Рабочая программа по внеурочной деятельности Умникам и умницам
рабочая программа (3 класс) на тему

Волегова Алёна Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности Умникам и умницам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

1 002

Программа внеурочной деятельности

по обще-интеллектуальному направлению

«Умникам и умницам»

для  обучающихся 3 класса

Срок реализации 1год

                                               

Составитель:

Волегова Алена Владимировна, учитель начальных классов

                                                                    первой квалификационной  категории

п. Игрим 2014 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности адресована обучающимся 3 Б класса МБОУ Игримской СОШ №2

 Рабочая программа по развитию творческих способностей  к курсу   «Умникам и умницам» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»,  с использованием   методического пособия  О. Холодовой  «Юным умникам и умницам». – Москва: 2011 г.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и

концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  •  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  •  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  •  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  •  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  •  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  •  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  •  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Описание места курса в учебном плане.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение предмета в учебном плане МБОУ ИСОШ №2 отводится:

Годы обучения

Количество      часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

3 класс

1

34

34

         

                                      Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Нестандартные задачи (вводный урок)

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Нестандартные задачи

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Нестандартные задачи

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Нестандартные задачи

4

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи

5

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

5

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Нестандартные задачи

5

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Нестандартные задачи

3

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

2

34

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

 Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

     

                        Планируемые результаты освоения предмета

     В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 


Календарно - тематическое планирование

Кружок «Умники и умницы» (3 класс)

34 часа из расчёта 1 час в неделю

п/п

Тема занятия,

форма проведения

Кол-во час

Основные виды учебной деятельности учащихся

Контрольно-оценочная деятельность

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Дата  

проведения  

План

Факт

1

1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. 

Ориентироваться в пространстве листа.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, ребусы. 

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств. 

Ориентироваться в пространстве листа.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Объяснять  значение слов и выражений.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, расположенности в пространстве.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.

Ориентироваться в пространстве листа.

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

Стартовый контроль

Диагностика

Личностные результаты: 

- определять и высказывать под руководством педагога правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные  результаты.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя. 

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-  работать по предложенному учителем плану.

-  отличать верно выполненное задание от неверного.

-  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

- сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-  слушать и понимать речь других.

- читать и пересказывать текст.

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты: 

-описывать признаки предметов и

-узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

2

Развитие  внимания. Тренировка внимания.

Развитие мышления. Логически-поисковые задания. Анаграммы.

1

Самооценка

3

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

 Комбинаторные задачи. Графический диктант.

1

Рефлексивный контроль

4

Тренировка зрительной памяти.

Логически-поисковые задания.

1

5

Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

Контроль по результату

Самоконтроль

6

Совершенствование воображения. Задания со спичками. Рисуем по образцу. Цифровые ребусы.

1

Рефлексивный контроль

7

Развитие  быстроты  реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант.

1

8

Развитие  внимания. Тренировка внимания.

Развитие мышления. Логически-поисковые задания. Логические цепочки.

1

Рефлексивный,

самоконтроль

Личностные результаты: 

- определять и высказывать под руководством педагога правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные  результаты.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя. 

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-  работать по предложенному учителем плану.

-  отличать верно выполненное задание от неверного.

-  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

9

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Комбинаторные  задачи. Графический диктант.

1

Самооценка

10

Тренировка зрительной памяти.

Логически-поисковые задания.

1

Рефлексивный контроль

11

Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

Контроль по результату

Самоконтроль

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

- сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-  слушать и понимать речь других.

- читать и пересказывать текст.

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты: 

-описывать признаки предметов и

-узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

12

Совершенствование воображения.

 Буквенные ребусы.

Китайская головоломка «Танграм».

1

Рефлексивный контроль

13

Развитие  быстроты  реакции. Совершенствование мыслительных операций. Магический квадрат. Графический диктант.

1

Самооценка

Самоконтроль

14

Развитие  внимания. Тренировка внимания.

Развитие мышления. Логически-поисковые задания. Головоломки-лабиринты.

1

Личностные результаты: 

- определять и высказывать под руководством педагога правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные  результаты.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя. 

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-  работать по предложенному учителем плану.

-  отличать верно выполненное задание от неверного.

-  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя.

- ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

 

15

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

 Комбинаторные задачи. Графический диктант.

1

Рефлексивный,

самоконтроль

16

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

 Конкурс эрудитов.

1

Контроль по результату

Самоконтроль

17

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.

Занимательная  геометрия.

1

 Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

Описывать признаки геометрических фигур.

Объяснять  закономерности.

 

Выделять черты сходства и различия

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.

Составлять пословицы из частей.

Давать несложные определения понятиям.

 Определять на глаз размеры предмета. Объяснять  значение слов и выражений.

Выделять закономерности, завершать схемы. 

Давать несложные определения понятиям.

Объяснять  значение слов и выражений.

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Излагать свои мысли ясно и последовательно. 

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.

 Составлять  загадки, ребусы, кроссворды.

Составлять  анаграммы.

 Объяснять  значение слов и выражений.

 Объяснять смысл фразеологизмов.

Называть предметы по описанию. 

Составлять и преобразовывать фигуры.

Составлять задачи.

Ориентироваться в пространстве листа.

Определять на глаз размеры предмета.

Объяснять смысл фразеологизмов.

Выделять закономерности, завершать схемы.

- сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-  слушать и понимать речь других.

- читать и пересказывать текст.

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты: 

-описывать признаки предметов и

-узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

18

Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

Самооценка

Самоконтроль

19

Совершенствование воображения. Задания со спичками. Буквенные ребусы.

1

Рефлексивный контроль

20

Развитие  быстроты  реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Анаграммы.

Графический диктант.

1

Контроль по результату

Самоконтроль

21

Развитие  внимания. Тренировка внимания.

Развитие мышления. Логически-поисковые задания. Пословицы.

1

Рефлексивный контроль

Прогностичес кий контроль

Личностные результаты: 

- определять и высказывать под руководством педагога правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные  результаты.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя. 

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-  работать по предложенному учителем плану.

-  отличать верно выполненное задание от неверного.

-  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

22

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Комбинаторные задачи. Графический диктант.

1

Рефлексивный,

контроль, самоконтроль

23

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Антонимы. Многозначные слова.

1

Прогностичес кий

Пооперационный контроль

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

- сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-  слушать и понимать речь других.

- читать и пересказывать текст.

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты: 

-описывать признаки предметов и

-узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

24

Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Синонимы. Сравнения. Графический диктант.

1

Самооценка

Самоконтроль

25

Совершенствование воображения. Китайская головоломка «Танграм».

Буквенные ребусы.

1

Рефлексивный контроль

26

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Игра «Калейдоскоп». Загадки. Ребусы. Кроссворды.

1

Контроль по результату

Самоконтроль

27

Развитие  быстроты  реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Анаграммы. Графический диктант.

1

Рефлексивный контроль

28

Развитие  внимания. Тренировка внимания.

Развитие мышления. Логически-поисковые задания. Фразеологизмы.

1

Личностные результаты: 

- определять и высказывать под руководством педагога правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные  результаты.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя. 

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-  работать по предложенному учителем плану.

-  отличать верно выполненное задание от неверного.

-  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

 

29

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Комбинаторные задачи. Графический диктант.

1

Рефлексивный контрол

30

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Фразеологизмы.

1

Рефлексивный,

самоконтроль

31

Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

Контроль по результату

Самоконтроль

32

Совершенствование воображения. Задания со спичками. Ребусы.

1

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дид.дидактических игр.

- сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-  слушать и понимать речь других.

- читать и пересказывать текст.

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид».

Материально-технического обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

2

     3

     4

     5

     6

     7

     8

Федеральный государственный образовательный стандарт.

Криволапова Н.А. Учимся учиться : программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Институт повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. 2-е издание. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов – Москва «Просвещение» 2011.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)                                                                                                                                                      Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 3 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год/

1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/ Н. Ф. Дик - Ростов н/Д: Феникс, 2010год/                                                                    

Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999г.

2.

Печатные пособия

1

     2                                

     3

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (автор О. Холодова) / Рабочие тетради, 3  класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2015 год/

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. (составитель Е. В. Языканова)/Учебно- методическое пособие, 1-4 класс. Москва: «Экзамен»,2010г./

Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000г.

Т. Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989г.

3.

Технические средства обучения

Компьютер, проектор,

4.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи,    СD,  DVD диски

5.

Оборудование кабинета

1

2

3          

Математические таблицы для начальной школы .

Набор геометрических фигур.

Настольные развивающие игры.


Приложение.

Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

3 класс

Входной тест

1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.

2. Вспомните логические операции.

а) Обобщение.

