Рабочая программа Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам" 2класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учебно-методического комплекта (здесь и далее – УМК) Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам". Развитие познавательных способностей», удостоенной звания лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Развивающий курс данного УМК представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет и рассчитан на четыре года обучения. Во втором классе 66 часов (2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rps_yunym_umnikam_i_umnitsam_2_klass_2014.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учебно-методического комплекта (здесь и далее – УМК) Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», удостоенной звания лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Развивающий курс данного УМК представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет и рассчитан на четыре года обучения. В первом классе 66 часов (2 часа в неделю).
ЦЕЛЬ: совершенствование познавательных способностей младшего школьника на основе развивающих занятий.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
При проведении занятий по развитию познавательных способностей (здесь и далее – РПС) используется УМК, состоящий из:
- рабочих тетрадей на печатной основе для обучающихся;
- методического руководства для учителя;
- программы курса РПС.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Система представленных заданий (задач и упражнений) позволяет решить:
Познавательный аспект
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
- формирование и развитие общеучебных и навыков.
Развивающий аспект
- развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
- развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук);
- развитие двигательной сферы.
- Воспитывающий аспект
- воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я- концепции»).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА:
- системность: задания располагаются в определенном порядке;
- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объема материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Развивающий курс данного УМК представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет и рассчитан на четыре года обучения. Во втором классе 68 часов (2 часа в неделю).
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
6. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
В используемом УМК создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ ВО 2 КЛАССЕ
- «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
- Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
- Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
- Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
- Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
№ заня тия | Календарные сроки по плану | по факту | Тема занятия | Колич.часов |
I четверть – 18 часов | ||||
1 | 04.09 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года. | 1 | |
2-3 | 05.09 11.09 | Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. | 2 | |
4-5 | 12.09 18.09 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 | |
6-7 | 19.09 25.09 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 | |
8-9 | 26.09 02.10 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 | |
10-11 | 03.10 09.10 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 | |
12-13 | 10.10 16.10 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 2 | |
14-15 | 17.10 24.10 | Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 | |
16-17 | 25.10 30.10 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 | |
18 | 31.10 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | |
II четверть – 14 часов | ||||
19 | 13.11 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | |
20-21 | 14.11 20.11 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 | |
22-23 | 21.11 27.11 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать. | 2 | |
24-25 | 28.11 04.12 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 | |
26-27 | 05.12 11.12 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 2 | |
28-29 | 12.12 18.12 | Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач. | 2 | |
30-31 | 19.12 25.12 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 | |
32 | 26.01 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |
III четверть – 20 часов | ||||
33 | 15.01 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |
34-35 | 16.01 22.01 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 | |
36-37 | 23.01 29.01 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 | |
38-39 | 30.01 05.02 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 | |
40-41 | 06.02 12.02 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 2 | |
42-43 | 13.02 19.02 | Развитие логического мышления. | 2 | |
44-45 | 20.02 26.02 | Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 | |
46-47 | 27.02 05.03 | Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 | |
48-49 | 06.03 12.03 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 | |
50-51 | 13.03 19.03 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 | |
52 | 20.03 | Поиск закономерностей. | 1 | |
IV четверть – 16 часов | ||||
53 | 02.04 | Поиск закономерностей. | 1 | |
54-55 | 03.04 09.04 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 2 | |
56-57 | 10.04 16.04 | Развитие логического мышления. | 2 | |
58-59 | 17.04 23.04 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. | 2 | |
60-61 | 24.04 30.04 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. | 2 | |
62-63 | 07.05 08.05 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать | 2 | |
64-65 | 14.05 15.05 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 | |
66-67 | 21.05 22.05 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. | 2 | |
68 | 28.05 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. | 1 |
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Автор, год издания Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О.А.,. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)». - Москва: РОСТ книга, 2014. – 280 с. | Методическое пособие для 2 класса |
2. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
3. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
4. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2014 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)» | Рабочие тетради в 2-х частях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметному кружку "Юным умникам и умницам" 2 класс
Рабочая программа по предметному кружку "Юным умникам и умницам" 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс...
Рабочая программа Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» 1класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учеб...
Рабочая программа Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам" 3 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программ...
Рабочая программа Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам" 4 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании пр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "«Юные умники и умницы» 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она содержит пояснительную записку, цели и задачи, актуальность, календарно-тематичес...
Рабочая программа по предметному кружку "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности...