Конспект урока ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений".
план-конспект занятия (4 класс)

 Конспект занятия в ГПД " Род и семья - источник нравственных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в группе продлённого дня

РАЗРАБОТЧИЦА: Шаханова Марина Владимировна – учитель начальных классов и воспитатель ГПД ГБОУ гимназия №498  Невского района

                                    2015 учебный год

                                      Санкт-Петербург

Цель: формирование представления  о семье как части общества

Тема: Род и семья – исток нравственных отношений .

Задачи:

1.  Расширить представления детей о семье, роде, семейных традициях, реликвиях.

2. Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.

3. Воспитать ценностное, бережное отношение к семье.  

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах , игры.

Ход занятия.

  1. Организационный момент
  2. Обсуждение домашнего задания
  3. Пробуждение интереса.

Чтение стихотворения.

Один человек остался один.
Сам себе слуга, сам себе господин.
Сидит в одиночестве, смотрит в окно -
За окном одиночество, темно.

Худо ему жить одному.
И попробуй, пойми, отчего, почему,
Казалось бы, свобода, казалось бы, рай,
А ему - хоть ложись да помирай.
Ему не спится, ему не естся,
Не может он найти в одиночестве места.

 Время скользит сквозь пальцы как песок.
Каждый бывает иногда одинок.
Люди вокруг, а в душе - ни души,
пусто, как в поле, хоть пляши.

И тогда нам нужен кто-то другой,
кто бы к нам прикоснулся теплой рукой,
кто сказал бы: «Не бойся, не грусти, я с тобой,
ты мне близок и дорог любой...»
А секунды лапками шуршат как муравьи...
Нам порой не хватает обычной любви,
Нам порой не хватает простого тепла...


Отчего человеку одиноко? Чего ему не хватает?


4.Тема и задачи урока 

Мой род – это дерево весной в цветах,

Семья – это ветка осенью в плодах,

Мой сад - это жизнь моих родных детей,

Они продолжают жизнь моих корней

 - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Продолжите предложение:

Моя семья для меня – это…

5.Раскрытие понятия «Семья»

Слово учителя и составление таблицы.

Творцами семьи являются родители. Два человека встретились, у них появились общие интересы, а потом они стали друзьями. Они стали больше, чем друзья. Мужчина и женщина чувствуют искреннюю сердечную привязанность друг к другу, между ними вспыхнула любовь, породившая согласие.

Так образовалась семья. Отныне мужчина и женщина не могут жить друг без друга, они полны заботой друг о друге. Еще в Библии сказано: « Не хорошо быть человеку одному». Это любовь супружеская.

С понимания, доброты, прощения, но главное, с заботы друг о друге начинается семья. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называется домашний очаг. Он дает человеку не только кров, но хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции.

Работа с учебником.

Прочтите текст. Выберите опорные слова.

В процессе работы получается таблица. 

ЛЮБОВЬ

6. Первичная проверка понимания.

Работа в группах.

Задания.

Испытание №1 «Генеалогическое древо»

( Детям необходимо провести презентацию своей семьи с помощью использования информационных компьютерных технологий, показать

особенность, «изюминку» своей семьи).

Испытание №2 «Вопросы-обязательки»

(Детям необходимо ответить на вопросы, тем самым показать знания о распределении обязанностей в семье).

Примерные вопросы:

- Кто посуду моет?

- Кто стул чинит?

- Кто носки вяжет?

- Кто сказки слушает? и т.д.

 Испытание №3 «Семейное сказкочтение»

(Дети должны ответить на вопросы по сюжетам сказок).

Примерные вопросы:

- Как звали папу Буратино?

- Как звали сестру Кая?

- Сколько членов семьи было у Красной шапочки?

- Как зовут бабушку, у которой костяная нога?

6. Физминутка.

7. Введение понятия «род».

А знаете ли вы, что когда-то очень давно  вовсе не было семьи ?

 Вот послушайте:

« Давным – давно жили люди не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть,  жили они дружно все рядом да ладом - вот и называли в старину людей, которые жили рядом и  имели общих предков - родом»

Работа с понятием «РОД»

Работа над составлением ряда однокоренных слов с корнем «род»

Работа с притчей.

«Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом.

- Вы скажите ну и что, мало ли больших семейств на свете.

Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царил в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого Императора страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист Императору. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился…

  -  Как вы думаете, какие слова написал старик?

 -  Из всех названных вами слов, выберите только три.

8. Подведение итогов.

Семья – это первое, с чем ты встречаешься в жизни. В семье тебя учат добру, справедливости, заботе, почитанию старших и младших, взаимопониманию, сотрудничеству и многому другому.

В конституции нашей страны записано, что обязанность родителей заботиться о детях. Но и ты, когда вырастишь, должен будешь заботиться о них.

- Что такое семья?

- Что объединяет членов семьи?

- Как должны себя вести дети по отношению к родителям?

- Что детям запрещено делать?

- В чём заключается твоя помощь семье?

Ролевая игра.

Разыграйте ситуацию «Ребёнок возвращается из школы»

(дети распределяют роли в семье и разыгрывают ситуацию)

Обсуждение.

9. Домашнее задание.

Подобрать пословицы о семье и роде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс

Конспет урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  в 4 классе по теме "Род и семья - источник нравственных отношений" с приложением песни "Гимн семьи"...

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений" 4 класс

Урок  светской этики на тему: "Род и семья-исток нравственных отношений". Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности....

Встреча в семейной гостиной Род и семья – источник нравственных отношений

Внеклассное мероприятие в 4 классе.Главной целью данного мероприятия является  укрепление семейных отношений, коллективных классных отношений среди детей и между родителями учащихся класса. Мы...

технологическая карта урока ОРКСЭ, Род и семья – исток нравственных отношений, модуль "Основы светской этики",

Углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях, учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение проводить наблюдени...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Род и семья – исток нравственных отношений» («Основы светской этики», 4 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представлений о семье как о важнейшей нравственной ценности, о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям.Задачи урока:  Дидактические:1. Поз...