Рабочая программа по предметному кружку "Юным умникам и умницам"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy_3_klass.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №31 с углубленным изучением предметов ХЭП
Рассмотрено на заседании Утверждаю
предметного методического объединения Директор школы:
протокол №_____ _____________Е.В.Туренко
от «_____» сентябрь 2013 г протокол педагогического совета №__
Руководитель МО: от «____» сентябрь 2013 г.
________________Г.Г.Рудько
Рабочая программа
по кружку
«Умники и умницы»
для 4 класса.
Направление: общекультурное
Тип программы: образовательная
Программа рассчитана на 1 год.
(на 2013-2014 учебный год)
Составитель рабочей программы:
Щербакова Елена Евгеньевна,
учитель начальных классов.
Год составления: 2013 г.
г. Нижневартовск, 2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативному курсу «Юным умникам и умницам» для 4 класса составлена на основе авторской программы Холодовой О. «Юным умникам и умницам. Данная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту , рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Актуальность выбора определена следующим фактором:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40-45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Развитие познавательных способностей 4 класс (1 час в неделю)
Учебник: О.Холодова «Юным умникам и умницам (в 2 частях)
Количество часов в течение года – 34 ч
дата | № занятия | Тема занятия основное направление занятия | Кол- во часов | |||
1.09 - 8.09 | 1 | I часть. Что умею, что могу. Диагностическая работа | 1 | |||
10.09 - 15.09 | 2 | Волшебные нити Развитие внимания, логически-поисковые задания | 1 | |||
17.09 - 22.09 | 3 | Не верь глазам своим Развитие внимания, логически-поисковые задания | 1 | |||
24.09 - 29.09 | 4 | Сонар Развитие слуховой памяти, логически-поисковые задания | 1 | |||
1.10 - 6.10 | 5 | «Шифровальщик» Развитие зрительной памяти, логически-поисковые задания | 1 | |||
8.10 - 13.10 | 6 | Царство дядюшки Закона Поиск закономерностей | 1 | |||
15.10 - 20.10 | 7 | Изографы. Совершенствование воображения, логически-поисковые задания | 1 | |||
22.10 - 27.10 | 8 | «Шифровальщик» Развитие быстроты реакции, логически-поисковые задания | 1 | |||
29.10 - 3.11 | 9 | Следопыты Развитие внимания, логически-поисковые задания | 1 | |||
12.11 - 17.11 | 10 | Игралочка. Тренируем внимание | 1 | |||
19.11 - 24.11 | 11 | «Шифровальщик» Развитие слуховой памяти, логически-поисковые задания | 1 | |||
26.11 - 1.12 | 12 | «Шифровальщик» Развитие зрительной памяти, логически-поисковые задания | 1 | |||
3.12 - 8.12 | 13 | Царство дядюшки Закона Поиск закономерностей | 1 | |||
10.12 - 15.12 | 14 | Изографы. Совершенствование воображения | 1 | |||
17.12 - 22.12 | 15 | Клуб «Шерлок Холмс» Развитие быстроты реакции | 1 | |||
24.12 - 29.12 | 16 | Не верь глазам своим Развиваем внимание, логически-поисковые задания | 1 | |||
10.01 - 19.01 | 17 | Что сначала, что потом? Тренируем внимание | 1 | |||
21.01 - 26.01 | 18 | Сонар Развиваем слуховую память | 1 | |||
28.01 - 2.02 | 19 | Мозговой штурм Тренируем зрительную память | 1 | |||
4.02 - 9.02 | 20 | Царство дядюшки Закона Поиск закономерностей | 1 | |||
11.02 - 16.02 | 21 | II часть. Волшебные нити Совершенствование воображения, логически-поисковые задания | 1 | |||
18.02 - 23.02 | 22 | Эстафета Развитие быстроты реакции | 1 | |||
25.02 - 2.03 | 23 | Волшебные нити Развиваем внимание | 1 | |||
4.03 - 9.03 | 24 | Зоркий глаз Тренируем внимание, логически-поисковые задания | 1 | |||
11.03 - 16.03 | 25 | Сонар Развиваем слуховую память | 1 | |||
18.03 - 22.03 | 26 | Волшебное зеркало Тренируем зрительную память | 1 | |||
1.04 - 6.04 | 27 | Царство дядюшки Закона Поиск закономерностей | 1 | |||
8.04 - 13.04 | 28 | Изографы Совершенствование воображения | 1 | |||
15.04 - 20.04 | 29 | Страна советов. Развитие быстроты реакции, логически-поисковые задания | 1 | |||
22.04 - 27.04 | 30 | Кто самый глазастый? Развиваем внимание, логически-поисковые задания | 1 | |||
29.04 - 4.05 | 31 | Карусель Тренируем внимание, логически-поисковые задания | 1 | |||
6.05 - 11.05 | 32 | «Мы сами с ушами» Развиваем слуховую память, логически-поисковые задания | 1 | |||
13.05 - 18.05 | 33 | Царство дядюшки Закона Поиск закономерностей | 1 | |||
20.05- 25.05 | 34 | Викторина «Юным умникам и умницам». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс
Программа составлена на основе примерной прграммы Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....
Рабочая программа кружка по математике "Умники и умницы"
Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Рабочая программа для 3 класса "Умники и умницы"
Курс «РПС» - это система задач и упражнений, позволяющая комплексно развивать различные виды памяти, внимания, быстроты реакции, мышления; формирующая познавательную активность и самостоятельность в в...
Рабочая программа по курсу "Юным умникам и умницам" (2 класс)
Рабочая программа по курсу "Юным умникам и умницам"...
Рабочая программа по спецкурсу "Юным умникам и умницам"2класс
Данный курс можно проводить в рамках внеурочной деятельности ФГОС.Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....