Открытое внеклассное мероприятие "Традиции русского чаепития"
материал (3 класс) по теме

Наталия Александровна Лаврентьева

Это мероприятие у меня было в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklass_meropr.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Средняя общеобразовательная

школа № 64

Открытое внеклассное

мероприятие в 3-м классе

«Традиции русского чаепития»

                                       

           Классный руководитель:

   Лаврентьева Наталия Александровна    

                                                     

г. Нижний Новгород                                                

2012 г.

 Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития.

 Задачи: познакомить детей с историей чая, самовара, традициями русского чаепития и гостеприимства;

                  развивать познавательную активность учащихся;

                  воспитывать любовь к родному народу и уважение к его обычаям и традициям.

   Оформление: плакаты о чае, самоваре; пословицы о гостеприимстве, самовары, скатерти,    

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы мероприятия.

Звучит эпиграф к мероприятию:

«Добро сидеть за самоваром!

И пить из блюдца не спеша.

Поёт, горит, исходит жаром

Его славянская душа!»

Учитель : Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущая. - Веселья вам и радости!

Ведущая. - Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.

Ведущая.- Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило? Ай да хорошо!

Учитель:. - Если вы готовы – отправимся в гости к Самовару.

                    Где  мы узнаем  об истории чая, самовара,  а так же о традициях русского чаепития.

Звучит фонограмма «Песня о самоваре» (под неё танцуют хоровод)

Ученица:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Учитель: Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.

 Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

Или после бани...

Ведущий. Вас приглашали когда-нибудь на чай? Можно с уверенностью сказать, что на чашку чая вас не приглашали. У нас “чайная страна”, и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Совсем немногие знакомы с традициями чаепития. Чаепитие – это одна из тропинок к здоровому образу жизни.

Ведущая. Чайная церемония – это обряд, зародившийся в Китае еще до нашей эры.

В настоящее время в Японии есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все заботы дня за его стенами. После чаепития у людей снимаются стрессы, они успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными.

Ведущий. Русское чаепитие отличается от японского. Оно связано с шумом кипящего самовара. В России чай начали употреблять с 1638 года. Завезли его из Монголии.

Послушайте, как это было.

Рассказ  ученика.

Чай, который мы привычно завариваем сегодня по несколько раз в день, был завезён в Россию в XVII веке.

В 1638 году русский боярин Василий Старков привёз монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял послов и в свою очередь передал им для русского царя разные драгоценные подарки. Среди знаменитых монгольских атласов лежали аккуратные свёртки с непонятной травой.

– А это что такое? – спросил хана русский боярин, указывая на свёртки.

– Мой самый дорогой подарок русскому царю, – ответил монгольский правитель, улыбаясь.

Находясь в гостях у хана, Старков попробовал напиток, приготовленный из этого зелья, и он ему ужасно не понравился.

Посол хотел выбросить все до единого пакеты с чаем, но, помня слова хана о «дорогом подарке», не сделал этого. Так среди прочих даров и попал чай в Москву.

О том, как оценил царь ханский подарок, ходят разные версии. Согласно одной из них, отведав неведомое питьё, государь вытер парчовым рукавом густую бороду, молвил: «Ещё!»

Однако по другой версии, царю напиток не понравился. Иначе чем же можно объяснить тот факт, что торговля чаем в Москве началась лишь спустя 36 лет после описываемых событий.

Родина чая, который мы привыкли с вами пить, Китай. «Чай» по-китайски означает «молодой листочек» – «ту-ай-не». Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено тайной. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Но постепенно чай попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Иран, Монголию и другие страны. На первых порах не все умели обращаться с чаем, не знали даже, как его заварить.

Ученик:

Раз привёз мне барин чаю и велел его сварить.

А я отроду не знаю, как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком и петрушки корешок.

Гости с барином плевались, сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить?

А потом-то догадался – чай забыл я посолить.

•Ребята, а вы знаете, как правильно надо заваривать чай?

Ученик.

Чай налить, казалось, просто.

Заварить его сумей.

И по правилам английским

Ты заварничек прогрей.

С чем решили чай попить?

Стоит сразу обсудить.

С ежевикой и малиной,

Просто чай, с лесной рябиной        .

Всех сортов чай, может быть.

Тут всё сразу не испить.

Мы заварник наберём,

Кипятком крутым зальём.

