Фольклорный праздник "Волшебный цветок"
классный час (3 класс) на тему
Конспект и презентация внеклассного мероприятия - фольклорного праздника, в котором дети знакомятся и повторяют жанры устного народного творчества, участвуют в предлагаемых конкурсах, поют частушки, отгадывают загадки. Подходит для учащихся 3-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_tsvetok.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий фольклорного праздника
«Волшебный цветок»
(фольклорная мозаика)
Тема: Фольклор.
Цель: Познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества.
Задачи:
1. Повторить старые и выучить новые колыбельные песни, потешки, приговорки, заклички, считалки, пословицы, загадки, сказки.
2. Формировать умение говорить в разном темпе.
3. Расширять кругозор.
4. Развивать устную речь.
5. Воспитывать чувство любви к Родине.
6. Корректировать память, мышление, восприятие, речевые умения.
Праздник проводился для учеников 3 «А», «3 Б» и 3 «В» классов в форме конкурсной программы.
- Рады всех вас повстречать, будем праздник начинать.
Собрались мы все вместе на фольклорный праздник «Волшебный цветок»
- Зимний лес стоит печальный
Он под снегом прячет тайны.
Подо льдом река молчит
Птичья песня не звучит.
На дворе трещит мороз.
Люди в шубы прячут нос.
Ветер, вьюга, холодок.
А у нас расцвёл … цветок!
Не простой цветок – волшебный. (слайд1)
Слайд № 2
(Дети хором читают надписи на лепестках).
- А что написано в центре цветка?
- А что такое фольклор ? как вы думаете?
Слайд № 3 folk- народ
Lore- мудрость
Фольклор – народная мудрость, а по другому: устное народное творчество.
(Учитель прикрепляет к доске кружок У.Н.Т.)
-А что относится у У.Н.Т.? (частушки, поговорки, заклички
Из века в век
Из уст в уста
Передавалась красота
И вот теперь – дошла до нас
О ней и будет наш рассказ.
-Сегодня мы с вами соберем красивый цветок – ромашку, с ней мы и познакомимся с разными видами У.н.т.
(прикрепить 1 лепесток)
Слайд № 5 (хором) «Потешки»
- По-другому потешки называют «пестушки» от слова «пестовать»- нянчить, растить, воспитывать.
Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят, приговаривая:
Потягунушки, порастунушки
Поперёк толстунушки,
А в ножки – ходунушки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок.
Медленно разводя ручки в стороны, в такт говорят:
Батюшке – сажень,
Матушке – сажень,
Братцу – сажень,
Сестрице – сажень,
А мне – долга, долга, долга.
Подрастает дитя, удлиняется потешка. Давайте все вместе вспомним потешку «Сорока». Здесь уже есть педагогическое наставление, урок. Щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького, но лентяя.
Сорока – белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Показывая на большой палец): А этому не дала:
(Поглаживая его, говорят): Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!
-А какие еще потешки вы знаете?
-А кто знает потешку
«Шла лисичка по мосту?» (Ученик читает потешку).
«Шла лисичка по мосту.
Несла вязанку хворосту,
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголок
Дала сладкий пирожок».
-Но были потешки – сценки и для взрослых. Их разыгрывали на ярмарках.
Два скомороха
1-й скоморох.Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.
2-й скоморох.Я- скоморох Прошка.
1-й скоморох.А я – Федул – скоморошка.
Прошка.Федул, Федул.
Что губу надул?
Федул.Кафтан прожёг.
Прошка.Зачинить можно?
Федул.Можно, да иглы нет.
Прошка.А велика ли дыра?
Федул.Один ворот остался.
«Макей и Патрикей»
Патрикей. Эй, Макей, ты что сегодня делал?
Макей. Рукавицы искал!
Патрикей. Нашел?
Макей. Нашел!
Патрикей. Где же они были?
Макей. Да за поясом. А ты куда шагаешь?
Патрикей. За семь вёрст.
Макей. Киселя хлебать?
Патрикей. Нет, комара искать!
Макей.Это которого же комара-то?
Патрикей. Да, того, который за нос укусить меня хочет!
Макей. Да он же при тебе!
Патрикей. Где это при мне?
Макей. Да на носу у тебя! (Хлопает его по носу).
«Четыре кумы»
1-я Здорово, кума!
2-я На базаре была!
1-я С ярмаркой поздравляю!
2-я Петуха купила.
1-я Ты что, кума, глуха?
2-я Хочу жареного петуха.
3-я Здорово, кума!
2-я На рынке была!
3-я Никак ты, кума, глуха?
2-я Купила курицу да петуха!
3-я Прощай, кума!
2-я 5 алтын дала.
4-я Добрый день, кума, послушай.
2-я Муженьку несу покушать.
4-я Эй, кума, ты что, глуха?
2-я Жареного петуха!
(Прикрепить на доску 2ой лепесток)
Слайд № 6 Приговорки. (Хором читаем про божью коровку и улитку).
-Следующий вид у.н.т. – приговорки. Термин "приговорка" произошёл от слова "приговаривать". Приговорка - это прибаутка, то есть нечто, чем сопровождается основной рассказываемый текст. Чаще всего это короткий текст, зачастую шуточный или элементарно зарифмованный, обладающий сходным с основным текстом сюжетом и сходной, но более ярко выраженной моралью. Роль приговорок могут играть пословицы, частушки и другие простенькие примеры устного народного творчества. Например:
Божья коровка,
Полети вверх ловко,
Принеси нам с неба
Меда и хлеба.
Улитка, улитка, высунь рога,
Дам тебе хлеба и пирога.
- Ребёнок в крестьянской семье знал различные приговорки. Чаще всего их произносил каждый поодиночке. Это обращение к мыши.
Мышка- мышка, возьми мой старый зуб - гнилой,
Дай мне новый – крепкий и большой.
К коршуну, к коровушке, птичке, жучкам. Приговорки при скакании на одной ноге, чтобы из уха вылилась вода, попавшая туда во время купания: «Водяной, водяной, забери воду с собой».
3 конкурс. Расшифровать приговорку и объяснить, когда её произносили.
1-я команда:
акшукуК, акшукук, окьлоксенмьтиж?
(Кукушка, кукушка, сколько мне жить?)
2-я команда:
иИкКоОтТаА, нПаЕфРеЕдЙоДтИа!
(Икота, икота, перейди на Федота!)
3-я команда:
жВжожджяжнжожй, жзжажбжежржижвжожджужсжсжожбжожй!
(Водяной, забери воду с собой!)
4конкурс «Интонационный»
1. Попробуйте приговорку «Огуречик» прочесть так, словно вы хотите его поругать.
2. А теперь испуганно.
3. Устало.
4. Словно диктуете диктант.
5. Боитесь, что вас перебьют.
6. Дразнясь.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик
Там волки живут,
Тебе хвостик отгрызут.
(Дети участвуют в конкурсе)
(Прикрепить на доску 3й лепесток).
Слайд № 8 Считалки
Считалки – это своеобразная кладовая народа. В ней и творчество взрослых и то, что создано выдумкой детей.
Считалка – рифмованный стишок с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и узнают водящего.
Давайте хором прочтём считалку с экрана.
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит - это он,
Выходи из круга вон!
- А какие считалки вы знаете?
6 конкурс Считалки
(Прикрепить 4й лепесток на доску).
Слайд № 9 Пословицы
- Пословица – это краткое мудрое народное изречение с поучительным смыслом. Возникли пословицы в давние времена. Народ, не умевший ни писать, ни читать создавал свою устную школу, передавал мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, учил подрастающее поколение уму – разуму.
Не зря говорят «Пословица – всем делам помощница».
Она советует, учит, предупреждает.
- Составьте из этих слов пословицу.
Нет чем Родина наша земли краше(Нет земли краше, чем Родина наша).
Чему учат пословицы на экране?
7 конкурс «Узнай пословицу по двум словам»
Дело – Мастер
Чтение – Учение
Язык – Дело
Шило – Мешок
Труд – Лень
Коса – Камень
(Прикрепить 5-ой лепесток на доску).
Слайд № 10 Загадки
Загадки ещё один вид народного творчества. Это задача, головоломка. Это сейчас загадка – детская забава, а раньше это было занятием взрослых, и они относились к этому с большой серьёзностью.
Непременным атрибутом свадебного обряда были загадки. Жених отгадывая их, доказывал, что может быть главой семьи.
Испытаем и вас.
8ый конкурс «Ты мне – я тебе»
Команды загадывают друг другу по 5 загадок.
(Прикрепить на доску 6ой лепесток).
Слайд № 11
Самый любимый жанр фольклора, конечно же, сказки!
- Узнали сказки на экране?
- А какие русские народные сказки вы можете назвать?
9 конкурс «От кого телеграмма?»
Ребятишки, привет! Убежал от бабки с дедом, чтоб не съели за обедом. (Колобок.)
Ребята, никогда не прыгайте через костёр, а то растаете, как я. (Снегурочка.)
Мальчишки и девчонки! Не смог я справиться с бедным крестьянином. Хотел я его заморозить, да не вышло. (Мороз Красный нос.)
10 конкурс «Сказочная пантомима» (Задания командам даются в конвертах).
1-я команда:
Не произнося ни единого слова показать сказку «Колобок»
2-я команда:
Не произнося ни единого слова показать сказку
«Курочка ряба»
3-я команда:
Не произнося ни единого слова показать сказку
«Репка».
(Прикрепить 7ой лепесток на доску).
Слайд № 10 Частушки
Вход старушки-Веселушки.
(девочка в русском народном костюме с корзиной.В корзине: косынки, кепки, игрушки, платочки, вырезанные по контуру балалайки.)
Старушка-Веселушка поет частушку:
– Кто сложил такие байки?
Кто частушки сочинил?
Ты, поди, теперь узнай-ка,
Кто он был и где он жил.
Частушка – это удивительный жанр. Новых сказок, былин уже не возникает. А частушки и сегодня сочиняют и взрослые и дети.
Впервые появилась частушка в середине XVIII века. Это было очень давно. И теперь люди во время свадеб, гулянок, ярмарок часто поют частушки.
– (Поют) Кто сказал – частушки вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?!
– В них люди рассказывают о своей жизни, работе, об отношениях с другими людьми, высмеивают частушки-зачины:
– Так живи, частушка, всяко!
Под гармошку и струну!
Надо нам, друзья, однако,
Спеть сегодня хоть одну!
Спеть частушки-концовки.Зачины поют, когда только начинают петь, а концовки в конце исполнения частушек
– мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Или:
– У частушек есть начало,
У частушек есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем-молодец!
Показывает, что она принесла. (косынки, платочки, кепки) Предлагает детям спеть частушки, надев косынки, кепки.
– Я начну исполнять, а вы продолжите.
– Я в Рязани поживаю
Сушки, пряники жую,
Я частушек много знаю
И сейчас для вас спою.
– Ты играй повеселее,
Балалайка три струны!
Подпевайте, кто умеет,
Не стесняйтесь, плясуны!
(Дети исполняют частушки, которые знают, которым научились от родителей, бабушек. Задание дается заранее)
4. Знакомство с частушкой.
– Вы пропели частушки, которые слышали от взрослых. Но есть частушки детские, которые отражают интересы детей. Д/и. «Волшебная кепка» (кому наденут кепку, тот поет частушку):
Частушки сочиняют и дети и взрослые. Иногда на мотив частушек исполняются дразнилки, поговорки, небылицы-перевертыши. Такие песенки вызывают радостный смех детей(«Федя-бредя…», «Иван-болван…», «Ваня-Ваня, простота…» и другие).
- Многие современные детские поэты тоже сочиняют частушки.
Вот какие веселые частушки сочинил В. Берестов: (исполняют девочки с гармошками, балалайками)
а) Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
б) Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрешки вышли в юбочке.
И еще много интересных и красивых частушек на эту тему есть у него.
6. Давайте и мы попробуем сочинить частушки. Подберите слово-рифму.
Д/и. «Доскажи словечко»
а) У нас в садике цветы
Небывалой … (красоты).
Чтобы они цвели всегда,
Нужно солнце и … (вода).
б) На высокой на осине
Созревают … (апельсины).
А на низенькой березе
Расцветают … (розы).
в) Мы веселые детишки
Любим мультики и … (книжки).
Мы весь день хотим играть,
Но не любим днем мы … (спать).
(Прощается и уходит).
Вот и вырос у нас на доске волшебный цветок.
Все ли жанры фольклора есть в нашем волшебном цветке? (Дети отвечают, что в волшебном цветке нет скороговорок, поговорок, частушек.)
- Мир фольклора – это мир, каким он должен быть по народным представлениям – справедливым и прекрасным, как этот цветок.
Ум, доброту, трудолюбие, вежливость люди во все времена уважали. А глупость, лень, хвастливость, зло всегда высмеивали.
Река русской речи находится в постоянном движении. Каждое поколение добавляет свои мудрые высказывания.
И мы с вами ещё не раз обратимся к устному народному творчеству и каждый раз фольклорная мозаика будет нас удивлять новыми, затейливыми красивыми узорами.
- Огромное спасибо всем участникам мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»
Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....
Фольклорный КВН для учащихся 4-5 классов
Фольклорный КВН для учащихся 4 – 5 классов Цели: 1. закрепить и расширить знания детей о разных жанрах фольклора, 2. прививать любовь к устному народному творчеству, 3. работать над разви...
Фольклорный праздник "Посиделки"
Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....
Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"
Россия, Россия, края дорогие,...
Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"
Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...
Фольклорный праздник Казачьи посиделки.
Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....
Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"
Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...