Фольклорный праздник "Волшебный цветок"
классный час (3 класс) на тему

Конспект и презентация внеклассного мероприятия - фольклорного праздника, в котором дети знакомятся и повторяют жанры устного народного творчества, участвуют в предлагаемых конкурсах, поют частушки, отгадывают загадки. Подходит для учащихся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_tsvetok.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника

«Волшебный цветок»

(фольклорная мозаика)

Тема:  Фольклор.

Цель: Познакомить  учащихся с произведениями устного народного творчества.

    Задачи:

1.    Повторить старые и выучить новые колыбельные песни, потешки, приговорки, заклички, считалки, пословицы, загадки, сказки.

2.    Формировать умение говорить в разном темпе.

3.    Расширять кругозор.

4.    Развивать устную речь.

5.    Воспитывать чувство любви к Родине.

6.    Корректировать память, мышление, восприятие, речевые умения.

Праздник проводился для учеников 3 «А», «3 Б» и 3 «В» классов в форме конкурсной программы.

   - Рады всех вас повстречать, будем праздник начинать.

Собрались мы все вместе на фольклорный праздник «Волшебный цветок»

- Зимний лес стоит печальный

Он под снегом прячет тайны.

Подо льдом река молчит

Птичья песня не звучит.

На дворе трещит мороз.

Люди в шубы прячут нос.

Ветер, вьюга, холодок.

А у нас расцвёл …  цветок!

Не простой цветок – волшебный.  (слайд1)

Слайд № 2

(Дети хором читают надписи на лепестках).

- А что написано в центре цветка?

- А что такое фольклор ? как вы думаете?

Слайд № 3      folk- народ

Lore- мудрость

Фольклор – народная мудрость, а по другому: устное народное творчество.

(Учитель прикрепляет к доске кружок У.Н.Т.)

-А что относится у У.Н.Т.? (частушки, поговорки, заклички

Из века в век

Из уст в уста

Передавалась красота

И вот теперь – дошла до нас

    О ней и будет наш рассказ.

-Сегодня мы с вами соберем красивый цветок – ромашку, с ней мы и познакомимся с разными видами У.н.т.

(прикрепить 1 лепесток)

Слайд № 5  (хором) «Потешки»

- По-другому потешки называют «пестушки» от слова «пестовать»- нянчить, растить, воспитывать.

Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят, приговаривая:

Потягунушки, порастунушки

    Поперёк  толстунушки,

    А в ножки – ходунушки,

    А в роток – говорок,

    А в головку – разумок.

Медленно разводя ручки в стороны, в такт говорят:

    Батюшке – сажень,

    Матушке – сажень,

    Братцу – сажень,

    Сестрице – сажень,

    А мне – долга, долга, долга.

Подрастает дитя, удлиняется потешка. Давайте все вместе вспомним потешку «Сорока».  Здесь уже есть педагогическое наставление, урок.  Щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького, но лентяя.

Сорока – белобока,

Кашку варила,

Деток кормила,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

(Показывая на большой палец):  А этому не дала:

(Поглаживая его, говорят):  Он дров не рубил,

 Воду не носил,

 Печку не топил,

 Кашку не варил.

 Ничего не получил!

-А какие еще потешки вы знаете?

-А кто знает потешку

«Шла лисичка по мосту?»  (Ученик читает потешку).

«Шла лисичка по мосту.

Несла вязанку хворосту,

Вытопила баньку,

Выкупала Ваньку,

Посадила в уголок

Дала сладкий пирожок».

-Но были потешки – сценки и для взрослых. Их разыгрывали на ярмарках.

Два скомороха

1-й скоморох.Под кустом у дорожки

Сидели скоморошки.

2-й скоморох.Я- скоморох Прошка.

1-й скоморох.А я – Федул – скоморошка.

Прошка.Федул, Федул.

Что губу надул?

Федул.Кафтан прожёг.

Прошка.Зачинить можно?

Федул.Можно, да иглы нет.

Прошка.А велика ли дыра?

Федул.Один ворот остался.

«Макей и Патрикей»

Патрикей. Эй, Макей, ты что сегодня делал?

Макей. Рукавицы искал!

Патрикей. Нашел?

Макей. Нашел!

Патрикей. Где же они были?

Макей. Да за поясом. А ты куда шагаешь?

Патрикей. За семь вёрст.

Макей. Киселя хлебать?

Патрикей. Нет, комара искать!

Макей.Это которого же комара-то?

Патрикей. Да, того, который за нос укусить меня хочет!

Макей. Да он же при тебе!

Патрикей. Где это при мне?

Макей. Да на носу у тебя! (Хлопает его по носу).

«Четыре кумы»  

1-я Здорово, кума!

2-я На базаре была!

1-я С ярмаркой поздравляю!

2-я Петуха купила.

1-я Ты что, кума, глуха?

2-я Хочу жареного петуха.

3-я Здорово, кума!

2-я На рынке была!

3-я Никак ты, кума, глуха?

2-я Купила курицу да петуха!

3-я Прощай, кума!

2-я 5 алтын дала.

4-я Добрый день, кума, послушай.

2-я Муженьку несу покушать.

4-я Эй, кума, ты что, глуха?

2-я Жареного петуха!

 (Прикрепить на доску 2ой лепесток)

Слайд № 6 Приговорки.  (Хором читаем про божью коровку и улитку).

-Следующий вид у.н.т. – приговорки. Термин "приговорка" произошёл от слова "приговаривать". Приговорка - это прибаутка, то есть нечто, чем сопровождается основной рассказываемый текст. Чаще всего это короткий текст, зачастую шуточный или элементарно зарифмованный, обладающий сходным с основным текстом сюжетом и сходной, но более ярко выраженной моралью. Роль приговорок могут играть пословицы, частушки и другие простенькие примеры устного народного творчества. Например:

Божья коровка,

Полети вверх ловко,

Принеси нам с неба

Меда и хлеба.

Улитка, улитка, высунь рога,

Дам тебе хлеба и пирога.

- Ребёнок в крестьянской семье знал различные приговорки. Чаще всего их произносил каждый поодиночке. Это обращение к мыши.

    Мышка- мышка, возьми мой старый зуб - гнилой,

    Дай мне новый – крепкий и большой.

К коршуну, к коровушке, птичке, жучкам. Приговорки при скакании на одной ноге, чтобы из уха вылилась вода, попавшая туда во время купания: «Водяной, водяной, забери воду с собой».

3 конкурс.   Расшифровать приговорку и объяснить, когда её произносили.

1-я команда:

акшукуК,  акшукук,  окьлоксенмьтиж?

(Кукушка, кукушка, сколько мне жить?)

2-я команда:

иИкКоОтТаА, нПаЕфРеЕдЙоДтИа!

(Икота, икота, перейди на Федота!)

3-я команда:

жВжожджяжнжожй, жзжажбжежржижвжожджужсжсжожбжожй!

(Водяной, забери воду с собой!)

4конкурс    «Интонационный»

1.    Попробуйте приговорку «Огуречик» прочесть так,  словно вы хотите его поругать.

2.    А теперь испуганно.

3.    Устало.

4.    Словно диктуете диктант.

5.    Боитесь, что вас перебьют.

6.    Дразнясь.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик

Там волки живут,

Тебе хвостик отгрызут.

(Дети участвуют в конкурсе)

(Прикрепить на доску 3й лепесток).

Слайд № 8  Считалки

    Считалки – это своеобразная кладовая народа. В ней и творчество взрослых и то, что создано выдумкой детей.

Считалка – рифмованный стишок с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и узнают водящего.

    Давайте хором прочтём считалку с экрана.

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит - это он,

Выходи из круга вон!

- А какие считалки вы знаете?

6 конкурс  Считалки

(Прикрепить 4й лепесток на доску).

Слайд № 9 Пословицы

- Пословица – это краткое мудрое народное изречение с поучительным смыслом. Возникли пословицы в давние времена. Народ, не умевший ни писать, ни читать создавал свою устную школу, передавал мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, учил подрастающее поколение уму – разуму.

Не зря говорят «Пословица – всем делам помощница».

Она советует, учит, предупреждает.

- Составьте из этих слов пословицу.

Нет чем Родина наша земли краше(Нет земли краше, чем Родина наша).

Чему учат пословицы на экране?

7 конкурс   «Узнай пословицу по двум словам»

Дело – Мастер

Чтение – Учение

Язык – Дело

Шило – Мешок

Труд – Лень

Коса – Камень

(Прикрепить 5-ой лепесток на доску).

Слайд № 10   Загадки

    Загадки ещё один вид народного творчества. Это задача, головоломка. Это сейчас загадка – детская забава, а раньше это было занятием взрослых, и они относились к этому с большой серьёзностью.

Непременным атрибутом свадебного обряда были загадки. Жених отгадывая их, доказывал, что может быть главой семьи.

Испытаем и вас.

8ый конкурс        «Ты мне – я тебе»

    Команды загадывают друг другу по 5 загадок.

(Прикрепить на доску 6ой лепесток).

Слайд № 11            

    Самый любимый жанр фольклора, конечно же, сказки!

- Узнали сказки на экране?

- А какие русские народные сказки вы можете назвать?

9  конкурс  «От кого телеграмма?»

Ребятишки, привет! Убежал от бабки с дедом, чтоб не съели за обедом. (Колобок.)

Ребята, никогда не прыгайте через костёр, а то растаете, как я. (Снегурочка.)

Мальчишки и девчонки! Не смог я справиться с бедным крестьянином. Хотел я его заморозить, да не вышло. (Мороз Красный нос.)

10  конкурс    «Сказочная пантомима»     (Задания командам даются в конвертах).

1-я команда:

Не произнося ни единого слова показать сказку «Колобок»

2-я команда:

Не произнося ни единого слова показать сказку

            «Курочка ряба»

3-я команда:

Не произнося ни единого слова показать сказку

                «Репка».

(Прикрепить 7ой лепесток на доску).

Слайд № 10   Частушки

Вход старушки-Веселушки.

(девочка в русском народном костюме с корзиной.В корзине: косынки, кепки, игрушки, платочки, вырезанные по контуру балалайки.)

Старушка-Веселушка поет частушку:

– Кто сложил такие байки?

 Кто частушки сочинил?

 Ты, поди, теперь узнай-ка,

 Кто он был и где он жил.

Частушка – это удивительный жанр. Новых сказок, былин уже не возникает. А частушки и сегодня сочиняют и взрослые и дети.

Впервые появилась частушка в середине XVIII века. Это было очень давно. И теперь люди во время свадеб, гулянок, ярмарок часто поют частушки.

– (Поют) Кто сказал – частушки вроде,

 В наши дни уже не в моде?

 Да и дело разве в моде,

 Если любят их в народе?!

– В них люди рассказывают о своей жизни, работе, об отношениях с другими людьми, высмеивают частушки-зачины:

– Так живи, частушка, всяко!

 Под гармошку и струну!

 Надо нам, друзья, однако,

 Спеть сегодня хоть одну!

Спеть частушки-концовки.Зачины поют, когда только начинают петь, а концовки в конце исполнения частушек

– мы частушки вам пропели

 Хорошо ли, плохо ли.

 А теперь мы вас попросим,

 Чтоб вы нам похлопали!

 Или:

 – У частушек есть начало,

 У частушек есть конец.

 Кто частушки наши слушал,

 Прямо скажем-молодец!

Показывает, что она принесла. (косынки, платочки, кепки) Предлагает детям спеть частушки, надев косынки, кепки.

– Я начну исполнять, а вы продолжите.

– Я в Рязани поживаю

 Сушки, пряники жую,

 Я частушек много знаю

 И сейчас для вас спою.

 – Ты играй повеселее,

 Балалайка три струны!

 Подпевайте, кто умеет,

 Не стесняйтесь, плясуны!

(Дети исполняют частушки, которые знают, которым научились от родителей, бабушек. Задание дается заранее)

4. Знакомство с частушкой.

–  Вы пропели частушки, которые слышали от взрослых. Но есть частушки детские, которые отражают интересы детей. Д/и. «Волшебная кепка» (кому наденут кепку, тот поет частушку):

Частушки сочиняют и дети и взрослые. Иногда на мотив частушек исполняются дразнилки, поговорки, небылицы-перевертыши. Такие песенки вызывают радостный смех детей(«Федя-бредя…», «Иван-болван…», «Ваня-Ваня, простота…» и другие).

- Многие современные детские поэты тоже сочиняют частушки.

Вот какие веселые частушки сочинил В. Берестов: (исполняют девочки с гармошками, балалайками)

а) Шли подружки по дорожке,

 Было их немножечко:

 Две Матрены, три Матрешки

 И одна Матрешечка.

б) Как у нашей у Хохлатки

 Нынче вывелись цыплятки,

 А из одной скорлупочки

 Матрешки вышли в юбочке.

И еще много интересных и красивых частушек на эту тему есть у него.

6. Давайте и мы попробуем сочинить частушки. Подберите слово-рифму.

Д/и. «Доскажи словечко»

а) У нас в садике цветы

 Небывалой … (красоты).

 Чтобы они цвели всегда,

 Нужно солнце и … (вода).

 б) На высокой на осине

 Созревают … (апельсины).

 А на низенькой березе

 Расцветают … (розы).

 в) Мы веселые детишки

 Любим мультики и … (книжки).

 Мы весь день хотим играть,

 Но не любим днем мы … (спать).

(Прощается и уходит).

    Вот и вырос у нас на доске волшебный цветок.

Все ли жанры фольклора есть в нашем волшебном цветке? (Дети отвечают, что в волшебном цветке нет скороговорок, поговорок, частушек.)

- Мир фольклора – это мир, каким он должен быть по народным представлениям – справедливым и прекрасным, как этот цветок.

    Ум, доброту, трудолюбие, вежливость люди во все времена уважали. А глупость, лень, хвастливость, зло всегда высмеивали.

    Река русской речи находится в постоянном движении. Каждое поколение добавляет свои мудрые высказывания.

    И мы с вами ещё не раз обратимся к устному народному творчеству и каждый раз фольклорная мозаика будет нас удивлять новыми, затейливыми красивыми узорами.

- Огромное спасибо всем участникам мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»

Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....

Фольклорный КВН для учащихся 4-5 классов

Фольклорный КВН для учащихся 4 – 5 классов Цели: 1. закрепить и расширить знания детей о разных жанрах фольклора, 2. прививать любовь к устному народному творчеству, 3. работать над разви...

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"

Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...