Подождём ещё чуть-чуть,

Наливаем, можно дуть…

Учитель: Чай – прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение.

  Ученица: Чай горячий ароматный

                        И на вкус весьма приятный.

                        Он недуги исцеляет

                        И усталость прогоняет.

                        Силы новые даёт

                        И друзей за стол зовёт.

                        С благодарностью весь мир

                        Славит чудо-эликсир!

Ведущая. И хотя сейчас во многих семьях самовар заменил чайник на праздничном столе, как и 100 лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая.

В Японии во время чаепития не разговаривают –

размышляют о смысле жизни, а в России за чаем

общаются, поют частушки.

Чайные частушки

1.На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

2.В плясках не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!

3.Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится!

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице!

4.Подавай мне чашку чаю,

Ведь тебе не жалко, чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

5.Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай – чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день- денечек!

6.Мы пропели вам частушки,

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали.

Ведущий: Уже к началу XIX века выработался русский ритуал чаепития. Непременным атрибутом русского чаепития стал…. Отгадайте, кто?

Сверху – дыра, снизу – дыра,

А посередине – огонь да вода.

Никогда не ест, а только пьёт,

А как зашумит – всех приманит.

(Самовар).

Учитель: А когда появился самовар?

(Звучит фонограмма муз. Пьесы В. Купревича «Тульский самовар»)

Девочка : Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что впервые появился он

в Туле. Есть документ – подтверждение, что именно в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Через тридцать лет таких мастерских было уже 8, а к 1850 году – аж 28! Недаром Тула называется самоварной столицей!

Мальчик:Тула Тулой, но есть свидетельства, что первые в России самовары были изготовлены примерно в 1740 году на Урале, на Иритинском заводе. И были они не только металлические, но и из фарфора, из фаянса и даже из хрусталя. Кстати, русские солдаты, придя в 1813 году в Париж, подарили самовар Европе.

Учитель :Чем хорош самовар?

Девочка : В летнюю жару не надо печь топить, чтобы воду согреть. А чай прежде пивали неспешно, дюжинами чашек, с разговорами и пересудами, особенно после баньки. Чаем трапезу начинали, а потом в продолжении обеда, и чаем трапезу заканчивали.

Учитель :Первые самовары делали из меди, потом их стали изготавливать из латуни, железа, покрывать никелем и даже золотом или серебром.

Учитель :Для мастера – самоварщика самовар не просто изделие, он – произведение искусства. Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой, сканью и эмалью, чернью или росписью.

Посмотрите еще раз на самовары. (Показ слайдов)

Ведущий: С появлением самоваров чаепитие на Руси превратилось в целый ритуал, т.е. всё совершалось в строго определённом порядке и последовательности.

Самовар ставился либо на небольшой самоварный столик, либо ставили прямо на поднос в конце большого стола, по левую руку от хозяйки. Чай разливала из самовара хозяйка дома либо старшая дочь хозяина дома в отсутствии хозяйки. Разливать чай должен был всегда один человек, притом знакомый с этим делом. Ведь очень важно был при большом количестве гостей «не спить чай», т.е. распределить его так, чтобы он был одинаковой крепости у каждого. Чай разливался сначала гостям, а потом уже по старшинству всем членам семьи.

Учитель :Ответьте на вопрос: В каких случаях ставили самовар в доме?

Девочка : Самовар ставили в доме тогда, когда приходил или приезжал родной или дорожный человек. А также – на проводах, перед обедом в сенокосный день, после бани, на праздниках, с холоду, с радости, или с расстройства, к пирогам, просто для нагрева воды .

 Учитель : Назовите правила – приметы чаепития.

Девочка 7:

1.Нельзя за столом пересаживаться с места на место.

2.Когда чай пили с топленым молоком, то пенку давали младшему из мальчиков, чтобы борода росла.

3.Чашку, закончив чай пить, переворачивали на блюдце.

4.Неперевернутая чашка на блюдце означает: налейте еще!

Ведущая: Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки про наш русский самовар!

Выступление творческого коллектива. «Частушки о самоваре»

1.Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

2.Самовар поет, гудит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

3.Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой!

4.Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

Ведущий: А сейчас мы с вами посетим картинную галерею. Перед вами репродукции русских художников, на которых они изобразили фрагменты чаепитий.

(Далее следует работа по произведениям русских художников.)