Назови одним словом, исключив лишнее:

  • мальчик, девочка, бабушка -
  • сметана, кефир, майонез -
  • Земля, Луна, Венера, юпитер -
  • дуб, баобаб, береза, осина -
  • предательство, доброта, честность -

б)  Сравнение.

Солнце – Луна: сходство, различие.

в) Классификация.

Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.

1 группа

2 группа

3 группа

г) Аналогия.

  • Вверх – вниз
  • Говорил - …
  • Думать – размышлять
  • Ломать - …
  • Брюки – штанина
  • Рубашка - …
  • 1 2 3 – 2 3 4
  • 3 4 5 - …

3.   Анаграммы (расшифруй слова).

Ю Г Т У

Я М Л О Н И

У А К Т Р К

3 класс

Тест «Классификация»

  1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
  • Коза, корова, лось, лошадь - …
  • в, з, ш, д - …
  • Апельсин, груша, малина, яблоко - …
  • Юбка, брюки, полотенце, пальто - …
  • Добрый, жадный, честный, голодный - …
  1. Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
  • Ель                                    ромашка                                         шиповник
  • Клен                                 ландыш                                            смородина
  • Береза                              колокольчик                                   сирень
  1. Раздели на группы. Дай группам название.

Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.

  1. Произведи классификацию по основанию: материал изделия.

Посуда

  1. Произведи классификацию самостоятельно.

Геометрические фигуры

  1. Исправь ошибки в классификации.
  • Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
  • Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
  • Водоемы делятся на океаны и моря.
  1. Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
  • Люди делятся на детей и взрослых.
  • Машины делятся на грузовые и легковые.
  • Год делится на зиму, лето, осень, весну.
  • Горы делятся на старые и молодые.
  • Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
  • Час состоит из минут и секунд.

3 класс

Тест «Сравнение»

  1. Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.

Впиши ответы:

_____________;

_____________;

_____________.

  1. Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.

Впиши ответ: ________________________________________________ .

  1. Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.

Ответ: _________________________________ .

  1. Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?

Ответы впиши в таблицу:

Сходство:                                                    Различие:

_а)_________________                             a)_________________

_b)_________________                             b)_________________

_c)_________________                             c)__________________

_d)_________________                             d)__________________ .

  1. Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?

Ответ подчерки и объясни.

  1. Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.

Ответы:

  1. __________;
  2. __________;
  3. __________ .

* Разгадай загадку:

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет,

На все садится,

Тепла боится.

Ответ: ______________ .

3 класс

Тест «Отношения»

  1. Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.

Ответ: ________________ .

  1. Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
  1. Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
  2. 8, 17, 24, 32, 2;
  3. Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.

Ответы:

  1. _____________;
  2. _____________;
  3. _____________ .
  1. Укажи родовое понятие:
  1. Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
  2. Пятиугольник, круг, квадрат;
  3. Пчела, муха, бабочка;
  4. Ель, береза, сосна, клен.

Ответы:

  1. ______________
  2. ______________
  3. ______________
  4. ______________ .
  1. Заполни таблицу.

Род

Виды

Птица

Ворона

2)

3)

Металл

1)

2)

3)

Нечетное число

1)

2)

3)

Глагол

1)

2)

3)

Имя собственное

1)

2)

3)

Итоговый тест за курс 3 класса

  1. Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
  • быстрая, бурная, горная, … .
  • крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .
  • летняя, теплая, звездная, … .
  • меткая, поучительная, мудрая, … .
  1. Вычеркни неверные сравнения.
  • У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.
  • Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.
  • В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.
  • Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.
  1. Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.

Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.

1

2

3

  1. Произведи классификацию по любому основанию.

а) Все экосистемы делятся на … .

б) Всех зверей можно разделить на … .

  1. Дай группе слов родовое понятие.
  • Яблоко, желудь, шишка - …  .
  • Тополь, кошка, мухомор - …  .
  • Шелк, ситец, вельвет - …  .
  1. Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.

Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.

  1. Что это?

…   -  движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.

 …   -  одна сторона листа.

…   -  знаки, с помощью которых записываются числа.

  1. Составь определение.

Чемодан – это  …   .

  1. Напиши противоположное понятие.
  • Замерз  -  …  .
  • Огорчить  -  …  .
  1. Напиши следствие указанной причины.

Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому …  .

  1. Напиши причину указанного следствия.

Автобус не приехал вовремя, потому что  …  .

  1. Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.


Приложение.

Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

3 класс

Входной тест

1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.

2. Вспомните логические операции.

а) Обобщение.

