Нравственное воспитание учащихся начальных классов
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Елена Владимировна Степарёва

Уже две тысячи лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать.  Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость,  доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ocnovy_nravstvennogo_vospitaniya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заповеди  - основа нравственного воспитания детей.

Учитель  МБОУ-СОШ № 15 г. Армавира  Степарева Елена Владимировна.

Уже две тысячи лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать.  Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость,  доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.

Каждая нравственная заповедь может стать  предметом отдельного разговора с ребенком.

«Возлюби ближнего своего, как самого себя» учит одна из главных нравственных истин кто же этот ближний, которого надо любить? Сосед? Одноклассник? Человек, который является твоим родственником? Да, но не только. Ближний – это человек, который находится в беде, которому нужна помощь. Не отказать, не устраниться от нуждающегося и просящего, проявить милосердие является одной из важнейших человеческих добродетелей. Ребенку нужно объяснить, что милосердный обращает свое внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы помочь ему. Оказывая помощь, он не делает никаких различий: добрый это или злой, знакомый или чужой, нравится этот человек или не нравится. Человек живет не для одного себя и не для своей только пользы, но прежде всего для пользы тех, кто возле него. Эту истину человек должен понять с детства.

О бережном отношении к человеку и ко всему живому говорит заповедь «не убий».

Речь здесь идет не только о физическом убийстве живого ( насекомого, птиц, зверей), но и о злобе, гневе, ненависти, обращенных к человеку. Убить можно словом, взглядом, молчанием. Ненависть – сродни убийству, поэтому, согласно христианской морали, если сердишься на другого человека и говоришь ему грубое слово, надо быстрее заглушить в своем сердце злобу и примириться с ним.

        А как поступать по отношению к тем людям, которые тебя обидели? Ответить обидой на обиду, отомстить? Но зло вызывает лишь ответное зло. Прощение лучше мщения. Детям надо объяснять, что необходимо учиться побеждать свой гнев, быть снисходительным к своим врагам и не подражать тем, кто оскорбляет. Способность простить, не мстить, не вредить, удержаться от ссоры говорит о великодушии человека.

        Быть осторожным в оценках других людей требует нравственное правило            «не лжесвидетельствуй». Это значит – не лги, не говори зла о друге и недруге, не занимайся сплетнями и пересудами. Ложь является злым пороком в человеке. Редко прощают тем, кто пробегает ко лжи, чтобы оговорить кого-либо или скрыть свои поступки. Нет ничего хуже, чем пытаться представить себя хорошим, а на самом деле только и думать, чтобы обмануть, солгать для собственной пользы. Не надо спешить осуждать другого человека. А какое несчастье могут принести человеку легкомыслие, насмешливые, невоздержанные слова! Нравственная заповедь о бережном отношении к слову должна быть с детства внедрена в сознании ребенка. Много в нашей жизни грубых, бранных слов, много пустословия. Об этом тоже нужно говорить с детьми.

         Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что есть у другого, требуют заповеди «не укради», «не желай ничего чужого». Нельзя брать того, что дано другому, что не принадлежит тебе. Однако часто бывает так, что мы попросим почитать книгу и не вернем ее, найдем утерянное кем – то и утаим, держим взятые в долг вещи до тех пор, пока о них забудут, потихоньку берем то, что никем не охраняется. Воровство быстро может стать привычкой. Надо уметь довольствоваться тем, что есть. Никто не может иметь всего, чего он желает, но во власти каждого обойтись без того, чего он не имеет и с удовольствием пользоваться тем, что у него под рукой.

         В числе нравственных устоев, свойственным всем народам с древних времен, нельзя не отметить скромность, скромное поведение. Не надо считать себя выше другого человека, возносить себя, хвастать, ибо всегда осуждался тот, кто страдал себялюбием, гордыней.

         Обязанности перед самыми близкими людьми – родителями заложены в правило, также ставшее нравственным законом –«чти отца своего и мать свою». Сама природа внушает нам любовь и благодарность к тем, кто дал нам жизнь, отечество, воспитание. Непослушание , неуважение, пренебрежение родителями всегда считалось преступлением, на которое люди смотрели с отвращением.

        Неразрывно связана с любовью к ближнему заповедь, повелевающая человеку трудиться. Сколько трудовой энергии может быть проявлено детьми в уборке за собой и в услугах, оказываемых окружающим! С возрастом дети должны понять, что труд, который нужен людям, приносит отрадное удовлетворение, а время, проведенное пусто и бессмысленно, оставляет в душе скверный осадок.

        Итак, свод законов прост – будь милосердным, помогай ближнему, не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не раздражайся, но в них огромный многовековой опыт поколений. Объединить же их можно одним мудрым изречением: «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку то, чего себе не желаешь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание учащихся начальных классов.Тема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)

Цель:- познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов;- нацелить на осознанное составление герба своей семьи;- укреплять межличностные отношения в семье;- повышать...

Нравственное воспитание учащихся начальных классов на основе этнокультурных традиций русского народа

В данной статье дается краткое описание опыта работы по нравственному воспитанию учащихся начальных классов на основе этнокультурных традиций русского народа....

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «Истоки»

Представлены материалы из опыта работы учителя по программе духовно- нравственного воспитания младших школьников «Истоки». Содержательной основой программы является изучение родного края, природ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов.

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов....

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов

Материал можно использовать на уроках основы религиозных культур и светской этики....

Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно – ценностной ориентации обучающихся на основе о...