Урок знаний, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации
классный час (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок знаний, посвящённый 20-летию Конституции
Российской Федерации
Нугаева Людмила Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
городского округа Саранск
Цель: познакомить с основным законом - Конституцией Российской Федерации.
Задачи:
- дать представления о правах ребёнка, объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;
- формировать представления о правах и обязанностях школьника;
- развивать познавательный интерес к своей Родине;
- воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к символам своего государства;
- формировать чувство гордости за свою страну.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя
- Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы снова с вами встретились.
Нарядные, парадные, такие ненаглядные.
Причёсанные с бантиками девочки сидят.
И мальчики отличные, такие симпатичные,
Такие аккуратные на нас сейчас глядят.
- А почему вы такие нарядные, какой сегодня праздник?
- А ещё сегодня у нас День рождения - день рождения нашего класса.
- Вы пришли в школу. Нам сегодня нужно вспомнить и ответить на следующие вопросы. Как себя вести? Что можно делать, а чего нельзя?
Эти же вопросы волновали людей и тысячу лет назад. Ведь, если бы каждый делал только то, что ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.
- Что же это такое - законы?
Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный закон нашей страны называется Конституцией.
Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в Конституции Российской Федерации. Конституция – это основной закон нашего государства. В этом году день рождения Конституции Российской Федерации – 12 декабря ей уже будет 20 лет.
Много, много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был придуман Он -
Конституции Закон,
И с тех пор за годом год
Его чествует народ,
За мораль и за порядок,
И не страшен нам упадок,
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Конституцию, страну,
Родину свою одну!
2. Ученики читают стихотворение Сергея Васильева «Что мы Родиной зовём?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
3. Беседа о государственных символах, Конституции РФ.
У каждого государства есть свои символы.
- Что такое символ? (Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.)
- Какие символы государства вы знаете? (Гимн, флаг, герб)
- Что вы можете рассказать о государственном гимне России?
Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Гимн России утверждён Указом Президента РФ от 30.12.2000 г. Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова.
- Что представляет собой наш государственный флаг?
Государственный флаг России - прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной. Верхняя полоса - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, чистоту устремлений, синий – небо, верность и правду, волю к миру; красный – огонь и отвагу, готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве. Бело-синему флагу России уже более трёхсот лет. Государственный флаг России был принят в 1991 году.
- Давайте рассмотрим герб нашей страны.
Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.
- Что представляет собой Государственный герб России?
Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы. Он представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит. Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Двуглавый орёл - древний символ царских династий. В России впервые появился в 1497 году при Иване III. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.
Государственная символика или её элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. Герб РФ изображен на паспорте гражданина РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках. Флаг РФ изображен на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, милиции.
Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам – это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
- Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём
в России, а здесь написано Конституция Российской Федерации?
(Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.) - А что значит слово «федерация»? (Федерация – это договор, союз.)
Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз равноправных народов нашей страны.
В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Об этом записано в Конституции.
Статья 19.
- Все равны перед законом и судом.
- Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, национальности, происхождения.
- Мужчины и женщины имеют равные права.
В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, более 50 статей.
- А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности?
(Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству). - Давайте посмотрим, о каких правах и обязанностях говорится в нашей Конституции. Какими правами вы пользуетесь? Какие обязанности возлагаются на вас? На ваших родителей?
Права и свободы граждан | Обязанности граждан |
Право на жизнь | Обязанность защищать Родину |
Право на личную неприкосновенность | Обязанность сохранять природу и окружающую среду |
Право на свободное передвижение | Обязанность соблюдать законы |
Право на жилище и его неприкосновенность | Обязанность платить налоги |
Право на труд | |
Право на отдых | |
Право на образование | |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь | |
Свобода мысли и слова | |
Свобода творчества | |
Свобода совести, свобода вероисповеданий | |
Право на получение социальной помощи | |
Право избирать и быть избранным |
Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод,
а как немного обязанностей возлагает на нас Родина.
В нашей стране жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижать. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму.
Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание, но если при этом он несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Поэтому, прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!
- Ребята, скажите, а кто является главой нашего государства? Кто знает, как его зовут?
- Какими полномочиями наделён президент?
Слово «президент» в переводе означает «сидящий впереди». Президент России – это глава государства, который избирается народом. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, подписывает законы, ведёт международные переговоры, является Главнокомандующим нашей Армии. В Конституции записаны права и обязанности Президента.
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».
- Какие же права есть у вас, школьников? (Право на учёбу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.)
- Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности. Какие же обязанности у школьника? (Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять Устав школы.)
4.Чтение стихов
1 ученик:
Открыты все пути у нас
Без края, без преграды,
Но школьникам сейчас
Пока учиться надо.
Учёба - очень интересный труд,
Нам силу, радость
Знания несут.
2 ученик:
К тому же мы прекрасно понимаем:
Кто с детства трудности преодолевает,
Судьбой своей тот управляет.
И тот, кто учится отлично в школе,
Характер закаляет свой и волю.
5. Путешествие по стране «Правознайка»
Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.
Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайка. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их. Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями. Итак, слушаем вопросы.
- В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас Барабас)
- В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)
- Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)
На доске 3 листа:
Право на бесплатное образование.
Право на свободный труд, защита от безработицы.
Право на неприкосновенность жилища.
Продолжая путешествие по стране Правознайка, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберёмся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке:
- Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища)
- Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы)
- Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование)
Вы сможете продолжить путешествие по стране Правознайка, если возьмете в библиотеке книгу Е. Шабельника «Ваши права».
6. Обобщение. Рефлексия
а) Блицопрос
1. Что такое Конституция?
2. Где записаны права и обязанности граждан России?
3. Когда была принята новая Конституция?
4. Какие государственные символы России знаете?
б) Заключительное слово учителя
Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях граждан.
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь.
Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.
Я предлагаю закончить наше занятие песней о России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский урок-знаний, посвящённый 20-летию Конституции "Страна Закония"
МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»Всероссийский урок - знаний,посвящённый 20-летию Конституции:«СТРАНА ЗАКОНИЯ»Класс: 3Классный руководитель:...
Урок знаний, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.
Урок знаний в 3-м классе, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.(кл.час 1 сентября)Цели:– способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства...
Всероссийский урок знаний, посвящённый празднованию 20-летия со дня принятия Конституции России.
Всероссийский урок знаний, посвящённый празднованию 20-летия со дня принятия Конституции России....
Презентация к Всероссийскому уроку знаний, посвящённому празднованию 20-летия со дня принятия Конституции России.
Презентация к Всероссийскому уроку знаний, посвящённому празднованию 20-летия со дня принятия Конституции России....
"Урок памяти"посвящённый 70-летию Победы в ВОВ
- воспитание у детей патриотических чувств к событиям Великой Отечественной войны;- воспитание чувства долга, уважения к истории своей страны, к людям старшего поколения.- познакомить детей с событиям...
Открытый урок в День знаний, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации
Урок о Конституции РФ...
Урок математики,посвящённый «50-летию первого полёта человека в космос».Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд.
Часто использую на уроках математики уроки-путешествия , особенно дети любят совершать путешествия в неизведанный мир космоса....