Назови одним словом, исключив лишнее:

  • мальчик, девочка, бабушка - … .
  • сметана, кефир, майонез - … .
  • Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
  • дуб, баобаб, береза, осина - … .
  • предательство, доброта, честность - … .

б)  Сравнение.

Солнце – Луна: сходство, различие.

в) Классификация.

Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.

1 группа

2 группа

3 группа

г) Аналогия.

  • Вверх – вниз
  • Говорил - …
  • Думать – размышлять
  • Ломать - …
  • Брюки – штанина
  • Рубашка - …
  • 1 2 3 – 2 3 4
  • 3 4 5 - …

3.   Анаграммы (расшифруй слова).

Ю Г Т У

Я М Л О Н И

У А К Т Р К

3 класс

Тест «Классификация»

  1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
  • Коза, корова, лось, лошадь - …
  • в, з, ш, д - …
  • Апельсин, груша, малина, яблоко - …
  • Юбка, брюки, полотенце, пальто - …
  • Добрый, жадный, честный, голодный - …
  1. Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
  • Ель                                    ромашка                                         шиповник
  • Клен                                 ландыш                                            смородина
  • Береза                              колокольчик                                   сирень
  1. Раздели на группы. Дай группам название.

Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.

  1. Произведи классификацию по основанию: материал изделия.

Посуда

  1. Произведи классификацию самостоятельно.

Геометрические фигуры

  1. Исправь ошибки в классификации.
  • Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
  • Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
  • Водоемы делятся на океаны и моря.
  1. Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
  • Люди делятся на детей и взрослых.
  • Машины делятся на грузовые и легковые.
  • Год делится на зиму, лето, осень, весну.
  • Горы делятся на старые и молодые.
  • Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
  • Час состоит из минут и секунд.

3 класс

Тест «Сравнение»

  1. Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.

Впиши ответы:

_____________;

_____________;

_____________.

  1. Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.

Впиши ответ: ________________________________________________ .

  1. Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.

Ответ: _________________________________ .

  1. Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?

Ответы впиши в таблицу:

Сходство:                                                    Различие:

_а)_________________                             a)_________________

_b)_________________                             b)_________________

_c)_________________                             c)__________________

_d)_________________                             d)__________________ .

  1. Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?

Ответ подчерки и объясни.

  1. Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.

Ответы:

  1. __________;
  2. __________;
  3. __________ .

* Разгадай загадку:

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет,

На все садится,

Тепла боится.

Ответ: ______________ .

3 класс

Тест «Отношения»

  1. Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.

Ответ: ________________ .

  1. Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
  1. Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
  2. 8, 17, 24, 32, 2;
  3. Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.

Ответы:

  1. _____________;
  2. _____________;
  3. _____________ .
  1. Укажи родовое понятие:
  1. Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
  2. Пятиугольник, круг, квадрат;
  3. Пчела, муха, бабочка;
  4. Ель, береза, сосна, клен.

Ответы:

  1. ______________
  2. ______________
  3. ______________
  4. ______________ .
  1. Заполни таблицу.

Род

Виды

Птица

Ворона

2)

3)

Металл

1)

2)

3)

Нечетное число

1)

2)

3)

Глагол

1)

2)

3)

Имя собственное

1)

2)

3)

Итоговый тест за курс 3 класса

  1. Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
  • быстрая, бурная, горная, … .
  • крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .
  • летняя, теплая, звездная, … .
  • меткая, поучительная, мудрая, … .
  1. Вычеркни неверные сравнения.
  • У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.
  • Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.
  • В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.
  • Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.
  1. Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.

Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.

1

2

3

  1. Произведи классификацию по любому основанию.

а) Все экосистемы делятся на

б) Всех зверей можно разделить на

  1. Дай группе слов родовое понятие.
  • Яблоко, желудь, шишка -
  • Тополь, кошка, мухомор
  • Шелк, ситец, вельвет
  1. Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.

Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.

  1. Что это?

…   -  движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.

 …   -  одна сторона листа.

…   -  знаки, с помощью которых записываются числа.

  1. Составь определение.

Чемодан – это  

  1. Напиши противоположное понятие.
  • Замерз  -  
  • Огорчить  -  
  1. Напиши следствие указанной причины.

Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому

Напиши причину указанного следствия.

Автобус не приехал вовремя, потому что  

  1. Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и Умницы"

Материал для внеурочной деятельности по программе "Умники и Умницы"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа курса «Умники и умницы» составлена на основе программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Р...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирвание...