программа по внеклассной работе "Русские традиции"
рабочая программа на тему
Внимание к русской национальной культуре в последние годы особенно активно проявляется в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.
Фольклор вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krivonogova_-_russkie_traditsii.doc | 132 КБ |
krivonogova_-_russkie_traditsii.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка. Данная комбинаторная программа, составлена Кривоноговой Л.И. социальным педагогом МОУ» Магистральнинская СОШ №2 с использованием следующих источников: программа Федоровой О.С.» Русские традиции» учителем начальных классов МОУ СОШ №4 г. Луга Ленинградская область; Игнатко В.И. учителем МОУ СОШ №2 г. Мурманск, Пилипчук Г.А.учитель МОУ СОШ №2г. Мурманск
Внимание к русской национальной культуре в последние годы особенно активно проявляется в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.
Фольклор вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. Одни игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Планируемые результаты учашиеся
должны: Знать: основные праздники народного календаря; заклички, песни, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки. Историю русского народного костюма, головных уборов. Уметь: исполнять русские народные песни, выразительно декламировать; рассказывать о народных праздниках и календарных приметах; играть в народные игры и водить хороводы; работать в коллективе и подчиняться общим правилам. Применять: использовать в активной речи потешки, считалки, загадки; использовать в повседневной жизни русские народные игры; использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Срок реализации : Программа первого года обучения. рассчитано:34 часа
Периодичность проведения: 1 занятие в неделю.
Длительность проведения занятий: от 20 до 35 мин. ( в соответствиии с требованиями САНПИНА )
Возраст: 1-2 класс
Актуальность
Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию школьников.
Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей школьного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.
Задачи:
- Пробудить интерес к истории и культуре России.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
- Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. 7. Формировать взаимодействия и сотрудничество учащихся, умение подчиняться правиламигр. 8.Уметь разрешать конфликты.
Метапредметными результатами кружка «Русские традиции» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка «Русские традиции»
Личностными результатами кружка «Русские традиции»
являются следующие умения:
- – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- – умение выражать свои эмоции;
- – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- – проговаривать последовательность действий во время занятия;
- – учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
- – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Коммуникативные УУД:
- –умение оформлять свои мысли в устной форме
- – слушать и понимать речь других;
- – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
- (лидера исполнителя).
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях.
Содержание программы.
1.«Милости просим, гости дорогие» (1 час)
Русская изба и её внутреннее убранство.
2.«Стоит в поле теремок»(1час)
Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
3.«Чудесный сундучок» (1 час)
Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т.п.
4.«Самовар Иван Иванович» (1 час)
Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола.
5.«Что нам осень принесла?» (1 час)
Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.
6.« Щи да каша-пища наша» ( 1 час)
Праздничные, традиционные, ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских. Русская традиция: встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали).
7. «Хлеб - всему голова» (1 час)
Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.
8. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке» (1 час)
Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.
9. «Водичка, водичка умой мое личико» (1 час)
Разучивание потешек. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.
10. «Молодец в кафтане, девушка в сарафане» (1 час)
История создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.
Русская мужская одежда: подпоясанная рубаха (косоворотка), обязательно пояс, порты; зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.
11. «Крестьянская игрушка» (1час)
Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Народная игрушка: яркость, красота, история возникновения.
12. «Коровушка и бычок-чёрненький бочок» (1 час)
Знакомство детей с домашними животными. Стихи, загадки, песенки о домашних животных.
13. «Здравствуй, зимушка- зима» (1 час)
Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»
14. «Проказы матушки зимы» (1 час)
Народные игры, загадки, песенки о зиме.
15. «С новым годом со всем родом» (1 час)
Рассказ о традициях празднования Нового года.
16. «Зимние святки» (1 час)
Двухнедельный новогодний праздник для всех: игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая). Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания
17. «Пришла коляда – отворяй ворота» (1 час)
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.
18. «Шутку шутить – людей насмешить»(1 час)
Народный юмор (скороговорки, дразнилки).
19.«Живет в народе песня» (1 час)
Народная песня - один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.
20. «Русская матрешка» (1 час)
Русская народная игрушка-матрёшка. Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.
21. «Небылица- небывальщина» (1 час)
Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.
22. «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» (1час)
Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей). Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины). Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы). Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга).
23. «Русские народные сказки» (1 час)
Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.
24. «Докучные сказки» (1 час)
Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло.
25. «Вербное воскресенье»(1час)
Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.
26. «Красна горка»(1 час)
Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.
27. «Христово Воскресенье всем на веселье» (1 час)
Пасхальные обряды: всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников».
28. «Грач на горе – весна на дворе»(1 час)
Русские обычаи встречи весны. Заклички .
29. «Весна красна цветами» (1 час)
Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.
30. «Русская свистулька».(1 час)
Глиняная свистулька. Виды свистулек.
31. «Чудо-чудное, диво- дивное»(1 час)
Русское народное декоративное творчество: хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись..
32. «Богатырями славится Русь-матушка» (1 час)
Русские богатыри.
33-34. Фольклорный праздник « Русские традиции»(2 часа)
Обобщающее занятие.
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Дата |
1. | «Милости просим, гости дорогие» | 1 | Знакомство с русской избой и её внутренним убранством. Русская народная игра «Ай-да имя, что за имя!» | |
2. | «Стоит в поле теремок» | 1 | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Русская народная игра « Теремок» | |
3. | «Чудесный сундучок» | 1 | Знакомство с домашней утварью и посудой. Русская народная игра «Мил ли соседушка» | |
4. | «Самовар Иван Иваныч» | 1 | Знакомство детей с самоваром. Русская народная игра « Пирог» | |
5. | «Что нам осень принесла?» | 1 | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. Русская народная игра « Здравствуй, дедушка» | |
6. | « Щи да каша-пища наша» | 1 | Беседа о русской национальной кухне. Русская народная игра « Капуста» | |
7. | «Хлеб-всему голова» | 1 | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Русская народная игра « Петух» | |
8. | «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке» | 1 | Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Русская народная игра « Сидит Дрёма» | |
9. | «Водичка, водичка умой мое личико» | 1 | Разучивание потешек. Русская народная игра «Кольцо» | |
10. | «Молодец в кафтане, девушка в сарафане» | 1 | Знакомство с русской народной одеждой. Русская народная игра « У дядюшки Трифона» | |
11. | «Крестьянская игрушка» | 1 | Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Русская народная игра « Захарка» | |
12. | «Коровушка и бычок-чёрненький бочок» | 1 | Знакомство детей с домашними животными. Русская народная игра « Кисонька-Мурысонька» | |
13. | «Здравствуй, зимушка- зима» | 1 | Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» Русская народная игра «У медведя во бору» | |
14. | «Проказы матушки зимы» | 1 | Загадывание загадок о зиме. Русская народная игра « Коршун и наседки» | |
15. | «С новым годом со всем родом» | 1 | Рассказ о традициях празднования Нового года. Русская народная игра «Колдуны» | |
16. | «Зимние святки» | 1 | Рассказ о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Новый год, Рождество). Русская народная игра «Золотые ворота» | |
17. | «Пришла коляда – отворяй ворота» | 1 | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. Русская народная игра « Птица» | |
18. | «Шутку шутить – людей насмешить» | Беседа о народном юморе (скороговорки, дразнилки). Русская народная игра « Лес» | ||
19. | «Живет в народе песня» | 1 | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Русская народная игра « Ай-да птица, что за птица» | |
20. | «Русская матрешка» | 1 | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. Русская народная игра «Каравай» | |
21. | «Небылица- небывальщина» | 1 | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. Русская народная игра «Цепи» | |
22. | «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» | 1 | Рассказ о Масленице. Русская народная игра «Гори, гори ясно» | |
23. | «Русские народные сказки» | 1 | Знакомство с русскими народными сказками. Русская народная игра «Птички» | |
24. | «Докучные сказки» | 1 | Знакомство с докучными сказками. Русская народная игра «Бабка Ёжка» | |
25. | «Вербное воскресенье» | 1 | Рассказ о праздновании Вербного воскресенья. Русская народная игра « Верба-вербочка» | |
26. | «Красна горка» | 1 | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Русская народная игра»Каравай» | |
27. | «Христово Воскресенье всем на веселье» | 1 | Рассказ о праздновании Пасхи. Русская народная игра «Солнышко-вёдрышко» | |
28. | «Грач на горе – весна на дворе» | 1 | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. Русская народная игра « Ерыкалище» | |
29. | «Весна красна цветами» | 1 | Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне. Русская народная игра « Охотники и бобёр» | |
30. | «Русская свистулька». | 1 | Рассказ о глиняной свистульке. Русская народная игра «Крута горка» | |
31. | «Чудо-чудное, диво- дивное» | 1 | Рассказ о декоративно-прикладном искусстве. Русская народная игра « Утица» | |
32 | «Богатырями славится Русь – матушка» | 1 | Русская народная игра « Лошадки» Рассказ о русских богатырях. | |
33-34 | Фольклорный праздник «Русские традиции» | 2 | Обобщающее занятие подготовка и проведение праздника. |
Список литературы для учителя.
1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3 Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
4. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка. Данная комбинаторная программа, составлена Кривоноговой Л.И. социальным педагогом МОУ» Магистральнинская СОШ №2 с использованием следующих источников: программа Федоровой О.С.» Русские традиции» учителем начальных классов МОУ СОШ №4 г. Луга Ленинградская область; Игнатко В.И. учителем МОУ СОШ №2 г. Мурманск, Пилипчук Г.А.учитель МОУ СОШ №2г. Мурманск
Внимание к русской национальной культуре в последние годы особенно активно проявляется в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.
Фольклор вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. Одни игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Планируемые результаты учашиеся
должны: Знать: основные праздники народного календаря; заклички, песни, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки. Историю русского народного костюма, головных уборов. Уметь: исполнять русские народные песни, выразительно декламировать; рассказывать о народных праздниках и календарных приметах; играть в народные игры и водить хороводы; работать в коллективе и подчиняться общим правилам. Применять: использовать в активной речи потешки, считалки, загадки; использовать в повседневной жизни русские народные игры; использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Срок реализации : Программа первого года обучения. рассчитано:34 часа
Периодичность проведения: 1 занятие в неделю.
Длительность проведения занятий: от 20 до 35 мин. ( в соответствиии с требованиями САНПИНА )
Возраст: 1-2 класс
Актуальность
Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию школьников.
Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей школьного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.
Задачи:
- Пробудить интерес к истории и культуре России.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
- Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. 7. Формировать взаимодействия и сотрудничество учащихся, умение подчиняться правиламигр. 8.Уметь разрешать конфликты.
Метапредметными результатами кружка «Русские традиции» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка «Русские традиции»
Личностными результатами кружка «Русские традиции»
являются следующие умения:
- – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- – умение выражать свои эмоции;
- – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- – проговаривать последовательность действий во время занятия;
- – учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
- – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Коммуникативные УУД:
- –умение оформлять свои мысли в устной форме
- – слушать и понимать речь других;
- – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
- (лидера исполнителя).
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях.
Содержание программы.
1.«Милости просим, гости дорогие» (1 час)
Русская изба и её внутреннее убранство.
2.«Стоит в поле теремок»(1час)
Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
3.«Чудесный сундучок» (1 час)
Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т.п.
4.«Самовар Иван Иванович» (1 час)
Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола.
5.«Что нам осень принесла?» (1 час)
Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.
6.« Щи да каша-пища наша» ( 1 час)
Праздничные, традиционные, ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских. Русская традиция: встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали).
7. «Хлеб - всему голова» (1 час)
Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.
8. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке» (1 час)
Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.
9. «Водичка, водичка умой мое личико» (1 час)
Разучивание потешек. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.
10. «Молодец в кафтане, девушка в сарафане» (1 час)
История создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.
Русская мужская одежда: подпоясанная рубаха (косоворотка), обязательно пояс, порты; зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.
11. «Крестьянская игрушка» (1час)
Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Народная игрушка: яркость, красота, история возникновения.
12. «Коровушка и бычок-чёрненький бочок» (1 час)
Знакомство детей с домашними животными. Стихи, загадки, песенки о домашних животных.
13. «Здравствуй, зимушка- зима» (1 час)
Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»
14. «Проказы матушки зимы» (1 час)
Народные игры, загадки, песенки о зиме.
15. «С новым годом со всем родом» (1 час)
Рассказ о традициях празднования Нового года.
16. «Зимние святки» (1 час)
Двухнедельный новогодний праздник для всех: игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая). Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания
17. «Пришла коляда – отворяй ворота» (1 час)
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.
18. «Шутку шутить – людей насмешить»(1 час)
Народный юмор (скороговорки, дразнилки).
19.«Живет в народе песня» (1 час)
Народная песня - один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.
20. «Русская матрешка» (1 час)
Русская народная игрушка-матрёшка. Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.
21. «Небылица- небывальщина» (1 час)
Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.
22. «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» (1час)
Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей). Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины). Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы). Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга).
23. «Русские народные сказки» (1 час)
Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.
24. «Докучные сказки» (1 час)
Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло.
25. «Вербное воскресенье»(1час)
Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.
26. «Красна горка»(1 час)
Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.
27. «Христово Воскресенье всем на веселье» (1 час)
Пасхальные обряды: всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников».
28. «Грач на горе – весна на дворе»(1 час)
Русские обычаи встречи весны. Заклички .
29. «Весна красна цветами» (1 час)
Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.
30. «Русская свистулька».(1 час)
Глиняная свистулька. Виды свистулек.
31. «Чудо-чудное, диво- дивное»(1 час)
Русское народное декоративное творчество: хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись..
32. «Богатырями славится Русь-матушка» (1 час)
Русские богатыри.
33-34. Фольклорный праздник « Русские традиции»(2 часа)
Обобщающее занятие.
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Дата |
1. | «Милости просим, гости дорогие» | 1 | Знакомство с русской избой и её внутренним убранством. Русская народная игра «Ай-да имя, что за имя!» | |
2. | «Стоит в поле теремок» | 1 | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Русская народная игра « Теремок» | |
3. | «Чудесный сундучок» | 1 | Знакомство с домашней утварью и посудой. Русская народная игра «Мил ли соседушка» | |
4. | «Самовар Иван Иваныч» | 1 | Знакомство детей с самоваром. Русская народная игра « Пирог» | |
5. | «Что нам осень принесла?» | 1 | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. Русская народная игра « Здравствуй, дедушка» | |
6. | « Щи да каша-пища наша» | 1 | Беседа о русской национальной кухне. Русская народная игра « Капуста» | |
7. | «Хлеб-всему голова» | 1 | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Русская народная игра « Петух» | |
8. | «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке» | 1 | Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Русская народная игра « Сидит Дрёма» | |
9. | «Водичка, водичка умой мое личико» | 1 | Разучивание потешек. Русская народная игра «Кольцо» | |
10. | «Молодец в кафтане, девушка в сарафане» | 1 | Знакомство с русской народной одеждой. Русская народная игра « У дядюшки Трифона» | |
11. | «Крестьянская игрушка» | 1 | Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Русская народная игра « Захарка» | |
12. | «Коровушка и бычок-чёрненький бочок» | 1 | Знакомство детей с домашними животными. Русская народная игра « Кисонька-Мурысонька» | |
13. | «Здравствуй, зимушка- зима» | 1 | Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» Русская народная игра «У медведя во бору» | |
14. | «Проказы матушки зимы» | 1 | Загадывание загадок о зиме. Русская народная игра « Коршун и наседки» | |
15. | «С новым годом со всем родом» | 1 | Рассказ о традициях празднования Нового года. Русская народная игра «Колдуны» | |
16. | «Зимние святки» | 1 | Рассказ о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Новый год, Рождество). Русская народная игра «Золотые ворота» | |
17. | «Пришла коляда – отворяй ворота» | 1 | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. Русская народная игра « Птица» | |
18. | «Шутку шутить – людей насмешить» | Беседа о народном юморе (скороговорки, дразнилки). Русская народная игра « Лес» | ||
19. | «Живет в народе песня» | 1 | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Русская народная игра « Ай-да птица, что за птица» | |
20. | «Русская матрешка» | 1 | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. Русская народная игра «Каравай» | |
21. | «Небылица- небывальщина» | 1 | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. Русская народная игра «Цепи» | |
22. | «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» | 1 | Рассказ о Масленице. Русская народная игра «Гори, гори ясно» | |
23. | «Русские народные сказки» | 1 | Знакомство с русскими народными сказками. Русская народная игра «Птички» | |
24. | «Докучные сказки» | 1 | Знакомство с докучными сказками. Русская народная игра «Бабка Ёжка» | |
25. | «Вербное воскресенье» | 1 | Рассказ о праздновании Вербного воскресенья. Русская народная игра « Верба-вербочка» | |
26. | «Красна горка» | 1 | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Русская народная игра»Каравай» | |
27. | «Христово Воскресенье всем на веселье» | 1 | Рассказ о праздновании Пасхи. Русская народная игра «Солнышко-вёдрышко» | |
28. | «Грач на горе – весна на дворе» | 1 | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. Русская народная игра « Ерыкалище» | |
29. | «Весна красна цветами» | 1 | Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне. Русская народная игра « Охотники и бобёр» | |
30. | «Русская свистулька». | 1 | Рассказ о глиняной свистульке. Русская народная игра «Крута горка» | |
31. | «Чудо-чудное, диво- дивное» | 1 | Рассказ о декоративно-прикладном искусстве. Русская народная игра « Утица» | |
32 | «Богатырями славится Русь – матушка» | 1 | Русская народная игра « Лошадки» Рассказ о русских богатырях. | |
33-34 | Фольклорный праздник «Русские традиции» | 2 | Обобщающее занятие подготовка и проведение праздника. |
Список литературы для учителя.
1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3 Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
4. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие- "Традиции семьи".
Работая в детском доме ,с детьми проходим темы по семейному направлению, эта тема углубляет представления детей о ценности семьи и соблюдении добрых традиций....
Внеклассное мероприятие "Традиции празднования Хэллоуина"
Работка представляет разработку внеклассного мероприятия для начальной школы....
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Внеклассное занятие "Традиции Нового года" 4 класс
Занятие содержит беседу о традициях Нового года, конкурсы....
Внеклассное занятие "Традиции Японии, восточные единоборства, карате Кёкусинкай"
Методическая разработка...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Традиции моей семьи"
Семя добрый всход дает, Если на добре растет.Если добрая семья,Если ты живешь, любя!...
Открытое внеклассное мероприятие "Традиции русского чаепития"
Это мероприятие у меня было в 3 классе....