Конспект урока ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений".
план-конспект занятия (4 класс)
Конспект занятия в ГПД " Род и семья - источник нравственных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.docx | 40.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в группе продлённого дня
РАЗРАБОТЧИЦА: Шаханова Марина Владимировна – учитель начальных классов и воспитатель ГПД ГБОУ гимназия №498 Невского района
2015 учебный год
Санкт-Петербург
Цель: формирование представления о семье как части общества
Тема: Род и семья – исток нравственных отношений .
Задачи:
1. Расширить представления детей о семье, роде, семейных традициях, реликвиях.
2. Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.
3. Воспитать ценностное, бережное отношение к семье.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах , игры.
Ход занятия.
- Организационный момент
- Обсуждение домашнего задания
- Пробуждение интереса.
Чтение стихотворения.
Один человек остался один.
Сам себе слуга, сам себе господин.
Сидит в одиночестве, смотрит в окно -
За окном одиночество, темно.
Худо ему жить одному.
И попробуй, пойми, отчего, почему,
Казалось бы, свобода, казалось бы, рай,
А ему - хоть ложись да помирай.
Ему не спится, ему не естся,
Не может он найти в одиночестве места.
Время скользит сквозь пальцы как песок.
Каждый бывает иногда одинок.
Люди вокруг, а в душе - ни души,
пусто, как в поле, хоть пляши.
И тогда нам нужен кто-то другой,
кто бы к нам прикоснулся теплой рукой,
кто сказал бы: «Не бойся, не грусти, я с тобой,
ты мне близок и дорог любой...»
А секунды лапками шуршат как муравьи...
Нам порой не хватает обычной любви,
Нам порой не хватает простого тепла...
Отчего человеку одиноко? Чего ему не хватает?
4.Тема и задачи урока
Мой род – это дерево весной в цветах,
Семья – это ветка осенью в плодах,
Мой сад - это жизнь моих родных детей,
Они продолжают жизнь моих корней
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Продолжите предложение:
Моя семья для меня – это…
5.Раскрытие понятия «Семья»
Слово учителя и составление таблицы.
Творцами семьи являются родители. Два человека встретились, у них появились общие интересы, а потом они стали друзьями. Они стали больше, чем друзья. Мужчина и женщина чувствуют искреннюю сердечную привязанность друг к другу, между ними вспыхнула любовь, породившая согласие.
Так образовалась семья. Отныне мужчина и женщина не могут жить друг без друга, они полны заботой друг о друге. Еще в Библии сказано: « Не хорошо быть человеку одному». Это любовь супружеская.
С понимания, доброты, прощения, но главное, с заботы друг о друге начинается семья. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называется домашний очаг. Он дает человеку не только кров, но хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции.
Работа с учебником.
Прочтите текст. Выберите опорные слова.
В процессе работы получается таблица.
ЛЮБОВЬ
6. Первичная проверка понимания.
Работа в группах.
Задания.
Испытание №1 «Генеалогическое древо»
( Детям необходимо провести презентацию своей семьи с помощью использования информационных компьютерных технологий, показать
особенность, «изюминку» своей семьи).
Испытание №2 «Вопросы-обязательки»
(Детям необходимо ответить на вопросы, тем самым показать знания о распределении обязанностей в семье).
Примерные вопросы:
- Кто посуду моет?
- Кто стул чинит?
- Кто носки вяжет?
- Кто сказки слушает? и т.д.
Испытание №3 «Семейное сказкочтение»
(Дети должны ответить на вопросы по сюжетам сказок).
Примерные вопросы:
- Как звали папу Буратино?
- Как звали сестру Кая?
- Сколько членов семьи было у Красной шапочки?
- Как зовут бабушку, у которой костяная нога?
6. Физминутка.
7. Введение понятия «род».
А знаете ли вы, что когда-то очень давно вовсе не было семьи ?
Вот послушайте:
« Давным – давно жили люди не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть, жили они дружно все рядом да ладом - вот и называли в старину людей, которые жили рядом и имели общих предков - родом»
Работа с понятием «РОД»
Работа над составлением ряда однокоренных слов с корнем «род»
Работа с притчей.
«Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом.
- Вы скажите ну и что, мало ли больших семейств на свете.
Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царил в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого Императора страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист Императору. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился…
- Как вы думаете, какие слова написал старик?
- Из всех названных вами слов, выберите только три.
8. Подведение итогов.
Семья – это первое, с чем ты встречаешься в жизни. В семье тебя учат добру, справедливости, заботе, почитанию старших и младших, взаимопониманию, сотрудничеству и многому другому.
В конституции нашей страны записано, что обязанность родителей заботиться о детях. Но и ты, когда вырастишь, должен будешь заботиться о них.
- Что такое семья?
- Что объединяет членов семьи?
- Как должны себя вести дети по отношению к родителям?
- Что детям запрещено делать?
- В чём заключается твоя помощь семье?
Ролевая игра.
Разыграйте ситуацию «Ребёнок возвращается из школы»
(дети распределяют роли в семье и разыгрывают ситуацию)
Обсуждение.
9. Домашнее задание.
Подобрать пословицы о семье и роде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс
Конспет урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" в 4 классе по теме "Род и семья - источник нравственных отношений" с приложением песни "Гимн семьи"...
Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений" 4 класс
Урок светской этики на тему: "Род и семья-исток нравственных отношений". Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности....
Встреча в семейной гостиной Род и семья – источник нравственных отношений
Внеклассное мероприятие в 4 классе.Главной целью данного мероприятия является укрепление семейных отношений, коллективных классных отношений среди детей и между родителями учащихся класса. Мы...
технологическая карта урока ОРКСЭ, Род и семья – исток нравственных отношений, модуль "Основы светской этики",
Углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях, учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение проводить наблюдени...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме" Род и семья - источник нравственных отношений в истории человечества".
Этот урок можно использовать при изучении этой темы в разнличных УМК....
Презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Род и семья - источник нравственных отношений в истории человечества".
Эту презентацию можно использовать и на уроке и классном часе....
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Род и семья – исток нравственных отношений» («Основы светской этики», 4 класс)
Цель урока:формирование у обучающихся представлений о семье как о важнейшей нравственной ценности, о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям.Задачи урока: Дидактические:1. Поз...