Ведущий: По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, сливки, мёд, печенье, бублики, пряники.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Учитель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки:

В брюхе – баня,

В носу - решето,

На голове – пупок,

Всего одна рука

И та на спине. (чайник).

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (сахар).

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают? (блин).

Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине –

Огонь да вода. (самовар)

Ножек четыре,

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья. (стол).

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (бублик).

Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его … (лимон).

Учитель:Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. Всегда во все времена гостей встречали хлебом – солью и добрым отношением. В народе по этому поводу множество пословиц. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве?

Дети зачитывают пословицы, подобранные дома.

- Гостю почёт – хозяину честь.

-Хоть не богат, а гостям рад.

- Гость в дом – радость в дом…

Учитель :Согласно древнему обычаю не полагалась расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Это видно из русских народных сказок.Все вы знаете очень вредную Бабу-Ягу. Но даже она вынуждена была подчиняться правилам гостеприимства. В одной из сказок Иван-Царевич, зайдя в дремучие леса, встречает избушку на курьих ножках, в которой сидит Баба-Яга – костяная нога.

Дети инсценируют фрагмент сказки.

Баба-Яга.- Что, добрый молодец, от дела лытаешь или дела

пытаешь?

Иван-Царевич.- Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде

меня напои-накорми, да тогда и спрашивай!

И Баба-Яга повинуется обычаю: накормила-напоила его, вести выпросила.

Баба-Яга.- Какие вести принёс?

Иван-Царевич.- Может и слыхала, Змей Горыныч заболел. Говорят,

даже кашлять не может.

Баба-Яга.- Ой, беда-то какая, ой, беда!

Иван-Царевич.- Не убивайся ты так, Баба-Яга. Он молодой,

вылечится.

После этого ей трудно оставаться враждебной.

Баба-Яга.- Ну, спасибо тебе, Иван, за весточку.

Она смягчается и даже своего коня даёт.

Баба-Яга.- Бери моего коня, пригодится.

Иван-Царевич.- Спасибо тебе, Баба-Яга за гостеприимство. За коня

спасибо. Я твоё добро не забуду.

Баба-Яга.- Счастливой дороги.

Учитель :Вот и подходит  к концу наш праздник .И хотелось бы, чтобы вы ушли отсюда с хорошим весёлым настроением, согретыми нашим чаем и вкусным угощением. Давайте все вместе споём песенку на мотив “Голубой вагон”

1.Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным пирогам,

Вкус их всех вас может удивить.

Припев

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай.

И наливай-ка всем ароматный чай.

Каждому, каждому

Счастья ты пожелай

И улыбнись друзьям и учителям.

2.Знаем лучше доктора серьёзного –

Лечит чай и скуку и тоску.

Приглашаем мальчиков и девочек

Выпить ароматного чайку!

Припев

Учитель. – Мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как

проходили чаепития на Руси. А что же осталось сделать?

 ученик.- Пригласить гостей на чаепитие.

Учитель.- Правильно. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен.

Приглашайте гостей.!

Ученик. – Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Стол накрытый давно ждёт!

Ученик.- Для всех вас, взрослые и детишки

калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Учитель.- Всех гостей приглашаем в нашу чайную! (к столу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по теме: "Русское чаепитие"

Данный материал будет интересен педагогам начальных классов и педагогам дополнительного образования, предназначен для проектной деятельности с учащимися 3-4 классов   РУССКОЕ ЧАЕПИТИЕ.Цели п...

"Классный час в школьном музее. Русское чаепитие"

Методическая разработка интерактивного классного часа. Проводится в школьном краеведческом музее с использованием экспонатов, хранящихся в нем....

Внеклассное занятие " Традиции русского чаепития"

Данный материал может быть использован на классном часе для учащихся начальной школы.Основная  цель - приобщить учащихся к изучению  многообразия русских традиций, воспитывать бережное ...

Разработка внеклассного мероприятия "Праздник русского чаепития"

Разработка содержит : сценарий, презентацию, подборку стихов и песен....

Внеклассное мероприятие "Весёлое чаепитие"

Конкурсная программа для проведения итогового классного часа в конце четверти.Цель: организация досуговой деятельности учащихся, сплочение коллектива, отработка умений работать в группахПрактические з...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе "Традиции русского чаепития"

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе "Традиции русского чаепития"...


 

Комментарии

Семеняк Татьяна Леонидовна

Столько новой информации!Думаю, Наталия Александровна, Вашим ученикам было очень интересно! Спасибо.