Родительское собрание
методическая разработка (3 класс) на тему

Назарова Светлана Анатольевна

«БЕЗ ДРУЗЕЙ МЕНЯ ЧУТЬ-ЧУТЬ ИЛИ КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДРУЖИТЬ". Родительское собрание в 3 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rs_bez_druzey_menya_chut-chut.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

3 класс

«БЕЗ ДРУЗЕЙ МЕНЯ ЧУТЬ-ЧУТЬ»
ИЛИ КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДРУЖИТЬ

Цели: помочь родителям осознать, как важна и необходима для формирования ребенка дружба со сверстниками; дать рекомендации, цель которых – способствовать формированию правильных отношений подростка и сверстников.

Ход собрания:

I. Организационный момент: Создание эмоционального настроя

Учитель. Добрый день, уважаемые родители! Тема нашего разговора: «Без друзей меня чуть-чуть» или Как научить ребенка дружить?

Считаете ли вы, что дружба – является важной составляющей счастья ребенка? Умеет ли ваш ребенок дружить? Как понимает он это слово? Все эти вопросы и станут предметом нашего обсуждения.

II. Основная часть собрания

Учитель. «Кто владеет информацией, тот владеет миром», – сказал У. Черчилль. Думаю, что к этому мнению нужно прислушаться и, прежде чем приступить к высказыванию собственных мнений, предлагаю послушать психолога: кому как не ему лучше других знаком предмет нашего разговора.

Психолог.* Взрослеет ребенок, и все новые и новые черточки появляются в его поведении. Совсем недавно ваш сынишка с удовольствием держался за вашу руку, шагая рядом, но однажды, вы заметили, что он аккуратно освободил свою ладошку и пошел рядом совсем самостоятельно. Не обратили внимания, когда именно это произошло? Скорее всего, где-то рядом были его приятели, одноклассники... Родителям не нужно обижаться, надо понять причины такого поступка. Ваш ребенок вступил в пору, одним из признаков которой является «переориентация с норм поведения взрослых на нормы сверстников». Именно так называют это явление психологи, считая его одним из наиболее ярких показателей того, что ребенок становится подростком. Ребенок стремится не просто быть вместе с товарищами, но хочет быть принятым, признанным ими. От этого (а, к огорчению многих взрослых, – не от успехов в школе) во многом зависит его настроение, его самооценка. Такая зависимость от сверстников связана с очень сильным и ярким чувством взросления, переживанием подростком того, что он становится другим, иным, чем вчера, что он уже не ребенок. Он стремится понять себя, нового, свои новые качества, возможности. Но для того, чтобы сделать это, он должен себя с кем-то сравнить. Как важно, чтобы ребенок не оказался в этот момент под влиянием отрицательных «героев», не попал в дурную компанию (именно этого так часто боятся родители).

Поэтому если мы не хотите, чтобы наш ребенок попал в «дурную» компанию, нужно позаботиться о том, чтобы уже в детстве у него был широкий круг интересов, ценности и представления, соответствующие нашим взглядам на жизнь, а главное, чтобы он любил и ценил общение с нами. Чем более широким будет его кругозор, чем более интересно ему будет жить, тем меньше вероятность, что он попадет в плохую компанию и, главное, что он предпочтет ее семье. Большинство подростков проходят стадию конформизма, подверженности влиянию сверстников. Такой конформизм, как показывают исследования, абсолютно нормален для развития в подростковом возрасте. Впервые он появляется к концу младшего школьного возраста, достигает максимума примерно в 13–14 лет, а затем уменьшается. И он, как правило, не имеет той силы и того полностью негативного характера, которому ему приписывает обеспокоенное родительское воображение.

Психологические исследования показывают, что для подростков самыми важными становятся две группы качеств личности – те, которые выражают их взрослость, самостоятельность, и те, которые характеризуют их как настоящего товарища. Именно принцип товарищества становится важным критерием оценки себя и других. Большинство взрослых, если серьезно задумаются, вспомнят себя в подростковом возрасте, согласятся, что товарищество, дружба были для них тогда очень важны. Но только проявлялись они по-другому. Для каждого поколения формы выражения этого принципа, его внешние проявления иные и именно они часто раздражают, выводят из себя взрослых.

Когда ваши сын или дочь делает что-то не так, как вы того от него требуете – посмотрите, подумайте, с чем это связано. И если причины этому – ориентация на требования сверстников, не спешите с упреками или наказаниями. Порадуйтесь за него – он сделал громадный шаг в своем нравственном развитии. Известный швейцарский психолог Ж. Пиаже описывает этот переход от низшей формы нравственности – «нравственности принуждения» к высшей ее форме – «нравственности сотрудничества».

Учитель. Итак, судя по словам психолога, ваши дети, являющиеся младшими подростками, вступили сейчас в очень непростой и ответственный период. Сверстники, построение взаимоотношений с ними, желание дружить – все это важно для ребенка. Но, вероятно, в это время взрослеющего человека многое волнует, очень нужен рядом не только ровесник, но и взрослый близкий человек, который поможет в трудную минуту. И я хочу напомнить вам русскую пословицу: «Нет лучше дружка, чем родная матушка». Вы по-прежнему должны быть рядом со своими детьми. Так ли это на самом деле?

Ответьте на несколько вопросов и подумайте о том, все ли правильно в ваших взаимоотношениях с ребенком?

– Знаете ли вы одноклассников вашего ребенка?

– С кем сидит ваш ребенок за одной партой?

– Хотел ли он сделать подарок на 8 Марта (23 февраля) своей однокласснице (однокласснику)? Кому именно?

– Внимательно ли вы слушаете рассказы ребенка о школьных буднях? (Или слушаете, но думаете при этом о своем?)

– Являетесь ли вы инициатором разговора с ребенком о школьных друзьях, делах, достижениях и неудачах?

– Часто ли к вашему ребенку приходят друзья? Не стесняется ли ваш сын (дочь) вас при общении с ними?

– Много ли телефонных номеров хранится в сотовом телефоне вашего ребенка?

– Какая игра самая популярная среди друзей вашего ребенка?

Учитель. Думаю, каждый присутствующий родитель в состоянии проанализировать собственные ответы и сделать вывод.

Несколько советов психолога,  как помочь найти ребенку друзей и как относиться к тем, кого он нашел сам.

• Пусть ваши дети сами выбирают себе друзей, а вы позаботьтесь о том, чтобы эти друзья бывали у вас в доме.

• Познакомьтесь с родителями друзей вашего ребенка.

• Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был широкий круг интересов, чтобы ему хотелось как можно больше узнать, понять, сделать.

• Научите своего ребенка с самых первых шагов принимать самостоятельные решения и справляться с ситуациями, когда ему навязываются чужие мнения.

• Как можно больше разговаривайте со своими детьми. Важно, чтобы этот разговор не превратился в ваш монолог, чтобы вы, выясняя, что думает ваш подросток, о чем мечтает, чего страшится, делали это уважительно, серьезно и с подлинным интересом к нему, к тому, что он говорит. И никогда в минуту раздражения не используйте откровенность подростка для того, чтобы «уличить» его в чем-то.

• Если вам активно не нравятся друзья вашего подростка, не пользуйтесь прямыми запретами (как правило, это только поднимает ценность такой дружбы в глазах подростка и ведет к тайным встречам, лжи и т. п.), поговорите со своим сыном и дочерью. Постарайтесь понять, что привлекательного они находят в своих друзьях. Возможно, вы измените свою точку зрения. Если нет – открыто и спокойно объясните, что вам не нравится.

• Если ваши дети выбирают «плохих», с вашей точки зрения, друзей, подумайте о своих отношениях с вашим ребенком. Не чувствует ли он себя заброшенным (нередко подросткам кажется, что родители их любят меньше, чем тогда, когда они были маленькими). Или, может быть, он постоянно ощущает, что вы в него не верите, ждете, что он сделает что-нибудь не так и «назло» стремится оправдать эти ожидания. А возможно, вы несколько переборщили с контролем, и подростку кажется, что вы хотите, как они выражаются, «рулить» всем, и он стремится показать вам, что он сам может что-то определять в своей жизни.

• Всегда старайтесь понять своего ребенка, понять, с чем связаны его поступки, какими потребностями, в том числе и потребности возраста в них выражаются. Всегда показывайте (и особенно тогда, когда это бесконечно трудно, поскольку он буквально «выводит вас из себя»), что вы любите его и доверяете ему. Научите его думать и принимать самостоятельные решения. Если он не всегда будет послушен, научится отстаивать свою точку зрения в общении с вами, то потому ему будет намного легче сделать это в отношении сверстников.

Учитель. С позицией родителей по поводу влияния сверстников на ребенка мы разобрались. Пришло время поговорить о том, что ребенок знает о дружбе и какой смысл он вкладывает в это понятие. Ваших детей попросили ответить на вопросы и вот, что из этого вышло (родителям предлагается аудио или видеозапись разговора с детьми).

– Как ты понимаешь, что такое дружба?

– Есть ли у тебя друзья? Как ты понимаешь, что это друзья, а не просто одноклассники?

– Можешь ли ты совершить какой-нибудь поступок ради своего друга?

– Если тебе нужно выбрать подарок для друга, как ты будешь рассуждать при обдумывании его? (Подаришь то, о чем друг давно мечтал? Подаришь что-нибудь не очень нужное тебе? Подаришь что-нибудь, на что хватит денег?)

– Приходит ли твой друг к тебе домой? Знают ли родители о том, с кем ты дружишь?

– У твоих родителей есть друзья? Ты хотел бы иметь таких друзей, когда сам станешь большим?

Учитель. Вот такие мысли находятся в головах ваших детей. А какие проблемы волнуют ваши умы, родители? Предлагаю поделиться своими мнениями, задать вопросы. (Родители обсуждают волнующие их вопросы.)

Согласитесь, что роль родителей в формировании умения дружить несомненна. Очень хочется, чтобы вы не пренебрегали ею. Думаю, рассказ В. Драгунского «Друг детства» полезно прочитать не только вашему ребенку, но и вам, взрослые. (Учитель предлагает родителям размноженный текст рассказа (см. Приложение).

III. Заключительная часть

Учитель. Подошел к концу наш разговор. Сейчас вы поспешите домой... Найдите время, отвлекитесь от будничных забот и поговорите со своим ребенком. О чем? О дружбе, конечно... (См Приложение 1) Удачи! До новых встреч.

Приложение 1

ДРУГ ДЕТСТВА

(рассказ Виктора Драгунского в сокращении)

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я увидел в теле-визоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжелый мяч. По нему надо бить изо всех сил, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать в случае чего. Я сказал папе: «Папа, купи мне грушу!» – «Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку». Я рассмеялся: «Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне кожаную боксерскую грушу!» – «А тебе зачем?» – сказал папа. – «Тренироваться, – сказал я. – Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?» – «Сколько же стоит такая груша?» – поинтересовался папа. – «Пустяки какие-нибудь, – сказал я. – Рублей сто или триста». «Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши». И он оделся и пошел на работу. Мама сразу же заметила, что я обиделся, и сказала: «Стой-ка, я, кажется, что-то придумала». И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку и сказала: «Чем не груша? Ещё лучше! И покупать не надо! Тренируйся, сколько душе угодно!»

Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручнее было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой большой белый из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается...

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я бы за него тогда жизнь бы отдал, и вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара... «Что с тобой?» – сказала мама.

А я не знал, что со мной, я долго молчал, и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились в меня обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал: «Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Я никогда не буду боксером».


– Хорошо ли знаете вы одноклассников вашего ребенка?

– Хотел ли он (она) сделать подарок на 8 Марта (23 февраля) своей однокласснице (однокласснику)?

– Внимательно ли вы слушаете рассказы ребенка о школьных буднях? (Или слушаете, но думаете при этом о своем?)

– Являетесь ли вы инициатором разговора с ребенком о школьных друзьях, делах, достижениях и неудачах?

– Часто ли к вашему ребенку приходят друзья?

- Не стесняется ли ваш сын (дочь) вас при общении с друзьями?

– Много ли телефонных номеров хранится в сотовом телефоне вашего ребенка?

– Какая игра самая популярная среди друзей вашего ребенка?

_______________________________________________________________________________

– Хорошо ли знаете вы одноклассников вашего ребенка?

– Хотел ли он (она) сделать подарок на 8 Марта (23 февраля) своей однокласснице (однокласснику)?

– Внимательно ли вы слушаете рассказы ребенка о школьных буднях? (Или слушаете, но думаете при этом о своем?)

– Являетесь ли вы инициатором разговора с ребенком о школьных друзьях, делах, достижениях и неудачах?

– Часто ли к вашему ребенку приходят друзья?

- Не стесняется ли ваш сын (дочь) вас при общении с друзьями?

– Много ли телефонных номеров хранится в сотовом телефоне вашего ребенка?

– Какая игра самая популярная среди друзей вашего ребенка?

_______________________________________________________________________________-

– Хорошо ли знаете вы одноклассников вашего ребенка?

– Хотел ли он (она) сделать подарок на 8 Марта (23 февраля) своей однокласснице (однокласснику)?

– Внимательно ли вы слушаете рассказы ребенка о школьных буднях? (Или слушаете, но думаете при этом о своем?)

– Являетесь ли вы инициатором разговора с ребенком о школьных друзьях, делах, достижениях и неудачах?

– Часто ли к вашему ребенку приходят друзья?

- Не стесняется ли ваш сын (дочь) вас при общении с друзьями?

– Много ли телефонных номеров хранится в сотовом телефоне вашего ребенка?

– Какая игра самая популярная среди друзей вашего ребенка?

  1. Как ты понимаешь, что такое дружба?
  2. Есть ли у тебя друзья? Как ты понимаешь, что это друзья, а не просто одноклассники?
  3. Можешь ли ты совершить какой-нибудь поступок ради своего друга?
  4.  Если тебе нужно выбрать подарок для друга, как ты будешь рассуждать при обдумывании его? (Подаришь то, о чем друг давно мечтал? Подаришь что-нибудь не очень нужное тебе? Подаришь что-нибудь, на что хватит денег?)
  5. Приходит ли твой друг к тебе домой? Знают ли родители о том, с кем ты дружишь?
  6. У твоих родителей есть друзья? Ты хотел бы иметь таких друзей, когда сам станешь большим?

1.Как ты понимаешь, что такое дружба?

  1. Есть ли у тебя друзья? Как ты понимаешь, что это друзья, а не просто одноклассники?
  2. Можешь ли ты совершить какой-нибудь поступок ради своего друга?
  3.  Если тебе нужно выбрать подарок для друга, как ты будешь рассуждать при обдумывании его? (Подаришь то, о чем друг давно мечтал? Подаришь что-нибудь не очень нужное тебе? Подаришь что-нибудь, на что хватит денег?)
  4. Приходит ли твой друг к тебе домой? Знают ли родители о том, с кем ты дружишь?
  5. У твоих родителей есть друзья? Ты хотел бы иметь таких друзей, когда сам станешь большим?

  1. Как ты понимаешь, что такое дружба?
  2. Есть ли у тебя друзья? Как ты понимаешь, что это друзья, а не просто одноклассники?
  3. Можешь ли ты совершить какой-нибудь поступок ради своего друга?
  4.  Если тебе нужно выбрать подарок для друга, как ты будешь рассуждать при обдумывании его? (Подаришь то, о чем друг давно мечтал? Подаришь что-нибудь не очень нужное тебе? Подаришь что-нибудь, на что хватит денег?)
  5. Приходит ли твой друг к тебе домой? Знают ли родители о том, с кем ты дружишь?
  6. У твоих родителей есть друзья? Ты хотел бы иметь таких друзей, когда сам станешь большим?

  1. Как ты понимаешь, что такое дружба?
  2. Есть ли у тебя друзья? Как ты понимаешь, что это друзья, а не просто одноклассники?
  3. Можешь ли ты совершить какой-нибудь поступок ради своего друга?
  4.  Если тебе нужно выбрать подарок для друга, как ты будешь рассуждать при обдумывании его? (Подаришь то, о чем друг давно мечтал? Подаришь что-нибудь не очень нужное тебе? Подаришь что-нибудь, на что хватит денег?)
  5. Приходит ли твой друг к тебе домой? Знают ли родители о том, с кем ты дружишь?
  6. У твоих родителей есть друзья? Ты хотел бы иметь таких друзей, когда сам станешь большим?

  1. Как ты понимаешь, что такое дружба?
  2. Есть ли у тебя друзья? Как ты понимаешь, что это друзья, а не просто одноклассники?
  3. Можешь ли ты совершить какой-нибудь поступок ради своего друга?
  4.  Если тебе нужно выбрать подарок для друга, как ты будешь рассуждать при обдумывании его? (Подаришь то, о чем друг давно мечтал? Подаришь что-нибудь не очень нужное тебе? Подаришь что-нибудь, на что хватит денег?)
  5. Приходит ли твой друг к тебе домой? Знают ли родители о том, с кем ты дружишь?
  6. У твоих родителей есть друзья? Ты хотел бы иметь таких друзей, когда сам станешь большим?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...