Мастер-класс "Рефлексия в моей педагогической деятельности"
методическая разработка на тему

 

Мастер-класс "Рефлексия в моей педагогической деятельности"

 

          В своей жизни человек многое начинает с чистого (белого) листа.слайд1

          У каждого из вас сейчас тоже чистый лист. Послушайте меня и попробуйте изобразить то о чём я буду говорить.

          Итак, в центре листа изобразите квадрат, внизу квадрата изобразите два прямоугольника, но постарайтесь, чтобы они обязательно соприкасались  с квадратом любым способом (одной точкой, стороной, частью стороны), как вам нравится больше. Слева и справа от квадрата нарисуйте два треугольника, соприкасающихся с квадратом, вверху, над квадратом – круг, над кругом один треугольник. А теперь, используя знакомые фигуры, дорисуйте лицо. У каждого из вас получился человек. Но в ваших работах я заметила одну очень интересную деталь..(говорила я всем одинаково, а результат почему-то разный, есть несколько вариантов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс "Рефлексия в моей педагогической деятельности"

Составитель: Титовец Марина Ивановна, учитель начальных классов

          В своей жизни человек многое начинает с чистого (белого) листа.слайд1

          У каждого из вас сейчас тоже чистый лист. Послушайте меня и попробуйте изобразить то о чём я буду говорить.

          Итак, в центре листа изобразите квадрат, внизу квадрата изобразите два прямоугольника, но постарайтесь, чтобы они обязательно соприкасались  с квадратом любым способом (одной точкой, стороной, частью стороны), как вам нравится больше. Слева и справа от квадрата нарисуйте два треугольника, соприкасающихся с квадратом, вверху, над квадратом – круг, над кругом один треугольник. А теперь, используя знакомые фигуры, дорисуйте лицо. У каждого из вас получился человек. Но в ваших работах я заметила одну очень интересную деталь..(говорила я всем одинаково, а результат почему-то разный, есть несколько вариантов). Слайд2

        Давайте  подумаем, почему так вышло?

  • Каждый из нас – индивидуален
  • Мыслим по-разному
  • Воспринимаем по-разному
  • Фиксация воспринимаемого, своё видение..

Слайд3.Перед вами лишь некоторые особенности каждого из нас, которые влияют на восприятие и понимание многих фактов, факторов.

      Давайте попробуем составить слово из букв, выделенных в этих словах.

Получилось слово «рефлексия».

Что же такое рефлексия?.

         Термин «рефлексия» прошел долгий путь от зарождения до зрелости. История термина восходит к началу ХIX века, зародившись в Западной Европе, в Россию он пришел в 30-40-е годы того же века, но долгое время оставался малопонятным, со смутно улавливаемым смыслом.

          Одним из первых использовал рефлексию в литературной критике В.Г.Белинский, анализируя роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Существенный сдвиг в развитии сути рефлексии произошёл в XX веке.

В 50-е – исследовательская работа в этом направлении.

В 60-е – период расцвета, а в 80-е – исследования так популярны, что семинары, конференции, на которых осуществляется обмен научными результатами, становятся обыденным явлением. Слово «повзрослело», обрело «солидность», рефлексию активно изучают литературоведы, методологи науки, педагоги, психологи, историки. Ныне рефлексия – достаточно устоявшееся понятие, широко используется в науке и практической деятельности.

           Именно высоко развитая способность к рефлексии помогла Д.И.Менделееву открыть свою периодическую систему элементов и уложить её в рамки универсальной таблицы, а А.С.Пушкину написать многие бессмертные строки, Г.Каспарову и другим гроссмейстерам воплотить в жизнь блестящие шахматные идеи. Почти каждое научное открытие – это результат рефлексивного мышления.

         «Рождение рефлексии – это чудо, с какой бы устойчивой регулярностью оно не  наблюдалось (Тейяр де Шарден, 1987г.).»

            Рефлексии невозможно обучить: взрослый не может показать ребенку, как он рефлексирует. Рефлексией невозможно «заразиться» именно потому, что заразиться можно лишь состоянием нерефлексивным. Можно лишь создать условия, при которых рефлексивная «вспышка» в сознании ребенка возникает с наибольшей вероятностью.

            Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio- обращение назад.

           Словарь иностранных слов – как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании.

           В толковом словаре русского языка как самоанализ. В современной педагогике – это самоанализ деятельности и ее результатов.

        Различают несколько видов рефлексии:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  2. Рефлексия деятельности.
  3. Рефлексия содержания учебного материала.

Осуществлять рефлексию моно по-разному:

  • Элементы рефлексии на отдельных этапах урока.
  • Рефлексия в конце каждого урока.
  • Рефлексия темы курса.
  • Постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости, конкурентоспособности.

          Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности (карточки с изображением лиц, смайлики, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент)).

          Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. На этапе проверки домашнего задания, защиты проектов. В конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных  этапах урока, например, используя прием «Лестницы успеха», «волшебного дерева достижений».

         Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, с использованием 2дерева целей», оценки «приращения»  знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…. Теперь я знаю…), прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

            Рефлексия также может быть устной, письменной (индивидуальной) и коллективной (групповой).

Слайд ПОИГРАЕМ…

         А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах.улыбка

1213iол

Рефлексия

эмоционального

состояния

Рефлексия

деятельности

Рефлексия  

Содержания

учебного

материала

            Участники мастер-класса после каждого приведенного примера рефлексии показывают условный знак (смайлик, книгу или вопрос).

Данная рефлексия была проведена на уроке русского языка в 3 классе по теме «Состав слова. Закрепление».

Учащиеся работали с фразеологизмами: вставляли пропущенные буквы и выделяли ту часть слова, в которую вставили букву, составили пары: синонимы, антонимы.

А теперь момент рефлексии: На уроке прозвучали фразеологизмы. Подчеркните фразеологизмы, которые соответствуют вашей деятельности  на уроке.

Какой вид рефлексии применен на уроке? (рефлексия деятельности)

А если изменить задание: Подчеркните фразеологизмы, которые соответствуют вашему настроению. (рефлексия эмоционального состояния).

Слайды 23-32 – это примеры рефлексии на уроке. Но все они приводят к следующему выводу:

         Четкой грани в рефлексии нет, все зависит от типа урока, места рефлексии на уроке, целей, поставленных на урок.

            В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

            Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам  и зададим их себе:

Слайд 33        

-Что я делаю в этом направлении?

-Как я этого достиг?

-Можно ли сделать лучше?

-Что я буду делать дальше?

            Пока учитель задает  себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.

Слайд 34 притча.

«Всё в твоих руках»

Давайте сделаем вывод:

           В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, а ведь они у всех очень разные, и они достигнут соответственных высот или останутся нераскрытыми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Титовец Марина Ивановна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3

Слайд 3

И НДИВИДУА Л ЬНО С ТЬ МЫШЛ Е НИЕ ВОСП Р ИЯТИ Е Ф И К САЦИ Я К С И Л Е Р Е Ф Я РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 4

Мастер-класс «Рефлексия в моей педагогической деятельности»

Слайд 6

В.Г.Белинский

Слайд 8

Д.И.Менделеев

Слайд 11

РЕФЛЕКСИЯ Обращение назад Размышление о внутреннем состоянии Самопознание Самоанализ деятельности и ее результатов

Слайд 12

Виды рефлексии

Слайд 13

Осуществлять рефлексию можно по-разному:

Слайд 14

Организация рефлексивной деятельности способствует развитию:

Слайд 15

Рефлексия эмоционального состояния Мне бы хотелось… Моё настроение в начале урока… Своей работой на уроке я постараюсь… Было интересно… Меня удивило… Могу похвалить своих одноклассников…

Слайд 16

Рефлексия деятельности У меня получилось… Я научился … Сегодня на уроке я смог… Урок дал мне для жизни… За урок я…

Слайд 17

Рефлексия содержания учебного материала Сегодня я узнал… Теперь я могу… Для меня было открытием то, что… Мне показалось важным…

Слайд 18

Формы рефлексии Индивидуальная Письменная (личностная) Коллективная (групповая) Устная

Слайд 19

ПОИГРАЕМ…

Слайд 20

С_деть сложа руки. Пр_пустить мимо ушей. Н_вострить уши. См_треть в оба. З_рубить на носу. Засучив рукава. З_блудиться в трёх соснах. Пр_глотить язык. П_терять почву под н_гами .

Слайд 21

Сидеть сложа руки. Пропустить мимо ушей. Навострить уши. Смотреть в оба. Зарубить на носу. Засучив рукава. Заблудиться в трёх соснах. Проглотить язык. Потерять почву под ногами.

Слайд 22

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений . Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.

Слайд 23

Не выполнил домашнее задание Возникли затруднения или выполнил не всё задание Справился с работой без каких-либо трудностей

Слайд 27

Лесенка успеха

Слайд 29

«Дерево успеха» 3-4 ошибки Нет ошибок 1 ошибка

Слайд 31

«Поезд» Словарная работа Фонетический разбор Изучение нового материала Работа в группах

Слайд 32

метод «СИНКВЕЙН» АКТИВНЫЙ МЕТОД ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ Применяют на различных этапах урока УСПЕХ РАЗВИВАЕТ АКТИВИЗИРУЕТ УЧИТ

Слайд 33

Сегодня на уроке я... научился… понял , что … теперь я могу… попробую …

Слайд 34

Зададим себе вопросы: - Что я делаю в этом направлении? -Чего я достиг? -Можно ли сделать лучше? -Что я буду делать дальше?

Слайд 36

РЕФЛЕКСИЯ: МЕТОД ЭТАП УРОКА УСПЕХ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ моей педагогической деятельности

МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: ОСТАВИТЬ СЛЕД, КРОШЕЧКУ СВОЕЙ ДУШИ, ЧАСТИЦУ СЕРДЦА В КАЖДОМ, КТО БЫЛ РЯДОМ....

УМК «Начальная школа ХХI века» в моей педагогической деятельности.

УМК «Начальная школа ХХI века» в моей педагогической деятельности....

Результаты моей педагогической деятельности

Результаты моей педагогической деятельности...

УМК "Планета знаний" в моей педагогической деятельности

Програмное обеспечение УМК "Планета знаний"...

Реализация современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности

Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.   Дело в т...

Реализация современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности.

         Философской основой работы  для себя  определяю технологию личностно-ориентированного обучения. Личностно - ориентированное обучение- это способ орга...

Обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара на тему: «Нравственное обучение младших школьников в процессе обучения».

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение становится все бо...