Открытый урок в День знаний, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации
классный час (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК В ДЕНЬ ЗНАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 20-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата проведения: 2 сентября 2013 г.
4 «А» класс
Учитель: Медведева Н.В.
Цель: воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны.
Задачи:
1. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней;
2. Познакомить с Конституцией РФ и её содержанием;
3.Продолжить знакомство с правами и обязанностями граждан РФ;
4. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма
Оформление классной комнаты: плакаты с изображениями Государственного герба и Государственного флага России, запись Государственного гимна Российской Федерации, брошюра «Конституция Российской Федерации», презентации
Ход урока:
12 декабря 2013 году будет отмечаться 20-летие принятия Конституции Российской Федерации. Цикл мероприятий в этом году посвящён данному юбилею.
Вопросы: "Какие символы имеет наша страна?", "Как вы считаете, зачем стране нужна символика?", "Какие народы живут в России?", "Знаете ли вы, как называется праздник 12 декабря?", "Что такое Конституция?", "Какие права и обязанности есть у граждан России?".
«Какие символы имеет наша страна?"
Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн.
Детям можно предложить назвать цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Итак, наш первый символ – триколор, который имеет длинную историю.
Про историю Российского флага нам расскажут Перминова Е.и Колоколов Г.
1 ученик: История утверждает, что первые пятьсот лет Россия не имела единого флага. Роль флага в истории средних веков на Руси исполняла чудотворная икона, с которой шли в бой княжеские дружины. Обычно перед походом или боем у чудотворной иконы совершалась общая молитва. Первое упоминание в истории России о флаге датируется второй половиной XVII века. Флаг был введен в употребление московским царем Алексеем Михайловичем. Это был бело-сине-красный флаг, который предназначался для русских кораблей, плавающих по Каспийскому морю. Он одновременно исполнял роль опознавательного и сигнального знака, потому что на Каспии плавали еще корабли арабов и турок и такой флаг был хорошо виден издали. В 1668 г. был спущен на воду первый русский военный корабль «Орел». На этом корабле по указу царя Алексея Михайловича был поднят бело-сине-красный флаг с нашитым на нем двуглавым орлом.
2 ученик: Петр I утвердил трехцветный флаг в качестве отличительного знака кораблей русского флота. При этом основная цель флага - отличать в бою свои корабли от чужих и принадлежность корабля к государству. Так в 1699 году Петр I придал морскому флагу, под которым ходили торговые суда, статус флага государственного - главного символа страны. К этому времени окончательно сложилась и символика цветов флага. Трехцветное знамя Петра I просуществовало в качестве государственного флага России до революции 1917 года. До 1991 года триколор заменял красный флаг СССР. В СССР красному знамени было придано еще одно значение - свет восходящего солнца.
Учитель: 22 августа указом президента Ельцина был объявлен Днем государственного флага России
При знакомстве младших школьников с гербом целесообразно обратить их внимание определенный порядок его описания. Вначале называют цвет фона (щита), затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орел). На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом
Учитель: Наш следующий символ – Герб.
1. Вы знаете, что такое герб? (эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца)
Герб государства неразрывно связан с его историей.
4 ученик: Двуглавый орел в России впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году. Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея - символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне – двуглавый орел. В те времена, когда Иоанн III (1462 - 1505) стал во главе Московского княжества, русские княжества враждовали между собой. Иоанн III захотел объединить все русские земли под началом Москвы в одно сильное государство. Целых пятьдесят лет собирал он российские княжества. И мирным путем, и военными действиями, и, наконец, добился своего. Стал он называть себя не Великим князем Московским, а Государем Всея Руси. При нем Русь окончательно освободилась от Золотой Орды. Государство было молодое и поэтому орел на его гербе, унаследованном от Византии, был похож на молодого орленка.
5 ученик: Последующие правители изменяли так или иначе герб, но двуглавый орел оставался неизменным. За основу современного герба взят герб Петра I. Петр I (1682-1725) многое сделал для укрепления России. Россия Петра I стала огромной и крепкой державой. Петр гордо назвал нашу страну Российской Империя, а сам стал Императором. В герб Петр I внес свои изменения. Короны стали императорские, их соединила синяя лента. На груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учинен Петром за высшие заслуги. Орел стал изображаться черным, а не золотым по примеру европейских государств. Но современный двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 30 ноября 1993 года.
Учитель: А давайте вспомним, что символизирует двуглавый орел? (Россия - одна из немногих стран мира, расположена сразу в двух частях света - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад, при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; )
Активизации познавательной деятельности учащихся могут способствовать вопросы: "Как вы думаете, зачем нужен герб?", "Зачем нужен флаг?", "Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?". Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трехцветный флаг и Государственный герб РФ - двуглавого орла. Герб также мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.
Учащиеся знакомятся с гимном России. В рассказе учителя отмечается, что гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по радио. Целесообразно с учениками прочитать текст Государственного гимна Российской Федерации, используя при этом технологию «смыслового чтения»
В отличии от флага история гимна России по историческим меркам довольно не велика.
(торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях).
3 ученик: Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.
Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался «Молитва Русских».
В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн «Боже, царя храни!» и был до 1917 г.
В 1917 г. Ленин предложил использовать «Интернационал»
В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки «Патриотическая песнь»
После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова:
Учитель: Во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России. (Прослушивание гимна РФ)
"Как вы считаете, зачем стране нужна символика?"
"Какие народы живут в России?"
"Знаете ли вы, как называется праздник 12 декабря?"
День Конституции
«А, что такое конституция?»
Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Учитель: Конституция РФ является основным законом нашего государства, то есть ни один правовой документ, будь то федеральный закон или указ Президента, не должны противоречить требованиям и нормам, отраженным в Конституции.
В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 декабря 1993 года с тех пор День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России.
Учитель: А сейчас послушайте, пожалуйста, легенду.
«Давным -давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны».
Учитель: Выслушав легенду, как вы думаете, почему жители чувствуют себя в безопасности?
(Жители стали жить по законам.)
Все они живут в Российской Федерации. Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан, - это Конституция Российской Федерации
Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.
"Какие права и обязанности есть у граждан России?".
Права гражданина, записанные в Конституции: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав у граждан России есть обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.
В полном объёме права и обязанности граждане получают после 18 лет.
Рефлексия
Дом задание
Рисунки по теме
«Государство, в котором я живу»
«Я и мои права»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации (День Знаний)
Данный конспект урока предназначен для проведения Урока знаний, классного часа,посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации. Аудитория - 2 класс....
Урок знаний в 4-м классе, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации
КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА НА 1 СЕНТЯБРЯ...
Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации.
Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...
Урок знаний, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации
Разработка классного часа...
Урок знаний, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.
Урок знаний в 3-м классе, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.(кл.час 1 сентября)Цели:– способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства...
Всероссйский урок, посвященный 20 летию Конституции Российской Федерации. 1 класс
На уроке дети знакомятся с символикой нашего государства....
Классный час на тему «20-летие Конституции Российской Федерации» (конспект урока)
Классный час на тему «20-летие Конституции Российской Федерации» (конспект урока)...