....

Положительные качества человека. Б. В. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок"

Технологическая карта урока по литературному чтению....

Презентация" Понятие толерантности"

Беседа по теме "Толерантность" с использованием презентации для начальной школы...